logo search
Экономика заочн 2013 / Петруня / ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Оценки стабилизационных возможностей фискальной политики

Итак, изменяя свои расходы, налоговые ставки, государство может влиять на макроэкономические параметры — объемы национального производства, занятость, инфляцию. Но насколько значителен потенциал фискальной политики в плане обеспечения макроэкономической стабильности, достижения общего равновесия экономической системы? Экономисты кейнсианского и монетаристского направлений по-разному отвечают на этот вопрос.

Так, кейнсианцы считают фискальные инструменты наиболее сильным и надежным средством воздействия государства на экономику. Они уверены в достаточно высоких стабилизационных возможностях фискальной политики. Регулируя расходы, налоговые ставки, государство может через изменения в объеме совокупных расходов достигать макроэкономической стабильности. Так, представители кейнсианского направления полагают, что в некоторых условиях — при спаде деловой активности — государство может сознательно пойти на определенный дефицит бюджета для стимулирования экономики. Увеличивая свои расходы, государство будет вызывать рост совокупного спроса, который, в свою очередь, положительно скажется на совокупном предложении, произойдет уменьшение безработицы. Такая деятельность государства называется стимулирующей фискальной политикой. В то же время, при высокой конъюнктуре, в период подъема деловой активности, следует остерегаться дефицита государственного бюджета — сокращать расходы, увеличивать налоги, чтобы противодействовать инфляции. Эти меры определяются как сдерживающая фискальная политика.

Монетаристы, опирающиеся, как известно, на классические традиции в экономической науке, в целом считают фискальную политику слабым средством макроэкономической стабилизации и отводят решающую роль кредитно-денежной политике. Они полагают, что государство, создавая бюджетный дефицит, вынуждено прибегать к займу денежных средств у предприятий и домашних хозяйств. Тем самым, оно вступает в конкуренцию с финансово-кредитными институтами, предприятиями за деньги. Мало того, что государство "оттягивает" на себя какую-то часть потенциальных инвестиций, оно еще своими действиями вызывает рост процентных ставок по кредитам. В результате сокращается спрос предприятий на деньги, а в структуре совокупного спроса уменьшается объем инвестиционных расходов. А последние являются одним из факторов деловой активности. Если же дефицит государственного бюджета финансируется без привлечения неэмиссионных