Антиконкурентные согласованные действия
Все правонарушения, совершаемые хозяйствующими субъектами в сфере защиты экономической конкуренции можно условно разделить на индивидуальную антиконкурентную практику (злоупотребления) и антиконкурентные сделки (согласованные действия).
В соответствии с законодательством Украины о защите экономической конкуренции согласованными действиями являются: заключение субъектами хозяйствования договоров в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое другое согласованное поведение (действие, бездействие) субъектов хозяйствования (ст.5 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»). Согласованными действиями является также создание субъекта хозяйствования, целью или последствием которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.
Антиконкурентными согласованными действиями, ответственность за которые предусмотрена статьей 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», являются не любые, а лишь такие согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с Распоряжением Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Типовых требований к согласованным действиям для общего освобождения от предварительного получения согласия органов антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования» от 12.02.2002 г. № 27 1, горизонтальными согласованными действиями признаются заключение субъектами хозяйствования сделок в любой форме, принятие хозяйственными объединениями решений в любой форме, любое другое согласованное конкурентное поведение субъектом хозяйствования, целью которого является координация конкурентного поведения. При этом субъекты хозяйствования, допускающие согласованные действия, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном товарном рынке.
Вертикальными согласованными действиями этим же распоряжением признаются такие же действия, однако совершаемые субъектами хозяйствования, которые не конкурируют и не могут конкурировать друг с другом при существующих условиях рынка товара, однако пребывают или могут пребывать в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель).
Целями, преследуемыми такими действиями на рынках, являются, например, установление исключительного права продажи по типам покупателей или ограничение деятельности правомерных пользователей объектами промышленной собственности на основе лицензионных договоров и пр.1. Закон «О защите экономической конкуренции» содержит примерный перечень антиконкурентных согласованных действий. В частности:
а) установление цен или прочих условий приобретения или реализации товара;
б) ограничения производства, рынка товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установление контроля над ними;
в) распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, по ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или потребителей или по прочим принципам;
г) искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;
д) устранение с рынка или ограничение доступа на рынок прочих субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;
е) применение различных условий к равнозначным сделкам с различными субъектами хозяйствования, которые ставят последних в невыгодное положение в конкуренции;
ж) заключение сделок при условии принятия прочими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию ил и в соответствии с торговыми и прочими честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих договоров;
з) существенное ограничение конкурентоспособности прочих субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных причин.
Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещено и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Украины о защите экономической конкуренции. Установив подобный запрет, законодатель Украины, тем не менее, делает определенные оговорки относительно совершения согласованных действий.
Так, во-первых, согласованные действия могут быть разрешены соответствующими органами АМКУ, если их участники смогут доказать, что эти действия способствуют усовершенствованию производства, приобретению или реализации товара; технико-технологическому и экономическому развитию; развитию малых и средних предпринимателей; оптимизации экспорта или импорта товаров; разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары; рационализации производства.
Однако даже такие согласованные действия не могут быть разрешены органами АМКУ, если конкуренция существенно ограничивается на всем рынке или на значительной его части.
Кабинет Министров Украины также может разрешить согласованные действия, на которые АМКУ не было дано согласие, если участники таких согласованных действий докажут, что положительный эффект для общественных интересов превышает негативные последствия ограничения конкуренции на всем рынке или на его части. Не может быть дано разрешение на согласованные действия, если участники согласованных действий применяют ограничения, которые не являются необходимыми для реализации согласованных действий, или если ограничение конкуренции составляет угрозу системе рыночной экономики.
Порядок подачи заявлений на получение разрешения со стороны АМКУ или Кабинета Министров Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования детализирован в Распоряжении АМКУ №26-р от 12.02.2002 г. «Об утверждении Положения о порядке подачи заявлений в органы Антимонопольного комитета Украины о получении разрешения на согласованные действия субъектов хозяйствования ».
Во-вторых, в соответствии со статьей 11 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», АМКУ может определить типовые требования к согласованным действиям с тем, чтобы действия, которые отвечают таким требованиям, разрешались и не требовали разрешения органов АМКУ. Как указывалось выше, такие типовые требования установлены распоряжением АМКУ №27-р от 12.02.2002 г.
§5
Антиконкурентные действия органов
власти, местного самоуправления и
административно-хозяйственного управления
и контроля
В качестве самостоятельного вида правонарушений в сфере защиты экономической конкуренции законодатель рассматривает нарушения законодательства о защите экономической конкуренции со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля.
К названным органам власти Закон «О защите экономической конкуренции» относит министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти, Верховный Совет Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный Совет по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти. Органами административно-хозяйственного управления и контроля признаются субъекты хозяйствования, объединения, прочие лица в части исполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления.
Нарушения, совершаемые со стороны указанных органов, условно можно подразделить на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным нарушениям относятся акты и действия соответствующих субъектов, которые неправомерно вмешиваются к свободу экономической деятельности на рынке и искажают действие объективных экономических законов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан.1
По объекту воздействия такие правонарушения подразделяют на три группы:
а) акты (действия), затрагивающие организационно-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и выражаются в создании необоснованных препятствий на пути образования новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
б) акты (действия), затрагивающие текущую экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и устанавливающие прямые или косвенные запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, или предписывают совершить определенные действия. Здесь следует понимать, что запреты, устанавливаемые противоправными актами органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля, могут касаться как определенных видов или направлений деятельности (например, запрет на проведение торгово-закупочной деятельности), так и конкретных видов товаров, работ или услуг (например, запрет на выпуск лакокрасочных материалов). Особо следует обратить внимание на запреты властных органов на перемещение товаров из одного региона в другой. Рассматриваемые препятствия чаще всего носят характер косвенных барьеров в виде взимания особых платежей (сборов);
в) акты (действия) по необоснованному предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам различных экономических льгот (изъятий из общих правил общеправового режима). В соответствии с законодательством Украины льготы в какой-либо отрасли хозяйствования могут устанавливаться и предоставляться только в случаях, прямо предусмотренных законом и только для стимулирования экономической деятельности). Под льготой, как правило, понимается полное или частичное освобождение от обязанности или предоставление определенного права.1
Вторая разновидность правонарушений, совершаемых органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, заключается в их согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию.
Указанные согласованные действия, в том числе сделки, могу) иметь место как между органами исполнительной власти и органа ми местного самоуправления с обеих сторон, так и между органами власти (местного самоуправления), с одной стороны, и хозяйствующим субъектом, с другой стороны. Форма согласованных действий (сделок) может быть различная (устная, письменная, фактически! действия). Например, подобной сделкой является соглашение между органом санитарного надзора и отдельным предпринимателем о том, что только данным предпринимателем будет осуществляться подготовка технических заключений для получения раз решений на эксплуатацию объектов торговли.
Однако законодательством Украины запрещены лишь те согласованные действия, которые имеют или могут иметь целью : совокупности или в отдельности такие последствия, как:
а) ограничение, искажение, недопущение или устранение конкуренции;
б) ущемление интересов субъектов хозяйствования и граждан.
Статья 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» использует характерный для законодательства Украины защите экономической конкуренции подход (юридическую конструкцию): общий стандарт («генеральный деликт»2) плюс примерный перечень составов правонарушений. С помощью такого подхода в законодательстве приведен список различных актов и действий, принимать (совершать) которые названным субъектам запрещено.
Итак, в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля является принятие любых актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т.д.), дача письменных или устных указаний, заключение соглашений или любые другие действия или бездействие органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.
Антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», в частности, признаются:
а) запрет или препятствование к созданию новых предприятий или осуществлению предпринимательства в других организационно-правовых формах в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;
б) прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и прочие формы объединений или осуществлению концентрации субъектов хозяйствования в иных формах;
в) прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или к первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов;
г) любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, по объему их реализации или закупки или по кругу потребителей или продавцов;
д) установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другой или предоставление разрешения на реализацию товара из одного региона в другой в определенном объеме или за исполнение определенных условий;
е) предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или прочих преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение по сравнению с другими конкурентами, что приводит или может привести к недопущению, искажению, ограничению или устранению конкуренции;
ж) действие, вследствие которого отдельным субъектам хозяйствования или их группам создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению г конкурентами;
з) действие, которым устанавливаются не предусмотренные за конами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения прибылью.
Кроме этих положений ст. 16 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» содержит запрет, касающийся органон власти и органов местного самоуправления, относительно делегирования отдельных властных полномочий объединениям, предприятиям и прочим субъектам хозяйствования, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.
Органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля (их кол летального органа или должностного лица) запрещается поведение, которое заключается в склонении субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции, в создании условий для совершения таких нарушений или их легализации.
§6
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции