29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
Использование ИКТ - одна из доминант современного этапа развития гос-ва. Особая роль - сеть интернет, которая открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия. Пример - ЭП - одна из управленческих инноваций конца XX - начала XXIв. Идеи ЭП появились с начала 1990-х годов XX века в ходе реализации административных реформ в западных странах. Причина - кризис бюрократической модели управления, подрыв доверия населения к полит институтам. Преобразования были направлены на оптимизацию работы гос аппарата, эффективное использование ресурсов, расширение спектра и повышение качества гос услуг, построение более эффективной системы взаимодействия гос-ва и общества.
4 модели ЭП: 1. Континентально-европейская модель: наличие надгос институтов (Европарламент, Еврокомиссия), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС; высокой степенью интеграции стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском инфо пространстве; жестом законодательстве, регулирующем инфо отношения и инфо потоки. Управление и деятельность правительств - ориентация на нужды граждан-пользователей инфо сетями и системами, что позволяет потребителю получать правительственную информацию в режиме on-line, реализовывать свои права, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов. 2. Англо-американская модель (США, Канаде и Великобритании). Основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. 3. Азиатская модель - удовлетворение инфо потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.
4. Российская модель - ФЦП «ЭП 2002-2010гг.». Отправная точка создания ЭП - 2000г., когда лидеры 7 ведущих государств и Президент России подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия предусматривала разработку каждой из стран своей национальной стратегии построения информационного общества. В 2002г. Правительство приняло ФЦП «ЭП 2002-2010гг». 1 этап реализации (2002-2006) начался с ведомственной информатизации, направленной на обеспечение постоянного присутствия органов власти в сети интернет, путем создания информационных веб-сайтов и их регулярного обновления. Параллельно стартовала реализация проектов по разработке электронных административных регламентов (ЭАР). Фактором, мешающим реализации, стало межведомственное противоборство за контроль над бюджетом «ЭП» и отсутствие единого контролирующего органа. Произошла «лоскутная информатизация» - каждый гос орган выстроил свою инфо систему, ориентируясь на собственные потребности. Системы оказались не совместимыми между собой/дублирующими друг друга. 2 этап (2006 - 2010) - ФЦП была скорректирована с учетом новых задач в области повышения эффективности гос управления и направлена на создание ЭП. Цели: Повышение качества взаимоотношений гос-ва и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов власти, повышения оперативности предоставления гос и мун услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения Обеспечение эффективного межведомственного инфо взаимодействия; Построение единой инфо вертикали гос управления; Повышение доступности гос услуг; Повышение уровня квалификации, проф подготовки работников органов гос власти в сфере использования ИКТ. В новой редакции ФЦП, приоритет отдается внедрению ИКТ для повышения эффективности функционирования системы гос управления. Планировалось создание межведомственных инфо систем, объединение правительственного портала и реестра гос услуг, запуск системы электронных госзакупок, создание многофункциональных центров (МФЦ), в которые граждане смогут обратиться по проблемам, требующим вмешательства органов власти и получить исчерпывающую информацию. В дополнение к ФЦП Совет Безопасности РФ утвердил Стратегию развития инфо общества, устанавливающую «общие стратегические ориентиры развития до 2015г.», а Правительство РФ одобрило Концепцию формирования «ЭП до 2010г». В 2010-2011гг. эффективность исполнения ФЦП оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между гос органами, электронные коммуникации между гос органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность гос управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась
Проблемы: 1. Несоответствие провозглашаемых принципов реальной практики работы органов гос власти. Принцип построения системы ЭП - простая информатизация и автоматизация имеющихся бюрократических процедур без пересмотра принципов организации гос аппарата, отказ от ориентации на граждан и максимальное удовлетворение их потребностей. 2. Гос аппарат в России не оказался заинтересованным в новациях, делающих его деятельность прозрачной и подотчетной обществу. 3. Коррупция и злоупотребления. 30 августа 2011г. Ген прокуратура РФ направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию ФЦП.
В сложившихся условиях стратегия создания ЭП в России нуждается в корректировке. Необходим новый подход, в котором ЭП должно рассматриваться как инструмент достижения целей административной реформы, способный модернизировать всю систему управления. В 2011г. на смену программе - программа «Информационное общество». Цель - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам. Задачи: - развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства; - перевод гос и мун услуг в электронный вид; - развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; - повышение открытости деятельности органов гос власти; - создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, ЖКХ, образования и науки, культуры и спорта, построение ЭП и повышение эффективности гос управления.
- 1. Роль государства в развития общества. Правовое, социальное государство
- 2. Структура высших органов государственной власти России и проблемы ее совершенствования.
- Законодательная власть (зв) в системе государственного управления.
- 4. Исполнительная власть в системе государственного управления.
- 5. Судебная власть в системе государственного управления.
- 6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).
- 7. Государственная гражданская служба: законодательная база, основные права и обязанности госслужащих, категории, группы должностей
- 8. Административная реформа и основные направления совершенствования государственного и муниципального управления в России.
- Профессиональная этика государственных служащих.
- 10. Муниципальная организация местного самоуправления.
- 11. Север в стратегии развития России. Миссия Архангельской области в ее реализации.
- 12. Место и роль Архангельской области в России. Проблемы взаимоотношения с соседними регионами.
- 13. Характеристика внутренней и внешней среды организации, методы их стратегического анализа. Информационные ресурсы внешней и внутренней среды организации.
- 14. Служебные аномалии в государственной службе (бюрократия, коррупция): проблемы и пути решения.
- 15. Местное самоуправление как институт народовластия.
- 16. Территориальное общественное самоуправление в системе мсу: нормативно-правовые основы, функции, перспективы развития.
- 17. Общественно-деятельностная структура муниципальной организации местного самоуправления.
- 18. Организационная культура и ее влияние на деятельность организации.
- 19. План-е как функция упр-я. Этапы план-я. Факторы, ограничивающие возможности план-я.
- 20. Представительный орган муниципального образования в системе местного самоуправления (формирование, статус, компетенция, структура).
- 21. Местная администрация как муниципальная управленческая организация (формирование, статус, функции, структура).
- 22. Современные подходы к содержанию и роли управления
- 23. Особенности национальных моделей управления: японская, американская, западноевропейская.
- 24. Проблемы управления персоналом в условиях восстановления экономики после кризиса
- 25. Процесс подбора и отбора персонала. Формирование резерва управленческих кадров государственной службы
- 26. Управление адаптацией персонала, формы и методы развития персонала
- Оценка результативности труда персонала.
- 28. Информационные системы управления: понятие, свойства, структура, классификация.
- 29. Реализация программы «электронное правительство» (эп), проблемы и перспективы оказания государственных услуг в электронном виде.
- 30. Формирование связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Организация и полномочия пресс-службы.
- 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в рф
- Понятие и виды юридических лиц. Порядок создания и прекращения деятельности юридического лица.
- 4. Понятие, условия действительности гражданско-правовых сделок. Виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной.
- 6. Понятие и виды обязательств в гражданском праве. Принципы и место их исполнения. Способы обеспечения исполнения обязательств.
- 7. Понятие, порядок заключения, виды гражданско-правовых договоров. Основания изменения и расторжения гражданско-правового договора.
- 8. Понятие, содержание, субъекты права собственности и иных вещных прав. Способы защиты права собственности и иных вещных прав.
- 9. Представительство и доверенность в гражданском праве (понятие, виды).
- 10. Понятие, предмет и система российского трудового права. Основные принципы и источники трудового права.
- 11. Субъекты трудового права. Понятие и классификация субъектов трудового права. Защита персональных данных работника.
- 12. Социальное партнерство в сфере труда
- 13. Понятие, содержание и виды трудового договора.
- 14. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Перерывы в работе. Отпуска.
- 15. Понятие и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве. Оплата и нормирование труда.
- 16. Понятие, виды и условия возникновения материальной ответственности сторон трудового договора. Основные способы защиты трудовых прав работника.
- 10. Кр. Севера и приравнен. К ним местностям
- 18. Рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 19. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Охрана труда. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- 20. Понятие, предмет, метод, система и источники административного права рф
- 21. Понятие, особенности административно-правовых норм. Структура и виды административных правоотношений
- 22. Предмет, задачи и принципы законод-ва об админ. Правонарушениях (апн). Апн и админ. Ответственность.
- 23. Понятие, цели, виды административного наказания. Назначение административного наказания
- 24. Понятие, виды, требования и процесс принятия административных актов. Административный договор.
- 25. Понятие, виды и система субъектов административного права. Сущность, функции, способы обеспечения законности в государственном управлении.
- 26. Классификация административных правонарушений (апн), виды наказаний, подведомственность дел и порядок производства по делам об административных правонарушениях на территории ао.
- 27. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 28. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их права и обязанности. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 29.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 30. Конституция рф. Структура, основное содержание. Порядок внесения поправок и изменений. Защита Конституции рф.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Рациональный выбор потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Различные подходы к экономической роли государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в рф. Государственное регулирование рынка труда
- Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Влияние глоального финансового кризиса на экономику России.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации Российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство.
- 25. Учёт материалов. Методы оценки материальных запасов. Контроль запасов.
- 26.Муниципальная собственность.
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.
- 29. Рыночная инфраструктура региона.
- 30. Бизнес-план развития региона