logo
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 25

которую исповедуют очень многие современные предприниматели, гласит, что успех фирмы определяется умением наилучшим образом распознавать и удовлетворять потребности покупателей. И этот перечень можно продолжить. Так что же такое потребности?

Потребности — это внутренние побудительные мотивы деятельности человека. Иными словами — это состояние неудовлетворенности, которое человек желает изменить, или удовлетворенности, которое он желает продлить.

Человек, как правило, осознает свои потребности. Он понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т. п. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу.

Древний охотник гоняется за дичью, чтобы утолить голод, студент читает книгу для удовлетворения потребности в знаниях, семья идет в театр, чтобы отдохнуть, пообщаться с друзьями... Эти примеры наводят на мысль, что те или иные действия человека обусловлены существованием потребности. Но тогда возникает вопрос: откуда же появляются сами потребности? Можно ли говорить, что потребность — это полет человеческой фантазии, вымысел, который зарождается в человеческом сознании. В какой-то мере такое утверждение справедливо. Но, как правило, потребности возникают не на пустом месте, а выступают сами как следствие экономической деятельности. Поэтому, с одной стороны, должна существовать определенная потребность для того, чтобы человек занялся какой-либо экономической деятельностью, а с другой — именно эта деятельность порождает новую потребность.