logo search
предпринимательское право конспект лекций шайха

3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования

 

Государственная регистрация прекращения юридического  лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица осуществляется по его (или его органов) решению (добро­вольное прекращение), либо на основании решения суда или в результате смерти гражданина (принудительное прекращение).

Обращает на себя внимание то, что законодатель в ряде законодательных актов (например, ст.ст. 58, 247 ХК Украины, ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») применяет понятия «отмены (прекращения) госу­дарственной регистрации», «исключения из государственного реестра» и т.п. В связи со вступлением в силу Закона «О государственной регистрации ...» следует говорить о том, что все названные процедуры осуществляются путем государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности гражданина.

Государственную регистрацию прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования следует отличать от его ликвидации. Во-первых, ликвидация может быть применена лишь к субъектам хозяйствования — юридическим лицам. Граждане-предпринима­тели для прекращения своей предпринимательской деятельности осуществляют «подготовительные мероприятия», требуемые законом для лишения их статуса предпринимателя (в основном они  заключаются в процедуре снятия с учета как предпринимателей в налоговых и других органах). Во-вторых, ликвидация является организационно-имущественной процедурой, направленной на фактическое прекращение граждан субъекта хозяйствования — юриди­ческого лица, необходимым условием которого являются расчеты с кредиторами и дебиторами, составление ликвидационного баланса, передача документов в архив, уничтожение печатей, закрытие счетов, снятие такого субъекта с учета в контролирующих органах и т.п. В то время как государственная регистрация такого прекра­щения — формальная процедура, представляющая собой запись об исключении соответствующего субъекта из государственного реестра. В-третьих, ликвидация осуществляется органом, назна­ченным самим субъектом хозяйствования (при добровольном пре­кращении) или органом, назначенным судом (при принудительном прекращении), а государственная регистрация прекращения юри­дического лица — государственным регистратором.

Процедура прекращения (деятельности) субъекта хозяйствовании различна для физических и юридических лиц.

Государственная регистрация прекращения юридических лиц — субъектов хозяйствования охватывает два формальных и один фактический (второй из нижеуказанных) этапы:

а)  государственная регистрация решения учредителей юриди­ческого лица либо судебного решения о прекращении юриди­ческого лица;

б)  проведение ликвидационной процедуры либо мероприятий по реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования1);

в)  внесение записи в реестр о государственной регистрации пре­кращения юридического лица.

При банкротстве процедура государственной регистрации пре­кращения юридического лица имеет свои особенности, связанные с тем, что ликвидационная процедура может не повлечь прекраще­ние субъекта хозяйствования. Поэтому первой стадией в этом случае выступает регистрация судебного решения о возбуждении произ­водства по делу о банкротстве. Окончательная — третья стадия — мо­жет наступить лишь в том случае, если суд по результатам ликви­дационной процедуры вынесет решение о прекращении юридиче­ского лица — банкрота. Однако возможна ситуация, когда удовлет­ворение должником требований кредиторов повлечет прекращение процедуры банкротства. В этом случае не только не производится государственная регистрация прекращения юридического лица, но и вносится запись в Единый государственный реестр о прекращении процедуры банкротства.

Закон «О государственной регистрации ...» выделяет исчерпы­вающий перечень оснований для принятия решения суда о прекра­щении юридического лица, не связанного с банкротством (ст. 38):

—  признание недействительной записи о проведении государ­ственной регистрации за нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, которые нельзя устранить;

—  осуществление им деятельности, противоречащей учредитель­ным документам, или запрещенной законом;

—  несоответствие минимального размера уставного фонда юри­дического лица требованиям законодательства;

—  непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответ­ствии с законом;

— наличие в Едином государственном реестре записи об отсут­ствии юридического лица по указанному им местонахожде­нию.

Обращает на себя внимание тот факт, что государственный реги­стратор, выявив какие-либо нарушения закона, имевшие место при регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица, не может самостоятельно отменить собственную запись о госу­дарственной регистрации или произвести запись о прекращении зарегистрированного субъекта. Только судебное решение может служить основанием для принудительного прекращения юридиче­ского лица.

В содержании данных оснований можно отметить ряд законо­дательных новелл по сравнению с ранее действовавшим Законом «О предпринимательстве».

Во-первых, устранено такое основание отмены государственной регистрации (сейчас — государственной регистрации прекращения юридического лица), как несвоевременное (в течение 30-дневного срока) уведомление субъектом предпринимательства об изменении ого названия, организационной формы или формы собственности. Сейчас единственным последствием такого поведения выступает отсутствие юридической силы изменений в учредительные доку­менты до их государственной регистрации.

Во-вторых, законодатель отказался от процедуры отмены госу­дарственной регистрации при отсутствии уведомления субъекта предпринимательства об изменении своего местонахождения свыше 7 дней. Такая санкция была излишне репрессивной. Сейчас анало­гичную меру можно применить лишь по результатам окончания календарного года, когда юридическое лицо в течение месячного срока не предоставит государственному регистратору новую реги­страционную карточку о подтверждении сведений о себе, а дополни­тельное уведомление государственного регистратора останется без внимания (ч. 7 ст. 19 Закона «О государственной регистрации...»).

В-третьих, нарушения закона, допущенные при создании субъекта хозяйствования — юридического лица, теперь могут служить основанием для принятия судебного решения о прекращении юри­дического лица лишь в том случае, когда их нельзя устранить.

В-четвертых, введено такое основание судебного решения о прекращении юридического лица как несоответствие минималь­ного уставного фонда юридического лица требованиям законода­тельства.

Данная новелла связана с соответствующими положениями ст.ст. 144,155 ГК и ст. 74 ХК Украины относительно необходимо­сти соответствия чистых активов акционерного общества, общества с. ограниченной и дополнительной ответственностью, государствен­ного коммерческого предприятия минимальному размеру устав­ного фонда (капитала), установленному законодательством. По­следствием такого несоответствия является ликвидация субъекта хозяйствования.

Государственная регистрация прекращения предприниматель­ской деятельности физического лица регулируется разделом VI Закона «О государственной регистрации ...», который предусматри­вает основания прекращения предпринимательской деятельности физического лица, отличающиеся от оснований прекращения юри­дического лица. Разумеется, что при таком прекращении физиче­ское лицо лишается правового статуса предпринимателя, но не лишается прав человека и гражданина. Например, в результате такого прекращения, гражданин утрачивает право заключать до­говор аренды государственного имущества согласно ст. 6 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» в редак­ции от 14.03.95, так как такое право предоставлено только гражда­нам-предпринимателям и юридическим лицам.

Добровольное прекращение предпринимательской деятельности гражданина может осуществляться в любое время по его реше­нию.

Принудительное прекращение предпринимательской деятель­ности гражданина осуществляется в случае его смерти либо поста­новления судебного решения. Указанные судебные решения могут быть трех видов:

1)  судебное решение об объявлении физического лица умершим или признании безвестно отсутствующим;

2)  судебное решение о признании физического лица недееспособным или об ограничении его дееспособности;

3)  судебное решение о прекращении предпринимательской де­ятельности физического лица в качестве хозяйственной санк­ции при:

—  признании физического лица банкротом;

—  осуществлении им предпринимательской деятельности, запрещенной законом;

—  непредставлении в течение года налоговым органам на­логовых деклараций, документов финансовой отчетности, требуемых законом.

Процедура государственной регистрации прекращения предпри­нимательской деятельности гражданина основывается на тех же принципах, что и регистрация прекращения юридического лица: (1) первоначально регистрируется решение предпринимателя либо суда о прекращении соответствующей деятельности, (2) затем оформляются документы, подтверждающие снятие предпринима­теля с учета в контролирующих органах, и (3) в завершение, по результатам получения этих документов и заполненной регистра­ционной карточки государственный регистратор вносит в Единый государственный реестр запись о прекращении предприниматель­ской деятельности физического лица. Предоставление соответству­ющих документов государственному регистратору осуществляется самим предпринимателем либо органом, уполномоченным судом. Упрощенный порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина применяется при его смерти либо вынесении судебного решения об объявлении физического лица умершим или признании его безвестно отсутствующим. В этих случаях государственный регистратор на основании свидетельства о смерти гражданина или судебного решения само­стоятельно заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит запись в Единый государственный реестр о прекращении предпринимательской деятельности физического лица.