2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
Структура – в системе ГУ означает совок-ть институтов и связей обеспеч-х единство и целостность ГУ. Разнообр-е функций гос-ва обуславливает и сложность стр-ры гос органов. ГУ строится как по вертикали так и по горизонтали. По горизонтали– как и в большинстве стран на 3 ветви власти; по вертикали – центральная , региональная, местная.
Система гос власти России является двухуровневой и включает в себя: федер органы и органы власти субъектов Федерации. Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов гос власти, через которую государство осуществляет свои функции. На федер уровне гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы гос власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Президент РФ Конституционно–правовой статус Президента определен главой 4 Конституции РФ. Президент является главой гос-ва, представляя Россию внутри станы и за ее пределами и выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование органов гос власти. Президент РФ избирается на 6 лет на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законодательная власть. Федеральное Собрание – парламент РФ – представительный и законодательный орган. Состоит из 2 палат – Совета Федерации и ГосДумы. Порядок формирования Совета Федерации определен ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федер Собрания». Палаты Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению: утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;, назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Констит, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. ГосДума – избираемый гос орган, порядок избрания ее 450 депутатов установлен ФЗ «О выборах депутатов ГосДумы Федерального Собрания РФ. К ведению ГосДумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. ГосДумой принимаются федер законы РФ, одобряются федер.конституционные законы.
Исполнительная власть. Органы испол власти – это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. ОИВ делятся на федеральные (Правительство, федеральные министерства, службы, агентства и субъектов РФ (Президенты и главы субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и др). По характеру полномочий ОИВ: органы общей компетенции и органы специальной компетенции (министерства и др). Испол власть в России согласно Конституции осуществляет Правительство. Положение Пр-ва как высшего органа федер испол власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и ФКЗ «О Пр-ве РФ». П-во возглавляет единую систему испол власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осущ-е полномочий федер испол власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федер органов исполн власти, организует исполнение федер законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федер органами исполн власти и органами исполн власти субъектов РФ. Полномочия Пр-ва РФ связаны с различными сферами жизнедеятельности общества.
Судебная власть. Правосудие представляет собой вид гос деят-ти, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ; конституций республик; уставов, законов субъектов РФ… Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.
На региональном уровне: правовой статус и компетенция определены в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ, региональных законах.
Проблемы: - избыточная власть президента (80% гос. полномочий), эффективность функционирования Президента РФ как института главы Российского государства во многом определяется способностями, желаниями, а то и физическими возможностями конкретного государственного деятеля, необходимо - восстановление баланса сдержек и противовесов президентской и законодательной (представительной) власти в системе разделения властей на федеральном уровне; - слабость законод власти (в т.ч. и по причине существования партии власти), - недостаточная преемственность органов власти.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона