logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования

 

В отличие от хозяйственных обязательств вещные права на це­лостный имущественный комплекс являются жизненно важными для каждого субъекта хозяйствования и охраняются наиболее тща­тельным способом. Поэтому защита вещных прав субъектов хозяй­ствования осуществляется, как правило, в судебном порядке. Основными способами защиты вещных прав являются виндикационный и негаторный иски, взыскание убытков, причиненных нарушением вещных прав, признание вещных прав.

Виндикация состоит в истребовании собственником, незаконно лишенным владения, вещи у незаконного владельца (приобретате­ля), фактически владеющего спорной вещью. Следует отметить, что закон предоставляет обладателю права истребовать вещь у недобро­совестного приобретателя, не выдвигая дополнительных усло­вий, кроме доказывания собственного права. Недобросовестность приобретателя также в большинстве случаев подлежит доказыва­нию. Присвоение имущества без достаточных оснований зачастую подпадает под диспозицию норм уголовного или административно­го права, поэтому во многих случаях преюдициальным фактом недобросовестности для суда является приговор суда по уголовному делу или постановление о привлечении к административной ответ­ственности. В таких случаях рассмотрение виндикационного иска приостанавливается до завершения рассмотрения судом уголовно­го дела или административного производства в отношении лиц, виновных в присвоении имущества.

Что касается истребования вещи у добросовестного приобретателя, то закон предоставляет собственнику (обладателю вещного права) такую возможность, если добросовестный приобретатель получил имущество на безвозмездной основе, что в хозяйственном обороте бывает довольно редко. В случаях, когда имущество получено добросовестным приобретателем на оплатной основе, оно может ныть истребовано законным владельцем только при соблюдении ряда условий:

а)  если имущество было утеряно законным владельцем;

б)  если имущество было украдено (похищено) у законного вла­дельца;

в)  если имущество выбыло из обладания законного владельца не по его воле иным путем (кроме случаев принудительного отчуждения по решению суда).

В любом случае не подлежат истребованию у добросовестного приобретателя деньги и ценные бумаги на предъявителя.

Следует также указать, что случаи утраты и похищения долж­ны быть подтверждены в установленном порядке. Так, заявление об утрате должно быть своевременно подано в соответствующие правоохранительные и контрольные органы, кроме того, могут быть использованы иные доказательства. Что касается кражи или иного хищения, то в сложившейся хозяйственной практике Украины их подтверждением может являться исключительно приговор суда в отношении виновных лиц. В связи с этим закрытие уголовного дела или административного производства по нереабилитирующим обстоятельствам (например, в связи с превышением сроков предварительного следствия, по амнистии, в связи с недоказанностью), к сожалению, зачастую преграждает путь законного владельца к истребованию своего имущества у добросовестного приобретателя.

Для устранения препятствий в осуществлении права собственности или иного вещного права, не связанных с лишением владения, применяется негаторный иск. Например, негаторный иск возможен в такких ситуациях:

а) когда субъект хозяйствования не может осуществлять рас­поряжение имуществом вследствие незаконного наложенно­го ареста или налогового залога;

б) когда невозможно получить доступ к собственному судну, стоящему в порту, из-за заграждений, возведенных обще­ственными экологическими организациями;

в) когда субъект хозяйствования не может распорядиться иму­ществом на складе вследствие корпоративного конфликта между предыдущим и вновь назначенным руководителем предприятия, управляющим складом и др.

Результатом иска, в случае его удовлетворения, является решение суда, адресованное определенному или неопределенному кругу лиц, прекратить чинить препятствия законному обладателю прав на имущество,

а также запретить проводить определенные действия.

В хозяйственной практике важно обладать доказательствами препятствий к осуществлению вещных прав со стороны конкретных лиц. Особенно это важно при виндикации, поскольку под правомочием владе­ния, как правило, понимают не только фактическое обладание, но и хозяйственный контроль над имуществом. В связи с этим легче под даются доказыванию препятствия к осуществлению других правомочий, прежде всего, пользования и распоряжения. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: в период уборки урожая предприятие, арендующее сельскохозяйственные угодья, не могло вывести на поля свою технику, поскольку на выезде с механизированного тока была выставлена охрана неизвестными лицами. В то же время, уборочная техника других организаций без согласования с арендатором земли со­бирала урожай и вывозила его на пункты хранения, сдавая от собствен­ного имени. Как видно, арендатор был фактически лишен хозяйственного контроля угодий, однако доказать это было сложно ввиду того, что ни техника, ни угодья не переходили в чужое владение; кроме того, не представлялось возможным идентифицировать лиц, присвоивших село урожай. В этой ситуации более эффективным для защиты прав аренда тора может оказаться негаторный иск о запрете любым организациям осуществлять какую-либо деятельность на арендуемой территории.

Признание права собственности и производного права на иму­щество субъекта хозяйствования может производиться как путем самозащиты, так и в судебном порядке на основании установленного законом права собственника на признание и защиту государством своих прав на имущество (ст.ст. 8,13 Конституции Украины, ст. 386 ГК Украины, ст.ст. 42, 48 Закона «О собственности»). Обладание имуществом считается правомерным пока судом (третейским судом) не установлено иное (ч. 2 ст. 328 ГК Украины, ст.  49 Закона «О собственности»).

Право на имущество может устанавливаться судом как в исковом порядке, так и в неисковом. Исковой порядок признания прав субъектов хозяйствования на имущество применяется для его истребования у незаконного владельца, понуждения других лиц к применению прав такого субъекта на имущество путем совершения определенных действий либо соблюдения ограничений в отношен и обладания имуществом. В неисковом порядке лицо может просить суд установить юридический факт обладания имуществом на законных основаниях. В таком случае решение суда выступит первичным правоустанавливающим документом на имущество. Вместе с тем, существуют трудности практического характера, связанные с порядком обращения субъекта хозяйствования в суд и рассмотрения его обращения.

Законом установлен порядок установления юридических фактов общим судом в неисковом производстве. Указанной процедуре посвящена отдельная глава Гражданского процессуального кодекса Украины.

Субъектами обращения в общий суд, однако, являются граждане (физические лица) либо юридические лица по правоот­ношениям с физическими лицами. Хозяйственные организации и граждане-предприниматели тем самым лишены права обращаться с заявлениями в общий суд об установлении их имущественных прав в связи с ограничениям подсудности, — заявления субъектов хозяйствования и споры с их участием рассматриваются хозяйственными судами Украины. При этом по состоянию на начало 2005 года X ПК Украины не предусматривает аналогичного производства.

Это обстоятельство невыгодно отличает украинские хозяйственные суды от специализированных судов других стран, например арбитражных судов в Российской Федерации. В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ 1995 года, арбитраж­ные суды РФ устанавливали юридические факты по правилам гражданского процесса, однако новый АПК РФ содержит соответствующую главу, целиком посвященную процедурам установления юридических фактов. Таким образом, до сих пор украинская правовая система прямо не позволяет установить юридический Факт в отношении субъекта хозяйствования, что нарушает уста­новленную Конституцией Украины гарантию судебной защиты любого субъективного права материального характера. Полагаем, что проект нового Хозяйственно-процессуального кодекса Украины, рассматриваемый в парламенте, должен устранить указанный недостаток.

Сегодня для установления юридического факта хозяйственным удом субъекты хозяйствования, как правило, инициируют иск любого, даже абсурдного характера с тем, чтобы суд в качестве вто­ростепенного вопроса рассмотрел права истца (ответчика) на иму­щество.

Например, предприятие после передачи имущества аффилированной организации может учинить к последней негаторный или виндикационный иск, истинной целью которого является отказ суда в удовлетворе­нии иска и, таким образом, подтверждение законности прав нового об­ладателя на имущество. Еще более распространенной практикой является предъявление иска о понуждении органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) к регистрации имущества на имя объекта хозяйствования. Для этого субъект хозяйствования подает соответствующий орган документы на регистрацию, получает письменный отказ и обжалует его в хозяйственном суде. При решении вопроса о законности действий регистрирующего органа, хозяйственный суд часто вынужден рассматривать вопросы законности прав субъекта хозяйствования — фактического обладателя имущества.

 С 2004 года приобретательская давность закреплена в ГК Украины качестве основания приобретения права собственности. Право собственности на недвижимость, транспортные средства и ценные бумаги в связи с давностью приобретения устанавливается решением суда (ч. 4 ст. 344 ГК Украины).

Прямым способом признания права собственности является установление юридического факта в неис­ковом порядке. Однако, в силу указанных выше недостатков хозяй­ственного процессуального законодательства Украины, приобретение права на имущество по приобретательской давности для субъекта хозяйствования в настоящее время может происходить исключитель­но через исковое производство.

 

Тема 6

Система публично-правовой регуляции

предпринимательской деятельности

 

§1

Понятие и содержание государственно-правового

и управляющего воздействия на экономику

и хозяйственную деятельность

 

Хозяйственная деятельность представляет собой разновидность совместной деятельности людей, направленной на создание мате­риальных и нематериальных благ (продуктов, товаров, услуг), с помощью которых удовлетворяются определенные экономические и социальные потребности общества. Как и всякая иная совместная деятельность хозяйственная деятельность предполагает определенную организацию, т.е. объединение участников совместной деятельности путем согласования их воли, сознания и поведения с целью установления определенного порядка, в рамках которо­го люди активно сотрудничают в общем процессе, подчиняют его содержание задачам и целям совместной деятельности.

В государственно-организованном обществе организация хозяй­ственной деятельности осуществляется государством путем закрепления с помощью правовых норм и регулирования наиболее важных, жизненно необходимых для данного общества общественных отношений с превращением этих отношений в обязательные, охраня­емые законом правоотношения. В любом экономически развитом обществе и при любой хозяйственной системе государство выступает как потенциально рациональная и эффективная система организации хозяйственной деятельности, поскольку хозяйственная система — это, прежде всего, совокупность субъектов и объектов хояйственной деятельности, функционирующих в правовом поле данной страны.

В Украине хозяйственная система представляет собой совокуп­ность хозяйствующих структур, основанных на различных формах собственности и действующих в различных организационно правовых формах (в том числе на макро- и микроуровнях, на уровне отраслей, предприятий, хозяйственных организаций и их объединений). Среди субъектов хозяйственной деятельности выделяются как юридические, так и физические лица, а сама хозяйственная система формируется на базе двух секторов экономики — государственного и негосударственного, которые функционируют в рамках единого правового поля и представляют собой единую систему отраслей и сфер производственной, хозяйственной и предпринимательской деятельности. С учетом этого государственно-правовое воздействие на экономику страны в целом предполагает целенаправленную организующую деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов государства, которые посредством различных подходов и методов, осуществляемых в рамках определенных организационных форм, обеспечивают развитие различных отраслей экономической и производствен­ной деятельности, направленной на достижение поставленных производственно-хозяйственных и социально-экономических целей. При этом непосредственное управляющее воздействие на хозяйственную деятельность осуществляется государством через систему своих специальных органов, которые именуются органами государственного управления и представляют собой разновидность органов государственной исполнительной власти.

Будучи организационными структурами исполнительной власти, органы государственного управления выполняют разнообразные задачи по налаживанию чрезвычайно сложной и разветвленной сети организационных отношений, охватывающих различные области хозяйственной деятельности и практически все звенья и элементы хозяйственной системы страны, механизмы функционирования которой базируются на административном, хозяйственном и ином законодательстве. Они осуществляют упорядочение общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования объектов и субъектов хозяйственной деятельности, непосредственно организуют совместный труд людей по использованию ими средств производства и природных ресурсов с целью создания материальных и иных ценностей, обеспечивают формирование хозяйствующих субъектов по отраслям материальной и нематериальной сферы, создают механизмы государственно-правового и рыночного регулирования экономических процессов, а также процессов финансово-денежного, бюджетного и налогового регулирования. Иными словами, государственное управляющее воздействие на хозяйственную деятельность представляет собой организующее, направляющее, координирующие и контролирующие воздействие органов государственного управления на хозяйствующие структуры с целью упорядочения экономических, производственных и хозяйственных процессов, направленных на создание продуктов, товаров и услуг, необходимых для удовлетворения определенных общественных потребностей.

При этом содержание (внутренний элементный состав) этого воздействия выражается в экономических функциях государства, к которым относятся:

а)  выработка стратегии экономического развития страны с учетом социально-экономического развития общества;

б)  определение экономической политики государства на основе конкретизации стратегии экономического развития в конкретных программах и планах с установлением перспективных и ближайших целей и задач;

в)  формирование структуры хозяйственного комплекса страны с определением статуса хозяйствующих субъектов, а также системы и структуры органов государственного управления экономикой в соответствии с проводимой экономической по­литикой и намеченными стратегическими планами ее развития;

г)  организация и регулирование экономических процессов в обществе в соответствии с принятой стратегией и выработанной экономической политикой;

д)  осуществление непосредственного руководства и управления хозяйственной деятельностью предприятий, хозяйственных организаций, акционерных обществ и фирм через специальные уполномоченные органы государственного управления экономикой;

е)  формирование законодательной базы организации и регулирования хозяйственной деятельности распространяющей свое действие на все отрасли и сферы экономики с учетом специфики правового статуса государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций и фирм);

ж) наконец, определение порядка осуществления внешнеэкономической деятельности государства и всех иных хозяйствующих субъектов с обеспечением организации экономической безопасности страны.

Таким образом, роль государства в регулировании экономики и осуществлении государственно-правового и управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в стране определяется экономическими функциями государства, которые оказывают решающее влияние на формирование хозяйственного механизма управления экономикой. Данное влияние учитывает уровень развития экономических и производственных отношений, а также сложившиеся формы и методы реализации прерогатив законодательной и исполнительной ветвей власти на всех уровнях управления хозяйствен­ным комплексом страны — общенациональном, отраслевом, региональном и производственном.

Что же касается непосредственного руководства и управления хозяйственной деятельностью в рамках отдельных организационных форм, то оно определяется организационной структурой госу­дарственного управления производственной и хозяйственной деятельностью конкретных хозяйствующих субъектов, относящихся к различным отраслям и сферам экономики страны.

 

§2