logo search
Ответы к ГОСам

14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.

Определение гос. управления как средства общественной упорядоченности предполагает, во-первых, адекватность его целей интересам народа, во-вторых - высокую организованность его субъектов, направленную на достижение этих целей. В процессе радикальных политических и социально-экономических преобразований общества трансформируется в первую очередь система гос. управления, переживая, как правило, системный кризис. Утрачивая при этом свои организационные качества, го. система включается в общий процесс социальной самоорганизации и становится чувствительной к аномалиям, присущим социетальным кризисам.

Нормальное состояние системы - это прежде всего ее реальное соответствие своему предназначению. Под воздействием внешних факторов или внутренних дисфункций возникают аномалии - отклонения от нормальных параметров функционирования. Системные аномалии - структурно-функциональные расстройства системы гос. службы: -смещение цели гос. службы, когда она переключается на обслуживание социально непродуктивной элиты в политической и экономической сферах, обеспечивая ее жизнеспособность и благополучие в ущерб интересам общества; - неадекватность структуры гос. органов задачам и функциям социально-организационной практики; -нарушение субординационных (властная вертикаль) и координационных внутриструктурных связей, рассогласование деятельности ветвей и уровней гос. власти; - социальная агнозия - расстройство информационно-аналитической функции гос. службы, проявляющееся в неспособности сбора и анализа информации о социальных процессах или избирательном, социально непродуктивном ее использовании; -нормотворческая дисфункция, проявляющаяся неоперативностью и несовершенством разрабатываемых проектов гос. решений или расхождением между социально обоснованными предложениями и политическими установками; - правоприменительная несостоятельность - неспособность обеспечения исполнения принимаемых решений, проявляющаяся в распространенности правонарушений в управленческой деятельности и жизни общества.

Проявлениями являются профессиональная некомпетентность, бюрократизм, коррупция, информационная закрытость, отчужденность власти, карьеризм и т.д.

Локальные (поведенческие) аномалии - отклонения поведения служащих и их неформальных групп от норм, принятых в служебной деятельности. Их основные проявления: социальное равнодушие, консерватизм, формализм, волокита, низкая исполнительность, конформизм или конфликтность, злоупотребление служебным положением в корыстных личных целях, предательство интересов службы и т. д.

Карьеризм - стремление к достижению личных успехов в какой-либо сфере деятельности, вызванное корыстными соображениями и целями, неуемной погоней за получением желаемых чинов, должностей, званий. Основные симптомы: статусное продвижение является самоцелью, а не результатом достижений в сфере деятельности; компенсация продуктивной незрелости протекционизмом; высокая скорость статусного продвижения с "проскоками" промежуточных уровней; неразборчивость в средствах и методах достижения статусных целей; использование возможностей достигнутого статуса в личных целях, в том числе для последующих статусных прорывов .

Бюрократизм в виде: формализма и бумаготворчества, подмены законов инструкциями и командами начальников, чрезмерная регламентация и запретительство, субъективизм в работе с кадрами, протекционизм, превращение аппарата в самодостаточную систему.

Последствия: 1) отрыв аппарат управления от проблем общества с замыканием служебной деятельности на интерес "сверху"; 2) деформация служебных отношений.

Коррупция - совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место действие или бездействие .

Коррупция - опаснейший вид социальной патологии, поражающий систему гос. и мун. управления. Сложность преодоления коррупции заключается в том, что она реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческим решением) наделяет ее способностью самоорганизации и, следовательно, устойчивого самосохранения. Коррупция увеличивает диспропорцию социальной структуры общества, усиливает имущественную дифференциацию граждан, социальную напряженность.

Пути решения.

- модернизация системы исполнительной власти в целом. Прямая обязанность государства создавать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью;

- эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений.

- проведение анализа реализуемых государственных функций.

- совершенствование кадровой политики, позволяющей регулировать карьерную аномалию.

- повышение открытости государственной службы, снятие формализма, бюрократизма.

В качестве одного из путей решения проблемы разветвленного бюрократического аппарата и проблемы коррупции в России можно назвать применяющуюся на данный момент систему электронных очередей, а также – находящуюся на стадии внедрения систему электронного правительства. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. В настоящее время электронное правительство активно внедряется в нашей стране. Наиболее ярким его примером является запуск портала госуслуг.