logo search
Ответы к ГОСам

6. Региональная модель мсу (на примере Архангельской области).

Местная власть самая близкая к населению, ее доступность - это главный критерий во всех моделях МСУ. На реализация этого принципа был направлен ФЗ 131, согласно к-му АО было образовано 229 муниципальных образований: 7 городских округов, 19 муниципальных районов, 24 городских и 179 сельских поселений. Идея приблизить доступ населения к органам МСУ столкнулась с рядом проблем - на локальном уровне органы МСУ не способны решать вопросы местного значения. Как правило, там нет своих производств, ресурсной базы, а значит, и возможности собирать налоги.

Согласно Уставу АО сформирована следующая модель МСУ.

МСУ - форма осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией, федеральными, областными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы МО устанавливаются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов МСУ, а также органов государственной власти АО, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом. Изменение границ МО не допускается без учета мнения населения соответствующей территории.

Предметы ведения органов МСУ

- вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ федеральными и областными законами.

- иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов МСУ других МО, органов госу. власти и не исключенные из их компетенции федеральными и областными законами, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального и областного бюджетов).

Подчиненность органа МСУ или должностного лица МСУ одного МО органу МСУ или должностному лицу МСУ другого МО не допускается.

Гарантии МСУ

- Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, мун. правовые акты, принятые органами МСУ и должностными лицами МСУ в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами государственной власти, органами МСУ и гражданами. Мун. правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом, органами МСУ и должностными лицами МСУ, органов гос. власти.

- Наделение органов МСУ отдельными гос. полномочиями осуществляется с передачей им необходимых для осуществления этих полномочий материальных ресурсов и финансовых средств.

- Органы гос. власти АО не вправе ограничивать права МСУ, установленные Конституцией, федеральными законами, Уставом Архангельской области.

Органы МСУ и должностные лица МСУ несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Взаимодействие органов гос. власти АО и органов МСУ

Органы гос. власти области содействуют развитию системы МСУ на территории Архангельской области: - принимают меры по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности МО; - решают предусмотренные уставом области и областными законами вопросы территориального устройства АО; - оказывают органам МСУ организационную, методическую и иную помощь в работе, в том числе подготовку типовых проектов актов органов МСУ.

Органы государственной власти Архангельской области обязаны рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органов МСУ, сообщать им о результатах рассмотрения этих предложений.

В каждом из образований есть свои проблемы, которые можно решить порой только самим жителям – взявшись за это сообща. Для реализации этой возможности государством найдена форма участия населения - ТОС. В АО данная форма приобрела особую значимость. На декабрь 2011 года создано и работает 487 таких объединений граждан. Нет в Северодвинске, Новодвинске, в Мирном и на Новой Земле. ТОС - это эффективная форма общественной работы, направленная на повышение активности населения в решении вопросов местного значения. Благодаря работе ТОСов в поселениях ремонтируются и появляются новые объекты: мосты, колодцы, здания клубов, музеев, детские и спортивные сооружения, придомовые площадки и другое, необходимое и нужное в повседневной жизни. Развитие ТОС закреплено областным законом. Также для развития ТОС работает ведомственная целевая программа министерства по региональной политике и МСУ АО до 2013 года, которая направлена на стимулирование такого ресурса, как потенциал инициативных, активных и неравнодушных граждан. В рамках программы - обучающие семинары, тренинги и конференции, конкурсы с выделением финансирования из областного бюджета и конкурсы на лучший ТОС и лучшего активиста ТОС, выпускается методическая литература, издается информационный бюллетень «Вестник ТОС», работает ресурс www.toc.cit29.ru в Интернете.

Анализируя доли распределения направлений, в которых ТОС решали важные для себя вопросы в 2011 году, можно увидеть, что 48%, от всех профинансированных проектов - это благоустройство территорий, 26%, - сохранение исторического и культурного наследия, народных традиций и промыслов, развитие туризма, 21%, - мероприятия по развитию физической культуры и спорта. Оставшаяся часть, 5%, – это проекты, направленные инициативными группами на поддержку населения.