logo search
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Измерение инфляции

Итак, инфляция отражает повышение среднего уровня цен в экономике. Средний уровень цен — это средневзвешенная цена различных товаров и услуг в экономике.

Движение среднего уровня цен, или просто уровня цен в экономике, измеряется при помощи индекса цен. Индекс цен выражает взятое в процентах отношение стоимости определенного набора товаров и услуг в данном периоде к его стоимости в базовом периоде. Этот фиксированный набор товаров и услуг может называться рыночной корзиной.

Таким образом, чтобы рассчитать индекс цен, необходимо подобрать определенную рыночную корзину, подсчитать стоимость товаров и услуг, входящих в ее состав, на какую-нибудь дату. А далее каждую неделю, месяц, квартал и т. д. можно определять стоимость этой же корзины, делить ее на стоимость корзины в базовом периоде и получать индекс цен.

Если, например, определять уровень цен в 1999 г. по отношению к 1998 г., то формула для расчета будет иметь следующий вид:

Предположим, получим ответ, равный 110 %, это будет означать, что за год цены в экономике страны возросли в 1,1 раза, или на 10 % (уровень инфляции). Период, за который измеряется инфляция, может быть разным. Его минимальная продолжительность чаще составляет месяц, иногда можно встретить сообщения об изменении уровня цен за неделю, а максимальная — может измеряться десятилетиями.

296Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Наиболее распространенным в мировой практике индексом цен (индексом инфляции) является индекс потребительских цен (CPI — Consumer Price Index). Из названия видно, что роль товаров-представителей при его определении отводится определенным потребительским товаром, т. е. тем, которые приобретаются домашними хозяйствами. Количество наименований товаров-представителей, используемое для расчета этого индекса, обычно составляет несколько сотен. Среди них продовольствие, одежда, обувь, жилье, транспорт и др. В потребительскую корзину эти товары "попадают" не только со своими ценами за единицу, но и со своими весами. Веса товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, — это их удельные веса (доли) в расходах потребителей.

Поясним это на примере. Допустим, что у среднего потребителя 50 % его расходов идет на приобретение продовольствия, 30 — других потребительских товаров, 20 % — услуг. Если индекс цен на продовольствие составил 95 %, другие потребительские товары — 105 %, услуги — 115 %, то индекс стоимости потребительской корзины будет равен:

95 x 0,5 + 105 x 0,3 + 115 x 0,2 = 102 %.

Вместе с тем, и в Украине, и в других странах используются также другие индексы цен. Например, статистические органы Украины периодически информируют о значениях индекса цен промышленной продукции и индекса закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. В их основе лежат изменения цен, по которым производители реализуют данную продукцию.

Для исчисления темпа прироста среднего уровня цен за определенный период времени используется следующая формула:

Индекс цен __ Индекс цен

Темп прироста цен за отчетный период

_________________________________________

отчетного периода предыдущего периода

= 100

= Индекс цен предыдущего периода

Например, индекс цен ответного периода — это индекс цен 1999 г., равный ПО %, а индекс цен предыдущего периода — индекс цен 1998 г., равный 105 %. Тогда темп прироста цен в 1999 г. составит (110—105) : 105 х 100 = 4,8 %.

К измерениям инфляции применимо и "правило величины 70". Разделив число 70 на ежегодный темп прироста цен, можно определить количество лет, в течение которых может произойти удвоение уровня цен. Так, например, при ежегодном темпе прироста цен в 5 % уровень цен удвоится через 14 лет. Следует отметить, что точность этого правила снижается по мере использования более высоких показателей темпов инфляции.