12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
СП - комплекс меропр-й гос-ва, касающ-ся элементов экономич системы с учетом их взаимовлияния и взаимод-я и направл-х на формиров-е в России в соотв-ии с задачами долгосрочных экономич преобраз-й соц-но ориентир-й и высокоэфф-й рыночной эк-ки при органичном включ-ии ее в мирохоз-е связи. СП - система мер, осуществляемых гос-вом по формир-ю эфф-ной структуры эк-ки в соотв с прогрессивными достиж-ми в науке, технике и технологии для обеспеч-я устойч-го экономич роста. СП реализ-ся на 2 уровнях: макроэк-м и микроэк-м. На макроэкономическом уровне: -повышение совокуп-го спроса, -обеспеч-е условий трансформации накоплений в инвестиции, -стимулирование экспорта, -регулирование импорта в целях защиты отечеств товаропроизв-лей
На микроэкономическом уровне: -ликвидация или реорган-я неэфф-х экономич структур, -недопущение возмож-ти появления новых монополий, -организация внедрения рыноч норм повед-я субъектов хоз деят-ти.
Структурные кризисы (СК) – определ-е состояние эк-ки, хар-ся негативными тенденциями. Экономич кризисы чаще охватыв эк-ку, проходят периодич-ки. В отличие от них, СК охватыв т. к-либо компонент эк-ки, носят не периодич, а затяжной хар-р, могут возобновл-ся. СК порожд-ся глубокими диспропорциями м/д развитием отд сфер и отраслей произ-ва.
2 основ типа СК: кризис перепр-ва и недопр-ва. СК перепр-ва – складыв-ся длит тенденция несоот-вия спроса и предл-я, связ с длит-м предлож-м. Взаимозамен-е товары неодинаково стоят, затраты, связ с ними различны. Предл-е м.б. относительно избыточным. СК развив-ся когда 1 ресурс м.б. заменен др-м рес-м, а устаревающ рес-с явл основой для перепр-ва. СК недопр-ва – нехватка товаров, спрос больше чем предложение, пр-во др продукции более затратно, т.к. товары стан-ся дороже. (энергетич кризис (нефтяной кризис 70-х гг.
Структурный сдвиг (СС) – кардин-е изменение стр-ры, точки бифуркации – сдвиги в плавном течении процесса на порядок не соотн-ся с предыд-ми изм-ми. СС хар-ся вариативн-ю, непредсказ-тью направлений. СС сами по себе не носят циклич хар-ра; они обеспеч временное преодол-е противоречий, накаплив-ся за длит период времени. Сущ след-е типы СС:
1-й тип – появл-е принцип новых видов продукции (у разн прод-в разл потенциал инновации, м.б. мультиплик-й эффект - технология сублимации привела к появл супов быстрого пригот-я, бульонн кубиков и т.п.)
2-й тип – технологич-й СС – появл-е новых т/л-й по традиц-м продуктам (в металлич промыш-ти т/л холодной штамповки, металлокерамика). Т.о. одна и та же прод-я м. произв разл способами, 1 тип межотрасл СС, 2 –внутриотрасл.
3-й тип – сдвиг в хар-ке самого прод-та - сферные (между сферами) изменения. Сдвиг от материального пр-ва продукта в сферу услуг.
4-й тип – сдвиг в самих услугах - новый, неоднознач, постиндустр-й тип сдвигов – сдвиг от матер услуг к нематер-м, появл-е информац-го продукта, сдвиг в виртуальную эк-ку, глобальная трансформация.
Все эти сдвиги в той или иной степени треб вмеш-ва гос-ва.
Экономич система включ след-е стр-ры: воспроизв-я (сотнош-е сфер пр-ва, распред, роста), отраслевая (основыв на ОРТ), территориальная (общефедер, регион, местн, ур-нь отд суб-в предприним деят-ти), институц-я, организационная Принято выд-ть след-е секторы отраслевой стр-ры добывающий/сырьевой, обрабатыв-й, инфраструктурный (производст-я и соц-я инфр-ра), распределительно-обменный (торговля, финансы), соц-управленч-й
В экономике России преоблад утяжеленная стр-ра – 1 и 2 секторы, в отличие от гибкой/мобильной – 3, 4 и 5 секторы. Стр-ра по уровням эк-ки: общефедер-й, регион-й, уровень отд-х суб-в предприним деят-ти. Институцион-й уровень представлен биржами, кредитно-банк системой, внебюдж фондами и т.д.). Структурная политика (СП) осущ-ся на каждом из уровней. Например, реструкт-я естеств монополий (Газпром, РАО ЕС и др.), финансовая реестр-я – реестр-я кредитно-банк систем, реестр-я финанс состояния, денеж-х потоков. Институц-е стр-ры – инст-т собств-ти, измен-е орг-но-правовых форм, приватиз-я, национализ-я и денацион-я. Эк-ка состоит из гос-го, частного и некоммерч обществ сектора эк-ки. Соотношение их постеп меняется.
Проблемы реструк-ции на федер уровне осмыслены, на ур регионов – нет.
Структуру эк-ки РФ можно оценить как неудовлетв-ю. Происходит утяжеление стр-ры (1 и 2 секторы). Одна из важн проблем – институц-ая стр-ра: приватизация в РФ д.б. создать лучшую стр-ру. Появ ФПГ, олигархия. Рыночная инфрастр-ра не развивалась. Плохо разв-ся инвестиц-й климат. 3-я проблема – неравномерность регион-го развития. На уровне хоз-х субъектов – морально устаревш оборудов-е, технологии). Общая тенденция – необх-ть глобальной модернизации эк-ки. Необход разработка СП, учитыв стратегич пр-пы (селективный пр-п, пр-п экономич целесообр-ти). Сущ-е задачи противоречивы (экономич эффе-ть и решение соц-х проблем). Стр-я перестройка - ключев фактор экономич роста. Суть - наряду со свертыв-м и ликвид-й не удовл требов-м рыноч эк-ки произв-в проис развив-е соврем эфф-х и конкурентосп-х произ-в и видов деят-ти. Специфика С-й перестр-ки в России сост в том, что ее отпр пунктом служ стр-ра экономики, слож в осно в условиях планово-распр системы и изоляции от миров рынка, хар-ся глубокими деформациями, низкой конкурентосп-ю больш-ва изделий обрабат пром-ти, выс уровнем монополизации.
Формир-е в России стр-ры эк-ки, отвеч критериям развитых стран, объективно требует на этапе реестр-ции повыш-я роли гос-ва, провед-я им активной СП с примен-м всего арсенала использ-х в рыноч эк-ке методов.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона