logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Антиконкурентные согласованные действия

 

Все правонарушения, совершаемые хозяйствующими субъектами в сфере защиты экономической конкуренции можно условно разделить на индивидуальную антиконкурентную практику (злоупотребления) и антиконкурентные сделки (согласованные действия).

В соответствии с законодательством Украины о защите экономической конкуренции согласованными действиями являются: заключение субъектами хозяйствования договоров в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое другое согласованное поведение (действие, бездействие) субъектов хозяйствования (ст.5 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»). Согласованными действиями является также создание субъекта хозяйствования, целью или последствием которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.

Антиконкурентными согласованными действиями, ответствен­ность за которые предусмотрена статьей 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», являются не любые, а лишь такие согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с Распоряжением Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Типовых требований к согласованным действиям для общего освобождения от предварительного получения согласия органов антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования» от 12.02.2002 г. № 27 1, горизонтальными согласованными действиями признаются заключение субъектами хозяйствования сделок в любой форме, принятие хозяйственными объединениями решений в любой форме, любое другое согласованное конкурентное поведение субъектом хозяйствования, целью которого является координация конкурентного поведения. При этом субъекты хозяйствования, допускающие согласованные действия, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном товарном рынке.

Вертикальными согласованными действиями этим же распоря­жением признаются такие же действия, однако совершаемые субъ­ектами хозяйствования, которые не конкурируют и не могут конкурировать друг с другом при существующих условиях рынка товара, однако пребывают или могут пребывать в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель).

Целями, преследуемыми такими действиями на рынках, являются, например, установление исключительного права продажи по типам покупателей или ограничение деятель­ности правомерных пользователей объектами промышленной собственности на основе лицензионных договоров и пр.1. Закон «О защите экономической конкуренции» содержит примерный перечень антиконкурентных согласованных действий. В частности:

а)  установление цен или прочих условий приобретения или реализации товара;

б)  ограничения производства, рынка товаров, технико-техноло­гического развития, инвестиций или установление контроля над ними;

в)  распределение рынков или источников снабжения по терри­ториальному принципу, по ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или по­требителей или по прочим принципам;

г)  искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тенде­ров;

д)  устранение с рынка или ограничение доступа на рынок прочих субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

е)  применение различных условий к равнозначным сделкам с различными субъектами хозяйствования, которые ставят последних в невыгодное положение в конкуренции;

ж) заключение сделок при условии принятия прочими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию ил и в соответствии с торговыми и прочими честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих договоров;

з)  существенное ограничение конкурентоспособности прочих субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных причин.

Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещено и влечет за собой ответственность в соответствии с законода­тельством Украины о защите экономической конкуренции. Установив подобный запрет, законодатель Украины, тем не менее, делает определенные оговорки относительно совершения согласованных действий.

Так, во-первых, согласованные действия могут быть разрешены соответствующими органами АМКУ, если их участники смогут доказать, что эти действия способствуют усовершенствованию производства, приобретению или реализации товара; технико-техноло­гическому и экономическому развитию; развитию малых и средних предпринимателей; оптимизации экспорта или импорта товаров; разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары; рационализации производства.

Однако даже такие согласованные действия не могут быть разрешены ор­ганами АМКУ, если конкуренция существенно ограничивается на всем рынке или на значительной его части.

Кабинет Министров Украины также может разрешить согласованные действия, на которые АМКУ не было дано согласие, если участники таких согласованных действий докажут, что положи­тельный эффект для общественных интересов превышает негатив­ные последствия ограничения конкуренции на всем рынке или на его части. Не может быть дано разрешение на согласованные действия, если участники согласованных действий применяют ограни­чения, которые не являются необходимыми для реализации согласованных действий, или если ограничение конкуренции составляет угрозу системе рыночной экономики.

Порядок подачи заявлений на получение разрешения со стороны АМКУ или Кабинета Министров Украины на согласованные дей­ствия субъектов хозяйствования детализирован в Распоряжении АМКУ №26-р от 12.02.2002 г. «Об утверждении Положения о по­рядке подачи заявлений в органы Антимонопольного комитета Украины о получении разрешения на согласованные действия субъ­ектов хозяйствования ».

Во-вторых, в соответствии со статьей 11 Закона Украины «О за­щите экономической конкуренции», АМКУ может определить ти­повые требования к согласованным действиям с тем, чтобы дей­ствия, которые отвечают таким требованиям, разрешались и не требовали разрешения органов АМКУ. Как указывалось выше, такие типовые требования установлены распоряжением АМКУ №27-р от 12.02.2002 г.

 

§5

Антиконкурентные действия органов

власти, местного самоуправления и

административно-хозяйственного управления

и контроля

 

В качестве самостоятельного вида правонарушений в сфере за­щиты экономической конкуренции законодатель рассматривает нарушения законодательства о защите экономической конкуренции со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного уп­равления и контроля.

К названным органам власти Закон «О защите экономической конкуренции» относит министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти, Верховный Совет Авто­номной Республики  Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осу­ществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы прива­тизации, Национальный Совет по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти. Органами административно-хозяйственного управления и контроля признаются субъекты хозяйствования, объединения, прочие лица в части исполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления.

Нарушения, совершаемые со стороны указанных органов, условно можно подразделить на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным нарушениям относятся акты и действия соответствующих субъектов, которые неправомерно вмешиваются к свободу экономической деятельности на рынке и искажают действие объективных экономических законов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъ­ектов и граждан.1

По объекту воздействия такие правонарушения подразделяют на три группы:

а)  акты (действия), затрагивающие организационно-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и выражаются в создании необоснованных препятствий на пути образова­ния новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

б)  акты (действия), затрагивающие текущую экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и устанавливающие прямые или косвенные запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, или предписывают совершить определенные действия. Здесь следует понимать, что запреты, устанавливаемые противоправными актами органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля, могут касаться как определенных видов или направлений деятельности (например, запрет на проведение торгово-закупочной деятельности), так и кон­кретных видов товаров, работ или услуг (например, запрет на выпуск лакокрасочных материалов). Особо следует обратить внимание на запреты властных органов на перемещение то­варов из одного региона в другой. Рассматриваемые препят­ствия чаще всего носят характер косвенных барьеров в виде взимания особых платежей (сборов);

в) акты (действия) по необоснованному предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам различных экономических льгот (изъятий из общих правил общеправового режима). В соответствии с законодательством Украины льготы в какой-либо отрасли хозяйствования могут устанавливаться и предоставляться только в случаях, прямо предусмотренных законом и только для стимулирования экономической дея­тельности). Под льготой, как правило, понимается полное или частичное освобождение от обязанности или предоставление определенного права.1

Вторая разновидность правонарушений, совершаемых органами власти, органами местного самоуправления, органами администра­тивно-хозяйственного управления и контроля, заключается в их согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию.

Указанные согласованные действия, в том числе сделки, могу) иметь место как между органами исполнительной власти и органа ми местного самоуправления с обеих сторон, так и между органами власти (местного самоуправления), с одной стороны, и хозяйствующим субъектом, с другой стороны. Форма согласованных действий (сделок) может быть различная (устная, письменная, фактически! действия). Например, подобной сделкой является соглашение между органом санитарного надзора и отдельным предпринимателем о том, что только данным предпринимателем будет осуществляться подготовка технических заключений для получения раз решений на эксплуатацию объектов торговли.

Однако законодательством Украины запрещены лишь те согласованные действия, которые имеют или могут иметь целью : совокупности или в отдельности такие последствия, как:

а) ограничение, искажение, недопущение или устранение конкуренции;

б) ущемление интересов субъектов хозяйствования и граждан.

 Статья 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» использует характерный для законодательства Украины защите экономической конкуренции подход (юридическую конструкцию): общий стандарт («генеральный деликт»2) плюс примерный перечень составов правонарушений. С помощью такого подхода в законодательстве приведен список различных актов и действий, принимать (совершать) которые названным субъектам запрещено.

Итак, в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля является принятие любых актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т.д.), дача письменных или устных указаний, заключение соглашений или любые другие действия или бездействие органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и кон­троля (коллегиального органа или должностного лица), кото­рые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Антиконкурентными действиями органов власти, органов мест­ного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля в соответствии со статьей 15 Закона Укра­ины «О защите экономической конкуренции», в частности, признаются:

а) запрет или препятствование к созданию новых предприятий или осуществлению предпринимательства в других организационно-правовых формах в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;

 б) прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и прочие формы объединений или осуществлению концентрации субъектов хозяйствования в иных формах;

в)  прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или к первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов;

г)  любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ас­сортименту товаров, по объему их реализации или закупки или по кругу потребителей или продавцов;

д)  установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другой или предоставление разреше­ния на реализацию товара из одного региона в другой в опреде­ленном объеме или за исполнение определенных условий;

е)  предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или прочих преиму­ществ, которые ставят их в привилегированное положение по сравнению с другими конкурентами, что приводит или может привести к недопущению, искажению, ограничению или устранению конкуренции;

ж) действие, вследствие которого отдельным субъектам хозяйствования или их группам создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению г конкурентами;

з)  действие, которым устанавливаются не предусмотренные за конами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения прибылью.

Кроме этих положений ст. 16 Закона Украины «О защите эконо­мической конкуренции» содержит запрет, касающийся органон власти и органов местного самоуправления, относительно делеги­рования отдельных властных полномочий объединениям, предпри­ятиям и прочим субъектам хозяйствования, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля (их кол летального органа или должностного лица) запрещается поведение, которое заключается в склонении субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля к нарушению зако­нодательства о защите экономической конкуренции, в создании условий для совершения таких нарушений или их легализации.

 

§6