Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «соncurrеге» — состязание, соперничество. Этот термин обозначает борьбу между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара; соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной цели каждый для себя.1
Как отмечалось, особое и первостепенное значение конкуренция имеет в экономике. Исторически широкое распространение экономическая конкуренция получила лишь после ликвидации средневековых наследственных и родословных привилегий. Во Франции и Англии эти процессы датируются концом XVIII — началом XIX пека. В России и Украине развитие конкуренции сдерживалось крепостным правом, отмененным 19 февраля 1861 года.
В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, в частности, о ее экономической сущности, что выразилось в различных определениях этого понятия.
Как отмечается в литературе, одни авторы (например, американские экономисты К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю) рассматривают ее как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:
а) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса;
б) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их.
К этому же структурному подходу можно отнести позиции учёных (например, М. Буйи, Н. Г. Мэнкью), рассматривающих конкуренцию в качестве:
а) ситуации, способствующей свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке;
б) условий, когда число выступающих на рынке лиц или предприятий настолько велико, что поведение каждого из них не влияет на уровень цен.
Не менее распространенным является и другой (поведенческий) подход к пониманию конкуренции. Например, А. А. Амбарцумов, М. Портер, Ф. Ф. Стерликов, А. Ю. Юданов рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм за потребителя и более полное удовлетворение его потребностей в целях достижения
лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
Третий подход в освещении конкуренции — функциональный (ролевой). Согласно данной позиции (представителями которой являются И. Шумпетер, Ф. Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков), основной характеристикой конкуренции считается выполняемые ею экономические функции. Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с формированном хозяйственных пропорций на основе соперничества коммерческих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.
Некоторые исследователи, давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нем все изложенные выше признаки (комплексный подход).
Недостаток всех этих определений понятия «конкуренция» с правовой точки зрения выражается в том, что в них не отражено юридическое (правовое) содержание конкуренции. Данный пробел восполнен в работах С.А.Паращука, К.Ю. Тотьева и других правоведов.
Во-первых, конкуренция — это разновидность социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно отчетливо это видно в экономике, в частности на примере регулирования цен-. Именно конкуренция (а не административные установления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.
Во-вторых, юридической предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности (равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная ст.ст. 13, 42 Конституции Украины. Фундаментальные положения этой статьи развиваются в ХК Украины и в законодательстве Украины о защите экономической конкуренции.
В-третьих, в свою очередь, конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Не случайно в ХК Украины потребитель рассматривается как участник хозяйственных отношений и конкурентной среды.
И, наконец, в-четвертых, конкуренцию правомерно рассматривать как общественные отношения, складывающиеся между участниками хозяйственных отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нормами хозяйственного права, содержащимися в различных актах законодательства (прежде всего, антимонопольного). В силу урегулированности посредством правовых норм рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму правоотношений со своими субъектами, содержанием и объектом. В частности, особенностью объектов этих отношений выступает то, что они складываются по поводу обладания не любыми имущественными благами, а лишь ограниченными (используемыми в процессе хозяйствования). Кроме того, необходимо подчеркнуть, что хотя конкурентные правоотношения могут быть абсолютными (например, по поводу использования собственником имущества), однако в большинстве случаев они являются относительными (например, договор о совместной деятельности конкурентов), ведь возникают они между определенными субъектами, конкурирующими на конкретном рынке и обязанными соблюдать правила добросовестной конкуренции.
Все указанные выше характеристики образуют юридическое наполнение такой экономико-правовой категории как конкуренция.
Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителя, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества — таково основное содержание конкуренции. Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблениям этой
властью.
Таким образом, на конкуренцию в рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций: регулирования, мотивации, распределения и контроля.
Функция регулирования заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель. Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль у предпринимателя должна возникать лишь при соблюдении этих требований.
В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки (подвергается хозяйственным санкциям) и вытесняется с рынка своим и более удачливыми и законопослушными конкурентами. Таким образом, доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы максимально эффективно. Именно в этом и проявляется следующая функция конкуренции — распределения. В свою очередь, функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность вы бора. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.'
В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., конкуренция представляет собой состязательность между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимущества перед иными субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители и субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать среди нескольких продавцов, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товара на рынке.
Итак, названное определение позволяет выделить следующие основные признаки экономической конкуренции:
•содержанием конкуренции является состязательность субъектов хозяйствования в рамках закона;
•состязательность выражается в правомерных экономических действиях хозяйствующих субъектов для достижения преимуществ над иными субъектами хозяйствования на определенном рынке;
•состязательность направлена на достижение одновременно двух результатов: а) обеспечить возможность потребителей и субъектов хозяйствования выбирать среди нескольких продавцов товаров (работ, услуг) и б) ограничить возможность субъектов хозяйствования в одностороннем порядке влиять на условия оборота товара на рынке.
§3
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции