logo search
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 15. Национальная экономика. Экономическая роль государства 245

возможностей длявыявления общественных предпочтений; 2) организация практического учета общественных предпочтений.

Начнем с первого. Как каждый из нас может заявить о своих предпочтениях? В демократической стране можно определить следующие пути: во-первых, при избрании людей на государственные посты. Обычно претенденты выдвигают свои политические программы, В которых экономика занимает важнейшее место, избиратели знакомятся с ними и поддерживают или не поддерживают их, голосуя "за" или "против"; во-вторых, через деятельность политических партий. Каждая партия разрабатывает программные принципы деятельности, имеет экономические цели и проекты. Участвуя в деятельности той или иной партии, голосуя за какую-либо партию, человек тем самым высказывает свое отношение к определенным экономическим проблемам; в-третьих, через деятельность профсоюзов. Охват экономических проблем, которыми занимаются профсоюзы, довольно широкий. Экономические позиции профсоюзов обычно отражают экономические настроения очень больших групп людей; в-четвертых, через работу средств массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать); в-пятых, путем проведения референдумов по важнейшим вопросам.

Выявление общественных предпочтений нужно для того, чтобы каким-то образом на них реагировать, учитывать в экономической политике государства. Степень учета зависит от многих обстоятельств: например, от организации государственной власти в стране, от того, скажем, на сколько прочность нахождения в политическом кресле зависит от степени соответствия деятельности политика интересам и предпочтениям избирателей. Зависит она также от политической культуры, политических традиций. Политическая практика дает примеры того, когда, например, на стадии предвыборной борьбы даются одни обещания, а после победы конкретные действия имеют, мягко говоря, отличающийся характер. В целом же, в демократическом обществе создается гораздо больше шансов реализации в политических поступках общественных предпочтений. Однако не следует идеализировать политиков и полагать, что они всегда руководствуются общественными интересами, и только. Теория "общественного выбора" советует анализировать их действия так же, как и принятие экономических решений домашними хозяйствами и предприятиями. А последние, как известно, руководствуются прежде всего удовлетворением своих собственных интересов.

246Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Краткие выводы

1.   Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики, среди признаков которой можно выделить: а) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда; б) общая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие объекты; в) общая система экономической защиты.

2.   Национальная экономика должна стремиться к динамическому равновесию. Основными видами равновесия, поддержание которых является одной из важнейших проблем макроэкономической политики, являются: а) равновесие совокупного спроса и совокупного предложения; б) равновесие спроса и предложения денег; в) равновесие на рынке труда; г) равновесие доходов и расходов государства.

3.   В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государственное управление. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана: а) потребностью поддержания условий саморегуляции экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками саморегулирования и необходимостью их преодоления; в) потребностью определенного перераспределения доходов, повышения доступности к некоторым товарам и услугам.

4.   В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: а) формирование правовой основы экономической деятельности ("правил игры"); б) защита и развитие конкуренции; в) организация производства товаров и услуг общественного пользования; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэкономической стабилизации.

5.   Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов, второе — воздействие на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется.

6.   Экономическая политика государства — это принимаемые государством меры, направленные на решение экономических проблем общества. Теория "общественного выбора" — это