logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 13. Воспроизводство предприятия: издержки и доходы 209

где максимизируется экономическая прибыль, обратимся к анализу данных табл. 13.6. Как видно из нее, цена за одну пару джинсов снижается по мере роста объемов продаж. Еще в большей мере снижается предельный доход, который теперь не совпадает с ценой. Он меньше цены новой порции продукта, поскольку по новой цене приходится продавать не только дополнительную единицу, но и весь объем.

Таблица 13 6 Выбор объемов производства при чистой монополии

Дневной обем производства, едениц товара

  Издержки. ДЕ  

   Цена       за      еденицу  

  Доход  

  экономиче-     ская       прибыль  

совокупные

предельные

  средние  

  валовой  

предельный

0

200

200

1

300

100

300

230

230

230

–70

2

396

96

198

205

410

180

+14

3

495

99

165

185

565

155

+70

4

600

105

150

170

680

125

+80

5

715

115

143

160

800

120

+85

6

846

131

141

152

912

112

+66

7

994

148

142

146

1022

110

+28

8

1160

166

145

140

1120

98

–40

9

1350

190

150

134

1206

89

–144

10

1570

220

157

128

1280

74

–290

Экономическая прибыль, получаемая предприятием, возрастает только до определенного объема производства, а дальше начинает снижаться, переходя в убытки. Максимальная экономическая прибыль (85 ДЕ) достигается при объеме производства пяти джинсов в день. Нетрудно заметить, что начиная со следующей единицы продукции предельные издержки превышают предельный доход. А это уменьшает экономическую прибыль. Отсюда можно сделать вывод, что и для чистой монополии справедливо правило: максимальная прибыль достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода.

В отличие от совершенной конкуренции предприятие-монополист будет получать экономическую прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Поскольку доступ в отрасль других предприятий ограничен, не произойдет перелива капитала, смещения кривой предложения и устранения экономической прибыли. Поэтому в отраслях с чистой монополией цены на продукцию будут выше, чем при таких же условиях, но с господством свободной конкуренции.

210 Раздел II.   СИСТЕМА   РЫНКА  

Формирование цены и выбор объемов производства в условиях монополистической конкуренции и олигополии сочетают в себе положения, характерные для рассмотренных двух крайних позиций.

Краткие выводы

1.   Все материально-вещественные и денежные ресурсы, которыми обладает предприятие, называются фондами предприятия. Ими обеспечивается воспроизводство предприятия.

2.   Производственные фонды предприятия подразделяются на основные, оборотные и фонды обращения. Кругооборот производственных фондов — это процесс смены форм, превращения фондов из одной функциональной формы в другую (денежную, производительную, товарную). Оборот фондов — это движение фондов от момента авансирования денежных средств до их полного возврата.

3.   Основные производственные фонды служат в течение длительного времени, совершают оборот в течение ряда кругооборотов, затраты на них возвращаются постепенно, определенными порциями, называемыми амортизационными отчислениями. Стоимость основных фондов может выражаться через показатели первоначальной, остаточной, восстановительной их стоимости.

4.   Оборотные фонды полностью используются в каждом кругообороте, включаются в стоимость создаваемой продукции в полном объеме и возмещаются в течение одного кругооборота.

5.   В краткосрочном периоде, когда невозможно изменить производственные мощности, все издержки предприятия можно подразделить на постоянные — они не связаны с изменениями объемов производства, и переменные — они зависят от объемов производства. В сумме они дают совокупные издержки. Прирост совокупных издержек на получение дополнительной единицы продукции называется предельными издержками.

6.   В долгосрочном периоде, когда есть возможность изменить объемы применения всех видов ресурсов, все издержки предприятия переменные. При выборе масштабов производства необходимо учитывать как положительный, так и отрицательный эффект роста предприятия.