8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
Админ реформа - комплекс мероприятий гос.власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата гос-ва - гос.администрации, ее функций, форм и методов деятельности. Административная реформа направлена, прежде всего, на создание оптимальной и эффективно действующей системы государственного управления, которая отвечала бы потребности решения стоящих перед обществом неотложных социально-экономических задач, связанных с повышением не только уровня, но и качества жизни населения. Ключевые области админ реформ: роль гос-ва в обществе; структура и функции органов гос.управления; повышение эффективности и результативности деятельности гос аппарата; управление гос.службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность госаппарата. Задачи: повышение качества и доступности гос услуг; ограничение вмешательства гос-ва в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного гос регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполн власти (ОИВ).
Приоритет направления: ограничение вмешательства государства в экон деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного гос регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных ОИВ; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экон деятельности; управления гос имуществом; предоставления гос организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными ОИВ и ОИВ субъектов РФ; оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти.
Цели были определены в «Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах»: 1) повышение качества и доступности гос. услуг; 2) дальнейшее ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного гос. регулирования; 3) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Преобразования системы ОИВ проведены в стране в 2004г. в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных ОИВ», в результате кардинально обновлена структура. 3 вида федеральных ОИВ: министерством, федеральной службой (управлением) и федеральным агентством. Реорганизация проведена и для того, чтобы повысить персональную, личную ответственность каждого министра, руководителя служб и агентств, их подразделений. Задачи министерства - выработка гос стратегии в соответствующей сфере управления, достоверное прогнозирование. Федеральная служба (управление) должна быть самостоятельным органом исполнительной власти, образуемым для непосредственного осуществления специализированных функций, в том числе применения мер государственного принуждения.
Направления совершенстования гос. и мун. управления:
1. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности гос. и мун. услуг: Совершенствование системы лицензирования. Совершенствование системы аккредитации. Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности. Совершенствование системы гос. контроля и надзора. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования. Оптимизация предоставления гос. и мун. услуг. Мониторинг качества и доступности услуг. Организация предоставления услуг по принципу "одного окна".
2. Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления: Оптимизация деятельности органов гос. власти и МСУ при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов власти и органов МСУ и формируемых ими информационных ресурсах. Совершенствование системы оценки регулирующего воздействия. Развитие механизмов досудебного обжалования. Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих
3. Oтраслевые меры по совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности: выявить и исключить избыточные и дублирующие административные процедуры осуществления гос. и мун. контроля (надзора); сократить количество проверяемых документов; усовершенствовать нормативно-правовое регулирование порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности органов публичной власти.
В 2009-2010гг. в рамках административной реформы осуществлялась работа по основным направлениям. 1. Управление по результатам - Цель- внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат. 2. Стандартизация и регламентация – Цель- разработка и внедрение стандартов гос услуг, административных регламентов. 3. Предоставление гос услуг на базе многофункциональных центров. 4. Предоставление информации о гос услугах и гос услуг в электронной форме. 5. Оптимизация функций ОИВ и противодействие коррупции. 6. Повышение эффективности взаимодействия ОИВ и общества. 7. Модернизация системы информационного обеспечения ОИВ. Конечная цель административной реформы заключается в ориентации органов государственной власти и управления на четкое определение круга своих клиентов и качественное указание им услуг, на творчество профессионально подготовленных государственных служащих.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона