Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
Функционирование рыночных отношений, основой которых является многоукладная экономика, предусматривает необходимость создания равных возможностей для всех субъектов хозяйствования, а также их свободную конкуренцию. Под конкуренцией в самом общем виде следует понимать определенную состязательность субъектов хозяйствования, когда их взаимодействие ограничивает возможность каждого из них единолично влиять на условия оборота товара на рынке и стимулируют предложение тех товаров (работ, услуг), в которых нуждается потребитель.
С начала 80-х годов XX века в экономической политике многих стран мира стали активно проводиться мероприятия, направленные на стимулирование конкуренции. В законодательных системах развитых стран мира, таких как США, Германии, Японии и др., выработано специальное законодательство, направленное на защиту конкуренции. Накопленный этими странами теоретический и практический опыт служит основой для проведения другими государствами, в том числе Украиной, политики по защите экономической конкуренции.
Законодательства стран мира, которые ориентированы на обеспечение политики страны в сфере защиты конкуренции, формируются на общей теоретической базе. Различия в положениях таких законодательств объясняются тем, что они развивались на разных концептуальных основах. В мировой теории и практике наиболее распространенными являются две концепции политики по защите конкуренции: концепция господства рынка и концепция власти над рынком.
Первая концепция базируется на презумпции господства рынка. Сущность этой концепции заключается в необходимости снятия любых ограничений в конкуренции. Применение такого подхода к законодательному обеспечению политики государства по защите экономической конкуренции позволяет хозяйствующим субъектам занимать на рынке монопольное (доминирующее) положение, но запрещает злоупотребления с применением рыночной власти.
В законодательствах, основанных на таком концептуальном подходе, больше внимания уделяется созданию добропорядочной конкурентной среды и контролю за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательно правил поведения в сфере конкуренции.
Концепция власти над рынком исходит из понимания того, что власть над рынком — это некая способность хозяйствующего субъекта изменять цены, не изменяя количества продаж при отсутствии альтернативных продуктов. Поэтому крупные фирмы могут влиять на действия мелких фирм. Это требует применения средств, напри и ленных против монополистической деятельности. В законодательствах, основанных на такой концепции, определяется, как правило, доля рынка и его структура, условия вхождения на рынок, наличие барьеров для вхождения на рынок и т.п.'
Исходя из этих двух концепций формируется антитрестовское, конкурентное, либо антимонопольное законодательство различных стран.
Так, например, в США действует антитрестовское законодательство — свод утвержденных Конгрессом юридических актов, определяющих допустимость той или иной практики субъектов хозяйствования с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. В антитрестовском законодательстве понятие «монополизация» является определяющим и обозначает только лишь завоевание или сохранение фирмой (или их группой) доминирующего положения на рынке посредством проведения политики ограничения конкуренции.
В отличие от антитрестовского законодательства США, политика стран ЕС по защите экономической конкуренции сочетает запрет монополий и принцип контроля и регулирования их деятельности. В первом случае запрещается поведение, направленное на создание монополий. Во втором случае создание монополий допускается, но лишь постольку, поскольку таковые не нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции.
Характерными чертами антимонопольного законодательство Японии являются более жесткие, чем в США, правила слияния и объединения предприятий, существенное ограничение участия банков в акционерном капитале компаний, полный запрет «чистых» холдингов и ограничение совмещения директорских постов. В Японии для определения монопольного положения применяется критерий доли рынка, устанавливается перечень признанных барьеров для доступа, введен особый режим для естественных монополий, чрезвычайно жестко регламентирован процесс слияния предприятий, независимо от того, каким способом оно осуществляется и пр
В постановлении Верховной Рады Украинской ССР от 03.08.90 г. « О реализации Закона «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» в перечень законодательных актов, которые обеспечили бы действие Закона Украинской ССР «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» было включено антимонопольное законодательство.
На сегодняшний день Украиной сделаны существенные шаги на пути формирования антимонопольно-конкурентного законодательства (законодательства о защите экономической конкуренции).
10.07.91 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «Об ограничении монополистической деятельности в СССР ». В нем среди прочего отмечалось, что данный нормативный акт будет применяться в отношении деятельности субъектов хозяйствования, органов и части и управления, которые имеют своим последствием ограничение конкуренции на рынках двух и более республик. Также оговаривалось, что антимонопольная деятельность в пределах союзных республик будет регулироваться республиканским законодательством. Спустя семь месяцев 18.02.92 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», который определил правовые основы ограничения и предупреждения монополизма в предпринимательской деятельности. Но, указанный Закон касался в преобладающей своей части не созданию условий для развития и поддержки добросовестной конкуренции, а вопросов борьбы с монополизмом и недобросовестными проявлениями конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что порядка 17 статей указанного Закона были посвящены вопросам создания, организации деятельности и функционирования Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Указанный нормативно-правовой акт не определял сущности экономической конкуренции и не давал легальной трактовки термина « конкуренция ».
26.11.93 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», 07.06.96 г. — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Важным этапом в процессе создания системы антимонопольного законодательства стало принятие 20.04.2000 г. Закона Украины «О естественных монополиях». И, наконец, 11.01.2001 г. принят Закон Украины «О защите экономической конкуренции», с момента вступления в силу которого утратил силу Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».
Если принять во внимание позицию отечественного законодателя относительно правового обеспечения политики государства в сфере антимонопольно-конкурентного регулирования, то можно отметить, что государство постепенно перешло от законодательно регулирования процессов обеспечения конкуренции, основании на концепции власти над рынком к законодательству, основанному на концепции господства рынка. И в настоящий момент законодательство Украины, регулирующее общественные отношения и сфере защиты экономической конкуренции, имеет целью не борьбу с монополизмом, не преследование крупных фирм — субъект» хозяйствования, а создание и всестороннюю поддержку конкурент ной среды на рынке, что достигается среди прочего путем:
— законодательного определения понятия «конкуренция»;
— определения составов правонарушения в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке;
— пресечения, предотвращения и государственного преследования недобросовестных проявлений конкуренции.
В юридической литературе многие вопросы антимонопольного (конкурентного) права детально рассмотрены. Однако следует отметить, что современная наука конкурентного права развивается намного медленнее, чем правоприменительная практика, что связано со становлением и развитием новых форм общественных отношений в сфере хозяйствования. Комплексные специальные научные теоретические исследования конкуренции, монополии и государственной политики в этой сфере предприняты лишь немногими отечественными и российскими авторами, среди которых выделяются работы Р.Г. Агаева, А.В. Антощенко, К. Ю. Тотьелп, И. И. Дахно, В.И. Еременко, Н.Н. Ермощенко, А. Ластовецкого, Н.А. Саниахметовой, С. А. Паращука, Л.Н. Семеновой и др.
Многие вопросы государственного регулирования экономической конкуренции изложены в работах ученых-экономистов. Это объясняется тем, что категория «конкуренция» имеет, прежде всего, экономический характер.
Итак, рыночная система, построение которой ведется в Украине, в классическом представлении содержит стихийное и целенаправленное регулирование. Основой стихийного регулирования (саморегулирования) являются объективные экономические законы (например, закон спроса и предложения)1. Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества (публичных интересов). Поэтому саморегулирование необходимо корректировать и дополнять целенаправленным воздействием на экономическую систему с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое влияние осуществляется при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является регулирование конкуренции. Его главное назначение — стимулировать конкуренцию, предупреждать и пресекать противоправную деятельность субъектов хозяйствования, посягающую на механизм конкурентной борьбы.
Государственное регулирование конкуренции — это целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых законодательством, по '/становлению и реализации правил хозяйствования на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, является публичный интерес, заключающийся в необходимости поддержания конкурентных основ рынка. Как пишет ведущий американский исследователь вопросов конкуренции М. Портер, правительство «должно вдохновлять — или даже подталкивать — компании к повышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции, даже несмотря на то, что этот процесс оказывается весьма неприятным и сложным».
Важнейшими формами государственного регулирования конкуренции являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование конкуренции проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил поведения участников хозяйственных отношений, обеспечивающих конкурентную среду в сфере хозяйствования. Такое регулирование олицетворяет особую деятельность государства, направленную на создание правовых форм экономического порядка.
В свою очередь, организационное регулирование конкуренции заключается в создании государством антимонопольных органов и наделении их соответствующим объемом прав с тем, чтобы они могли оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения.
Правовое регулирование защиты экономической конкуренции основывается на положениях Конституции Украины. В частности, ст. 42 Конституции Украины устанавливает правила, в соответствии с которыми:
— государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности;
— не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция;
— виды и границы монополии определяются законом.
Кроме этого, Конституция Украины устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности Председателя АМКУ, что входит в состав полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины (п. 12 ст. 85).
В Конституции также закреплена необходимость исключительно законодательного определения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования (п. 8 ст. 92).
Определение Конституцией Украины требования относительно законодательного установления правил конкуренции означает, что только специально уполномоченные органы государства могут трактовать сущность указанного понятия и правил в соответствующей сфере. Превышение органами власти и управления предоставленных полномочий является нарушением закона, субъекты хозяйствования и органы власти и управления должны соблюдать только те правила конкуренции, которые установлены законом, и обжаловать те из них, которые выходят за рамки указанных полномочий.
Специальное законодательство в сфере защиты экономической конкуренции можно условно разделить на два блока. Первый блок касается противодействия антиконкурентному поведению со стороны субъектов хозяйствования (их групп) и органов управления, обладающих рыночной властью. Основными актами законодательства здесь выступают положения ст.ст. 25-31 ХК Украины, Закон Украины «О защите экономической конкуренции», Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. и др. Второй блок касается антиконкурентного поведения субъектов хозяйствования, не обладающих рыночной властью. Основу данного блока составляют положения ст.ст. 32-38 ХК Украины, законы «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О рекламе» и редакции от 11.07.2003 г. и др.
Общим для всей сферы экономической конкуренции является Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».
Во исполнение названных законодательных актов принято множество подзаконных актов, например, распоряжение Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Типовых требований к согласованным действиям для общего освобождения от предварительного получения согласия органов Антимонопольного комитет» Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования» от 12.02.2002 г. № 273 и многие другие.
Законодательство о защите экономической конкуренции имеет целью регулирование отношений между участниками хозяйственной деятельности между собой, а также между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны, на территории Украины.
§2
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции