logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Понятие экономической конкуренции и ее составляющие

 

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «соncurrеге» — состязание, соперничество. Этот термин обозначает борьбу между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара; соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной цели каждый для себя.1

Как отмечалось, особое и первостепенное значение конкуренция имеет в экономике. Исторически широкое распространение эконо­мическая конкуренция получила лишь после ликвидации средневековых наследственных и родословных привилегий. Во Франции и Англии эти процессы датируются концом XVIII — началом XIX пека. В России и Украине развитие конкуренции сдерживалось крепостным правом, отмененным 19 февраля 1861 года.

В современной науке и практике выработано многоплановое пред­ставление о конкуренции, в частности, о ее экономической сущности, что выразилось в различных определениях этого понятия.

Как отмечается в литературе, одни авторы (например, американ­ские экономисты К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю) рассматривают ее как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:

а) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса;

б) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их.

К этому же структурному подходу можно отнести позиции учёных (например, М. Буйи, Н. Г. Мэнкью), рассматривающих конку­ренцию в качестве:

а) ситуации, способствующей свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке;

б) условий, когда число выступающих на рынке лиц или предприятий настолько велико, что поведение каждого из них не влияет на уровень цен.

Не менее распространенным является и другой (поведенческий) подход к пониманию конкуренции. Например, А. А. Амбарцумов, М. Портер, Ф. Ф. Стерликов, А. Ю. Юданов рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм за потребителя и более полное удовлетворение его потребностей  в целях достижения

лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

Третий подход в освещении конкуренции — функциональный (ролевой). Согласно данной позиции (представителями которой являются И. Шумпетер, Ф. Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков), основной характеристикой конкуренции считается выполняемые ею экономические функции. Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с формированном хозяйственных пропорций на основе соперничества коммерческих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.

Некоторые исследователи, давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нем все изложенные выше признаки (комплексный подход).

Недостаток всех этих определений понятия «конкуренция» с правовой точки зрения выражается в том, что в них не отражено юридическое (правовое) содержание конкуренции. Данный пробел восполнен в работах С.А.Паращука, К.Ю. Тотьева и других правоведов.

Во-первых, конкуренция — это разновидность социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно от­четливо это видно в экономике, в частности на примере регулиро­вания цен-. Именно конкуренция (а не административные установ­ления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.

Во-вторых, юридической предпосылкой для конкуренции слу­жит свобода экономической деятельности (равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная ст.ст. 13, 42 Консти­туции Украины. Фундаментальные положения этой статьи разви­ваются в ХК Украины и в законодательстве Украины о защите экономической конкуренции.

В-третьих, в свою очередь, конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конку­ренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Не случайно в ХК Украины потребитель рассматривается как участник хозяйственных отношений и конкурентной среды.

И, наконец, в-четвертых, конкуренцию правомерно рассматривать как общественные отношения, складывающиеся между участ­никами хозяйственных отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нормами хозяйственного права, содержащимися в различных актах законодательства (прежде всего, антимонопольного). В силу урегулированности посредством правовых норм рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму правоотношений со своими субъектами, содержанием и объектом. В частности, особенностью объектов этих отношений выступает то, что они складываются по поводу обладания не любыми имущественными благами, а лишь ограниченными (используемыми в процессе хозяйствования). Кроме того, необходимо подчеркнуть, что хотя конкурентные правоотношения могут быть абсолютными (например, по поводу использования собственником имущества), однако в большинстве случаев они являются относительными (например, договор о совместной деятельности конкурентов), ведь возникают они между определенными субъектами, кон­курирующими на конкретном рынке и обязанными соблюдать правила добросовестной конкуренции.

Все указанные выше характеристики образуют юридическое наполнение такой экономико-правовой категории как конкуренция.

Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкурен­ция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителя, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества — таково основное содержание конкуренции. Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблениям этой

властью.

Таким образом, на конкуренцию в рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций: регулирования, мотивации, распределения и контроля.

Функция регулирования заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существу­ет наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или вы­полнять работы), в которых нуждается потребитель. Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль у предпри­нимателя должна возникать лишь при соблюдении этих требований.

В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки (подвергается хозяйственным санкциям) и вытесняется с рынка своим и более удачливыми и законопослушными конкурентами. Таким образом, доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы максимально эффективно. Именно в этом и проявляется следующая функция конкуренции — распределения. В свою очередь, функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность вы бора. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предпри­нимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать по­требителю свою волю.'

В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., конкуренция представляет собой состязательность между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимущества перед иными субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители и субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать среди нескольких продавцов, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товара на рынке.

Итак, названное определение позволяет выделить следующие основные признаки экономической конкуренции:

•содержанием конкуренции является состязательность субъ­ектов хозяйствования в рамках закона;

•состязательность выражается в правомерных экономических действиях хозяйствующих субъектов для достижения преиму­ществ над иными субъектами хозяйствования на определен­ном рынке;

•состязательность направлена на достижение одновременно двух результатов: а) обеспечить возможность потребителей и субъектов хозяйствования выбирать среди нескольких про­давцов товаров (работ, услуг) и б) ограничить возможность субъектов хозяйствования в одностороннем порядке влиять на условия оборота товара на рынке.

 

§3