logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.

Осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятель­ности допускается лишь при условии ее регистрации в установлен­ном законом порядке и совершения иных правоустанавливающих действий. Лишь субъект хозяйствования, выполнивший все пред­усмотренные действующим законодательством условия и требова­ния относительно получения необходимых свидетельств, лицензий (разрешений), патентов и прочих документов, вправе осуществлять деятельность в законном порядке (ст. 58 ХК Украины), рассчитывать на государственную поддержку своей деятельности (ст. 48 ХК Укра­ины) и защиту прав и законных интересов (ст. 20 ХК Украины).

В литературе нет единства мнений о том, как называть процедуру государственного подтверждения законности вхождения субъекта хозяйствования в экономический оборот — легализацией или леги­тимацией? Традиционно данные понятия разграничиваются в кон­ституционном и международном праве, когда под легитимацией понимается процедура общественного признания законности госу­дарственной власти, а легализация — наделение определенного до­кумента или лица юридическими характеристиками. Кроме того, понятие легализации прямо используется в законодательстве Укра­ины (в отличие от легитимации) в качестве института подтверждения регистрации общественных организаций, действительности доку­ментов борьбы с незаконными доходами и т.п.

Следуя данной традиции применительно к хозяйственным правоотношениям, можно утверждать, что легализация хозяйствен­ной деятельности означает наделение субъекта хозяйствования необходимыми юридическими документами, позволяющими ему законно осуществлять хозяйственную деятельность, а легитима­ция — подтверждение в различных жизненных ситуациях закон­ности осуществления хозяйственной деятельности субъектом хо­зяйствования по результатам проверки его правоустанавливающих документов и самой деятельности на предмет соответствия требова­ниям законодательства. Окончательную оценку легитимности де­ятельности субъекта хозяйствования может дать только суд.

Например, фиктивное предпринимательство является легальной деятельностью, пока судом не будет установлено иное (т.е. пока не будет установлена нелегитимность такой деятельности). При реги­страции субъекта хозяйствования (при легализации) органы реги­страции выдают субъекту хозяйствования свидетельство установлен­ного образца и не несут ответственности за соответствие его учреди­тельных документов требованиям законодательства, кроме наличия требуемых законодательством сведений. Однако выявленные в даль­нейшем (в процессе легитимации) факты нарушения закона при соз­дании юридического лица, которые нельзя устранить, являются основанием для постановления судебного решения о прекращении юридического лица (признание его нелигитимным) согласно ст. 58 ХК Украины и ст. 38 Закона «О государственной регистрации юридиче­ских лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г.

 В литературе под легализацией понимается осуществление субъ­ектом ряда последовательных, юридически значимых действий, направленных на приобретение прав и обязанностей предпринима­теля (правосубъектности). И в этом плане легализация должна рассматриваться как совокупность двух групп правовых действий: внутренних и внешних.

                            Соответственно и легализация характери­зуется инициативной стадией, проходит через организационную составляющую и заканчивается формализацией.

                    Осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятель­ности без соответствующей легализации влечет за собой хозяйствен­но-правовую (ч. 13. ст. 58, ст. 240 ХК Украины), административную (ст.ст. 160-2, 164 КУоАП Украины) и уголовную (ст.ст. 202-203, 205 УК Украины) ответственность.

                    Важно учитывать, что ХК и законы Украины предполагают процедуры легализации в целом хозяйственной, а не только пред­принимательской деятельности. И это не случайно. Предпринима­тельство рассматривается составной частью хозяйственной деятель­ности — коммерческой хозяйственной деятельностью (глава 4 ХК Украины). Однако другой ее частью является некоммерческая хо­зяйственная деятельность (глава 5 ХК Украины). Более того, ст. 58 ХК Украины, законы Украины «О порядке регистрации юридиче­ских лиц и физических лиц — предпринимателей», «О лицензиро­вании определенных видов хозяйственной деятельности» и т.п. распространяют процессы легализации на любую хозяйственную деятельность, а не только на предпринимательство.

 Исходя из характеристики разрешительных процедур, требуемых для государственного подтверждения законности вхождения субъ­екта в хозяйственный оборот, легализация субъектов хозяйственной деятельности включает в себя от 1 до 10 и более составляющих:

1) государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

2) лицензирование определенных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

3) патентование некоторых видов предпринимательской деятельности;

4) получение разрешения на изготовление печатей и штампов;

5) получение разрешения на размещение объекта торговли, общественного питания и услуг;

6) разрешение (заключение) органов санитарного, пожарного и экологического контроля, органов охраны труда и других органов на начало эксплуатации торгово-промышленных объ­ектов;

7) квотирование и лицензирование хозяйственной деятельности

в ВЭД;            

 8) регистрация (принятие на учет) в налоговых, таможенных органах, органах социального и пенсионного страхования;

9) разрешение органов Антимонопольного комитета на концен­трацию и согласованные действия, ограничивающие конку­ренцию, и т.п.

Перечень этапов легализации не является исчерпывающим и зависит от вида и сферы хозяйственной деятельности. Их состав зависит от общественных требований к безопасности, качеству и иных характеристик хозяйственной деятельности. Так, в сфере морских перевозок дополнительно устанавливается порядок реги­страции морских судов, в сфере автоперевозок — регистрация и периодический техосмотр автотранспортных средств и т.п.