logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

13.2. Классификация хозяйственных обязательств

 

Вопрос о классификации обязательств, в том числе и хозяйственных, всегда являлся дискуссионным. Различные точки зрения по этому вопросу высказывались В.В. Лаптевым, А.Г. Быковым, М.И. Брагинским, М.М. Агарковым и другими учеными.

1)  хозяйственные обязательства в области товарно-денежного об ращения — относительные правоотношения, регламентиро­ванные нормами гражданского законодательства;

2)  хозяйственно-управленческие обязательства — правовая форма, в которую облекаются некоторые отношения, возникающие в процессе хозяйственного руководства;

3)  внутрихозяйственные обязательства — хозяйственные право отношения, связанные с движением имущества и возникающие между конкретными подразделениями предприятия и процессе внутрипроизводственного кооперирования, органи­зованного на хозрасчетных началах.

Несмотря на то, что подобная классификация получила признание в науке хозяйственного права еще в 1970 г., она почти в неизмененном виде нашла отражение в ХК Украины, что подчеркивает ее концептуальную верность. Так, ч. 2 ст. 173 ХК в качестве основных видов хозяйственных обязательств называются имуществен­но-хозяйственные и организационно-хозяйственные обязатель­ства.

Перед тем как перейти к характеристике данных основных видов хозяйственных обязательств следует классифицировать хо­зяйственные обязательства по другим критериям.

Так, по основаниям возникновения их делят на договорные обя­зательства, возникающие из договоров, и внедоговорные обязатель­ства, возникающие из причинения вреда, неосновательного приоб­ретения имущества и из иных внедоговорных юридических фак­тов.

По соотношению прав и обязанностей хозяйственные обязатель­ства делятся на:

а) односторонние обязательства, предполагающие наличие у одной из сторон только прав, а у другой (обязанной) сторо­ны — только обязанностей. Например, обязательства из не­основательного сбережения имущества;

б) взаимные обязательства, предполагающие наличие у контрагентов взаимных прав и обязанностей (например, договоры купли-продажи, поставки).

В зависимости от конкретизации предмета исполнения договора обязательства могут быть однообъектными и альтернативными:

В однообъектных обязательствах предмет договора является четко определенным и не подлежит замене. Например, по договору подряда на капитальное строительство генеральный подрядчик не может вместо капитального строения предоставить заказчику строй­материалы на ту же сумму.

В альтернативных обязательствах должник имеет право выбора из нескольких действий, предусмотренных законом или договором. Зачастую в договорах, заключаемых сельхозпроизводителями, им предоставляется выбор: произвести расчет в денежной форме либо частью урожая.

По характеру взаимосвязи обязательств различают:

а) главные — самостоятельные обязательства, которые не зависят от возникновения или прекращения иных обязательств;

б) акцессорные (дополнительные) — сопутствуют главным обяза­тельствам чаще всего в виде обеспечительных мер (поручительство, гарантия, неустойка, иные способы обеспечения исполнения обяза­тельств), а поэтому автоматически прекращаются с прекращением главных обязательств.

По совокупности прав и обязанностей субъектов обязательства можно выделить простые обязательства, в которых стороны связа­ны одним правом и одной обязанностью, и сложные, в которых субъекты наделены двумя или более правами и обязанностями.

По субъектному составу различают двусторонние и многосто­ронние обязательства. В двустороннем хозяйственном обязательстве участвуют два лица. Однако такой субъектный состав не всегда  удо­влетворяет сложным и многогранным хозяйственным отношениям. Зачастую в одном обязательстве участвуют несколько кредиторов и должников. В этом случае говорят об обязательстве со множествен­ностью лиц (многостороннее обязательство). Подобная ситуация возможна, например, в соглашении о замене стороны в обязатель­стве.

В случае, когда несколько должников обязаны исполнить обяза­тельство перед одним кредитором, множественность именуется пас­сивной (например, когда в договоре подряда участвуют один подряд­чик и несколько предприятий-заказчиков). И наоборот, когда не­сколько кредиторов имеют право требования к одному должнику, обязательство квалифицируется как имеющее активную множествен­ность (например, при причинении предпринимателем вреда имуще­ству, принадлежащему нескольким предприятиям на праве общей собственности). В тех случаях, когда хозяйственные обязательства основаны на участии нескольких лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника, говорят об обязательствах со смешенной множественностью.

Наличие нескольких субъектов в обязательстве обусловливает необходимость разграничения обязательств между участвующими лицами, что влечет применение институтов долевой и солидарной ответственности. Как правило, обязательства с множественностью лиц являются долевыми обязательствами, при этом каждый из кредиторов вправе требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в соответствующей ему доле (ч. 1 ст. 196 ХК Украины), причем доли предполагаются равными, если иное не установлено законом или договором (ст. 540 ГК Украины).

Однако из правила равенства долей возможны исключения. Это относится к солидарным обязательствам, в которых перед креди­тором выступают несколько должников. ХК Украины (ч. 2 ст. 196) в части регулирования солидарных хозяйственных обязательств содержит бланкетную отсылку на нормы ГК Украины. В част­ности, согласно ст.ст. 541-544 ГК Украины в этих случаях кре­дитор имеет право требовать исполнения обязательства в полном объеме либо в какой-то его части как от всех должников солидар­но, так и от каждого в отдельности. Не получив полного исполне­ния от одного из должников, кредитор имеет право требовать не­исполненной его части от остальных. Солидарные должники остаются обязанными перед кредитором до полного исполнения обязательства. Исполнение обязательства одним из должников освобождает остальных солидарных должников от исполнения обязательства кредитору. При этом должник, исполнивший обя­зательство, получает право регрессного требования к остальным должникам, за которых он осуществил исполнение, приобретая статус кредитора.

В ряде случаев при неудовлетворении требований кредитора основным должником их обязан исполнить субсидиарный должник. 

Субсидиарные (дополнительные) обязательства являются еще одной разновидностью обязательств со множественностью лиц. Речь идет о случаях, когда при неудовлетворении требований кредитора основным должником, их обязан исполнить субсидиарный (допол­нительный) должник.

Субсидиарное обязательство может существовать в рамках кате­гории ответственности. Например, в таком виде выступает ответ­ственность учредителя дочернего предприятия в случае наличия 1-го вины в доведении предприятия до банкротства (п. 7 ст. 126 ХК Украины) и т.п. Однако в определенных случаях субсидиарное обязательство может существовать в форме исполнения обязатель­ства в натуре (например, по договору поручительства) вне применения мер ответственности.

В зависимости от круга субъектов хозяйственные обязательства могут быть разделены на общехозяйственные и внутрихозяйствен­ные.

Общехозяйственные обязательства возникают между участни­ками хозяйственных отношений, не связанными внутрихозяйственными связями.

ХК Украины прямо не выделяет понятие внутрихозяйственных обязательств. Однако в соответствии со ст. 3 ХК выделяются внутрихозяйственные отношения — это отношения, которые складываются между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. На этой основе возникают внутрихозяйственные обязательства. Внутрихозяйственные обязательства могут делить­ся на имущественно- или организационно-хозяйственные.

Между вышестоящим органом и филиалом могут возникать толь­ко организационно-хозяйственные обязательства, в силу властных полномочий органа управления. Однако между отдельными филиалами могут возникать и имущественно-хозяйственные обязательства. На­пример, в рамках деятельности крупной компании возникает необхо­димость заключения соглашений между ее филиалами с целью оценки и стимулирования внутрихозяйственной рентабельности таких под­разделений, стимулирования работников и адекватно достигнутым результатам улучшения условий их труда, оптимизации налогообло­жения всего юридического лица.

Наличие таких обязательств выделялось еще советскими уче­ными. Внутрихозяйственные обязательства характеризовались как акты оперативно-производственного планирования, включав­шие: «сквозные графики, графики пропорциональности и т.д. — в машиностроении; комплектующие графики движения полуфа­брикатов — в металлургии, химической промышленности и др.; графики «стандартной недели», регулирующие производство продукции по номенклатуре, — в легкой, пищевой промышленности и т.д.».

На основе подобных актов оперативно-производственного планирования, доведенных до конкретных исполнителей, обычно и возникает внутрихозяйственное обязательство. Для его установления зачастую не требуется других юридических фактов (например соглашения сторон).

Имущественно-хозяйственные обязательства являются одним из основных видов хозяйственных обязательств. Они представляют собой правоотношения, основанные на автономности субъектов хозяйствования в процессе достижения определенного экономического результата. Данному виду обязательств обычно соответствует активное поведение обязанной стороны. Пассивное поведение (удержание от совершения действий) по общему правилу не исчерпывает юридического объекта обязательства, а выступает как результат либо как дополнение к активным действиям должника Материальным объектом имущественно-хозяйственного обязательства является соответствующая продукция, товары, работы, услуги и иное имущество.

Для разграничения материального и юридического объектов обязательства приведем следующий пример. Между двумя предприятиям и заключен договор поставки табуретов. Материальными объектами будут сами табуреты и деньги — как встречное возмещение. Юридическим же объектом являются действия сторон по поставке и оплаты  товара, поскольку факт заключения договора может повлиять па дальнейшее поведение сторон — они обязаны исполнить принятые на себя обязательства. В то же время заключение договора никак не вли­яет на сами табуреты.

Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств явля­ются автономные участники хозяйственных отношений. Эта авто­номность проявляется в том смысле, что при реализации имущественно-хозяйственных обязательств поведение сторон не сковано властным подчинением одной стороны другой. Именно поэтому и ч. 2ст. 175 ХК Украины определено, что имущественно-хозяйствен­ные обязательства регулируются ГК Украины с учетом особенно­стей, предусмотренных ХК Украины (например, относительно валюты обязательства).                                                                     

Содержание имущественно-хозяйственного обязательства со­ставляют субъективные юридические права и обязанности его участников. В обобщенном виде оно состоит из имеющегося у кредитора субъективного права требовать от должника определенного поведения.

Содержание конкретного обязательства определяется сторонами в соответствии с законом, иным нормативно-правовым актом или актом управления хозяйственной деятельностью.

Действие (бездействие), являющееся объектом хозяйственного обязательства, должно быть совершено обязанной стороной в поль­зу кредитора. Исполнение хозяйственного обязательства третьим лицом, не являющимся стороной в обязательстве, допускается если это не противоречит закону, хозяйственному договору или характеру обязательства (ст. 194 ХК Украины). В особенности при условии, что такое третье лицо — непосредственный исполнитель (например, производитель продукции имеет право осуществить поставку, даже если он не назван прямо в договоре)1. В то же время, в соответствии со ст. 195 ХК, кредитор вправе передать третьему лицу право на получение имущества, причитающегося ему по обязательству. Данные положения во многом схожи с положени­ями ГК Украины.

Это наглядно показывает, насколько универсальным, смежным, а зачастую комплексным для отдельных отраслей является инсти­тут обязательства. Эта универсальность дает возможность при ре­гулировании хозяйственных отношений применять в части, не противоречащей ХК Украины, нормы ГК Украины об обязатель­ствах. Последние тем самым выступают нормами общего характера. Кроме того, нормы ГК Украины подлежат применению в сфере хозяйствования в том случае, когда некоторые частноправовые от­ношения в ХК Украины вообще не урегулированы.

Отдельные имущественно-хозяйственные обязательства субъек­тов хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отношений (например, благотворительность), возникают и реали­зуются с соблюдением требований ХК Украины, ГК Украины, а также норм специального законодательства. Например, государ­ственные коммерческое предприятие не имеет права безвозмездно передавать принадлежащее ему имущество другим юридическим лицам либо гражданам. Поэтому для данных субъектов не могут возникать безвозмездные обязательства.

Имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие из хозяйственных сделок носят, как правило, возмездную основу. В особенности это касается хозяйственных обязательств с участием субъектов предпринимательства, основной целью которых являет­ся получение прибыли.

Согласно ч. 4 ст. 175 ХК Украины обязательства имущественно­го характера, которые добровольно приняты на себя субъектами хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отно­шений (благотворительность и т.п.), не являются основанием для требований по их обязательному выполнению. Отсутствие прину­дительного характера исполнения добровольных имущественных обязательств является важной гарантией свободы предпринима­тельской деятельности. Ведь в Украине нередкими стали дискри­минационные требования органов власти к предпринимателям о заключении договоров на участие в финансировании бюджетных проектов.

Организационно-хозяйственные обязательства относительно мало исследованы в юридической литературе, в отличие от имуще­ственно-хозяйственных обязательств. Это объясняется тем, что теория обязательств длительное время развивалась исключительно в рамках гражданского права.

Организационно-хозяйственные обязательства целесообразно раскрывать через понятие управленческо-хозяйственных (органи­зационно-хозяйственных) действий. Основываясь на положениях ХК Украины, выводах науки хозяйственного права и теории управ­ления (административного права), такие действия можно опреде­лить как подзаконную властную деятельность по организации хо­зяйственных связей и правового хозяйственного порядка, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, наделенными хозяйственной компетенцией, а также гражданами и юридическими лицами, которые являются учредителями (участниками) субъектов хозяйствования или осу­ществляют в их отношении управленческие функции, основанные на требованиях законодательства, индивидуальных актов управле­ния или учредительных документов.

Упомянутые органы, граждане и организации в ХК Украины объединены термином «субъекты управленческо-хозяйственных (организационно-хозяйственных) полномочий» и выступают одной из сторон в организационно-хозяйственных обязательствах. Другой стороной в таких обязательствах всегда выступает субъект хозяйствования. В качестве примера организационно-хозяйствен­ных обязательств можно привести соглашения о кооперации про­изводства; учредительные договоры между субъектами хозяйство­вания о создании хозяйственных обществ или объединений пред­приятий; вытекающие из договоров о совместной деятельности; по поводу предоставления информации по запросу антимонопольных органов и т.п.

Организационно-хозяйственные обязательства отличаются от имущественно-хозяйственных обязательств, прежде всего, тем, что в них имущественный аспект отодвинут на второй план. Присутствует он здесь «в той мере, в которой данные обязательства опо­средуют организацию процесса перемещения имущества в экономике, оптимизируют данный процесс, предают ему целенаправлен­ного характера в соответствии с целью и задачами хозяйственной экономической) деятельности»'.

Юридическими объектами организационно-хозяйственных обязательств являются определенные управленческо-хозяйственные действия, либо удержание от их совершения. Примером последнего могут быть обязательства не причинять вред окружающей среде, содержащееся в соглашении субъекта хозяйствования с Госкоми­тетом природных ресурсов Украины2.

Состав организационно-хозяйственных обязательств можно вы­нести исходя из ч. 2 ст. 176 ХК Украины. Такие обязательства воз­никают:

—  между субъектом хозяйствования и собственником (учреди­телем) или органом государственной власти (местного само­управления), наделенным хозяйственной компетенцией от­носительно этого субъекта;

—  между субъектами хозяйствования — участниками хозяй­ственного общества или хозяйственного общества и органами управления таких объединений или обществ;

—  между материнской компанией и дочерним предприятием;

—  между участниками договора о совместной деятельности;

—  в иных случаях, предусмотренных законом или учредитель­ными документами субъектов хозяйствования, в которых реализуются управленческо-хозяйственные (организацион­ные) полномочия субъектов.

Организационно-хозяйственные обязательства нельзя суживать до уровня «учредительных» и тесно связанных с ними полномочий. Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь место Между органами управления (в широком смысле) и субъектом хозяйствования по поводу организации последним хозяйственной деятельности. Например, подача субъектом хозяйствования заяв­ления на получение лицензии порождает организационные обяза­тельства между данным субъектом и органом, полномочным осу­ществлять выдачу соответствующей лицензии.

Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь как договорную природу (например, учредительный договор), так и внедоговорную природу (например, обязательства о декларировании валютных ценностей и др.).

Социально-хозяйственные обязательства субъектов хозяйствования называются в ст. 177 ХК Украины, которая выделяет две их группы. Одни из них носят обязательный характер, другие — добро вольный. В первом случае речь идет об обязанности субъектов хозяйствования по решению местных советов за счет своих средств создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью, а также организовывать их профессиональную подготовку (ч.1 ст. 177 ХК)'.

Субъекты, частного сектора экономики традиционно противятся подобному воздействию со стороны государства, мотивируя это тем, что социальная защита населения — обязанность государства, а не отдельного предпринимателя. Однако принципы ст. 13 Конституции Украины о социальной ориентированности экономики Украины делают такое воздействие оправданным.

К числу добровольных социально-хозяйственных обязательств ч. 2 ст. 177 ХК относит обязательства о предоставлении хозяйствен ной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов, в строительстве и содержании социально-культурны объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, об оказании иной хозяйственной помощи с целью решения местных проблем.

Специфическим видом хозяйственных обязательств являются публичные обязательства субъектов хозяйствования. Это обязательства о продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ каждому, кто обратится к субъекту хозяйствования на законны основаниях, без права на отказ от оферты при наличии реальной возможности заключить договор (ст. 178 ХК Украины). Имея товарную основу, данные обязательства являются одной из разновидностей имущественно-хозяйственных обязательств.

Категория публично-хозяйственного обязательства корреспондирует с понятием публичного договора в гражданском праве (ст. 633 ГК Украины). Публичные обязательства возникают и тех сферах хозяйствования, где предложение товаров (работ, услуг) со стороны субъектов хозяйствования направлено к неопределим ному кругу участников хозяйственных отношений. Примером может быть деятельность по энергоснабжению, газоснабжению, водоснабжению, розничной торговли, оказанию банковских услуг, услуг транспорта и связи, биржевые услуги и т.п. Публичный характер такого обязательства закрепляется, как правило, соответствуют законом2, или отражается в учредительных документах субъекта хозяйствования. Конструкция публичного обязательства призвана обеспечить бесперебойное функционирование экономики и защиту отдельных потребителей, которые в противном случае» оказались бы лишенными тех благ, на которые рассчитывают все субъекты экономики.

В случае неосновательного уклонения от исполнения публично­го обязательства субъект хозяйствования обязан компенсировать другой стороне причиненные убытки в общем порядке (ч. 2 ст. 178 ХК). Он также не имеет права отдавать предпочтение одному по­требителю перед другим, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

В данном случае речь идет о таких ситуациях, когда в соответствии с законом необходимо проведение тендера, аукциона, и т.п., где устро­итель обязан «отдать предпочтение» победителю.