logo search
Ответы к ГОСам

Инфляция: причины, виды, способы измерения. Антиинфляционная политика государства.

Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Причины. Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Т.е. за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении. Во-вторых, это постоянный рост расходов государства на финансирование общенациональных, экономических и социальных программ (оборонная система, затраты на науку и т.д.). В-третьих, это спрос на деньги со стороны производителей. В структуре постиндустриального производства основное место занимает зарплата. Чем выше цены, тем выше должна быть зарплата, а следовательно выше издержки производства. В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохо­зяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.

Виды инфляции. Умеренная инфляция, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Такая инфляция, как благо для экономического развития, а государство как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Д ля галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен. Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен. И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах и очередях. Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, или она «планируется» правительством страны. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

Темп инфляции Iр: где Р0 – уровень цен в базисном году (какой-либо предыдущий год); Р1 = уровень цен в текущем году (в РФ, 2011г., офиц. инфо составила 6,1% (-2,7%), что является рекордно низким показателем за последние двадцать лет российской истории. Наиболее низкие показатели индексации потребительских цен были в 2009 и 2010 годах - по 8,8% в год).

Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 . определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).

Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы лежат анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе. Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части. 1.меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики - это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики. 2.меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса. Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценно и т. п. Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляция. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток - собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций-облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Цель антиинфляционной политики - удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста: уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Антиинфляционные меры: Административные методы борьбы с инфляцией – установление государством ограничений на повышение цен и заработной платы; Экономические меры – создание экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены; Методы преодоления инфляции издержек: совокупность мер антимонопольной политики (чем больше конкурентность рынка, тем больше объем предприятия, тем ниже цены), совокупность мер, способствующих снижению удельных издержек производства (снижение налогов на бизнес, снижение импортных пошлин, стимулирование технологического прогресса); Снижение совокупного спроса - снижение бюджетных расходов, сдерживающая фискальная и жесткая денежно-кредитная политика (поддержание денежной массы на определенном уровне).