4.9. Объединения предприятий
Объединением предприятий является хозяйственная организация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач (ст. 118 ХК Украины). Регулирование правовых основ создания и функционирования объединений предприятий осуществляет глава 12 ХК Украины.
Объединение предприятий является юридическим лицом. Предприятия-участники объединения сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения соответствующих законов по регулированию деятельности предприятий.
Объединения предприятий образуются предприятиями на добровольных началах или по решению органов, которые в соответствии с законом имеют право их образовывать. Таким образом, объединения предприятий можно классифицировать на договорные и приказные образования.
В зависимости от того, какой учредительный документ определяет взаимоотношения участников объединения: учредительный договор или устав, их можно классифицировать на договорные (ассоциация и корпорация) и уставные (консорциум и концерн).
В зависимости от характера взаимоотношений между объединением и его членами различают объединения координационного и субординационного типа. Первые занимаются координацией основной хозяйственной деятельности членов объединения и могут вы поднять одну или несколько производственно-хозяйственных и управленческих функций по отношению к ним (ассоциация, корпорация и другие объединения с координационным характером связей). Вторые специализируются на управлении предприятиям и, входящими в состав объединения (концерны, государственные объединения и др.).1
В объединение могут входить предприятия, созданные по законодательству других государств, а предприятия Украины могут входить в объединения, образованные на территории других государств.
Имущество передается объединению его участниками в хозяйственное ведение или в оперативное управление на основании учредительного договора или решения об образовании объединен ни (ст. 123 ХК Украины). В то же время не исключена возможность закрепления имущества за объединением на праве собственности.
Ведь в соответствии со ст. 27 Закона Украины «О собственности» объектом права собственности хозяйственного объединения является имущество, добровольно переданное ему предприятиями и организациями, а также приобретенное в результате хозяйственной деятельности и на других основаниях, не запрещенных законом. (Собственностью объединения является также имущество созданных им предприятий. Эти предприятия не имеют права выйти из состава объединения без его согласия.
В состав объектов права собственности хозяйственного объединения не входит имущество членов этого объединения.
Объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.
Хозяйственные объединения имеют высшие органы управления (общие собрания участников) и образуют исполнительные органы, предусмотренные уставом такого объединения.
Участники объединения могут вносить на условиях и в порядке, предусмотренных его учредительными документами, имущественные взносы (вступительные, членские, целевые и т.п.).
Предприятия-участники объединения могут выйти из его состава с сохранением взаимных обязательств и заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования. Имущество, которое осталось после прекращения деятельности хозяйственного объединения, распределяется между предприятиями и организациями, которые входили в него.
Хозяйственные объединения образуются в виде ассоциаций, корпораций, консорциумов, концернов и иных объединений предприятий, предусмотренных законодательством.
Особым правовым статусом обладают государственные и коммунальные хозяйственные объединения.
Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение — объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины, министерств или иных органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение, или решением компетентных органов местного самоуправления. Государственные и коммунальные хозяйственные объединения образуются и преимущественно в форме корпораций или концернов, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т.п.).
Предприятие, которое входит в состав такого объединения, не имеет права без согласия объединения выходить из его состава, а нее объединять на добровольных началах свою деятельность с гимн субъектами хозяйствования и принимать решение о прекращении своей деятельности.
Рассмотрим различные виды объединений предприятий.
Ассоциация — это договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации.
Ассоциация — наиболее распространенная форма хозяйственных объединений, которая отличается от концерна и корпорации невысоким уровнем централизации, а от консорциума — широкой направленностью. Позитивной чертой ассоциации является то, что ее участники не ограничиваются в возможности вступления в другие ассоциации и хозяйственные объединения.
В рамках ассоциаций их участники обычно координируют выполнение отдельных своих задач или совместно осуществляют только часть не основных функций. Такое ограничение связи между участниками исключает возможность взаимной имущественной ответственности по долгам участников и ассоциации в целом. Это делает возможным участие того же юридического лица в разных ассоциациях.
Управление в ассоциации может осуществляться как специально создаваемыми органами управления, так и главным юридическим лицом (с согласия участников). Орган управления, создаваемый в ассоциации, для участников в основном является информирующим, координирующим центром, который обеспечивает согласованные действия по отдельным видам деятельности. Он может быть и центром, который аккумулирует средства для осуществления инвестиций и общих задач.1
С целью обеспечения защиты конкуренции и недопущения ее неправомерного ограничения Антимонопольным комитетом Украины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимонопольному законодательству создания и деятельности ассоциации предпринимателей.
Объединение предпринимателей в ассоциацию с учетом этих Принципов рассматривается Антимонопольным комитетом Украины как осуществление предпринимателями их законного права на договорное добровольное объединение с целью, определенной в ч.1 ст. 118 ХК Украины, и в виде, который не противоречит антимонопольному законодательству, т.е. без создания монопольного образования, монополизации рынков и без ограничения конкуренции.
Принципы применяются к ассоциациям, создаваемым предпринимателями, которые являются конкурентами, или предпринимателями, которые не являются конкурентами, однако их объединение ни других условиях, нежели определено в Принципах, может принести к появлению монопольного образования, монополизации рынка, ограничению конкуренции.
Создание ассоциации признается таковым, которое не приводит к нарушениям антимонопольного законодательства, при соблюдении таких условий:
а) ассоциация создается как договорное лицо, которое не является хозяйственным обществом или предприятием; не осуществляет предпринимательской деятельности; учредители и участники ассоциации не получают прямых прибылей (дивидендов) от ее деятельности;
б) ассоциация является свободной для вступления (или выхода)
новых участников (учредителей) на основании соблюдения ими учредительных документов ассоциации и соответствия этим Принципам;
в) предмет деятельности ассоциации включает координацию хозяйственной деятельности участников без права вмешательства в их производственную и коммерческую деятельность и принятия управленческих решений;
г) функции и полномочия ассоциации включают возможность осуществления действий, ограничивающих конкуренцию среди учредителей и других участников рынка;
д) ассоциация не учреждает и не выступает соучредителем новых хозяйствующих субъектов, не осуществляет контроль или управление хозяйствующими субъектами.
Наиболее характерными видами координационной деятельности и функций ассоциации, которые рассматриваются Антимонопольным комитетом Украины как не приводящие к созданию монопольных образований, монополизации рынков, ограничению конкуренции, являются:
а) обеспечение участников ассоциации информацией относительно технических разработок, промышленных стандартов и т.п.;
б) предоставление участникам услуг, которые наиболее эффективно могут предоставляться на отраслевом уровне или централизованно (в частности, таких, как юридические консультации, помощь в осуществлении экспорта, страхования, кредитования, обучения);
в) утверждение норм поведения ассоциации, ее участников или
принятия внутреннего кодекса поведения с учётом указанных Принципов. Целью норм является стимулирование лучшей предпринимательской политики участников, справедливое обращение с
потребителями, соблюдение правил и честных обычаев в предпринимательстве;
г) поддержка интересов участников в государственных органах; координация совместных разработок и исследований.
На основании соответствующих норм действующего законодательства в учредительных документах ассоциации могут быть предусмотрены дополнительные допустимые виды деятельности ассоциации, которые связаны с особенностями функционирования отраслей, рынков, их сегментов, в частности, их государственным регулированием и контролем, особенностями промышленной политики в отрасли.
Изменения в учредительных документах ассоциации, которые приводят к перерегистрации ассоциации в соответствии с ч. 14 ст. 58 ХК Украины, предварительно согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины.
Корпорацией признается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорацией. Члены корпорации сохраняют производственно-хозяйственную самостоятельность, но по определенному кругу вопросов в соответствии с договором подчиняются единому центру принятия хозяйственных решений.
Причем корпорация выполняет только те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками.
Следует подчеркнуть, что корпорация не может распоряжаться имуществом предприятий, которые входят в ее состав на правах учредителей.
В хозяйственной практике различают корпорации, создаваемые предприятиями на основе договора, и корпорации, создаваемые по решению правительства или Президента Украины. В последнем случае корпорации выступают как правопреемники министерств, департаментов и т.д. Такие корпорации создаются на добровольной основе и объединяют государственные предприятия по отраслевому признаку или единому технологическому циклу, однако в их состав могут входить другие предприятия, хозяйственные организации и объединения независимо от формы собственности.
Концерном признается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях г органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна.
Основная особенность концерна — финансовая зависимость участников объединения и централизация широкого круга функций. Участники наделяют концерн правом решать вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, сбытом продукции и другие вопросы.
Присущая концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участниками единой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления производственной деятельности, в том числе по созданию централизованных финансовых фондов, новых субъектов хозяйственной деятельности в интересах участников концерна.
Поэтому ХК Украины установил запрет для участников концерна быть участниками других концернов, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Жесткая связь участников в концерне создает условия для существования дополнительной имущественной ответственности участников по его обязательствам в целом, о чем могут договориться участники концерна.
Консорциум — временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует средства и ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, в порядке, определенном его уставом, а при достижении цели его создания прекращает свою деятельность (ликвидируется или превращается в другой вид объединения).
В связи с этим консорциумы не допускают высокого уровня централизации и концентрации управления. Вступая в состав объединения, его участники не только сохраняют права юридических лиц, но и возможность свободного выхода из него.
Следует различать хозяйственные объединения и хозяйственные общества. Они обладают рядом общих черт:
1) основой их создания является договор (соглашение) участников и/или устав;
2) уставный фонд формируется за счет средств учредителей (участников);
3) их члены, как правило, принимают участие в управлении таким образованием.
Отличительными признаками объединений предприятий являются:
а) различные источники правового регулирования;
б) наличие в статусе объединения координационной и управленческой компетенции по отношению к предприятиям-участникам, что отсутствует в хозяйственных обществах;
в) задачи хозяйственного общества, как правило, не пересекаются с основной хозяйственной деятельностью его учредителей. Объединение создается в целях постоянной координации (управления) основной хозяйственной деятельности его участников;
г) имущество хозяйственного общества может принадлежать ему только на праве собственности, а хозяйственное объединение может быть наделено также правом хозяйственного ведения и оперативного управления.
В то же время в литературе отмечается, что законодательство не позволяет провести достаточно четкую грань между понятиями хозяйственных обществ и хозяйственных объединений, поскольку функции хозяйственного общества, реализуемые, например, в холдинге, аналогичны во многом функциям хозяйственных объединений1.
Согласно ст. 126 ХК Украины сформирована еще одна форма объединений предприятий — ассоциированное предприятие. Это группа субъектов хозяйствования-юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической и/или организационной зависимости в форме участия в уставном фонде и/или управлении. Зависимость между ассоциированными предприятиями может быть простой и решающей.
Простая зависимость возникает в случае, если один из них имеет возможность блокировать принятие другим (зависимым) лицом решений, которые должны приниматься в соответствии с законом и/или учредительными документами этого предприятия квалифицированным большинством голосов.
Решающая зависимость возникает в случаях, когда между предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения за счет преимущественного участия контролирующего предприятия в уставном фонде и/или общем собрании либо других органах управления другого (дочернего) предприятия, в частности, владения контрольным пакетом акций.
Отношения решающей зависимости могут устанавливаться при условии согласия со стороны Антимонопольного комитета Украины. Наличие простой или решающей зависимости должно быть отмече-
но в сведениях государственной регистрации зависимого предприятия и опубликовано в средствах массовой информации.
Согласно ч. 5 ст. 126 ХК Украины под холдинговой компанией понимается субъект хозяйствования, владеющий контрольным пакетом акций дочернего предприятия (или предприятий). Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения и на этой основе — отношения экономической зависимости.
Дочерние предприятия зависимые от холдинговой компании или образующие ПФГ, остаются юридически самостоятельными участниками, однако связаны отношениями организационно-экономической зависимости.
Холдинг — главный субъект чаще является «финансовым центром и мозгом» экономического объединения, причем данный субъект, хотя и может, но чаще всего сам хозяйственной деятельности не осуществляет. Для выделения группы субъектов в холдинг необходимо, чтобы экономическое объединение характеризовалось следующими признаками:
— холдинг — главный субъект должен быть собственником акций других участников группы;
— пакет акций, принадлежащий холдингу — главному субъекту, дает возможность контролировать других участников группы;
— участники группы, контролируемые холдингом, должны быть юридически самостоятельными лицами;
— представители дочерних предприятий могут и не участвовать в управлении делами холдинговой компании;
— право свободного выхода имеют только учредители холдинга, а не его участники — дочерние предприятия. Хотя может сложиться ситуация, когда учредитель и участник являются одним лицом. В данном случае выход будет осуществляться согласно уставу холдинга;
— холдинг, по своей сути, может выступать как предприятие и как орган хозяйствования, осуществляющий управление деятельностью подчиненных ему дочерних предприятий.
Холдинговая компания может преследовать разные цели. Важнейшими из них являются:
а) расширение масштабов коммерческих операций путем создания новых фирм и приобретения контроля над уже существующими;
б) согласование производственных, инвестиционных и сбытовых
программ реализации дочерних предприятий;
в) оптимизация налогообложения;
г) распределение хозяйственных рисков между различными дочерними фирмами и др.
В Украине специальной регламентации подвергается деятельность холдингов, создаваемых на базе государственных предприятий. Здесь применяется Указ Президента «О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации» от 01.05.94 г. №224/94.
Холдинговые компании создаются в форме открытого акционерного общества путем объединения в уставном фонде контрольных пакетов акций дочерних предприятий и других активов. Таким образом, дочернее предприятие — это хозяйствующий субъект, контрольным пакетом акций которого владеет холдинговая компания.
Контрольный пакет акций — это количество акций (пай, часть уставного фонда), которое дает право холдинговой компании осуществлять фактический контроль над хозяйствующим субъектом. Решение для подтверждения наличия контрольного пакета акций, если его размер составляет менее 51%, принимает Антимонопольный комитет Украины с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры уставных фондов предприятий.
Проекты учредительных документов и планов размещения акций холдинговых компаний подлежат согласованию с АМКУ. Это необходимо для того, чтобы создание холдинговых компаний не приводило к противозаконной концентрации субъектов хозяйствования.2 Соответствующие вопросы регламентированы Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 (см. подробнее главу 11 книги).
По сути холдинг выступает как компания, которая определяет стратегию дочерних предприятий.
Система участия в капитале гарантирует главному предприятию осуществление контроля над дочерними предприятиями, однако этот контроль в основном имеет стратегический характер. Механизм согласования интересов участников группы определяют такие юридические документы:
— соглашение по финансовым вопросам, которое регулирует инвестиционную и дивидендную политику предприятий на следующий финансовый год;
— договор о едином управлении, где четко определено, какие функции делегируются руководству главного предприятия, т.е. централизуются, а какие исполняются децентрализовано,
каждым участником самостоятельно.
Если под влиянием контролирующего субъекта хозяйствования дочерней организацией были заключены невыгодные для нее соглашения или операции, то контролирующий субъект должен компенсировать причиненные дочернему предприятию убытки. Коли дочерняя организация по вине контролирующей окажется в положении неплатежеспособности и будет признана банкротом, то субсидиарную ответственность перед кредиторами дочернего предприятия будет нести контролирующее предприятие (ст. 126 ХК Украины).
Весьма своеобразным правовым статусом характеризуются промышленно-финансовые группы (ПФГ). В соответствии со ст. 1 Закона «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21.11.95г. ист. 125ХКУкраины ПФГ является объединением, в которое могут входить промышленные и сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, иные учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли.
ПФГ создается по решению Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины и производства конечной продукции, предприятия, которые входят в состав ПФГ, связаны между собой многочисленными связями финансовой, производственной, сбытовой и иной зависимости.
Основными целями создания ПФГ являются:
— сохранение и развитие единых производственно-технологических комплексов, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке;
— создание финансово-стойких организационных структур, способных выполнять самофинансирование структурных изменений;
- осуществление согласованной межотраслевой корпоратизации.
Таким образом, ПФГ — это диверсифицированные многофункциональные структуры, созданные на основе объединения капиталов промышленных предприятий, кредитно-финансовых учреждений и иных хозяйствующих субъектов с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых (миграций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, увеличения экономического потенциала как всей группы в целом, так и каждого ее участника.
Важно подчеркнуть, что целью ПФГ в хозяйственных отношениях является не получение прибыли, а реализация государственных программ развития экономики, хотя собственно участники ПФГ одной из своих целей и ставят получение прибыли. Это означает, что функционирование ПФГ не направлено на создание некоего совокупного дохода, подлежащего распределению между участниками, как это происходит при обычном договоре о совместной производственной деятельности. ПФГ абстрагируется от конкретного коммерческого результата, ориентируясь на достижении выгодного для всех участников намеченного производственного результата. В этом заложена программно-функциональная, а неконкретно коммерческая идея ПФГ1.
ПФГ создаются и функционируют с соблюдением требовании законодательства о защите экономической конкуренции согласно Положению о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.96 г. № 781.
ПФГ состоит из главного предприятия и участников.
Главным является предприятие, которое производит конечную продукцию, осуществляет ее сбыт, уплачивает налоги в Украине и официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами. В составе ПФГ может быть только одно головное пред приятие.
Участник ПФГ — предприятие, банк или иное научное либо проектное учреждение, организация, созданные согласно законодательству Украины, или иностранное юридическое лицо, которое входит в состав ПФГ, производит промежуточную продукцию или предоставляет банковские и другие услуги участникам и головному предприятию ПФГ и имеет целью получение прибыли.
При создании ПФГ должен быть соблюден ряд определенных законодательством условий:
1) предприятие, учреждение, организация могут быть главным предприятием или участником только одной ПФГ;
2) в составе ПФГ может быть только один банк;
3) главным предприятием не могут быть торговое, транспортное предприятие, предприятия в сфере общественного питании, бытового обслуживания, материально-технического снабжения, банк, финансово-кредитное учреждение;
4) создание ПФГ запрещается в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, материально технического обеспечения, транспортных услуг;
5) руководитель главного предприятия одновременно является по должности президентом ПФГ.
Взаимные обязательства главного предприятия и участников 11ФГ по производству конечной продукции, а также взаимные обязательства участников ПФГ по производству промежуточной продукции оформляются соответственно Генеральным соглашением о совместной деятельности ПФГ и двусторонними соглашениями.
ПФГ, в состав участников которой входят украинские и иностранные юридические лица, имеет статус транснациональной ПФГ.
Сходство ПФГ, холдинга и объединения предприятий проявляется в том, что и те и другие создаются на добровольной основе, осуществляют управление или координацию деятельности их участников. Их участниками могут быть только юридические лица, в том числе предприятия и другие хозяйственные организации одной или разных отраслей производства. В отношении их осуществляется антимонопольное регулирование, в том числе при их создании.
Несмотря на существенное сходство, значительным является отличие объединений предприятий и ПФГ:
а) хозяйственное объединение является юридическим лицом, ПФГ такого статуса не имеет;
6) хозяйственное объединение может создаваться как на неопределенный срок, так и на определённый, но деятельность ПФГ всегда имеет временный характер;
в) учредительными документами хозяйственного объединения является устав и учредительный договор, а в ПФГ отношения между участниками регулирует Генеральное соглашение о совместной деятельности между главным предприятием и другими участниками;
г) ПФГ имеет специфический порядок регистрации, который осуществляется Министерством юстиции Украины, а объединения предприятий регистрируются в общем порядке;
д) правовое положение ПФГ отличается от объединения также определенными требованиями к участникам ПФГ (например, обязательное участие банка) и ограничениями относительно сфер деятельности (запрет на создание ПФГ в сферах торговли, общепита, транспортных услуг и др.), что не характерно для хозяйственного объединения.
Создание больших интегрированных хозяйствующих субъектов содействует повышению конкурентных возможностей нашего государства и отстаиванию национальных экономических интересов на мировых рынках. Кроме того, высокий уровень концентрации капитала позволяет быстро перестроить экономику Украины, осуществить переход от административно-командной к рыночной системе хозяйствования.
Однако следует согласиться с авторами, настаивающими на необходимости действенных мер государственного регулирования финансово-промышленнои интеграции, направленных на привлечение финансового капитала в промышленный сектор, с одной стороны, и легализации «фактических» ПФГ, которые сегодня не имеют собственной правосубъектности, с другой'.
Согласно ст. 127 ХК Украины объединение интересов предприятий может происходить и в иных формах. В частности, мировой практике известны союзы, картели, синдикаты, корнеры, конгломераты, тресты. Отдельные авторы формой хозяйственного объединения называют франчайзинг. Однако, учитывая требования гл. 36 ХК Украины относительно договора коммерческой концессии, франчайзинг является скорее формой использования одним субъектом прав другого субъекта, чем формой хозяйственного объединения.
Невзирая на положительное значение концентрации капитала в форме хозяйственных объединений, оно имеет и значительные негативные последствия. В частности, международная интеграция отечественных предприятий увеличивает зависимость украинской экономики от мировых финансовых рынков, ухудшает конкурентную позицию отечественного бизнеса, что приводит к банкротству отдельных предприятий и целых отраслей, усиливает отток интеллектуального потенциала и др.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции