logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Функции рынка

Уже при рассмотрении кругооборота товаров и денег можно обнаружить те функции, которые свойственны рынку:

1.   Доведение конечных товаров до потребителей. Поскольку современное производство основано на разделение труда, то абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для "чужого" потребления. Именно рынок служит тем мостом, через который продукт поступает от производителя к его потребителю.

2.   Обеспечение производства ресурсами. Домохозяйства, будучи собственниками (индивидуальными или объединенными) большинства трудовых ресурсов, капитала, земли и предпринимательских способностей, реализуют свое право на рынке, что приносит им соответствующие доходы. Предприятия, приобретая ресурсы, несут издержки.

3.   Установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям. Поскольку производитель работает, как правило, не на заказ, а ориентируется на свои собственные.представления о том, что необходимо производить и сколько, он всегда рискует. Только после того, как товар приобретен покупателем и продавец полностью компенсировал свои издержки, он может с уверенностью сказать: "Мой выбор был правильным". Если в предположениях допущена ошибка, рынок или не принимает такое количество товара или не возмещает производителю всех затрат. Поэтому положение товаропроизводителя в обществе во многом определяется положением его товара на рынке.

120 Раздел II.   СИСТЕМА   РЫНКА  

4.   Распределение ресурсов и конечных товаров. Неблагоприятное положение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать использование ресурсов на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок служит перераспределению ресурсов между производствами, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей. Рынок также является определенным порядком распределения конечных товаров. ,

5.   Согласование интересов продавца и покупателя, координация их действий. Через эту функцию осуществляются все остальные. Поэтому посвятим ей весь следующий параграф.

8.2