logo search
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Теория эффективного спроса

Прежде всего Кейнс высказал несогласие с фундаментальным положением классической теории — законом Сэя. Согласно его теории, не совокупное предложение создает совокупный спрос, а, напротив, совокупный спрос создает собственное предложение.

334Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Зададимся вопросом: чем определяется совокупное предложение в краткосрочном периоде? Если технологический уровень производства и производственные мощности остаются неизменными (а это признаки краткосрочного периода), то уровень производства определяется численностью занятых. Производители готовы предложить на рынке любое количество продукции, а следовательно, и обеспечить занятость любого количества работников, в зависимости от той выручки, которую они получат, реализовав товары и услуги. Эту выручку, побуждающую производить тот или иной объем продукции, Кейнс назвал ценой предложения.

Иными словами, в каждый данный момент времени функция совокупного предложения задана, поскольку заданы достигнутым уровнем развития затраты на производство любого объема товаров и услуг.

Прогнозируя результаты своей деятельности, производители ожидают фактически получить за каждый объем производства определенную цену. Эту ожидаемую выручку можно назвать ценой спроса. Ожидаемая выручка более-менее тесно связана с фактически полученной, поскольку производители постоянно корректируют свои ожидания в зависимости от полученных результатов и конъюнктуры рынка.

Действительные объемы производства постоянно будут стремиться к точке, в которой цена предложения (S) и цена спроса (D) совпадают. Всякое другое состояние оказывается неустойчивым. Действительно, если цена спроса (ожидаемая выручка) оказывается выше цены предложения, то значительная дополнительная прибыль побуждает производителей увеличивать производство. Если же ожидаемая выручка не компенсирует затрат, необходимых для производства данного объема продукта, предложение будет уменьшаться. Эту взаимосвязь можно заметить на графике, изображенном на рис. 21.3.

Производитель в своих действиях будет ориентироваться на объемы предложения, соответствующие точке пересечения графиков цены предложения и цены спроса. Величина совокупного спроса в точке пересечения графиков названа Кейнсомэффективным спросом.

Таким образом, делает вывод Кейнс, функции совокупного спроса

Рис. 21.3. Эффективный спрос