logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Конкуренция на рынке труда

Субъекты рынка труда соперничают, конкурируют за лучшую реализацию своих интересов. Конкуренция среди работников ведется за рабочие места, среди работодателей — за работников, за ресурсы труда.

282Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Наличие конкуренции означает для тех, кто работает по найму или ищет работу, необходимость постоянно заботиться о качестве своих трудовых услуг, стремиться повышать квалификацию, непрерывно поддерживать интерес к своим трудовым возможностям у работодателей. Иного, за редким исключением, не дано. Тот, кто хочет иметь достаток, какие-то гарантии от безработицы, должен постоянно заниматься самосовершенствованием, ежедневно доказывать конкурентоспособность своего труда.

Изменения, которые произошли в экономике Украины с начала 90-х годов, значительно повлияли на отношения работник — работодатель. Если в условиях централизованно-плановой экономики в роли работодателя–монополиста выступало государство, которое довольно часто проявляло себя "мягко", "терпимо" по отношению к нерадивым работникам, то рыночные условия меняют и структуру работодателей, и их требования к работникам. Людям здесь все меньше следует уповать на государство, на его опеку, а больше на себя, на собственные усилия, знания, готовность и умение эффективно работать. Государство берет под свою защиту только тех, кто по объективным причинам не может на равных конкурировать с другими на рынке труда (инвалиды, люди пожилого возраста, женщины, имеющие малолетних детей, окончившие средние школы и некоторые другие). Необходимо поскорей забыть известную поговорку: "работа — не волк, в лес не убежит", как не отвечающую реалиям экономического бытия и экономической психологии работника, действующего в условиях рыночной среды.

Конкуренция среди работников повышает в целом качественный уровень ресурсов труда, которые имеются в обществе. Она открывает перед работодателями возможность выбора. С другой стороны, конкуренция среди работодателей дает выбор работникам — они могут реализовать свои трудовые услуги на более подходящих условиях, выбрать то место работы, которое по соображениям доходности и другим мотивам принесет им наибольшую выгоду и удовлетворение.

18.2