logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Конкуренция в экономике: сущность, субъекты, значение Понятие конкуренции

"Конкурировать" в буквальном переводе с латинского означает "сталкиваться". Столкновение интересов, их соперничество является одним из элементов нашей жизни. Можно даже сказать о том, что она наполнена соперничеством интересов.

У двух парней одновременно могут возникнуть симпатии к одной девушке, они будут соперничать за получение ее благосклонности; сотрудники одной организации могут соперничать за получение более высокой должности; выпускники школ соперничают за право быть принятыми в высшее учебное заведение; политические партии соперничают за места в органах государственной власти... Этими примерами мы хотели бы показать, что конкуренция является довольно широким понятием, охватывающим едва ли не все сферы человеческой жизнедеятельности. Конкуренция всегда выступает как результат редкости, ограниченности чего-либо.

Конкуренция в экономике — это соперничество экономических субъектов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничающими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 10.1). Лучшая реализация экономических интересов для первых будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, для вторых — получение меньшими денежными затратами большего количества необходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведется за деньги покупателей, а среди покупателей — за товары продавцов.