1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
Как и любая другая правовая отрасль, предпринимательское (хозяйственное) право имеет свой предмет правового регулирования — круг отношений, регулирование которого призваны осуществить нормы этой отрасли права. Таким предметом всегда являются хозяйственные отношения и хозяйственная деятельность и соответственно то, что под этими понятиями понимается.
Представления о содержании хозяйственных правоотношений всегда были дискуссионными. Но всякий раз они зависели от сложившихся в обществе экономических (производственных) отношений и роли государства в их осуществлении. И это не случайно — нормы хозяйственного права не могут существовать в отрыве от фактически сложившегося экономического уклада. А потому содержание предмета хозяйственно-правового регулирования зеркально отражает подходы, государства к регулированию экономики.
Предмет хозяйственно-правого регулирования следует определять исходя из ст. 1 ХК Украины: хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.
Таким образом, можно говорить о двух составляющих предмета предпринимательского хозяйственного права. Первый — функциональный. Он предполагает выделение отношений, имеющих направленность на процесс организации и осуществления хозяйственной деятельности. Второй — субъектный. Он предполагает выделение субъектного состава отношений — субъекты хозяйствования и участники отношений в сфере хозяйствования. Подробно о субъектном составе хозяйственных отношений будет сказано в главе 4 настоящего курса.
Функциональный аспект предмета хозяйственно-правого регулирования раскрывается в ст. 3 ХК Украины, согласно которой хозяйственная деятельность определена как деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценностную основу.
Термин «общественное производство», применяемый в ст. ЗХК Украины, нельзя толковать узко в значении производственной (мануфактурной) деятельности, исключающей торговлю, связь, перевозки, общественное питание и т.п. Общественное производство — термин обобщающий, равнозначный политэкономическому термину «производственные отношения», предполагающий создание определенного материального продукта, будь-то товар, работа или услуга. Данный термин служит противопоставлением понятию непроизводственного потребления, предполагающего потребление благ населением для удовлетворения жизненных потребностей. Последнее обозначает сферу, где господствуют нормы гражданского права.
Общественный характер хозяйственной деятельности находит выражение также в том, что это не разовый акт или единовременное действие, а «многоэтапная, сложная деятельность, осуществляемая систематически, профессионально, в виде промысла». Особое социальное значение, специфика и сложность хозяйственных отношений объективно требуют особого правового регулирования.
Важно учитывать, что хозяйственная деятельность имеет ярко выраженный экономический характер. Она может осуществляться с целью получения прибыли (коммерческая хозяйственная деятельность — предпринимательство), а может и не преследовать такую цель. (некоммерческая хозяйственная деятельность). Однако в любим случае ей свойственна стоимостная оценка и другие экономические характеристики.
XК Украины в ст. 3 определяет, что сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Первую группу указанных отношений традиционно относят к горизонтальным отношениям, а вторую и третью — к вертикальным отношениям.
Хозяйственно-производственные отношения возникают между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Например, такие отношения возникают при взаимодействии поставщика и покупателя по договору поставки продукции. Здесь не возникает подчиненности субъектов друг другу, они действуют как равные и независимые контрагенты.
Иная ситуация наблюдается в организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношениях.
Организационно-хозяйственные отношения складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.
Такие отношения являются проявлением публичного и иного властного интереса в сфере хозяйствования. Они складываются между органами хозяйственного контроля (например, Антимонопольный комитет, Государственная инспекция по контролю за ценами, Государственный комитет по защите прав потребителей и др.) и предпринимателями, между органами государственного управления и государственными предприятиями, между дочерними предприятиями и материнской (холдинговой) компанией, между хозяйственным объединением и предприятиями, входящими в его состав, и т.п. Организационные отношения возникают:
при регистрации и ликвидации (реорганизации) субъектов хозяйствования, внесении изменений в их учредительные документы;
— при выдаче лицензий, патентов, разрешений на размещение объектов торговли и т.п.;
— при формировании государственного заказа;
— при реализации функций государственного контроля за сферой хозяйствования;
при выполнении программ социально-экономического развития;
при обеспечении свободной экономической конкуренции; при защите прав потребителей;
— при обеспечении качества продукции и безопасности производства;
— при восстановлении платежеспособности субъектов предпринимательства или признании их банкротом;
— при предоставлении дотаций и льгот субъектам хозяйствования;
— при обеспечении расчетно-кассовой дисциплины и во многих других случаях, обусловленных необходимостью государственного вмешательства в современные экономические отношения.
Вертикальные отношения в сфере хозяйствования неотделимы от горизонтальных отношений. Например, если организационные элементы расчетных отношений (кассовая дисциплина, порядок открытия и использования банковских счетов, единство банковской систему) не существуют для имущественных (деньги, безналичные переводы, кредитные ресурсы и др.) и не слиты с ними воедино, то сами по себе, потеряв имущественную основу, они не нужны; и наоборот, что осталось бы от таких отношений, если бы они не были соответственно организованы?! Именно поэтому в реальной действительности нельзя расчленить нормы, регулирующие хозяйственное отношения на самостоятельные части гражданского и административного права. Отсутствие организационно-имущественного единства хозяйственных отношений означало бы их разрушение и хаотичное существование.
Невольное свидетельство тому — печальные уроки начала 90-х годов, когда устранение государства от организации экономических отношений привело к уничтожению производственной сферы, гиперинфляции и падению материального состояния граждан Украины. Вот почему нельзя забывать, что хозяйственная деятельность — сложноорганизованный, но единый экономический организм.
Внутрихозяйственные отношения возникают между структурными подразделениями субъекта-хозяйствования — юридического лица, а также между самим таким субъектом и его структурными подразделениями (цехами, отделами, филиалами, представительствами и т.д.). Например, такие отношения возникают по поводу Перераспределения материальных ценностей между производственными участками, при взаимодействии между органами управления предприятия, при составлении сводного баланса отчетности юридического лица и его филиалов и т.д.
Отношения, составляющие предмет хозяйственного права, могут быть дифференцированы с точки зрения их целенаправленности. В этом смысле следует выделять коммерческую и некоммерческую хозяйственную деятельность.
Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство) составляет основу предмета хозяйственно-правового регулирования, поскольку подавляющее большинство норм хозяйственного права посвящено регулированию коммерческих отношений.
Предпринимательство — самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХК Украины). Важнейший признак предпринимательства — направленность деятельности на получение прибыли — позволяет его называть хозяйственной коммерческой деятельностью.
Обращает на себя внимание, что ХК Украины отказывается от громоздких понятий « предпринимательская деятельность », « субъект предпринимательской деятельности», заменяя его более емкими понятиями «предпринимательство» и «предприниматель». Тем самым закреплены фактически сложившиеся на практике традиции использования этих терминов.
Общая правовая характеристика предпринимательства, предусмотренная ранее в Законе Украины «О предпринимательстве», находит теперь закрепление в гл. 4 ХК Украины.
Среди наиболее важных направлений правового регулирования предпринимательства следует выделить:
— установление принципов предпринимательской деятельности (ст. 43-46 ХК Украины): свобода выбора видов деятельности, не запрещенных законом, осуществление деятельности в любых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя; самостоятельность в выборе программы деятельности, контрагентов и иных условий хозяйствования в рамках, не ограниченных законом; свободный наем работников; коммерческий расчет и собственный коммерческий риск; свободное распоряжение прибылью, оставшейся после уплаты налогов; самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности и т.п.; — закрепление отдельных лиц и видов деятельности, для которых (или в сфере которых) предпринимательство запрещено или ограничено (ст. 43 ХК, ст. 4 Закона «О предпринимательстве»').
Не допускается предпринимательство таких категорий граждан, как военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, нотариата, а также граждан, которым решением суда запрещено заниматься предпринимательством, и некоторых других (законы Украины «О прокуратуре» , «О статусе судей», «О нотариате» и др.).
Однако следует учитывать, что владение корпоративными правами не является предпринимательством (ст. 167 ХК). Поэтому указанным выше лицам не запрещено покупать акции, учреждать хозяйственные общества.
Виды деятельности, предпринимательство в которых запрещается или ограничивается, устанавливаются исключительно законом (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 43 ХК). Например, согласно Закону «Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и в соответствии с изданным на его основе постановлением КМУ от 06.05.2000 г. запрещен оборот героина, опия, кокаина и некоторых других веществ.
Некоторые виды деятельности могут осуществляться только государственными и некоторыми другими предприятиями. Так, исключительно государственные предприятия могут заниматься изготовлением и реализацией боеприпасов и осуществлять охрану объектов государственного значения, производить и запускать ракетоносители; только государственные предприятия и полные товарищества могут проводить ломбардные операции; государственные предприятия и объединения связи — осуществлять эксплуатацию первичных сетей телефонной и спутниковой связи; Кабинет Министров Украины утверждает перечни предприятий, которым разрешено осуществлять производство бензина, технического эфира, технического спирта и т.п. (см. подробнее ст. 4 Закона «О предпринимательстве»).
Дополнительными направлениями правового регулирования предпринимательства выступают:
— нормирование порядка создания, государственной регистрации, реорганизации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства (ст.ст. 45, 51,58-61 ХК Украины, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 г. и др.),
— установление общих гарантий прав предпринимателей: равные права и равные возможности для привлечения и использования материально-технических, трудовых, информационных, природных и других ресурсов; неприкосновенность имущества и обеспечение защиты имущественных прав предпринимателя; возмещение убытков, причиненных предпринимателям, государственными органами вследствие нарушения имущественных прав предпринимателя или привлечения гражданина в рабочее время к выполнению государственных или общественных обязанностей и т.п. (ст. 47 ХК).
— закрепление принципов государственной поддержки предпринимательства: создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства, в частности, путем предоставления земельных участков и государственного имущества в порядке, установленном законом,
подготовки кадров, обустройства неосвоенных территорий, и т.п; содействие малому предпринимательству (ст. 48 ХК, Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. и др.);
— регламентирование порядка привлечения предпринимателей к ответственности (ст. 49, раздел V ХК Украины и др.);
— установление правил защиты экономической конкуренции, банкротства, ценообразования и законодательное закрепление других условий осуществления предпринимательской деятельности.
Некоммерческая хозяйственная деятельность составляет вторую часть предмета регулирования хозяйственного права.
Некоммерческая хозяйственная деятельность — это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещено законом (ст. 52 ХК Украины).
Например, органы государственной власти и органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, политические партии, общественные объединения и благотворительные организации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 4 ст. 43, ч. 5 ст. 131, ч. 2 ст. 414 ХК Украины, ст.1 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г., ст.ст. 1, 21, 24 «Об объединениях граждан» от 16.06.92 г.). В ряде случаев закон разрешает коммерческую деятельность таких субъектов опосредовано — путем получения доходов от деятельности созданных ими предприятий.
Следует учитывать, что на субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, распространяются общие требования о регулировании хозяйственной деятельности с учетом особенностей неприбыльного характера их деятельности (ч. 1 ст. 54 ХК Украины). Однако в любом случае субъект некоммерческой хозяйственной деятельности обязан обеспечить надлежащие условия труда наемных работников, оплату их труда не ниже определенного законом минимального размера и обеспечить другие социальные гарантии, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 54 ХК Украины).
Соотношение предмета хозяйственного права с предметом смежных отраслей права важно установить для уточнения представления о предмете хозяйственного права.
Наиболее дискуссионным является разграничение предмета регулирования хозяйственного и гражданского права.
Фрагментарно предмет регулирования этих отраслей права совпадает. Речь идет об отдельных областях хозяйственно-правового и гражданско-правового регулирования, где имущественные отношения субъектов основаны на равенстве сторон. Например, в сфере возмещения вреда хозяйственные отношения не требуют специального, отличного от общегражданского построения. Здесь хозяйственное право допускает использование в своей сфере общих институтов и понятий гражданского права. Равно как из административного права хозяйственное право берет готовыми понятия должностного лица, органа исполнительной власти, акта управления, а из земельного права — понятия земли и платы за пользование земельным участком и т.д.
Однако в значительной степени предмет регулирования хозяйственного права выходит за рамки предмета регулирования гражданского права. Речь идет об отношениях организационно-хозяйственного и внутрихозяйственного характера. Эти отношения основаны на принципах подчинения и иных управленческих связях, а не на равенстве сторон.
Необходимо отметить, что предмет хозяйственного права в ходе правовой реформы приобрел более четкие очертания, в отличие от предмета гражданско-правового регулирования. В частности, новый ГК Украины охватил сферу публичной связи гражданина и государства (главы 21 и 22), отдельными цивилистами активно разрабатывается теория «управления» как составляющая гражданского права. В цивилистической литературе высказывается мнение, что главным критерием установления отраслевой принадлежности правовых отношений становится не предмет, а метод правового регулирования. Утрата традиционных критериев предмета гражданско-правового регулирования на фоне опредмечивания других отраслей права, в частности, хозяйственного, земельного, морского, экологического, бюджетного, налогового и других, говорит о неизбежной и объективной дальнейшей дифференциации законодательного материала. Ведь современные правоотношения нельзя вместить в прокрустово ложе принципов, выработанных в эпоху Древнего Рима.
Предмет регулирования административного права и хозяйственного права однозначно разграничить не всегда просто. Организационные отношения в сфере хозяйствования во многом обладают теми же чертами, которые свойственны административно-правовым отношениям. Однако организационные отношения в сфере хозяйствования по причине неразрывной связи с имущественными отношениями приобрели новое качество, которое привело к их выделению из непосредственного предмета административно-правого регулирования.
Ведь нельзя, например, эффективно регулировать процессы создания предприятия (организационный аспект) без одновременного правового воздействия на отношения по наделению этого субъекта материальными ценностями (имущественный аспект).
В то же время административное право в сфере хозяйствования регулирует управленческие отношения, не имеющие имущественного содержания. К таким отношениям относятся принципы организации государственного аппарата, государственная служба, вопросы коллегиальности и единоначалия, участие трудящихся в управлении и др.'. Поэтому, например, формирование управленческой структуры и взаимодействие Антимонопольного комитета Украины с иными органами управления следует относить к отношениям, урегулированным нормами административного права, а реализацию его компетенции применительно к правам и обязанностям субъектов хозяйствования — к хозяйственным отношениям, урегулированным нормами ХК Украины и иных актов хозяйственного законодательства.
Следует также прислушаться к мнению Г. Л. Знаменского о том, что вертикальные хозяйственные отношения строятся не на прямом подчинении одного лица другому, как это происходит в административной вертикали, а на взаимных обязательствах органа управления и хозяйствующего субъекта и их равном подчинении общественному хозяйственному порядку.
Разграничение предмета хозяйственного и трудового права следует находить в вычленении разных звеньев общественного производства, способных воспринимать правовое воздействие. Н.Г Александров отмечал, что одни из них составляют необходимые предпосылки процесса труда, а другие — отношения, возникающие непосредственно по поводу применения рабочей силы. Эти вторые отношения он как раз и рассматривал в качестве предмета трудового права. Что же касается того звена производственных отношений, которое включает предпосылки труда (вовлечение в производство средств производства и его организацию), то по меткому замечанию авторов учебника «Хозяйственное право» под редакцией В.К. Мамутова именно это звено и является предметом хозяйственного права.
Иными словами это означает, что взаимодействие между органами юридического лица, между учредителями и юридическим лицом регулируется нормами хозяйственного права, а отношения по поводу реализации права на труд конкретного гражданина — нормами трудового права.
Не всегда просто разделить финансовые и хозяйственные отношения. Проблема состоит, во-первых, в неоднозначности трактовки состава этих отношений. А во-вторых, — в их постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Однако теория и практика выработали здесь определенные подходы.
Так, ст. 4 ХК Украины предусматривает, что не являются предметом регулирования кодекса финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней.
В финансовых отношениях денежная форма стоимости отделена от товарной, не является следствием встречного движения товарной формы стоимости (распределение денег через бюджет, платежи в бюджет, собирание налогов, размещение государственных займов и т.п.). В процессе производства и обмена, свойственного для хозяйственных отношений, совершается смена форм стоимости, в противовес движению исключительно денежной формы стоимости в финансовых отношениях.
Хозяйственные отношения базируются на эквивалентности обмена. Не случайно в ч. 4 ст. 175 ХК Украины предусматривается, что безвозмездные имущественные обязательства субъектов хозяйствования существуют в виде исключения. В то же время для финансовых отношений правилом является отсутствие обязанности по возврату материальных ценностей.
Кроме того, большинством отечественных правоведов обязательным субъектом финансовых отношений называется уполномоченный орган государства, а финансово-правовая деятельность соотносится с государственной финансовой деятельностью.
В то же время, в хозяйственных отношениях значительная часть операций производится без участия государственных организаций, а порядок создания, распределения и использования материальных ценностей зависит от их собственников.
Большая степень взаимопроникновения наблюдается во взаимодействии хозяйственных и налоговых отношений. Это обусловлено, прежде всего, тем, что налоговое давление со стороны государства прямо отражается на поведении субъектов хозяйствования. И напротив, налоговый механизм, который не учитывает реалии хозяйственной системы, обречен на игнорирование субъектами хозяйствования.
Видимо поэтому во многих нормах ХК Украины регламентируются налоговые отношения (например, в ч. 1 ст. 10 предусматриваются направления налоговой политики, ч. 2 ст. 12 — налоговые льготы в контексте средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, ст. 240 — последствия сокрытия объекта налогообложения, ст. 243 — последствия создания препятствий в проведении налоговых проверок и др.). Тем самым налоговые отношения рассматриваются как сфера хозяйственной деятельности, а налоговая дисциплина — как необходимое условие ее осуществления.
В силу ограниченности объемов настоящего курса не представляется возможным остановиться подробнее на разграничении предмета хозяйственного права с предметом иных отраслей права. Укажем лишь, что давно не существует «нерушимых границ» между предметами регулирования отраслей права. Нередко одни и те же отношения регулируются различными отраслями права. Это приводит к тому, что на стыке предметов регулирования различных отраслей права возникают универсальные институты. Такой универсальностью, например, обладают институты юридического лица, обязательственного права, права собственности, компетенции и др.
Дальнейшая дифференциация и взаимодействие актов законодательства, приспособление их содержания к практическим нуждам делают зачастую бессмысленными дискуссии о жестком разделении одних отношений, урегулированных правом, от других. Главным становится определение наиболее важных и системообразующих факторов тех отношений, которые подвергаются целенаправленному воздействию. Лишь представив в целостном виде такие отношения, в том числе хозяйственные, можно рассчитывать на адекватное и эффективное правовое регулирование со стороны государства.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции