logo search
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 9. Предпринимательство 137

Контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей. Предприниматель достигнет не многого, если взвалит всю работу на себя. Необходимо добиться того, чтобы привлеченные им работники вкладывали не только свой труд, но и свое творчество в организованное дело.

В 90-х годах нынешнего столетия страны с переходной экономикой болезненно переживают очень трудный период реставрации свободного предпринимательства. После примерно шестидесятилетнего забвения частное предпринимательство получило право на жизнь. Начальный этап трансформации экономики принес множество примеров "дикого" предпринимательства: нечестность, алчность, сговоры, легкость выдачи обещаний и такую же легкость их несоблюдения, преступность и другое. В первые ряды предпринимателей пришли люди далеко не с самыми высокими моральными, культурными и образовательными качествами. В определенной степени это напоминает период развития предпринимательства XIX века, получившего название "дикого капитализма". Но дальнейший опыт экономического развития показал, что вхождение рынка в цивилизованные рамки, формирование смешанной экономики современного типа резко сужают шансы на серьезный успех предпринимателей с низкими морально-этическими и образовательными качествами.

Как и в природе, в рыночной среде существует своеобразный внутренний "естественный отбор". Есть в современной экономике и влиятельный "санитар", который выметает нечистоплотных предпринимателей, — это конкуренция. Лишь предприниматели, соблюдающие определенные морально-этические, не говоря уже о правовых, нормы поведения, выживают и преуспевают. Конечно, в "нижнем" слое предпринимателей встречаются самые разные типы поведения, но рыночные возможности таких субъектов обычно небольшие.