logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Цены на другие товары

Поскольку потребности людей взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга. Чаще всего одну и ту же потребность могут удовлетворять различные блага. В соседний город можно поехать поездом или автобусом, утолить голод можно бутербродом или стаканом молока. Поэтому одно из важнейших свойств благ — их взаимозаменяемость. Блага, способные удовлетворить одну и ту же потребность, получили название товаров-субститутов. Незаменимых благ практически нет. У потребителя всегда есть альтернатива. "Коридор свободы" в выборе блага может быть шире или уже, но он всегда существует.

В каждый данный момент, исходя из предпочтений покупателей, складывается определенный спрос на товары-субституты. Может ли изменение цен на одни из них повлиять на спрос на другие? Как, к примеру,

96 Раздел II.   СИСТЕМА   РЫНКА  

изменится спрос на услуги железнодорожного транспорта, если стоимость билетов на междугородные автобусные перевозки возросла? Вполне понятно, что в изменившихся условиях часть потенци-' альных пассажиров при выборе вида транспорта для поездки отдаст предпочтение тому из них, который стал относительно дешевле. Поэтому при тех же ценах на железнодорожные билеты спрос на эти услуги возрастет и кривая спроса сместится вправо. Следовательно, изменение цен на товары-субституты прямо воздействует на спрос на данный товар.

Но для товаров характерно еще одно свойство — взаимодополняемость. Это означает, что эффективное потребление одного из них возможно только в сочетании с другим. Такие блага называются комплементарными. В качестве примера можно привести СВЧ-печь и электроэнергию, автомобиль и бензин и т. п. Повлияет ли на спрос на автомобили резкое удорожание бензина? Несомненно. Поскольку теперь обслуживание автомобиля будет обходиться дороже, некоторые потенциальные покупатели вынуждены будут отказаться от покупки, что уменьшит спрос на неэкономичные автомобили, т. е. переместит кривую спроса влево. Следовательно, изменение цен на комплементарные блага имеет обратное воздействие на спрос на данный товар.