logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 10. Конкуренция и монополия 149

Конкуренция покупателей может вестись:

а)   денежными голосами, т. е. готовностью заплатить больше денег за желаемый товар. Получается своего рода аукцион, постоянно действующий, имеющий множество "мест" или "точек" проведения. Победителями становятся те покупатели, которые достигли перевеса в предложении количества денег за товар. Такая форма конкуренции покупателей является основной, абсолютно преобладающей. Она "улавливает" экономический интерес продавца, стремящегося максимизировать денежные поступления;

б)   завоеванием особого отношения у тех, кто располагает благами. В преобладающей части конкурентных случаев, чтобы заполучить желаемый товар достаточно иметь большую денежную силу, с помощью которой можно победить конкурентов. Но так происходит не всегда. Дружеские, родственные и другие привилегированные отношения некоторых покупателей с продавцами могут повысить конкурентоспособность этих покупателей, обеспечить им лучшую доступность к благам. Это может касаться получения кредита, экономических ресурсов и потребительских товаров, заключения договора на"аренду помещения, получения работы, места для обучения в престижном вузе, льготной путевки в профсоюзном комитете и т.д. Эти примеры иллюстрируют реальность, одновременно указывая на то, что формы человеческого сотрудничества не являются совершенными;

в)   применением особых личных данных в получении желаемого товара или услуги. Например, если цена на какой-то товар фиксируется государством, а спрос на него при данной цене значительно превышает предложение, денежные возможности становятся бесполезным инструментом

150 Раздел II.   СИСТЕМА   РЫНКА  

в законном соперничестве за приобретение данного товара. Он становится дефицитным, не задерживается на прилавках магазинов или в других местах реализации. Тогда покупатели пускают в ход .другие средства. Одни из них пытаются предвидеть, когда и где наиболее вероятно появление дефицитного товара, другие готовы проявлять свои физические данные (выносливость, силу), выстаивая многочасовые очереди или втискиваясь в переполненный троллейбус или автобус, добиваясь таким образом получения транспортной услуги. Такие явления более заметны в условиях централизованно-плановой экономики.

Конкуренция продавцов может вестись путем:

а)   использования ценовых методов. Цель продавца — максимизировать денежные поступления от реализации своего товара. Денежная выручка зависит от физического объема производства и цены за единицу проданного товара. Выделиться среди конкурентов можно, установив, например, более низкую цену на товар. Это привлечет внимание покупателей: при прочих равных условиях они увеличат покупки у данного продавца и, тем самым, произойдет отток денежных голосов, денежных поступлений у других продавцов. В основе более низкой, по сравнению с конкурентами, цены могут лежать меньшие издержки на производство и реализацию товара, или стремление за счет уменьшения прибыли на единицу товара увеличить ее общую массу за определенный период времени. Ценовое соперничество может принимать довольно острые формы, нередко оно даже именуется как "ценовая война", оно может быть направлено на полное подавление конкурентов;

б)   использования неценовых методов. В этих случаях внимание покупателей, их деньги привлекаются действиями, не связанными с манипуляциями ценами на товары. Продавец стремится обеспечить более высокое качество своего товара, создать благоприятные условия для его послепродажного обслуживания (например, создание сервисных центров по ремонту автомобилей). Продавец стремится вести активную маркетинговую деятельность — изучать запросы потребителей, выявлять нюансы, тенденции, чтобы соответствующим образом реагировать на них, и, тем самым, опережать конкурентов. Активно используется реклама, информирующая потенциальных покупателей о товаре, пропагандирующая его свойства, отличительные характеристики.

В целом в современной экономике, чтобы преуспевать, продавцы должны постоянно заниматься повышением конкурентности своих позиций.