logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

4.9. Объединения предприятий

 

Объединением предприятий является хозяйственная орга­низация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной дея­тельности для решения общих экономических и социальных задач (ст. 118 ХК Украины). Регулирование правовых основ созда­ния и функционирования объединений предприятий осуществляет глава 12 ХК Украины.

Объединение предприятий является юридическим лицом. Пред­приятия-участники объединения сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения соответствующих законов по регулированию деятельности предприятий.

Объединения предприятий образуются предприятиями на добро­вольных началах или по решению органов, которые в соответствии с законом имеют право их образовывать. Таким образом, объединения предприятий можно классифицировать на договорные и приказные образования.

В зависимости от того, какой учредительный документ определяет взаимоотношения участников объединения: учредительный договор или устав, их можно классифицировать на договорные (ассоциация и корпорация) и уставные (консорциум и концерн).

В зависимости от характера взаимоотношений между объединением и его членами различают объединения координационного и субординационного типа. Первые занимаются координацией основной хозяйственной деятельности членов объединения и могут вы поднять одну или несколько производственно-хозяйственных и управленческих функций по отношению к ним (ассоциация, корпорация и другие объединения с координационным характером связей). Вторые специализируются на управлении предприятиям и, входящими в состав объединения (концерны, государственные объединения и др.).1

В объединение могут входить предприятия, созданные по законодательству других государств, а предприятия Украины могут входить в объединения, образованные на территории других государств.

Имущество передается объединению его участниками в хозяйственное ведение или в оперативное управление на основании учредительного договора или решения об образовании объединен ни (ст. 123 ХК Украины). В то же время не исключена возможность закрепления имущества за объединением на праве собственности.

Ведь в соответствии со ст. 27 Закона Украины «О собственности» объектом права собственности хозяйственного объединения явля­ется имущество, добровольно переданное ему предприятиями и организациями, а также приобретенное в результате хозяйственной деятельности и на других основаниях, не запрещенных законом. (Собственностью объединения является также имущество созданных им предприятий. Эти предприятия не имеют права выйти из состава объединения без его согласия.

В состав объектов права собственности хозяйственного объеди­нения не входит имущество членов этого объединения.

Объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязатель­ствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.

Хозяйственные объединения имеют высшие органы управления (общие собрания участников) и образуют исполнительные органы, предусмотренные уставом такого объединения.

Участники объединения могут вносить на условиях и в порядке, предусмотренных его учредительными документами, имуществен­ные взносы (вступительные, членские, целевые и т.п.).

Предприятия-участники объединения могут выйти из его со­става с сохранением взаимных обязательств и заключенных дого­воров с другими субъектами хозяйствования. Имущество, которое осталось после прекращения деятельности хозяйственного объеди­нения, распределяется между предприятиями и организациями, которые входили в него.

Хозяйственные объединения образуются в виде ассоциаций, корпораций, консорциумов, концернов и иных объединений пред­приятий, предусмотренных законодательством.

Особым правовым статусом обладают государственные и ком­мунальные хозяйственные объединения.

Государственное (коммунальное) хозяйственное объедине­ние — объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины, министерств или иных органов, в сферу управления ко­торых входят предприятия, образующие объединение, или реше­нием компетентных органов местного самоуправления. Государственные и коммунальные хозяйственные объединения образуются и преимущественно в форме корпораций или концернов, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т.п.).

Предприятие, которое входит в состав такого объединения, не имеет права без согласия объединения выходить из его состава, а нее объединять на добровольных началах свою деятельность с гимн субъектами хозяйствования и принимать решение о прекращении своей деятельности.

Рассмотрим различные виды объединений предприятий.

Ассоциация — это договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединив­шихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специа­лизации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хо­зяйственных потребностей участников ассоциации.

Ассоциация — наиболее распространенная форма хозяйственных объединений, которая отличается от концерна и корпорации невы­соким уровнем централизации, а от консорциума — широкой на­правленностью. Позитивной чертой ассоциации является то, что ее участники не ограничиваются в возможности вступления в другие ассоциации и хозяйственные объединения.

В рамках ассоциаций их участники обычно координируют вы­полнение отдельных своих задач или совместно осуществляют толь­ко часть не основных функций. Такое ограничение связи между участниками исключает возможность взаимной имущественной от­ветственности по долгам участников и ассоциации в целом. Это де­лает возможным участие того же юридического лица в разных ассо­циациях.

Управление в ассоциации может осуществляться как специаль­но создаваемыми органами управления, так и главным юридиче­ским лицом (с согласия участников). Орган управления, создавае­мый в ассоциации, для участников в основном является информи­рующим, координирующим центром, который обеспечивает согласованные действия по отдельным видам деятельности. Он может быть и центром, который аккумулирует средства для осу­ществления инвестиций и общих задач.1

С целью обеспечения защиты конкуренции и недопущения ее неправомерного ограничения Антимонопольным комитетом Укра­ины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимоно­польному законодательству создания и деятельности ассоциации предпринимателей.

Объединение предпринимателей в ассоциацию с учетом этих Принципов рассматривается Антимонопольным комитетом Укра­ины как осуществление предпринимателями их законного права на договорное добровольное объединение с целью, определенной в ч.1 ст. 118 ХК Украины, и в виде, который не противоречит антимоно­польному законодательству, т.е. без создания монопольного обра­зования, монополизации рынков и без ограничения конкуренции.

Принципы применяются к ассоциациям, создаваемым предпри­нимателями, которые являются конкурентами, или предпринима­телями, которые не являются конкурентами, однако их объединение ни других условиях, нежели определено в Принципах, может при­нести к появлению монопольного образования, монополизации рынка, ограничению конкуренции.

Создание ассоциации признается таковым, которое не приводит к нарушениям антимонопольного законодательства, при соблюде­нии таких условий:

а) ассоциация создается как договорное лицо, которое не является хозяйственным обществом или предприятием; не осу­ществляет предпринимательской деятельности; учредители и участники ассоциации не получают прямых прибылей (ди­видендов) от ее деятельности;

б) ассоциация является свободной для вступления (или выхода)

новых участников (учредителей) на основании соблюдения ими учредительных документов ассоциации и соответствия этим Принципам;

в) предмет деятельности ассоциации включает координацию хозяйственной деятельности участников без права вмешатель­ства в их производственную и коммерческую деятельность и принятия управленческих решений;

г) функции и полномочия ассоциации включают возможность осуществления действий, ограничивающих конкуренцию среди учредителей и других участников рынка;

д) ассоциация не учреждает и не выступает соучредителем новых хозяйствующих субъектов, не осуществляет контроль или управление хозяйствующими субъектами.

Наиболее характерными видами координационной деятельности и функций ассоциации, которые рассматриваются Антимонополь­ным комитетом Украины как не приводящие к созданию монополь­ных образований, монополизации рынков, ограничению конкурен­ции, являются:

а) обеспечение участников ассоциации информацией относительно технических разработок, промышленных стандартов и т.п.;

б) предоставление участникам услуг, которые наиболее эффективно могут предоставляться на отраслевом уровне или цен­трализованно (в частности, таких, как юридические консуль­тации, помощь в осуществлении экспорта, страхования, кредитования, обучения);

в) утверждение норм поведения ассоциации, ее участников или

принятия внутреннего кодекса поведения с учётом указанных Принципов. Целью норм является стимулирование лучшей предпринимательской политики участников, справедливое обращение с

потребителями, соблюдение правил и честных обычаев в предпринимательстве;

г) поддержка интересов участников в государственных органах; координация совместных разработок и исследований.

На основании соответствующих норм действующего законодатель­ства в учредительных документах ассоциации могут быть предусмо­трены дополнительные допустимые виды деятельности ассоциации, которые связаны с особенностями функционирования отраслей, рынков, их сегментов, в частности, их государственным регулирова­нием и контролем, особенностями промышленной политики в от­расли.

Изменения в учредительных документах ассоциации, которые приводят к перерегистрации ассоциации в соответствии с ч. 14 ст. 58 ХК Украины, предварительно согласовываются с Антимонополь­ным комитетом Украины.

Корпорацией признается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятель­ности каждого из участников органам управления корпорацией. Члены корпорации сохраняют производственно-хозяйственную самостоятельность, но по определенному кругу вопросов в соответ­ствии с договором подчиняются единому центру принятия хозяй­ственных решений.

Причем корпорация выполняет только те функции и осущест­вляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участни­ками.

Следует подчеркнуть, что корпорация не может распоряжаться имуществом предприятий, которые входят в ее состав на правах учредителей.

В хозяйственной практике различают корпорации, создавае­мые предприятиями на основе договора, и корпорации, создавае­мые по решению правительства или Президента Украины. В по­следнем случае корпорации выступают как правопреемники министерств, департаментов и т.д. Такие корпорации создаются на добровольной основе и объединяют государственные предпри­ятия по отраслевому признаку или единому технологическому циклу, однако в их состав могут входить другие предприятия, хозяйственные организации и объединения независимо от формы собственности.

 Концерном признается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой дея­тельности. Участники концерна наделяют его частью своих полно­мочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях г органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна.

Основная особенность концерна — финансовая зависимость участников объединения и централизация широкого круга функ­ций. Участники наделяют концерн правом решать вопросы, связан­ные с материально-техническим обеспечением, сбытом продукции и другие вопросы.

Присущая концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участниками единой политики в рамках концерна приводит к на­делению его широким кругом собственных полномочий осуществления производственной деятельности, в том числе по созданию централизованных финансовых фондов, новых субъектов хозяй­ственной деятельности в интересах участников концерна.

Поэтому ХК Украины установил запрет для участников концерна быть участниками других концернов, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Жесткая связь участников в кон­церне создает условия для существования дополнительной имущественной ответственности участников по его обязательствам в целом, о чем могут договориться участники концерна.

Консорциум — временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйствен­ной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует средства и ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей про­граммы, в порядке, определенном его уставом, а при достижении цели его создания прекращает свою деятельность (ликвидируется или превращается в другой вид объединения).

В связи с этим консорциумы не допускают высокого уровня цен­трализации и концентрации управления. Вступая в состав объединения, его участники не только сохраняют права юридических лиц, но и возможность свободного выхода из него.

Следует различать хозяйственные объединения и хозяйствен­ные общества. Они обладают рядом общих черт:

1)  основой их создания является договор (соглашение) участни­ков и/или устав;

2)  уставный фонд формируется за счет средств учредителей (участников);

3) их члены, как правило, принимают участие в управлении таким образованием.

Отличительными признаками объединений предприятий явля­ются:

а) различные источники правового регулирования;

б) наличие в статусе объединения координационной и управленческой компетенции по отношению к предприятиям-участ­никам, что отсутствует в хозяйственных обществах;

в) задачи хозяйственного общества, как правило, не пересекаются с основной хозяйственной деятельностью его учредителей. Объединение создается в целях постоянной координации (управления) основной хозяйственной деятельности его участ­ников;

г) имущество хозяйственного общества может принадлежать ему только на праве собственности, а хозяйственное объединение может быть наделено также правом хозяйственного ведения и оперативного управления.

В то же время в литературе отмечается, что законодательство не позволяет провести достаточно четкую грань между понятиями хозяйственных обществ и хозяйственных объединений, поскольку функции хозяйственного общества, реализуемые, например, в хол­динге, аналогичны во многом функциям хозяйственных объедине­ний1.

Согласно ст. 126 ХК Украины сформирована еще одна форма объединений предприятий — ассоциированное предприятие. Это группа субъектов хозяйствования-юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической и/или организационной зависимости в форме участия в уставном фонде и/или управлении. Зависимость между ассоциированными предприятиями может быть простой и решающей.

Простая зависимость возникает в случае, если один из них име­ет возможность блокировать принятие другим (зависимым) лицом решений, которые должны приниматься в соответствии с законом и/или учредительными документами этого предприятия квалифи­цированным большинством голосов.

Решающая зависимость возникает в случаях, когда между пред­приятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения за счет преимущественного участия контролирующего предприятия в уставном фонде и/или общем собрании либо других органах управ­ления другого (дочернего) предприятия, в частности, владения контрольным пакетом акций.

Отношения решающей зависимости могут устанавливаться при условии согласия со стороны Антимонопольного комитета Украины. Наличие простой или решающей зависимости должно быть отмече-

но в сведениях государственной регистрации зависимого предпри­ятия и опубликовано в средствах массовой информации.

Согласно ч. 5 ст. 126 ХК Украины под холдинговой компанией понимается субъект хозяйствования, владеющий контрольным пакетом акций дочернего предприятия (или предприятий). Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанав­ливаются отношения контроля-подчинения и на этой основе — от­ношения экономической зависимости.

Дочерние предприятия зависимые от холдинговой компании или образующие ПФГ, остаются юридически самостоятельными участ­никами, однако связаны отношениями организационно-экономи­ческой зависимости.

Холдинг — главный субъект чаще является «финансовым цен­тром и мозгом» экономического объединения, причем данный субъект, хотя и может, но чаще всего сам хозяйственной деятельности не осуществляет. Для выделения группы субъектов в холдинг  необходимо, чтобы экономическое объединение характеризовалось  следующими признаками:

 —  холдинг — главный субъект должен быть собственником акций других участников группы;

 —  пакет акций, принадлежащий холдингу — главному субъекту, дает возможность контролировать других участников  группы;

 —  участники группы, контролируемые холдингом, должны быть  юридически самостоятельными лицами;

 —  представители дочерних предприятий могут и не участвовать  в управлении делами холдинговой компании;

 —  право свободного выхода имеют только учредители холдинга,  а не его участники — дочерние предприятия. Хотя может  сложиться ситуация, когда учредитель и участник являются одним лицом. В данном случае выход будет осуществляться согласно уставу холдинга;

—  холдинг, по своей сути, может выступать как предприятие и как орган хозяйствования, осуществляющий управление  деятельностью подчиненных ему дочерних предприятий.

 Холдинговая компания может преследовать разные цели. Важнейшими из них являются:

 а) расширение масштабов коммерческих операций путем создания новых фирм и приобретения контроля над уже существующими;

б) согласование производственных, инвестиционных и сбытовых

программ реализации дочерних предприятий;

в) оптимизация налогообложения;

г) распределение хозяйственных рисков между различными до­черними фирмами и др.

В Украине специальной регламентации подвергается деятель­ность холдингов, создаваемых на базе государственных предпри­ятий. Здесь применяется Указ Президента «О холдинговых ком­паниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации» от 01.05.94 г. №224/94.

Холдинговые компании создаются в форме открытого акционерно­го общества путем объединения в уставном фонде контрольных паке­тов акций дочерних предприятий и других активов. Таким образом, дочернее предприятие — это хозяйствующий субъект, контрольным пакетом акций которого владеет холдинговая компания.

Контрольный пакет акций — это количество акций (пай, часть уставного фонда), которое дает право холдинговой компании осу­ществлять фактический контроль над хозяйствующим субъектом. Решение для подтверждения наличия контрольного пакета акций, если его размер составляет менее 51%, принимает Антимонопольный комитет Украины с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры уставных фондов предприятий.

Проекты учредительных документов и планов размещения акций холдинговых компаний подлежат согласованию с АМКУ. Это не­обходимо для того, чтобы создание холдинговых компаний не при­водило к противозаконной концентрации субъектов хозяйствова­ния.2 Соответствующие вопросы регламентированы Законом Укра­ины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 (см. подробнее главу 11 книги).

По сути холдинг выступает как компания, которая определяет стратегию дочерних предприятий.

Система участия в капитале гарантирует главному предприятию осуществление контроля над дочерними предприятиями, однако этот контроль в основном имеет стратегический характер. Механизм со­гласования интересов участников группы определяют такие юриди­ческие документы:

—  соглашение по финансовым вопросам, которое регулирует инвестиционную и дивидендную политику предприятий на следующий финансовый год;

— договор о едином управлении, где четко определено, какие функции делегируются руководству главного предприятия, т.е. централизуются, а какие исполняются децентрализовано,

каждым участником самостоятельно.

Если под влиянием контролирующего субъекта хозяйствования дочерней организацией были заключены невыгодные для нее со­глашения или операции, то контролирующий субъект должен компенсировать причиненные дочернему предприятию убытки. Коли дочерняя организация по вине контролирующей окажется в положении неплатежеспособности и будет признана банкротом, то субсидиарную ответственность перед кредиторами дочернего предприятия будет нести контролирующее предприятие (ст. 126 ХК Украины).

Весьма своеобразным правовым статусом характеризуются промышленно-финансовые группы (ПФГ). В соответствии со ст. 1 Закона «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21.11.95г. ист. 125ХКУкраины ПФГ является объединением, в которое могут входить промышленные и сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, иные учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли.

ПФГ создается по решению Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины и производства конечной продукции, предприятия, которые входят в состав ПФГ, связаны между собой многочисленными связями финансовой, производственной, сбыто­вой и иной зависимости.

Основными целями создания ПФГ являются:

—  сохранение и развитие единых производственно-технологи­ческих комплексов, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке;

—  создание финансово-стойких организационных структур, способных выполнять самофинансирование структурных из­менений;

- осуществление согласованной межотраслевой корпоратиза­ции.

Таким образом, ПФГ — это диверсифицированные многофунк­циональные структуры, созданные на основе объединения капиталов промышленных предприятий, кредитно-финансовых учреждений и иных хозяйствующих субъектов с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых (миграций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внеш­нем рынках, увеличения экономического потенциала как всей группы в целом, так и каждого ее участника.

Важно подчеркнуть, что целью ПФГ в хозяйственных отноше­ниях является не получение прибыли, а реализация государственных программ развития экономики, хотя собственно участники ПФГ одной из своих целей и ставят получение прибыли. Это озна­чает, что функционирование ПФГ не направлено на создание не­коего совокупного дохода, подлежащего распределению между участниками, как это происходит при обычном договоре о совмест­ной производственной деятельности. ПФГ абстрагируется от кон­кретного коммерческого результата, ориентируясь на достижении выгодного для всех участников намеченного производственного результата. В этом заложена программно-функциональная, а не­конкретно коммерческая идея ПФГ1.

ПФГ создаются и функционируют с соблюдением требовании законодательства о защите экономической конкуренции согласно Положению о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.96 г. № 781.

ПФГ состоит из главного предприятия и участников.

Главным является предприятие, которое производит конечную продукцию, осуществляет ее сбыт, уплачивает налоги в Украине и официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами. В составе ПФГ может быть только одно головное пред приятие.

Участник ПФГ — предприятие, банк или иное научное либо проектное учреждение, организация, созданные согласно законо­дательству Украины, или иностранное юридическое лицо, которое входит в состав ПФГ, производит промежуточную продукцию или предоставляет банковские и другие услуги участникам и головному предприятию ПФГ и имеет целью получение прибыли.

При создании ПФГ должен быть соблюден ряд определенных законодательством условий:

1)  предприятие, учреждение, организация могут быть главным предприятием или участником только одной ПФГ;

2)  в составе ПФГ может быть только один банк;

3)  главным предприятием не могут быть торговое, транспортное предприятие, предприятия в сфере общественного питании, бытового обслуживания, материально-технического снабжения, банк, финансово-кредитное учреждение;

4)  создание ПФГ запрещается в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально технического обеспечения, транспортных услуг;

5)  руководитель главного предприятия одновременно является по должности президентом ПФГ.

Взаимные обязательства главного предприятия и участников 11ФГ по производству конечной продукции, а также взаимные обя­зательства участников ПФГ по производству промежуточной про­дукции оформляются соответственно Генеральным соглашением о совместной деятельности ПФГ и двусторонними соглашениями.

ПФГ, в состав участников которой входят украинские и иностранные юридические лица, имеет статус транснациональной ПФГ.

Сходство ПФГ, холдинга и объединения предприятий проявляется в том, что и те и другие создаются на добровольной основе, осу­ществляют управление или координацию деятельности их участни­ков. Их участниками могут быть только юридические лица, в том числе предприятия и другие хозяйственные организации одной или разных отраслей производства. В отношении их осуществляется антимонопольное регулирование, в том числе при их создании.

Несмотря на существенное сходство, значительным является отличие объединений предприятий и ПФГ:

а) хозяйственное объединение является юридическим лицом, ПФГ такого статуса не имеет;

6) хозяйственное объединение может создаваться как на неопределенный срок, так и на определённый, но деятельность ПФГ всегда имеет временный характер;

в) учредительными документами хозяйственного объединения является устав и учредительный договор, а в ПФГ отношения между участниками регулирует Генеральное соглашение о совместной деятельности между главным предприятием и другими участниками;

г) ПФГ имеет специфический порядок регистрации, который осуществляется Министерством юстиции Украины, а объеди­нения предприятий регистрируются в общем порядке;

д) правовое положение ПФГ отличается от объединения также определенными требованиями к участникам ПФГ (например, обязательное участие банка) и ограничениями относительно сфер деятельности (запрет на создание ПФГ в сферах торговли, общепита, транспортных услуг и др.), что не характерно для хозяйственного объединения.

Создание больших интегрированных хозяйствующих субъектов содействует повышению конкурентных возможностей нашего государства и отстаиванию национальных экономических интересов на мировых рынках. Кроме того, высокий уровень концентрации капитала позволяет быстро перестроить экономику Украины, осу­ществить переход от административно-командной к рыночной си­стеме хозяйствования.

Однако следует согласиться с авторами, настаивающими на необходимости действенных мер государственного регулирования финансово-промышленнои интеграции, направленных на привле­чение финансового капитала в промышленный сектор, с одной стороны, и легализации «фактических» ПФГ, которые сегодня не имеют собственной правосубъектности, с другой'.

Согласно ст. 127 ХК Украины объединение интересов предприятий может происходить и в иных формах. В частности, мировой практи­ке известны союзы, картели, синдикаты, корнеры, конгломераты, тресты. Отдельные авторы формой хозяйственного объединения на­зывают франчайзинг. Однако, учитывая требования гл. 36 ХК Укра­ины относительно договора коммерческой концессии, франчайзинг является скорее формой использования одним субъектом прав дру­гого субъекта, чем формой хозяйственного объединения.

Невзирая на положительное значение концентрации капитала в форме хозяйственных объединений, оно имеет и значительные негативные последствия. В частности, международная интеграция отечественных предприятий увеличивает зависимость украинской экономики от мировых финансовых рынков, ухудшает конкурент­ную позицию отечественного бизнеса, что приводит к банкротству отдельных предприятий и целых отраслей, усиливает отток интел­лектуального потенциала и др.