logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 6. Спрос 95

потребительские предпочтения очень сложно, но наблюдать их воздействие на спрос приходилось каждому. Среди факторов, изменяющих потребительские предпочтенид следует выделить:

1.   Изменение потребностей. Как мы выяснили в главе 2, потребности людей постоянно развиваются. Чаще всего появлению потребности и ее осознанию способствует само производство. Появление цветных телевизоров, осознание их возможностей лучше удовлетворять потребности привело к возрастанию спроса на них, что сместило кривую спроса вправо. В то же время по отношению к черно-белым телевизорам произошло негативное изменение потребительских предпочтений и кривая спроса на них сместилась влево.

Изменение потребностей следует отнести к долговременным факто-рам возздействия на потребительские предпочтения.

2.   Мода. Если товар входит в моду, прежнему набору цен будут соответствовать увеличенные объемы покупок. При этом кривая спроса сместится вправо. Если же мода проходит, нельзя рассчитывать, что объем покупок по прежним ценам сохранится: при сохранении объема покупок цены снизятся; при сохранении цен снизится объем покупок. Иными словами, кривая спроса сместится влево.

3.   Реклама. Это очень сильное средство воздействия на потребительские предпочтения. Рекламодатели расходуют огромные средства на ее проведение в надежде повлиять на потребительский выбор. Успех рекламы — смещение кривой спроса вправо; провал рекламы — смещение кривой спроса влево.

Мода и реклама могут воздействовать на потребительские вкусы быстро и в неожиданном направлении. Поэтому прогнозировать такие изменения очень сложно, а строить планы на этих прогнозах — рискованно.