logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 12. Предприятие и его виды 183 Классификация предприятий по размерам

Прежде всего следует объяснить, что может приниматься в качестве критерия определения размера предприятия и его соответствующего отнесения к той или иной классификационной группе. Таким критерием может быть:

а)   количество работников, занятых на предприятии;

б)   объем хозяйственного оборота предприятия, т. е. величина его денежных поступлений (выручка) за определенный период времени;

в)   стоимость капитала предприятия.

Критерии классификации предприятий по размерам определяются государством, оно же устанавливает их конкретные количественные значения. Нередки случаи, когда дело не ограничивается выбором одного критерия. Это связано с тем, что использование только одного критерия, например, наиболее распространенного — количества работников, не всегда может точно передать действительные возможности предприятия. Предприятие с небольшим количеством работников может быть оснащено новейшими, автоматизированными техническими системами, т. е. располагать значительной мощностью.

В Украине государство официально начало применять классификацию предприятий по размерам с 1990 года. В качестве критерия определения размеров предприятия было избрано количество работников, которое изменялось в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Соответствующими правовыми актами государство дало официальную трактовку малого предприятия в Украине.

Количество квалификационных групп по признаку размера предприятия колеблется по странам. В табл. 12.1 мы показали наиболее типичный пример классификации предприятий по размерам: три группы — малые, средние и крупные предприятия.

Какова цель государства при разработке классификации предприятий по размерам? Это оказание со стороны государства различных форм поддержки небольшим предприятиям. Необходимость такой поддержки продиктована следующими обстоятельствами:

1.   Потребностью поддержания и развития конкурентной среды, системы свободного предпринимательства. Новая предпринимательская структура — это новый конкурент. И нам уже приходилось подчеркивать исключительно важное значение конкуренции для эффективности экономики. Но новые субъекты предпринимательства обычно не рождаются как относительно крупные предприятия. Люди, как правило, начинают с малого бизнеса. Но малые предприятия — это "болезненные дети" (так именуют родители и врачи тех детей, которые очень чувствительно реагируют на малейшие изменения температуры, сквозняки и т. п.).

184 Раздел II.   СИСТЕМА   РЫНКА  

Уязвимыми местами таких предприятий могут быть: более высокие издержки; худшие условия кредитования; высокая чувствительность к малейшим колебаниям рыночной конъюнктуры, .неувязкам с поставками ресурсов, задержкам в оплате счетов; худшая доступность к ресурсам. Поэтому государство, как правило, стремится повысить конкурентные возможности небольших предприятий, создать для них дополнительные шансы.

2.   Полезностью сочетания в национальной экономике мелких, средних и крупных предприятий. Такое сочетание положительно сказывается на эффективности экономической системы. Вся система становится более гибкой, мобильной, кризисоустойчивой. Малые предприятия способны быстрее других реагировать на изменения потребностей. Они активно берутся за новое. Это новое (товар, технология) дает им шанс пробиться на многие рынки. Сами условия деятельности малого бизнеса заставляют его быть гибким, разворотливым, активно искать новые товары и услуги. Сочетание в экономике предприятий различных размеров позволяет полнее использовать принцип разделения труда и его преимущества. Малые структуры способны достигать высокой степени совершенства в производстве, например, различных деталей автомобилей, оборудования. Крупные предприятия получают большие возможности сосредоточиться на масштабных структурных маневрах, сконцентрировать силы и средства на крупных научно-технических разработках.

3.   Использованием возможностей мелкого бизнеса для решения региональных проблем. Новые предприятия дают новые рабочие места. В современной экономике проблема занятости относится к наиболее актуальным экономическим проблемам. В некоторых странах малый бизнес дает до 70-80% прироста рабочих мест. Поддержка новых структур может позитивно сказываться на финансовых возможностях местных органов власти — расширять их бюджет, способствовать решению определенных социально-экономических проблем.

К основным формам поддержки малого бизнеса со стороны государства можно отнести:

а)   установление льгот в области налогообложения;

б)   оказание финансовой поддержки в различных вариантах;

в)   создание "бизнес-инкубаторов", предполагающих обучение, консультирование, передачу в аренду капитала начинающим предпринимателям и другое;

г)   оказание содействия в получении кредитов.

Конечно, поддержка малого бизнеса со стороны государства является важным моментом. Однако не следует, видимо, переоценивать ее роль. Решающее значение в успехе или неудаче предпринимательских начинаний, как показывает практика, принадлежит прежде всего