logo search
Ответы к ГОСам

5. Судебная власть в системе государственного управления.

СВ сущ-нно отличается от законод и ис­полн. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент, он не занимается исполнит деят-ю. Власть суда имеет конкретный харак­тер. Действуя в особой процессуал форме, суд рассматривает и решает конкр дела: уголовные, гражданские, административные; трудовые. Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в упр-и гос-м, обладает широкими полномочиями. С др стороны, это сравнит слабая власть. Она не опирается непо­ср на поддержку граждан-избирателей, как законод власть, не имеет таких механизмов, как исполнит.

Дееспос гос-ва измер-ся степенью защищённости прав и свобод граждан, оно не возможно без сильной СВ. Правосудие контролирует и следит за преступностью, сдерживает произвол чиновников. СВ – это право, возможность и способность спец создаваемых гос учреждений – судов оказывать воздействие на поведение людей и соц процессы конкретно-опр юрид. мерами, установленными законами. СВ - одна из разновидностей гос. власти, кот. осущ-т правосудие. Правосудие – это вид гос. деятельности, направленной на рассм. и разрешение различ. соц. конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Судеб.сис-ма – совок. судов, построенных в соотв. с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Важной общественно значимой задачей суд власти является сдерживание, уравновешивание двух других ветвей власти в соответствии с принципом разделения гос власти.

Принципы правосудия: - свободный доступ к суду; - коллективное осущ-е правосудия; - возможность обжалования; - публичность и гласность; - независимость; - презумпция невиновности; - право на защиту; - ответств гос-ва за судебную ошибку. Признаки правосудия:- Осущ-ся от имени гос-а; - Спец. гос. орг-ми – судами; - Рассм. в судеб. заседаниях гражд., уголов. и др. дел в установл. процессуал-й форме. Правосудие в РФ строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократ. прав. гос-ва и закреплённых в КРФ и в ФКЗ «О суд. сис-ме РФ».

Судебная власть в РФ осуществляется судами в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Все судебные органы входят в единую судебную систему. Единство судебной системы означает, прежде всего, то, что у всех судов общие задачи, к которым относятся защита прав и свобод граждан, защита конституционного строя, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов.

Судебная система РФ установлена Конституцией РФ и ФЗ «О судебной системе РФ ». В соответствии с этими нормативными актами в судебную систему входят: Конституционный Суд РФ ; суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение дел по гражданским, уголовным, административным и иным делам, во главе которых стоит Верховный Суд РФ (Далее ВС) ; арбитражные суды, рассматривающие экономические споры и споры в сфере управления (т.е. споры между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей, между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ ), во главе которых стоит Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) .

Конституционный суд - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. ВАС РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и споров в сфере управления. ВС РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые рассматривают суды общей компетенции. В систему судов общей компетенции входят верховные суды субъектов, военные суды. ВС РФ , возглавляющий систему судов общей компетенции, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает наиболее сложные и важные дела.