logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства

 

Особенность хозяйственного права как отрасли права в значи­тельной степени определяется его источниками.

Источники   права — внешняя форма выраже­ния правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающая их общеобязательность и регулятивное действие.

К источникам хозяйственного права Украины относятся:

— хозяйственное законодательство;

— нормативные договоры;

— судебная практика (прецеденты);

— деловые обычаи;

— юридическая доктрина.

В своей совокупности источники хозяйственного права опреде­ляют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяйство­вания.

В настоящем курсе будет немало сказано о различных системо­образующих факторах хозяйственного права. Их совокупность позволяет говорить о том, что хозяйственное право — единая отрасль права, занимающая равное место в системе иных отраслей украин­ского права.

 

Хозяйственным (предпринимательским) законодательством принято называть со­вокупность нормативно-правовых актов, направленных на ре­гулирование хозяйственной деятельности.

Хозяйственное законодательство включает в себя не только за­коны в собственном смысле, но и подзаконные нормативно-правовые акты в пределах, не противоречащих законам. Так, согласно ст. 7 ХК Украины отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, за­конами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными нормативно-правовыми актами.

В этом смысле следует различать понятия «акты законодатель­ства» и «законодательные акты». Первое понятие более широкое, включает в себя любые нормативно-правовые акты в хозяйственной сфере. Второе понятие — более узкое, представляющее собой законы. Такое разграничение имеет практическую ценность. Например, в ч. 4 ст. 10 ХК Украины источники правового регулирования хозяй­ственных отношений ограничиваются законодательными актами (т.е. законами), а в ч. 3 ст. 175 ХК Украины правоотношения с уча­стием граждан соотнесены с более широким понятием акта законо­дательства. В ряде случаев объем понятия «законодательство» спе­циально очерчен нормами права. Например, в ст. 41 ХК Украины состав антимонопольно-конкурентного законодательства ограничен законами.

Среди законов в сфере хозяйственного законодательства выс­шей юридической силой обладает Конституция Украины.

Статья 5 ХК Украины в концентрированном виде воспроизводит конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования. Речь идет об ответственности государства перед человеком; о про­возглашении Украины суверенным, независимым, демократиче­ским, социальным и правовым государством; о праве собственно­сти Украинского народа на природные ресурсы; о праве гражда­нина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом; об обеспечении государством за­щиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики; о праве любого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью; об экономи­ческом многообразии и праве каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом; о признании в Украине принципа верховенства права и других положениях, закрепленных в Конституции Украины (ст.ст. 3, 8, 13-15, 18, 36, 41—45 и др.).

Следующими в иерархии нормативно-правовых актов выступа­ют законы. Особое место здесь отводится Хозяйственному кодексу Украины.

Нельзя не согласиться с мнением о том, что «одним из показате­лей отрасли законодательства, адекватной отрасли права, следует считать наличие сводного нормативного акта, который охватывает подавляющее большинство институтов данной отрасли». Для хо­зяйственного законодательства таким единым законодательным актом является Хозяйственный кодекс Украины, принятый 16 января 2003 года и вступивший в силу с 1 января 2004 года.

Такой кодифицированный акт является активным центром систе­мы хозяйственного законодательства, управляет этой системой путем установления общих положений, принципов, понятий и соотношений институтов, размежевания компетенции между органами управления, закрепления мер ответственности, определения направлений развития специального хозяйственного законодательства и др.