13.2. Классификация хозяйственных обязательств
Вопрос о классификации обязательств, в том числе и хозяйственных, всегда являлся дискуссионным. Различные точки зрения по этому вопросу высказывались В.В. Лаптевым, А.Г. Быковым, М.И. Брагинским, М.М. Агарковым и другими учеными.
1) хозяйственные обязательства в области товарно-денежного об ращения — относительные правоотношения, регламентированные нормами гражданского законодательства;
2) хозяйственно-управленческие обязательства — правовая форма, в которую облекаются некоторые отношения, возникающие в процессе хозяйственного руководства;
3) внутрихозяйственные обязательства — хозяйственные право отношения, связанные с движением имущества и возникающие между конкретными подразделениями предприятия и процессе внутрипроизводственного кооперирования, организованного на хозрасчетных началах.
Несмотря на то, что подобная классификация получила признание в науке хозяйственного права еще в 1970 г., она почти в неизмененном виде нашла отражение в ХК Украины, что подчеркивает ее концептуальную верность. Так, ч. 2 ст. 173 ХК в качестве основных видов хозяйственных обязательств называются имущественно-хозяйственные и организационно-хозяйственные обязательства.
Перед тем как перейти к характеристике данных основных видов хозяйственных обязательств следует классифицировать хозяйственные обязательства по другим критериям.
Так, по основаниям возникновения их делят на договорные обязательства, возникающие из договоров, и внедоговорные обязательства, возникающие из причинения вреда, неосновательного приобретения имущества и из иных внедоговорных юридических фактов.
По соотношению прав и обязанностей хозяйственные обязательства делятся на:
а) односторонние обязательства, предполагающие наличие у одной из сторон только прав, а у другой (обязанной) стороны — только обязанностей. Например, обязательства из неосновательного сбережения имущества;
б) взаимные обязательства, предполагающие наличие у контрагентов взаимных прав и обязанностей (например, договоры купли-продажи, поставки).
В зависимости от конкретизации предмета исполнения договора обязательства могут быть однообъектными и альтернативными:
В однообъектных обязательствах предмет договора является четко определенным и не подлежит замене. Например, по договору подряда на капитальное строительство генеральный подрядчик не может вместо капитального строения предоставить заказчику стройматериалы на ту же сумму.
В альтернативных обязательствах должник имеет право выбора из нескольких действий, предусмотренных законом или договором. Зачастую в договорах, заключаемых сельхозпроизводителями, им предоставляется выбор: произвести расчет в денежной форме либо частью урожая.
По характеру взаимосвязи обязательств различают:
а) главные — самостоятельные обязательства, которые не зависят от возникновения или прекращения иных обязательств;
б) акцессорные (дополнительные) — сопутствуют главным обязательствам чаще всего в виде обеспечительных мер (поручительство, гарантия, неустойка, иные способы обеспечения исполнения обязательств), а поэтому автоматически прекращаются с прекращением главных обязательств.
По совокупности прав и обязанностей субъектов обязательства можно выделить простые обязательства, в которых стороны связаны одним правом и одной обязанностью, и сложные, в которых субъекты наделены двумя или более правами и обязанностями.
По субъектному составу различают двусторонние и многосторонние обязательства. В двустороннем хозяйственном обязательстве участвуют два лица. Однако такой субъектный состав не всегда удовлетворяет сложным и многогранным хозяйственным отношениям. Зачастую в одном обязательстве участвуют несколько кредиторов и должников. В этом случае говорят об обязательстве со множественностью лиц (многостороннее обязательство). Подобная ситуация возможна, например, в соглашении о замене стороны в обязательстве.
В случае, когда несколько должников обязаны исполнить обязательство перед одним кредитором, множественность именуется пассивной (например, когда в договоре подряда участвуют один подрядчик и несколько предприятий-заказчиков). И наоборот, когда несколько кредиторов имеют право требования к одному должнику, обязательство квалифицируется как имеющее активную множественность (например, при причинении предпринимателем вреда имуществу, принадлежащему нескольким предприятиям на праве общей собственности). В тех случаях, когда хозяйственные обязательства основаны на участии нескольких лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника, говорят об обязательствах со смешенной множественностью.
Наличие нескольких субъектов в обязательстве обусловливает необходимость разграничения обязательств между участвующими лицами, что влечет применение институтов долевой и солидарной ответственности. Как правило, обязательства с множественностью лиц являются долевыми обязательствами, при этом каждый из кредиторов вправе требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в соответствующей ему доле (ч. 1 ст. 196 ХК Украины), причем доли предполагаются равными, если иное не установлено законом или договором (ст. 540 ГК Украины).
Однако из правила равенства долей возможны исключения. Это относится к солидарным обязательствам, в которых перед кредитором выступают несколько должников. ХК Украины (ч. 2 ст. 196) в части регулирования солидарных хозяйственных обязательств содержит бланкетную отсылку на нормы ГК Украины. В частности, согласно ст.ст. 541-544 ГК Украины в этих случаях кредитор имеет право требовать исполнения обязательства в полном объеме либо в какой-то его части как от всех должников солидарно, так и от каждого в отдельности. Не получив полного исполнения от одного из должников, кредитор имеет право требовать неисполненной его части от остальных. Солидарные должники остаются обязанными перед кредитором до полного исполнения обязательства. Исполнение обязательства одним из должников освобождает остальных солидарных должников от исполнения обязательства кредитору. При этом должник, исполнивший обязательство, получает право регрессного требования к остальным должникам, за которых он осуществил исполнение, приобретая статус кредитора.
В ряде случаев при неудовлетворении требований кредитора основным должником их обязан исполнить субсидиарный должник.
Субсидиарные (дополнительные) обязательства являются еще одной разновидностью обязательств со множественностью лиц. Речь идет о случаях, когда при неудовлетворении требований кредитора основным должником, их обязан исполнить субсидиарный (дополнительный) должник.
Субсидиарное обязательство может существовать в рамках категории ответственности. Например, в таком виде выступает ответственность учредителя дочернего предприятия в случае наличия 1-го вины в доведении предприятия до банкротства (п. 7 ст. 126 ХК Украины) и т.п. Однако в определенных случаях субсидиарное обязательство может существовать в форме исполнения обязательства в натуре (например, по договору поручительства) вне применения мер ответственности.
В зависимости от круга субъектов хозяйственные обязательства могут быть разделены на общехозяйственные и внутрихозяйственные.
Общехозяйственные обязательства возникают между участниками хозяйственных отношений, не связанными внутрихозяйственными связями.
ХК Украины прямо не выделяет понятие внутрихозяйственных обязательств. Однако в соответствии со ст. 3 ХК выделяются внутрихозяйственные отношения — это отношения, которые складываются между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. На этой основе возникают внутрихозяйственные обязательства. Внутрихозяйственные обязательства могут делиться на имущественно- или организационно-хозяйственные.
Между вышестоящим органом и филиалом могут возникать только организационно-хозяйственные обязательства, в силу властных полномочий органа управления. Однако между отдельными филиалами могут возникать и имущественно-хозяйственные обязательства. Например, в рамках деятельности крупной компании возникает необходимость заключения соглашений между ее филиалами с целью оценки и стимулирования внутрихозяйственной рентабельности таких подразделений, стимулирования работников и адекватно достигнутым результатам улучшения условий их труда, оптимизации налогообложения всего юридического лица.
Наличие таких обязательств выделялось еще советскими учеными. Внутрихозяйственные обязательства характеризовались как акты оперативно-производственного планирования, включавшие: «сквозные графики, графики пропорциональности и т.д. — в машиностроении; комплектующие графики движения полуфабрикатов — в металлургии, химической промышленности и др.; графики «стандартной недели», регулирующие производство продукции по номенклатуре, — в легкой, пищевой промышленности и т.д.».
На основе подобных актов оперативно-производственного планирования, доведенных до конкретных исполнителей, обычно и возникает внутрихозяйственное обязательство. Для его установления зачастую не требуется других юридических фактов (например соглашения сторон).
Имущественно-хозяйственные обязательства являются одним из основных видов хозяйственных обязательств. Они представляют собой правоотношения, основанные на автономности субъектов хозяйствования в процессе достижения определенного экономического результата. Данному виду обязательств обычно соответствует активное поведение обязанной стороны. Пассивное поведение (удержание от совершения действий) по общему правилу не исчерпывает юридического объекта обязательства, а выступает как результат либо как дополнение к активным действиям должника Материальным объектом имущественно-хозяйственного обязательства является соответствующая продукция, товары, работы, услуги и иное имущество.
Для разграничения материального и юридического объектов обязательства приведем следующий пример. Между двумя предприятиям и заключен договор поставки табуретов. Материальными объектами будут сами табуреты и деньги — как встречное возмещение. Юридическим же объектом являются действия сторон по поставке и оплаты товара, поскольку факт заключения договора может повлиять па дальнейшее поведение сторон — они обязаны исполнить принятые на себя обязательства. В то же время заключение договора никак не влияет на сами табуреты.
Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств являются автономные участники хозяйственных отношений. Эта автономность проявляется в том смысле, что при реализации имущественно-хозяйственных обязательств поведение сторон не сковано властным подчинением одной стороны другой. Именно поэтому и ч. 2ст. 175 ХК Украины определено, что имущественно-хозяйственные обязательства регулируются ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины (например, относительно валюты обязательства).
Содержание имущественно-хозяйственного обязательства составляют субъективные юридические права и обязанности его участников. В обобщенном виде оно состоит из имеющегося у кредитора субъективного права требовать от должника определенного поведения.
Содержание конкретного обязательства определяется сторонами в соответствии с законом, иным нормативно-правовым актом или актом управления хозяйственной деятельностью.
Действие (бездействие), являющееся объектом хозяйственного обязательства, должно быть совершено обязанной стороной в пользу кредитора. Исполнение хозяйственного обязательства третьим лицом, не являющимся стороной в обязательстве, допускается если это не противоречит закону, хозяйственному договору или характеру обязательства (ст. 194 ХК Украины). В особенности при условии, что такое третье лицо — непосредственный исполнитель (например, производитель продукции имеет право осуществить поставку, даже если он не назван прямо в договоре)1. В то же время, в соответствии со ст. 195 ХК, кредитор вправе передать третьему лицу право на получение имущества, причитающегося ему по обязательству. Данные положения во многом схожи с положениями ГК Украины.
Это наглядно показывает, насколько универсальным, смежным, а зачастую комплексным для отдельных отраслей является институт обязательства. Эта универсальность дает возможность при регулировании хозяйственных отношений применять в части, не противоречащей ХК Украины, нормы ГК Украины об обязательствах. Последние тем самым выступают нормами общего характера. Кроме того, нормы ГК Украины подлежат применению в сфере хозяйствования в том случае, когда некоторые частноправовые отношения в ХК Украины вообще не урегулированы.
Отдельные имущественно-хозяйственные обязательства субъектов хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отношений (например, благотворительность), возникают и реализуются с соблюдением требований ХК Украины, ГК Украины, а также норм специального законодательства. Например, государственные коммерческое предприятие не имеет права безвозмездно передавать принадлежащее ему имущество другим юридическим лицам либо гражданам. Поэтому для данных субъектов не могут возникать безвозмездные обязательства.
Имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие из хозяйственных сделок носят, как правило, возмездную основу. В особенности это касается хозяйственных обязательств с участием субъектов предпринимательства, основной целью которых является получение прибыли.
Согласно ч. 4 ст. 175 ХК Украины обязательства имущественного характера, которые добровольно приняты на себя субъектами хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отношений (благотворительность и т.п.), не являются основанием для требований по их обязательному выполнению. Отсутствие принудительного характера исполнения добровольных имущественных обязательств является важной гарантией свободы предпринимательской деятельности. Ведь в Украине нередкими стали дискриминационные требования органов власти к предпринимателям о заключении договоров на участие в финансировании бюджетных проектов.
Организационно-хозяйственные обязательства относительно мало исследованы в юридической литературе, в отличие от имущественно-хозяйственных обязательств. Это объясняется тем, что теория обязательств длительное время развивалась исключительно в рамках гражданского права.
Организационно-хозяйственные обязательства целесообразно раскрывать через понятие управленческо-хозяйственных (организационно-хозяйственных) действий. Основываясь на положениях ХК Украины, выводах науки хозяйственного права и теории управления (административного права), такие действия можно определить как подзаконную властную деятельность по организации хозяйственных связей и правового хозяйственного порядка, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, наделенными хозяйственной компетенцией, а также гражданами и юридическими лицами, которые являются учредителями (участниками) субъектов хозяйствования или осуществляют в их отношении управленческие функции, основанные на требованиях законодательства, индивидуальных актов управления или учредительных документов.
Упомянутые органы, граждане и организации в ХК Украины объединены термином «субъекты управленческо-хозяйственных (организационно-хозяйственных) полномочий» и выступают одной из сторон в организационно-хозяйственных обязательствах. Другой стороной в таких обязательствах всегда выступает субъект хозяйствования. В качестве примера организационно-хозяйственных обязательств можно привести соглашения о кооперации производства; учредительные договоры между субъектами хозяйствования о создании хозяйственных обществ или объединений предприятий; вытекающие из договоров о совместной деятельности; по поводу предоставления информации по запросу антимонопольных органов и т.п.
Организационно-хозяйственные обязательства отличаются от имущественно-хозяйственных обязательств, прежде всего, тем, что в них имущественный аспект отодвинут на второй план. Присутствует он здесь «в той мере, в которой данные обязательства опосредуют организацию процесса перемещения имущества в экономике, оптимизируют данный процесс, предают ему целенаправленного характера в соответствии с целью и задачами хозяйственной экономической) деятельности»'.
Юридическими объектами организационно-хозяйственных обязательств являются определенные управленческо-хозяйственные действия, либо удержание от их совершения. Примером последнего могут быть обязательства не причинять вред окружающей среде, содержащееся в соглашении субъекта хозяйствования с Госкомитетом природных ресурсов Украины2.
Состав организационно-хозяйственных обязательств можно вынести исходя из ч. 2 ст. 176 ХК Украины. Такие обязательства возникают:
— между субъектом хозяйствования и собственником (учредителем) или органом государственной власти (местного самоуправления), наделенным хозяйственной компетенцией относительно этого субъекта;
— между субъектами хозяйствования — участниками хозяйственного общества или хозяйственного общества и органами управления таких объединений или обществ;
— между материнской компанией и дочерним предприятием;
— между участниками договора о совместной деятельности;
— в иных случаях, предусмотренных законом или учредительными документами субъектов хозяйствования, в которых реализуются управленческо-хозяйственные (организационные) полномочия субъектов.
Организационно-хозяйственные обязательства нельзя суживать до уровня «учредительных» и тесно связанных с ними полномочий. Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь место Между органами управления (в широком смысле) и субъектом хозяйствования по поводу организации последним хозяйственной деятельности. Например, подача субъектом хозяйствования заявления на получение лицензии порождает организационные обязательства между данным субъектом и органом, полномочным осуществлять выдачу соответствующей лицензии.
Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь как договорную природу (например, учредительный договор), так и внедоговорную природу (например, обязательства о декларировании валютных ценностей и др.).
Социально-хозяйственные обязательства субъектов хозяйствования называются в ст. 177 ХК Украины, которая выделяет две их группы. Одни из них носят обязательный характер, другие — добро вольный. В первом случае речь идет об обязанности субъектов хозяйствования по решению местных советов за счет своих средств создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью, а также организовывать их профессиональную подготовку (ч.1 ст. 177 ХК)'.
Субъекты, частного сектора экономики традиционно противятся подобному воздействию со стороны государства, мотивируя это тем, что социальная защита населения — обязанность государства, а не отдельного предпринимателя. Однако принципы ст. 13 Конституции Украины о социальной ориентированности экономики Украины делают такое воздействие оправданным.
К числу добровольных социально-хозяйственных обязательств ч. 2 ст. 177 ХК относит обязательства о предоставлении хозяйствен ной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов, в строительстве и содержании социально-культурны объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, об оказании иной хозяйственной помощи с целью решения местных проблем.
Специфическим видом хозяйственных обязательств являются публичные обязательства субъектов хозяйствования. Это обязательства о продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ каждому, кто обратится к субъекту хозяйствования на законны основаниях, без права на отказ от оферты при наличии реальной возможности заключить договор (ст. 178 ХК Украины). Имея товарную основу, данные обязательства являются одной из разновидностей имущественно-хозяйственных обязательств.
Категория публично-хозяйственного обязательства корреспондирует с понятием публичного договора в гражданском праве (ст. 633 ГК Украины). Публичные обязательства возникают и тех сферах хозяйствования, где предложение товаров (работ, услуг) со стороны субъектов хозяйствования направлено к неопределим ному кругу участников хозяйственных отношений. Примером может быть деятельность по энергоснабжению, газоснабжению, водоснабжению, розничной торговли, оказанию банковских услуг, услуг транспорта и связи, биржевые услуги и т.п. Публичный характер такого обязательства закрепляется, как правило, соответствуют законом2, или отражается в учредительных документах субъекта хозяйствования. Конструкция публичного обязательства призвана обеспечить бесперебойное функционирование экономики и защиту отдельных потребителей, которые в противном случае» оказались бы лишенными тех благ, на которые рассчитывают все субъекты экономики.
В случае неосновательного уклонения от исполнения публичного обязательства субъект хозяйствования обязан компенсировать другой стороне причиненные убытки в общем порядке (ч. 2 ст. 178 ХК). Он также не имеет права отдавать предпочтение одному потребителю перед другим, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
В данном случае речь идет о таких ситуациях, когда в соответствии с законом необходимо проведение тендера, аукциона, и т.п., где устроитель обязан «отдать предпочтение» победителю.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции