5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
Право хозяйственного ведения является первым производным от права собственности режимом целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования. Только собственник имущества может передать его субъекту хозяйствования — юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, получая взамен права учредителя.
Как правило, право хозяйственного ведения, возникает у субъектов хозяйствования, ведущих коммерческую хозяйственную (предпринимательскую) деятельность (ст. 136 ХК Украины). Право хозяйственного ведения прямо не предусмотрено в ГК Украины однако ч. 2 ст. 395 ГК Украины указывает, что «законом могут быть предусмотрены другие вещные права на чужое имущество».
Исследователи отмечают, что только для права собственности и производных режимов имущества субъектов хозяйствования присуща функция оформления имущественной самостоятельности организации, «только они могут служить правовым механизм" обособления имущества организации как юридического лица»'.
Обладая имуществом на праве хозяйственного ведения, субъект хозяйствования — юридическое лицо может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в своем интересе и по своей воле в пределах, установленных законом и учредительными документами субъекта хозяйствования (ст. ст. 74, 75,130 XI Украины, ст. 37 Закона Украины «О собственности»). В учредительных документах или в законе могут устанавливаться случаи осуществления правомочий по отношению к имуществу, требующие согласования с собственником (уполномоченным им лицом). Кроме того, собственник может осуществлять
контроль за целевым использованием имущества без вмешательства в хозяйственную деятельность (ст. 136 ч. 2 ХК Украины).
На практике это означает, как правило, контроль «постфактум» в виде отчета субъекта хозяйство-мания собственнику об осуществлении правомочий в отношении полученного имущества или, в более редких случаях, утверждение уже совершенных сделок и заключенных договоров, уже ставших обязательными для сторон.
Субъект хозяйствования учитывает на своем балансе имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, и самостоятельно вступает в отношения по поводу такого имущества с третьими лицами. При защите своих прав от нарушения третьими лицами обладатель права хозяйственного ведения приравнивается к собственнику имущества. В отношениях с собственником обладатель права хозяйственного ведения наделен особой правосубъектностью, которую можно охарактеризовать как промежуточную между статусом обладателя вещных прав и обладателем обязательственных прав. Правоотношения с собственником имущества закреплены в законодательстве как отношения между обладателем корпоративных прав — собственником и субъекта, «в отношении которого осуществляются корпоративные права» (глава 18 ХК Украины). Корпоративным правам собственника корреспондируют [корпоративные] обязанности субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем, закон не закрепляет обязанности субъектов корпоративных прав по отношению к субъектам, обладающим имуществом на праве хозяйственного ведения. Несмотря на это, не вызывает сомнения существование обязанностей собственника имущества и корреспондирующих Ирин субъекта, осуществляющего хозяйственное ведение в отношении имущества.
Чем больше сфера деятельности субъекта хозяйствования затрагивает общественные (публичные) интересы, тем большим ограничениям законодатель подвергает режим хозяйственного ведения, и частный или коллективный собственник может практически беспрепятственно передавать имущество созданным им юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, то в отношении государственной и коммунальной форм собственности установлены ограничения, а то и запреты. Так, казенным предприятиям, коммунальным некоммерческим предприятиям, государственным и коммунальным учреждениям имущество может передаваться исключительно на праве оперативного управления.
Следует учитывать, что право хозяйственного ведения по природе должно распространяться только на основные фонды. Ведь оборотные фонды, состоящие из заменимых вещей, не могут находиться у лица иначе, чем на праве собственности. Данное мнение находит поддержку в литературе.
В отличие от РФ, в Украине право хозяйственного ведения не ограничивается государственным и коммунальным секторами экономики. Напротив, законодательство Украины позволяет сделать вывод, что любой собственник вправе закрепить имущество за созданным им субъектом хозяйствования на праве хозяйственного ведения (ХК Украины, статьи 136—137). К сожалению, нет прямого ответа в законодательстве на вопрос: каков правовой режим имущества субъекта хозяйствования, если его учредители не указали это в учредительных и правоустанавливающих документах. Существует точка зрения, что, как правило, субъект коммерческой деятельности (субъект предпринимательства) получает имущество на праве хозяйственного ведения, а субъект некоммерческой деятельности — на праве оперативного управления, если иное специально не предусмотрено законом или локальными документами. Такой вывод заслуживает внимания, в том числе и исходя из формулы действующего законодательства: имущество, «переданное ему [субъекту хозяйствования] участниками на праве собственности», находится в собственности такого субъекта (ст. 115 ГК Украины).
Ограничения прав субъекта хозяйствования в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, должны закрепляться в законе. В частности: по использованию имущества и качестве обеспечения собственных обязательств и обязательств других лиц, по передаче в аренду, внесению в капитал связанных субъектов хозяйствования. Вместе с тем, правомерность ограничении права хозяйственного ведения в локальных документах в пределах. выходящих за рамки закона, вызывает сомнения, поскольку основы, осуществления права собственности должны устанавливаться законом согласно ст. 92 Конституции, что подтверждает общее правило ч. 3 ст. 134 ХК Украины.
Кстати, согласно ХК Украины, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, не может быть передано обладателем такого права в оплату корпоративных прав (акций) других субъектов хозяйствования. Оплата может быть произведена исключительно за счет имущества, находящегося в собственности учреди теля (участника) (ч. 1 ст. 56, ст. 135).
Право хозяйственного ведения возникает на основании решения собственника имущества и оформляется актом приема-передачи, что в свою очередь, позволяет субъекту хозяйствования — получателю имущества принять его на баланс.
Право полного хозяйственного ведения прекращается:
а) на основании решения собственника (уполномоченного органа) в соответствии с законом и локальными актами субъекта хозяйствования — путем передачи имущества, что оформляется соответствующим актом приема-передачи;
б) после передачи имущества третьим лицам в собственность — на основании договора, решения суда либо в силу закона;
в) после прекращения существования объекта прав, что должно подтверждаться соответствующим документом.
Право оперативного управления по содержанию близко к праву хозяйственного ведения. Оперативное управление может быть охарактеризовано как вещное право юридического лица — субъекта хозяйствования по поводу владения, пользования и распоряжения целостным имущественным комплексом в соответствии с1) законом, 2) целью деятельности субъекта хозяйствования, 3) назначением имущества и, наконец, 4) заданиями собственника имущества (уполномоченного им органа). Как видно из определения, правомочия обладателя права оперативного управления имеют дополнительные ограничения по сравнению с правом хозяйственного ведения.
Как правило, режим оперативного управления устанавливается ношению к имуществу субъекта хозяйствования, занятого некоммерческой хозяйственной (неприбыльной) деятельностью (ст. 137 ХК Украины). Ведь такие субъекты финансируются, зачастую, за счет внешних источников, а не собственной деятельности. Оперативное управление применяется, в частности, для казенных предприятий, предприятий потребкооперации, предприятий общественных религиозных организаций. Режим оперативного управления целесообразно устанавливать также для целостного имущественного комлекса холдинговых организаций, учебных заведений, других хозяйствования в сфере предоставления услуг.
Режим оперативного управления устанавливается собственники уполномоченным им органом. Таким уполномоченным органом, среди прочих, может считаться субъект хозяйствования, наделенный имуществом на праве хозяйственного ведения, если пенник прямо не запретил подобного распоряжения имуществом.
Следует учитывать, что целевое назначение имущества может вытекать как из объективных характеристик имущества, так и из предварительных указаний собственника. Собственник имеет право контролировать использование имущества и при необходимости вмешиваться для устранения негативных последствий такого использования. ХК Украины не предусматривает запрет на вмешательство собственника в оперативную хозяйственную деятельность юридического лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Более того, он вправе изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению (ч. 2 ст. 1Н7 ХК Украины).
В отличие от права хозяйственного ведения, закон не предусматривает прямо защиты прав оперативного управления от собственника имущества (ч. 3 ст. 136 и ч. 3 ст. 137 ХК Украины). Собственник может изменить компетенцию субъекта права оперативного управления, что лишает последнего независимости от собственника. Однако широкая компетенция собственника в режиме права оперативного управления предполагает расширение его ответственности: собственник несет субсидиарную ответственность по долгам субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве оперативного управления (ст. 39 ч. 3 Закона Украины «О собственности», ст. 77 ч. 7 ХК Украины (казенные предприятия).
Объекты права оперативного управления, а также основании и порядок возникновения, изменения и прекращения права оперативного управления являются идентичными соответствующим элементам института права хозяйственного ведения.
Право оперативного использования является новеллой ХК Украины, предусматривающей введение нового правового режима целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования в порядке ст.ст. 55 и 138 ХК Украины. Вместе с тем, с и дует подчеркнуть, что такой режим не возник на пустом месте. Крупные субъекты хозяйствования и ранее предоставляли широкие полномочия своим обособленным подразделениям, структурным единицам. Примерами могут служить производственные объединения, комбинаты, тресты и концерны, где входившие в них предприятия не обладали статусом юридического лица до принятия Закона Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г. Практически неизменной с середины прошлого века осталась практика хозяйственной деятельности в Украине кредитных и финансовых учреждений, которые осуществляют основную деятельность — операции с денежными средствами не столько по месту центрального органа управления, сколько через филиалы и отделения; то же самое касается предприятий железнодорожного транспорта, почтовой связи, фиксированной телефонной связи, радиосвязи (в т.ч. мобильной связи) и т.п. Крупные субъекты хозяйствования, обладающие географически диверсифицированным производством, часто вынуждены наделять производственные единицы дополнительной хозяйственной компетенцией. Законодательство ЕС и международные налоговые соглашения также выделяют структурную единицу (обособленное подразделение) в качестве самостоятельного субъекта хозяйственных отношений1.
Некоторые аспекты практики ведения хозяйственной деятельности обособленными подразделениями субъектов хозяйствования — юридических лиц уже нашли свое отражение в действующем законодательстве2, а правовой режим целостного имущественного комплекса был закреплен ХК Украины и Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (ст.ст. 4, 5). Следует учесть, что режим «оперативно-хозяйственного использования» и режим «оперативного использования» имущества (ч.ч. 3 и 5 ст. 55, ст.ст. 133, 138 ХК Украины) имеют идентичное содержание.
Деятельность обособленного подразделения, как правило, является составной частью производственного процесса всего субъекта хозяйствования: (например, цех, контора, шахта, склад и т.п.) в составе производственного предприятия. Бывают и исключения, когда обособленное подразделение осуществляет самостоятельное направление хозяйственной деятельности, не связанное с деятельностью других подразделений субъекта хозяйствования: например, в состав автотранспортного предприятия, оказывающего услуги по перевозке, входит автозаправочный комплекс или гостиница. Зачастую разлито в наборе функций обособленного подразделения и головного органа, обладающего статусом юридического лица, представляется формальным: например, филиал банка самостоятельно ведет деятельность, имеет свой бюджет, баланс, счета, собственные финансовые показатели, уплачивает ряд налогов, участвует в распределении прибыли и т.д. Таким образом, несмотря на зависимость от субъекта хозяйствования, целостный имущественный комплекс обособленного подразделения должен обладать определенной автономией, способностью обеспечивать осуществление части функций субъекта хозяйствования.
Правовой режим оперативного использования заключается в использовании имущества обособленного подразделения в пределах, определенных субъектом хозяйствования, передающим имущество. Очевидно, субъект хозяйствования, передающий имущество, не может передать больше полномочий, чем имеет сам.
Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления однозначно исключены из правового режима имущества обособленного подразделения (ХК Украины, ст. 55 ч. 5), однако фактический режим может ненамного от них отличаться.
Современный порядок наделения и учета имущества обособленных подразделений, защиты их имущественных прав требует более подробного закрепления в законодательстве. В настоящее время порядок передачи имущества, объем правомочий и обязанностей обособленного подразделения, его внутрихозяйственная ответственность и иные аспекты правового режима оперативного пользования определяются локальными актами субъекта хозяйствования, в состав которого входит обособленное подразделение.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции