logo search
Ответы к ГОСам

29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.

Использование ИКТ - одна из доминант современного этапа развития гос-ва. Особая роль - сеть интернет, которая открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия. Пример - ЭП - одна из управленческих инноваций конца XX - начала XXIв. Идеи ЭП появились с начала 1990-х годов XX века в ходе реализации административных реформ в западных странах. Причина - кризис бюрократической модели управления, подрыв доверия населения к полит институтам. Преобразования были направлены на оптимизацию работы гос аппарата, эффективное использование ресурсов, расширение спектра и повышение качества гос услуг, построение более эффективной системы взаимодействия гос-ва и общества.

4 модели ЭП: 1. Континентально-европейская модель: наличие надгос институтов (Европарламент, Еврокомиссия), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС; высокой степенью интеграции стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском инфо пространстве; жестом законодательстве, регулирующем инфо отношения и инфо потоки. Управление и деятельность правительств - ориентация на нужды граждан-пользователей инфо сетями и системами, что позволяет потребителю получать правительственную информацию в режиме on-line, реализовывать свои права, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов. 2. Англо-американская модель (США, Канаде и Великобритании). Основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. 3. Азиатская модель - удовлетворение инфо потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.

4. Российская модель - ФЦП «ЭП 2002-2010гг.». Отправная точка создания ЭП - 2000г., когда лидеры 7 ведущих государств и Президент России подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия предусматривала разработку каждой из стран своей национальной стратегии построения информационного общества. В 2002г. Правительство приняло ФЦП «ЭП 2002-2010гг». 1 этап реализации (2002-2006) начался с ведомственной информатизации, направленной на обеспечение постоянного присутствия органов власти в сети интернет, путем создания информационных веб-сайтов и их регулярного обновления. Параллельно стартовала реализация проектов по разработке электронных административных регламентов (ЭАР). Фактором, мешающим реализации, стало межведомственное противоборство за контроль над бюджетом «ЭП» и отсутствие единого контролирующего органа. Произошла «лоскутная информатизация» - каждый гос орган выстроил свою инфо систему, ориентируясь на собственные потребности. Системы оказались не совместимыми между собой/дублирующими друг друга. 2 этап (2006 - 2010) - ФЦП была скорректирована с учетом новых задач в области повышения эффективности гос управления и направлена на создание ЭП. Цели: Повышение качества взаимоотношений гос-ва и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов власти, повышения оперативности предоставления гос и мун услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения Обеспечение эффективного межведомственного инфо взаимодействия; Построение единой инфо вертикали гос управления; Повышение доступности гос услуг; Повышение уровня квалификации, проф подготовки работников органов гос власти в сфере использования ИКТ. В новой редакции ФЦП, приоритет отдается внедрению ИКТ для повышения эффективности функционирования системы гос управления. Планировалось создание межведомственных инфо систем, объединение правительственного портала и реестра гос услуг, запуск системы электронных госзакупок, создание многофункциональных центров (МФЦ), в которые граждане смогут обратиться по проблемам, требующим вмешательства органов власти и получить исчерпывающую информацию. В дополнение к ФЦП Совет Безопасности РФ утвердил Стратегию развития инфо общества, устанавливающую «общие стратегические ориентиры развития до 2015г.», а Правительство РФ одобрило Концепцию формирования «ЭП до 2010г». В 2010-2011гг. эффективность исполнения ФЦП оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между гос органами, электронные коммуникации между гос органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность гос управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась

Проблемы: 1. Несоответствие провозглашаемых принципов реальной практики работы органов гос власти. Принцип построения системы ЭП - простая информатизация и автоматизация имеющихся бюрократических процедур без пересмотра принципов организации гос аппарата, отказ от ориентации на граждан и максимальное удовлетворение их потребностей. 2. Гос аппарат в России не оказался заинтересованным в новациях, делающих его деятельность прозрачной и подотчетной обществу. 3. Коррупция и злоупотребления. 30 августа 2011г. Ген прокуратура РФ направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию ФЦП.

В сложившихся условиях стратегия создания ЭП в России нуждается в корректировке. Необходим новый подход, в котором ЭП должно рассматриваться как инструмент достижения целей административной реформы, способный модернизировать всю систему управления. В 2011г. на смену программе - программа «Информационное общество». Цель - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам. Задачи: - развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства; - перевод гос и мун услуг в электронный вид; - развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; - повышение открытости деятельности органов гос власти; - создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, ЖКХ, образования и науки, культуры и спорта, построение ЭП и повышение эффективности гос управления.