logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт коди­фикации украинского права

 

Значение ХК Украины для правовой организации экономических отношений трудно переоценить.

Принятие этого кодекса ознаменовало собой реальное воплоще­ние в жизнь практически существующей раздельности гражданско­го и хозяйственного законодательства.

Идея принятия ХК Украины наравне с ГК Украины возникла в результате осознания того обстоятельства, что хозяйственное за­конодательство требует не только частноправового, но и публично-правового регулирования, что организационные и имущественные отношения в сфере хозяйствования существуют неразрывно друг от друга. Именно поэтому нет более оптимального пути, чем выделить и организовать данное сочетание в самостоятельном кодифицированном акте. Нельзя «размывать» его в толщах частных потреби­тельских, семейных, наследственных и других правоотношений, закрепленных в ГК, так как это не позволяет представить специфи­ку хозяйственного механизма. Кроме того, в рамках ГК государ­ственное воздействие на экономику остается неупорядоченным, что влечет, как показывает современность, его самопроизвольное раз­растание и бессистемное формирование.

Не случайно, самостоятельные хозяйственные (коммерче­ские, торговые) кодексы приняты в большинстве стран мира, среди которых: Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бра­зилия, Германия, Испания, Южная Корея, Люксембург, Мексика, Польша, Румыния, Словакия, США, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эстония, Япония и другие.

Ранее, при разработке ХК Украины, его противники, в частности, цивилисты С. Головатый, А. Довгерт, Я. Шевченко, А. Пидопрыгора и другие непрестанно твердили, что такой акт приведет к от­ходу от рыночных условий хозяйствования, к возврату администра­тивно-командной системы управления экономикой. Однако анализ принятого ХК Украины показывает, что он полностью соответству­ет общемировым рыночным механизмам и весомому, как того и требует жизнь, месту государства в этих процессах.

Принятие ХК в Украине — должный ответ научным школам Российской Федерации, которые под воздействием штампов времен Союза ССР не только доказывают нецелесообразность кодификации хозяйственного законодательства, но и пытаются выхолостить само понятие хозяйственного права, заменяя его понятием отрасли пред­принимательского и коммерческого права, игнорирующим неком­мерческую хозяйственную деятельность. Уже сегодня ХК Украины вызывает резонанс в Российской Федерации, способствующий ра­боте по кодификации коммерческого законодательства.

ХК Украины — результат многолетней работы ученых и практи­ков. Им удалось систематизировать разрозненное, неупорядоченное, раздираемое противоречивыми и зачастую неизвестными субъектам хозяйствования нормативными актами хозяйственное законодатель­ство Украины. ХК Украины содержит немало бланкетных норм, однако их наличие объективно. Ведь хозяйственное законодательство составляет более 70 % всего законодательства Украины. Поэтому его невозможно охватить в одном кодексе. ХК Украины — первоначало системности хозяйственного законодательства.

ХК Украины свел воедино имущественные и организационные отношения в сфере хозяйствования, поскольку последние непод­властны Гражданскому кодексу. К таким организационным отно­шениям относятся: определение рамок государственной экономи­ческой политики, порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирование и патентование хозяйственной деятельности, разрешительные процедуры торговой и иной хозяйственной деятельности, сфера государственного  упорядочения цен, антимонопольная политика, стандартизация и сертификация, го­сударственные закупки, применение дотаций, индикативное пла­нирование, ограничение контрольных функций государства и т.п.

                            ХК отделяет хозяйственную деятельность, носящую системати­ческий, профессиональный характер, в рамки самостоятельного правового механизма, отличного от механизма осуществления обще­гражданских прав. Следует признать, что этот механизм содержит большое количество публично-правовых ограничений. Однако их наличие продиктовано многоэтапностью хозяйственной деятель­ности, ее влиянием на основы экономической безопасности государ­ства и граждан, наконец, предписанным в ст. 13 Конституции Украины правилом о социальной ориентированности экономики. Полезность ХК в том, что он предполагает «прозрачное» публичное участие в экономических процессах, но не избегает его упоминания, а подвергает активной и плодотворной регламентации.

С принятием ХК Украины отменены законы Украины «О пред­принимательстве», «О предприятиях в Украине», нормы которых неоправданно пересекались и дублировались. Понятие предпри­нимательской деятельности (что прогрессивно) представлено частью понятия хозяйственной деятельности. Это позволило унифициро­вать «правила игры» в экономике вне зависимости от организаци­онной, коммерческой или иной характеристики субъекта. Необхо­димость такой унификации подготовлена тенденциями не только хозяйственного, но и финансового, административного и уголовно­го законодательства. Ведь ранее хозяйственная деятельность, не носящая коммерческого характера, «выпадала» из сферы правово­го регулирования.

ХК Украины служит своеобразным «древом» всего экономиче­ского законодательства, позволяет легко ориентироваться в нем. Это полезно не только для его практического освоения, но и для дальнейшего научного совершенствования. Положительные момен­ты ХК проявляются в выработке общих граней соприкосновения хозяйственного законодательства с гражданским и налоговым за­конодательством, в закреплении принципов хозяйственной деятель­ности, в других многочисленных новеллах.

Непреходящее значение имеет концентрация в ХК Украины мер хозяйственно-правовой ответственности. Впервые санкции за правонарушения в сфере хозяйствования представлены в целостном виде, охватывающем как горизонтальные, так и вертикальные от­ношения. То есть ХК вышел далеко за рамки ГК, систематизировав не только диспозитивные санкции, применяемые субъектами хо­зяйствования друг к другу, но и императивные санкции штрафного, организационного и иного характера, применяемые к таким субъ­ектам со стороны государственных органов.

Несмотря на прогрессивное значение ХК Украины, его содержа­ние не лишено недостатков, отмечаемых правоведами.

Например, ст. 352 ХК не говорит о таком источнике формиро­вания денежных фондов при страховании, как доходы от разме­щения средств этих фондов. Тем самым не учтены новейшие по­ложения Закона «О страховании ». Ст. 207 ХК применяет понятие недействительности хозяйственного обязательства, хотя следова­ло бы применять понятие недействительности хозяйственной сделки. В юридической литературе приводятся и другие недостат­ки ХК Украины, точно также как и недостатки ГК Украины1.

Большинство недостатков ХК являются, прежде всего, резуль­татом несогласованной позиции правоведов при принятии ГК и ХК Украины. Но такие разногласия неизбежны на пути осуществленной масштабной кодификации. Неразумно надеяться, что единожды можно принять законодательные акты современного экономиче­ского регулирования, которые исключат какие-либо пробелы и коллизии. Даже классические кодификации, к примеру, Герман­ские гражданское и торговое уложения, на протяжении более ста лет постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются.

Следует учитывать, что ХК Украины будет всегда в большей степени тяготеть к изменениям, нежели ГК Украины. Это связано с тем, что хозяйственное право призвано обеспечивать динамично развивающиеся экономические отношения. Существование ХК Украины создает условия для стабильности ГК Украины, что край­не важно для успешной реализации прав и свобод обычными граж­данами Украины.