logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования

 

Как и любая другая правовая отрасль, предпринимательское (хозяйственное) право име­ет свой предмет правового регулирования — круг отношений, регулирование которого призваны осуществить нормы этой отрасли права. Таким предметом всегда являются хозяйственные отношения и хозяйственная деятельность и соответственно то, что под этими понятиями понимается.

Представления о содержании хозяйственных правоотношений всегда были дискуссионными. Но всякий раз они зависели от сло­жившихся в обществе экономических (производственных) отноше­ний и роли государства в их осуществлении. И это не случайно — нор­мы хозяйственного права не могут существовать в отрыве от факти­чески сложившегося экономического уклада. А потому содержание предмета хозяйственно-правового регулирования зеркально от­ражает подходы, государства к регулированию экономики.

 Предмет хозяйственно-правого регулирования следует опре­делять исходя из ст. 1 ХК Украины: хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствова­ния, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Таким образом, можно говорить о двух составляющих пред­мета предпринимательского хозяйственного права. Первый — функциональный. Он предполагает выделение отношений, имеющих направленность на процесс организации и осуществления хозяйственной деятель­ности. Второй — субъектный. Он предполагает выделение субъ­ектного состава отношений — субъекты хозяйствования и участ­ники отношений в сфере хозяйствования. Подробно о субъектном составе хозяйственных отношений будет сказано в главе 4 настоя­щего курса.

Функциональный аспект предмета хозяйственно-правого регулирования раскрывается в ст. 3 ХК Украины, согласно которой хозяйственная деятельность определена как деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выпол­нение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценностную основу.

Термин «общественное производство», применяемый в ст. ЗХК Украины, нельзя толковать узко в значении производственной (мануфактурной) деятельности, исключающей торговлю, связь, перевозки, общественное питание и т.п. Общественное производ­ство — термин обобщающий, равнозначный политэкономическому термину «производственные отношения», предполагающий создание определенного материального продукта, будь-то товар, работа или услуга. Данный термин служит противопоставлением понятию непроизводственного потребления, предполагающего потребление благ населением для удовлетворения жизненных по­требностей. Последнее обозначает сферу, где господствуют нормы гражданского права.

Общественный характер хозяйственной деятельности находит выражение также в том, что это не разовый акт или единовременное действие, а «многоэтапная, сложная деятельность, осуществляемая систематически, профессионально, в виде промысла». Особое со­циальное значение, специфика и сложность хозяйственных отно­шений объективно требуют особого правового регулирования.

Важно учитывать, что хозяйственная деятельность имеет ярко выраженный экономический характер. Она может осуществляться с целью получения прибыли (коммерческая хозяйственная деятель­ность — предпринимательство), а может и не преследовать такую цель. (некоммерческая хозяйственная деятельность). Однако в лю­бим случае ей свойственна стоимостная оценка и другие экономи­ческие характеристики.

XК Украины в ст. 3 определяет, что сферу хозяйственных от­ношений составляют хозяйственно-производственные, организа­ционно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Первую группу указанных отношений традиционно относят к горизонтальным отношениям, а вторую и третью — к вертикальным отношениям.

Хозяйственно-производственные отношения возникают меж­ду субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Например, такие отношения возника­ют при взаимодействии поставщика и покупателя по договору поставки продукции. Здесь не возникает подчиненности субъектов друг другу, они действуют как равные и независимые контрагенты.

Иная ситуация наблюдается в организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношениях.

Организационно-хозяйственные отношения складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Такие отношения являются проявлением публичного и иного властного интереса в сфере хозяйствования. Они складываются между органами хозяйственного контроля (например, Антимонопольный комитет, Государственная инспекция по контролю за це­нами, Государственный комитет по защите прав потребителей и др.) и предпринимателями, между органами государственного управления и государственными предприятиями, между дочерними пред­приятиями и материнской (холдинговой) компанией, между хозяйственным объединением и предприятиями, входящими в его состав, и т.п. Организационные отношения возникают:

при регистрации и ликвидации (реорганизации) субъектов хозяйствования, внесении изменений в их учредительные документы;

—  при выдаче лицензий, патентов, разрешений на размещение объектов торговли и т.п.;

—  при формировании государственного заказа;

—  при реализации функций государственного контроля за сфе­рой хозяйствования;

      при выполнении программ социально-экономического развития;

      при обеспечении свободной экономической конкуренции; при защите прав потребителей;

—  при обеспечении качества продукции и безопасности произ­водства;

—  при восстановлении платежеспособности субъектов предпри­нимательства или признании их банкротом;

—  при предоставлении дотаций и льгот субъектам хозяйство­вания;

—  при обеспечении расчетно-кассовой дисциплины и во многих других случаях, обусловленных необходимостью государ­ственного вмешательства в современные экономические от­ношения.

Вертикальные отношения в сфере хозяйствования неотделимы от горизонтальных отношений. Например, если организационные элементы расчетных отношений (кассовая дисциплина, порядок открытия и использования банковских счетов, единство банковской систему) не существуют для имущественных (деньги, безналичные переводы, кредитные ресурсы и др.) и не слиты с ними воедино, то сами по себе, потеряв имущественную основу, они не нужны; и на­оборот, что осталось бы от таких отношений, если бы они не были соответственно организованы?! Именно поэтому в реальной дей­ствительности нельзя расчленить нормы, регулирующие хозяй­ственное отношения на самостоятельные части гражданского и административного права. Отсутствие организационно-имуществен­ного единства хозяйственных отношений означало бы их разруше­ние и хаотичное существование.

Невольное свидетельство тому — печальные уроки начала 90-х годов, когда устранение государства от организации экономических отношений привело к уничтожению производственной сферы, ги­перинфляции и падению материального состояния граждан Украины. Вот почему нельзя забывать, что хозяйственная деятельность — сложноорганизованный, но единый экономический организм.

Внутрихозяйственные отношения возникают между струк­турными подразделениями субъекта-хозяйствования — юриди­ческого лица, а также между самим таким субъектом и его структурными подразделениями (цехами, отделами, филиалами, пред­ставительствами и т.д.). Например, такие отношения возникают по поводу Перераспределения материальных ценностей между произ­водственными участками, при взаимодействии между органами управления предприятия, при составлении сводного баланса отчет­ности юридического лица и его филиалов и т.д.

Отношения, составляющие предмет хозяйственного права, могут быть дифференцированы с точки зрения их целенаправлен­ности. В этом смысле следует выделять коммерческую и некоммер­ческую хозяйственную деятельность.

Хозяйственная коммерческая деятельность (предприниматель­ство) составляет основу предмета хозяйственно-правового регули­рования, поскольку подавляющее большинство норм хозяйствен­ного права посвящено регулированию коммерческих отношений.

Предпринимательство — самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятель­ность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпри­нимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХК Украины). Важней­ший признак предпринимательства — направленность деятельности на получение прибыли — позволяет его называть хозяйственной коммерческой деятельностью.

Обращает на себя внимание, что ХК Украины отказывается от громоздких понятий « предпринимательская деятельность », « субъ­ект предпринимательской деятельности», заменяя его более емки­ми понятиями «предпринимательство» и «предприниматель». Тем самым закреплены фактически сложившиеся на практике традиции использования этих терминов.

Общая правовая характеристика предпринимательства, преду­смотренная ранее в Законе Украины «О предпринимательстве», находит теперь закрепление в гл. 4 ХК Украины.

Среди наиболее важных направлений правового регулирования предпринимательства следует выделить:

— установление принципов предпринимательской деятельности (ст. 43-46 ХК Украины): свобода выбора видов деятельности, не запрещенных законом, осуществление деятельности в лю­бых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя; самостоятельность в выборе программы деятельности, контрагентов и иных условий хо­зяйствования в рамках, не ограниченных законом; свободный наем работников; коммерческий расчет и собственный ком­мерческий риск; свободное распоряжение прибылью, остав­шейся после уплаты налогов; самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности и т.п.; — закрепление отдельных лиц и видов деятельности, для кото­рых (или в сфере которых) предпринимательство запрещено или ограничено (ст. 43 ХК, ст. 4 Закона «О предприниматель­стве»').

Не допускается предпринимательство таких категорий граждан, как военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, нотариата, а также граждан, которым решением суда запрещено заниматься предпри­нимательством, и некоторых других (законы Украины «О прокура­туре» , «О статусе судей», «О нотариате» и др.).

Однако следует учитывать, что владение корпоративными пра­вами не является предпринимательством (ст. 167 ХК). Поэтому указанным выше лицам не запрещено покупать акции, учреждать хозяйственные общества.

Виды деятельности, предпринимательство в которых запреща­ется или ограничивается, устанавливаются исключительно законом (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 43 ХК). Например, согласно Закону «Об обраще­нии в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и в соответствии с изданным на его основе постановлением КМУ от 06.05.2000 г. запрещен оборот героина, опия, кокаина и некоторых других веществ.

Некоторые виды деятельности могут осуществляться только государственными и некоторыми другими предприятиями. Так, исключительно государственные предприятия могут заниматься изготовлением и реализацией боеприпасов и осуществлять охрану объектов государственного значения, производить и запускать ракетоносители; только государственные предприятия и полные товарищества могут проводить ломбардные операции; государ­ственные предприятия и объединения связи — осуществлять экс­плуатацию первичных сетей телефонной и спутниковой связи; Кабинет Министров Украины утверждает перечни предприятий, которым разрешено осуществлять производство бензина, техни­ческого эфира, технического спирта и т.п. (см. подробнее ст. 4 Закона «О предпринимательстве»).

Дополнительными направлениями правового регулирования предпринимательства выступают:

— нормирование порядка создания, государственной регистра­ции, реорганизации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства (ст.ст. 45, 51,58-61 ХК Украины, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физиче­ских лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 г. и др.),

— установление общих гарантий прав предпринимателей: рав­ные права и равные возможности для привлечения и исполь­зования материально-технических, трудовых, информацион­ных, природных и других ресурсов; неприкосновенность имущества и обеспечение защиты имущественных прав пред­принимателя; возмещение убытков, причиненных предпри­нимателям, государственными органами вследствие наруше­ния имущественных прав предпринимателя или привлечения гражданина в рабочее время к выполнению государственных или общественных обязанностей и т.п. (ст. 47 ХК).

— закрепление принципов государственной поддержки предпри­нимательства: создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства, в частности, путем предоставления земельных участков и государственного имущества в порядке, установленном за­коном,

подготовки кадров, обустройства неосвоенных терри­торий, и т.п; содействие малому предпринимательству (ст. 48 ХК, Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. и др.);

— регламентирование порядка привлечения предпринимателей к ответственности (ст. 49, раздел V ХК Украины и др.);

— установление правил защиты экономической конкуренции, банкротства, ценообразования и законодательное закрепление других условий осуществления предпринимательской дея­тельности.

Некоммерческая хозяйственная деятельность составляет вторую часть предмета регулирования хозяйственного права.

Некоммерческая хозяйственная деятельность — это само­стоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. Некоммерческая хозяйственная дея­тельность осуществляется субъектами хозяйствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринима­тельства запрещено законом (ст. 52 ХК Украины).

Например, органы государственной власти и органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, политические пар­тии, общественные объединения и благотворительные организации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 4 ст. 43, ч. 5 ст. 131, ч. 2 ст. 414 ХК Украины, ст.1 Закона «О благо­творительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г., ст.ст. 1, 21, 24 «Об объединениях граждан» от 16.06.92 г.). В ряде случаев закон разрешает коммерческую деятельность таких субъ­ектов опосредовано — путем получения доходов от деятельности созданных ими предприятий.

Следует учитывать, что на субъектов хозяйствования, осущест­вляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, распро­страняются общие требования о регулировании хозяйственной де­ятельности с учетом особенностей неприбыльного характера их деятельности (ч. 1 ст. 54 ХК Украины). Однако в любом случае субъект некоммерческой хозяйственной деятельности обязан обе­спечить надлежащие условия труда наемных работников, оплату их труда не ниже определенного законом минимального размера и обеспечить другие социальные гарантии, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 54 ХК Украины).

Соотношение предмета хозяйственного права с предметом смежных отраслей права важно установить для уточнения пред­ставления о предмете хозяйственного права.

Наиболее дискуссионным является разграничение предмета регулирования хозяйственного и гражданского права.

Фрагментарно предмет регулирования этих отраслей права со­впадает. Речь идет об отдельных областях хозяйственно-правового и гражданско-правового регулирования, где имущественные от­ношения субъектов основаны на равенстве сторон. Например, в сфере возмещения вреда хозяйственные отношения не требуют специального, отличного от общегражданского построения. Здесь хозяйственное право допускает использование в своей сфере общих институтов и понятий гражданского права. Равно как из админи­стративного права хозяйственное право берет готовыми понятия должностного лица, органа исполнительной власти, акта управле­ния, а из земельного права — понятия земли и платы за пользование земельным участком и т.д.

Однако в значительной степени предмет регулирования хозяй­ственного права выходит за рамки предмета регулирования граждан­ского права. Речь идет об отношениях организационно-хозяйствен­ного и внутрихозяйственного характера. Эти отношения основаны на принципах подчинения и иных управленческих связях, а не на равенстве сторон.

Необходимо отметить, что предмет хозяйственного права в ходе правовой реформы приобрел более четкие очертания, в отличие от предмета гражданско-правового регулирования. В частности, новый ГК Украины охватил сферу публичной связи гражданина и государ­ства (главы 21 и 22), отдельными цивилистами активно разрабаты­вается теория «управления» как составляющая гражданского права. В цивилистической литературе высказывается мнение, что главным критерием установления отраслевой принадлежности правовых от­ношений становится не предмет, а метод правового регулирования. Утрата традиционных критериев предмета гражданско-правового регулирования на фоне опредмечивания других отраслей права, в частности, хозяйственного, земельного, морского, экологического, бюджетного, налогового и других, говорит о неизбежной и объектив­ной дальнейшей дифференциации законодательного материала. Ведь современные правоотношения нельзя вместить в прокрустово ложе принципов, выработанных в эпоху Древнего Рима.

Предмет регулирования административного права и хозяй­ственного права однозначно разграничить не всегда просто. Орга­низационные отношения в сфере хозяйствования во многом облада­ют теми же чертами, которые свойственны административно-право­вым отношениям. Однако организационные отношения в сфере хозяйствования по причине неразрывной связи с имущественными отношениями приобрели новое качество, которое привело к их вы­делению из непосредственного предмета административно-правого регулирования.

 Ведь нельзя, например, эффективно регулировать процессы создания предприятия (организационный аспект) без одновременного правового воздействия на отношения по наделению этого субъекта материальными ценностями (имущественный аспект).

В то же время административное право в сфере хозяйствования регулирует управленческие отношения, не имеющие имущественного содержания. К таким отношениям относятся принципы организации государственного аппарата, государственная служба, вопросы колле­гиальности и единоначалия, участие трудящихся в управлении и др.'. Поэтому, например, формирование управленческой структуры и вза­имодействие Антимонопольного комитета Украины с иными органами управления следует относить к отношениям, урегулированным нор­мами административного права, а реализацию его компетенции при­менительно к правам и обязанностям субъектов хозяйствования — к хозяйственным отношениям, урегулированным нормами ХК Украины и иных актов хозяйственного законодательства.

Следует также прислушаться к мнению Г. Л. Знаменского о том, что вертикальные хозяйственные отношения строятся не на прямом подчинении одного лица другому, как это происходит в админи­стративной вертикали, а на взаимных обязательствах органа управ­ления и хозяйствующего субъекта и их равном подчинении обще­ственному хозяйственному порядку.

Разграничение предмета хозяйственного и трудового права следует находить в вычленении разных звеньев общественного произ­водства, способных воспринимать правовое воздействие. Н.Г Алексан­дров отмечал, что одни из них составляют необходимые предпосылки процесса труда, а другие — отношения, возникающие непосредствен­но по поводу применения рабочей силы. Эти вторые отношения он как раз и рассматривал в качестве предмета трудового права. Что же ка­сается того звена производственных отношений, которое включает предпосылки труда (вовлечение в производство средств производства и его организацию), то по меткому замечанию авторов учебника «Хо­зяйственное право» под редакцией В.К. Мамутова именно это звено и является предметом хозяйственного права.

Иными словами это означает, что взаимодействие между орга­нами юридического лица, между учредителями и юридическим лицом регулируется нормами хозяйственного права, а отношения по поводу реализации права на труд конкретного гражданина — нор­мами трудового права.

Не всегда просто разделить финансовые и хозяйственные от­ношения. Проблема состоит, во-первых, в неоднозначности трак­товки состава этих отношений. А во-вторых, — в их постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Однако теория и практи­ка выработали здесь определенные подходы.

Так, ст. 4 ХК Украины предусматривает, что не являются пред­метом регулирования кодекса финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней.

  В фи­нансовых отношениях денежная форма стоимости отделена от то­варной, не является следствием встречного движения товарной формы стоимости (распределение денег через бюджет, платежи в бюджет, собирание налогов, размещение государственных займов и т.п.). В процессе производства и обмена, свойственного для хо­зяйственных отношений, совершается смена форм стоимости, в противовес движению исключительно денежной формы стоимости в финансовых отношениях.

Хозяйственные отношения базируются на эквивалентности об­мена. Не случайно в ч. 4 ст. 175 ХК Украины предусматривается, что безвозмездные имущественные обязательства субъектов хозяй­ствования существуют в виде исключения. В то же время для фи­нансовых отношений правилом является отсутствие обязанности по возврату материальных ценностей.

Кроме того, большинством отечественных правоведов обязатель­ным субъектом финансовых отношений называется уполномочен­ный орган государства, а финансово-правовая деятельность соотносится с государственной финансовой деятельностью.

        В то же время, в хозяйственных отношениях значительная часть операций производится без участия государственных организаций, а порядок создания, распределения и использования материальных ценностей зависит от их собственников.

Большая степень взаимопроникновения наблюдается во взаимо­действии хозяйственных и налоговых отношений. Это обуслов­лено, прежде всего, тем, что налоговое давление со стороны госу­дарства прямо отражается на поведении субъектов хозяйствования. И напротив, налоговый механизм, который не учитывает реалии хозяйственной системы, обречен на игнорирование субъектами хозяйствования.

Видимо поэтому во многих нормах ХК Украины регламентиру­ются налоговые отношения (например, в ч. 1 ст. 10 предусматрива­ются направления налоговой политики, ч. 2 ст. 12 — налоговые льготы в контексте средств государственного регулирования хозяй­ственной деятельности, ст. 240 — последствия сокрытия объекта налогообложения, ст. 243 — последствия создания препятствий в проведении налоговых проверок и др.). Тем самым налоговые отно­шения рассматриваются как сфера хозяйственной деятельности, а налоговая дисциплина — как необходимое условие ее осуществления.

В силу ограниченности объемов настоящего курса не представля­ется возможным остановиться подробнее на разграничении предме­та хозяйственного права с предметом иных отраслей права. Укажем лишь, что давно не существует «нерушимых границ» между пред­метами регулирования отраслей права. Нередко одни и те же отно­шения регулируются различными отраслями права. Это приводит к тому, что на стыке предметов регулирования различных отраслей права возникают универсальные институты. Такой универсальнос­тью, например, обладают институты юридического лица, обязатель­ственного права, права собственности, компетенции и др.

Дальнейшая дифференциация и взаимодействие актов законо­дательства, приспособление их содержания к практическим нуждам делают зачастую бессмысленными дискуссии о жестком разделении одних отношений, урегулированных правом, от других. Главным становится определение наиболее важных и системообразующих факторов тех отношений, которые подвергаются целенаправленно­му воздействию. Лишь представив в целостном виде такие отноше­ния, в том числе хозяйственные, можно рассчитывать на адекватное и эффективное правовое регулирование со стороны государства.