logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования

 

Право хозяйственного ведения является первым производным от права собственности режимом целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования. Только собственник имущества может передать его субъекту хозяйствования — юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, получая взамен права учредителя.

Как правило, право хозяйственного ведения, возникает у субъектов хозяйствования, ведущих коммерческую хозяйственную (предпринимательскую) деятельность (ст. 136 ХК Украины). Право хозяйственного ведения прямо не предусмотрено в ГК Украины однако ч. 2 ст. 395 ГК Украины указывает, что «законом могут быть предусмотрены другие вещные права на чужое имущество».

Исследователи отмечают, что только для права собственности и производных режимов имущества субъектов хозяйствования присуща функция оформления имущественной самостоятельности организации, «только они могут служить правовым механизм" обособления имущества организации как юридического лица»'.

Обладая имуществом на праве хозяйственного ведения, субъект хозяйствования — юридическое лицо может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в своем интересе и по своей воле в пределах, установленных законом и учредительными документами субъекта хозяйствования (ст. ст. 74, 75,130 XI Украины, ст. 37 Закона Украины «О собственности»). В учредительных документах или в законе могут устанавливаться случаи осуществления правомочий по отношению к имуществу, требующие согласования с собственником (уполномоченным им лицом). Кроме того, собственник может осуществлять

контроль за целевым ис­пользованием имущества без вмешательства в хозяйственную дея­тельность (ст. 136 ч. 2 ХК Украины).

На практике это означает, как правило, контроль «постфактум» в виде отчета субъекта хозяйство-мания собственнику об осуществлении правомочий в отношении полученного имущества или, в более редких случаях, утверждение уже совершенных сделок и заключенных договоров, уже ставших обязательными для сторон.

Субъект хозяйствования учитывает на своем балансе имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, и самостоя­тельно вступает в отношения по поводу такого имущества с третьи­ми лицами. При защите своих прав от нарушения третьими лицами обладатель права хозяйственного ведения приравнивается к соб­ственнику имущества. В отношениях с собственником обладатель права хозяйственного ведения наделен особой правосубъектностью, которую можно охарактеризовать как промежуточную между ста­тусом обладателя вещных прав и обладателем обязательственных прав. Правоотношения с собственником имущества закреплены в законодательстве как отношения между обладателем корпоратив­ных прав — собственником и субъекта, «в отношении которого осуществляются корпоративные права» (глава 18 ХК Украины). Корпоративным правам собственника корреспондируют [корпоративные] обязанности субъекта хозяйствования, обладающего иму­ществом на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем, закон не закрепляет обязанности субъектов корпоративных прав по отноше­нию к субъектам, обладающим имуществом на праве хозяйствен­ного ведения. Несмотря на это, не вызывает сомнения существова­ние обязанностей собственника имущества и корреспондирующих Ирин субъекта, осуществляющего хозяйственное ведение в отношении имущества.

Чем больше сфера деятельности субъекта хозяйствования затрагивает общественные (публичные) интересы, тем большим ограничениям законодатель подвергает режим хозяйственного ведения, и частный или коллективный собственник может практически беспрепятственно передавать имущество созданным им юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, то в отношении государственной и коммунальной форм собственности установлены ограничения, а то и запреты. Так, казенным предприятиям, коммунальным некоммерческим предприятиям, государственным и коммунальным учреждениям имущество может передаваться ис­ключительно на праве оперативного управления.

Следует учитывать, что право хозяйственного ведения по природе должно распространяться только на основные фонды. Ведь оборотные фонды, состоящие из заменимых вещей, не могут нахо­диться у лица иначе, чем на праве собственности. Данное мнение находит поддержку в литературе.

В отличие от РФ, в Украине право хозяйственного ведения не ограничивается государственным и коммунальным секторами эко­номики. Напротив, законодательство Украины позволяет сделать вывод, что любой собственник вправе закрепить имущество за соз­данным им субъектом хозяйствования на праве хозяйственного ведения (ХК Украины, статьи 136—137). К сожалению, нет прямого ответа в законодательстве на вопрос: каков правовой режим иму­щества субъекта хозяйствования, если его учредители не указали это в учредительных и правоустанавливающих документах. Суще­ствует точка зрения, что, как правило, субъект коммерческой дея­тельности (субъект предпринимательства) получает имущество на праве хозяйственного ведения, а субъект некоммерческой деятель­ности — на праве оперативного управления, если иное специально не предусмотрено законом или локальными документами. Такой вывод заслуживает внимания, в том числе и исходя из формулы действующего законодательства: имущество, «переданное ему [субъекту хозяйствования] участниками на праве собственности», находится в собственности такого субъекта (ст. 115 ГК Украины).

Ограничения прав субъекта хозяйствования в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, должны закрепляться в законе. В частности: по использованию имущества и качестве обеспечения собственных обязательств и обязательств других лиц, по передаче в аренду, внесению в капитал связанных субъектов хозяйствования. Вместе с тем, правомерность ограничении права хозяйственного ведения в локальных документах в пределах. выходящих за рамки закона, вызывает сомнения, поскольку основы, осуществления права собственности должны устанавливаться законом согласно ст. 92 Конституции, что подтверждает общее правило ч. 3 ст. 134 ХК Украины.

Кстати, согласно ХК Украины, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, не может быть передано обладателем такого права в оплату корпоративных прав (акций) других субъектов хозяйствования. Оплата может быть произведена исключительно за счет имущества, находящегося в собственности учреди теля (участника) (ч. 1 ст. 56, ст. 135).

Право хозяйственного ведения возникает на основании решения собственника имущества и оформляется актом приема-передачи, что в свою очередь, позволяет субъекту хозяйствования — получателю имущества принять его на баланс.

 Право полного хозяйственного ведения прекращается:

а) на основании решения собственника (уполномоченного орга­на) в соответствии с законом и локальными актами субъекта хозяйствования — путем передачи имущества, что оформля­ется соответствующим актом приема-передачи;

б) после передачи имущества третьим лицам в собственность — на основании договора, решения суда либо в силу закона;

в) после прекращения существования объекта прав, что должно подтверждаться соответствующим документом.

Право оперативного управления по содержанию близко к праву хозяйственного ведения. Оперативное управление может быть охарактеризовано как вещное право юридического лица — субъекта хозяйствования по поводу владения, пользования и распоряжения целостным имущественным комплексом в соответствии с1) законом, 2) целью деятельности субъекта хозяйствования, 3) назначением имущества и, наконец, 4) заданиями собственника имущества (уполномоченного им органа). Как видно из определения, правомочия обладателя права оперативного управления имеют дополнительные ограничения по сравнению с правом хозяйственного ведения.

Как правило, режим оперативного управления устанавливается ношению к имуществу субъекта хозяйствования, занятого некоммерческой хозяйственной (неприбыльной) деятельностью (ст. 137 ХК Украины). Ведь такие субъекты финансируются, зачастую, за счет внешних источников, а не собственной деятельности. Оперативное управление применяется, в частности, для казенных предприятий, предприятий потребкооперации, предприятий общественных религиозных организаций. Режим оперативного управления целесообразно устанавливать также для целостного имущественного комлекса холдинговых организаций, учебных заведений, других хозяйствования в сфере предоставления услуг.

 Режим оперативного управления устанавливается собственни­ки уполномоченным им органом. Таким уполномоченным органом, среди прочих, может считаться субъект хозяйствования, наделенный имуществом на праве хозяйственного ведения, если пенник прямо не запретил подобного распоряжения имуществом.

Следует учитывать, что целевое назначение имущества может вытекать как из объективных характеристик имущества, так и из предварительных указаний собственника. Собственник имеет право контролировать использование имущества и при необходимости вмешиваться для устранения негативных последствий такого использования. ХК Украины не предусматривает запрет на вмешательство собственника в оперативную хозяйственную деятельность юридического лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Более того, он вправе изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению (ч. 2 ст. 1Н7 ХК Украины).

В отличие от права хозяйственного ведения, закон не предусматривает прямо защиты прав оперативного управления от собственника имущества (ч. 3 ст. 136 и ч. 3 ст. 137 ХК Украины). Собственник может изменить компетенцию субъекта права оперативного управления, что лишает последнего независимости от собственника. Однако широкая компетенция собственника в режиме права оперативного управления предполагает расширение его ответственности: собственник несет субсидиарную ответственность по долгам субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве оперативного управления (ст. 39 ч. 3 Закона Украины «О собственности», ст. 77 ч. 7 ХК Украины (казенные предприятия).

Объекты права оперативного управления, а также основании и порядок возникновения, изменения и прекращения права оперативного управления являются идентичными соответствующим элементам института права хозяйственного ведения.

Право оперативного использования является новеллой ХК Украины, предусматривающей введение нового правового режима целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования в порядке ст.ст. 55 и 138 ХК Украины. Вместе с тем, с и дует подчеркнуть, что такой режим не возник на пустом месте. Крупные субъекты хозяйствования и ранее предоставляли широкие полномочия своим обособленным подразделениям, структурным единицам. Примерами могут служить производственные объединения, комбинаты, тресты и концерны, где входившие в них предприятия не обладали статусом юридического лица до принятия Закона Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г. Практически неизменной с середины прошлого века осталась практика хозяйственной деятельности в Украине кредитных и финансовых учреждений, которые осуществляют основную деятельность — операции с денежными средствами не столько по месту центрального органа управления, сколько через филиалы и отделения; то же самое касается предприятий железнодорожного транспорта, почтовой связи, фиксированной телефонной связи, радиосвязи (в т.ч. мобильной связи) и т.п. Крупные субъекты хозяйствования, обладающие географически диверсифицированным производством, часто вынуждены наделять производственные единицы дополнительной хозяйственной компетенцией. Законодательство ЕС и международные налоговые соглашения также выделяют структурную единицу (обособленное подразделение) в качестве самостоятельного субъекта хозяйствен­ных отношений1.

Некоторые аспекты практики ведения хозяйственной деятельности обособленными подразделениями субъектов хозяйствова­ния — юридических лиц уже нашли свое отражение в действую­щем законодательстве2, а правовой режим целостного имуще­ственного комплекса был закреплен ХК Украины и Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (ст.ст. 4, 5). Следует учесть, что режим «оперативно-хозяйственного использования» и режим «оперативного использования» имущества (ч.ч. 3 и 5 ст. 55, ст.ст. 133, 138 ХК Украины) имеют идентичное содержание.

Деятельность обособленного подразделения, как правило, является составной частью производственного процесса всего субъекта хозяйствования: (например, цех, контора, шахта, склад и т.п.) в составе производственного предприятия. Бывают и исключения, когда обособленное подразделение осуществляет самостоятельное направление хозяйственной деятельности, не связанное с деятельностью других подразделений субъекта хозяйствования: например, в состав автотранспортного предприятия, оказывающего услуги по перевозке, входит автозаправочный комплекс или гостиница. Зачастую разли­то в наборе функций обособленного подразделения и головного органа, обладающего статусом юридического лица, представляется формальным: например, филиал банка самостоятельно ведет деятельность, имеет свой бюджет, баланс, счета, собственные финансовые показатели, уплачивает ряд налогов, участвует в распределении прибыли и т.д. Таким образом, несмотря на зависимость от субъекта хозяйствования, целостный имущественный комплекс обособленного подразделения должен обладать определенной автономией, способностью обеспечивать осуществление части функций субъекта хозяйствования.

Правовой режим оперативного использования заключается в использовании имущества обособленного подразделения в пределах, определенных субъектом хозяйствования, передающим имущество. Очевидно, субъект хозяйствования, передающий имущество, не может передать больше полномочий, чем имеет сам.

Право собствен­ности, право хозяйственного ведения и право оперативного управ­ления однозначно исключены из правового режима имущества обособленного подразделения (ХК Украины, ст. 55 ч. 5), однако фактический режим может ненамного от них отличаться.

Современный порядок наделения и учета имущества обособленных подразделений, защиты их имущественных прав требует более под­робного закрепления в законодательстве. В настоящее время порядок передачи имущества, объем правомочий и обязанностей обособлен­ного подразделения, его внутрихозяйственная ответственность и иные аспекты правового режима оперативного пользования опреде­ляются локальными актами субъекта хозяйствования, в состав ко­торого входит обособленное подразделение.