logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования

 

Функции контроля в области дисциплины цен возложены на пра­вительственный орган государственного управления — Государствен­ную инспекцию по контролю за ценами (Госцениспекция). Госценинспекция действует в составе Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины и подчиняется ему.

Госценинспекция имеет территориальные органы — государствен­ные инспекции по контролю за ценами в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Госценинспекцию возглавляет начальник, который назначается на должность и осво­бождается от должности Кабинетом Министров Украины по предо­ставлению Министра экономики.

Основными задачами Госценинспекции и ее территориальных органов являются организация и осуществление контрольно-на­блюдательных функций по вопросам соблюдения центральными и местными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, предприятиями, учреждениями и организациями требований относительно формирования, установ­ления и применения цен и тарифов. , Для выполнения возложенных на нее задач Госценинспекция:

— проводит мониторинг цен и тарифов на товары и услуги по­требительского рынка, готовит предложения по применению мероприятий к стабилизации ценовой ситуации;

—  осуществляет проверки соблюдения порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;

—  выдает по результатам проверок органов исполнительной власти, субъектов хозяйствования обязательные для выпол­нения предписания относительно устранения нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;

—  применяет меры за нарушение субъектами хозяйствования порядка формирования, установления и применения цен (тарифов) и осуществляет иные полномочия, предусмотрен­ные законодательством.

Ряд полномочий Госценинспекции соотнесен с полномочиями государственной налоговой службы, о чем имеется отсылочная норма в Законе «О ценах и ценообразовании».

Как уже указывалось выше, Госценинспекция применяет меры ответственности к нарушителям государственной дисциплины цен.

В соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании» выручка, необоснованно полученная хозяйствующими субъектами в результате нарушения государственной дисциплины цен, подле­жит изъятию. При этом с виновного лица взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной выручки.

Выручка считается полученной неправомерно, если субъект хозяйствования:

а)  осуществляет начисление непредусмотренных законодатель­ством наценок к регулируемым ценам и тарифам;

б)  применяет свободные цены на продукцию (услуги и работы), на которые установлен режим государственного регулирова­ния;

в)  применяет цены на продукцию (услуги, работы) с рентабель­ностью, уровень которой превышает, установленный законо­дательством предельный уровень рентабельности;

г)  применяет цены с нарушением установленного порядка обя­зательного декларирования их изменения;

д)  завышает или занижает размер предусмотренных законода­тельством налогов и обязательных сборов, которые включа­ются в структуру цены, или не включает таковые в структуру цены, на которую установлено государственное регулирова­ние;

е)  включает в структуру регулируемых цен дополнительные) расходы, не предусмотренные законодательством, или вклю­чает расходы сверх установленных размеров;

ж) включает в стоимость продукции и услуг, цены на которые регулируются, фактически не выполненные или выполненные не в полном объеме услуги (работы);

з)  применяет торговые и снабженческо-сбытовые надбавки (наценки) сверх установленного предельного размера;

и) применяет цены на услуги, не предусмотренные нормативно-правовыми актами, устанавливающими для него соответству­ющие перечни платных услуг.

Необоснованно полученная субъектами хозяйствования сумма выручки рассчитывается следующим образом:

—  при нарушении порядка установления и применения цен (тарифов), которые регулируются уполномоченными органа­ми, — как разница между фактической выручкой от реали­зации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с требованиями законодательства;

—  при неправомерном применении свободных цен вместо фик­сированных или регулируемых (декларируемых) — как раз­ница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться в соответствии с требованиями законодательства;

—  при неправомерном применении цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), которые не предусмо­трены соответствующими нормативно правовыми актами, устанавливающими для них соответствующие перечни плат­ных услуг, — вся сумма незаконно полученных средств;

—  при включении в стоимость продукции и услуг, цены на ко­торые регулируются, фактически не выполненных услуг (работ) или выполненных не в полном объеме — как разница между полученной выручкой от реализации и стоимостью продукции и услуг, определенной в соответствии с нормати­вами, с учетом фактических объемов выполнения.