logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 5. Собственность и ее экономическая роль 87

5.   В то же время сам собственник нередко ограничивает свои права. Он может сдавать объект в пользование, аренду другим лицам, делегировать права менеджерам, сдавать объект в доверительное управление. Он ищет наиболее экономически выгодные для него формы организации использования объекта собственности.

6.   Приватизация — это отчуждение путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в пользучастных лиц. Цели приватизации в разных странах могут отличаться. Украина стремится с помощью приватизации ускорить процесс формирования полноценного частного сектора экономики, вовлечь факторы свободной инициативы и личной заинтересованности в более эффективное использование капитала.

88 Раздел I.   ВВЕДЕНИЕ   В   ЭКОНОМИЧЕСКУЮ   ТЕОРИЮ  

Основные термины и понятия

Г л а в а

СПРОС

Легкo заметить, что не только различные товары имеют отличающиеся цены, но и одни и те же товары в разное время могут оцениваться по-разному. Людей всегда заботила проблема пропорций обмена одного товара на другой. Она была и в центре внимания экономической науки. Решающие результаты в теории цен были достигнуты в XIX веке. Сначала выделились два принципиально различных подхода: трудовая теория стоимости, утверждавшая, что товары обмениваются по стоимости, которая определяется затратами общественно необходимого труда на их производство (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), и теория предельной полезности, рассматривавшая цену как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности определенного товара со стороны покупателей и продавцов (Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер). Последующие исследования (А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, Дж. Хикс и др.) позволили выделить рациональные моменты из этих теорий и создать современную теорию ценности, объяснить процесс координации спроса и предложения.

Эта и две последующие главы посвящены изложению современных подходов к механизму взаимодействия продавцов и покупателей, рыночного порядка достижения удовлетворяющих обе стороны цен. Поскольку каждый из участников обмена руководствуется своими собственными интересами, то целесообразно рассмотреть рынок раздельно со стороны покупателя, со стороны продавца, а затем их координацию.

6.1