2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
Значение ХК Украины для правовой организации экономических отношений трудно переоценить.
Принятие этого кодекса ознаменовало собой реальное воплощение в жизнь практически существующей раздельности гражданского и хозяйственного законодательства.
Идея принятия ХК Украины наравне с ГК Украины возникла в результате осознания того обстоятельства, что хозяйственное законодательство требует не только частноправового, но и публично-правового регулирования, что организационные и имущественные отношения в сфере хозяйствования существуют неразрывно друг от друга. Именно поэтому нет более оптимального пути, чем выделить и организовать данное сочетание в самостоятельном кодифицированном акте. Нельзя «размывать» его в толщах частных потребительских, семейных, наследственных и других правоотношений, закрепленных в ГК, так как это не позволяет представить специфику хозяйственного механизма. Кроме того, в рамках ГК государственное воздействие на экономику остается неупорядоченным, что влечет, как показывает современность, его самопроизвольное разрастание и бессистемное формирование.
Не случайно, самостоятельные хозяйственные (коммерческие, торговые) кодексы приняты в большинстве стран мира, среди которых: Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Германия, Испания, Южная Корея, Люксембург, Мексика, Польша, Румыния, Словакия, США, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эстония, Япония и другие.
Ранее, при разработке ХК Украины, его противники, в частности, цивилисты С. Головатый, А. Довгерт, Я. Шевченко, А. Пидопрыгора и другие непрестанно твердили, что такой акт приведет к отходу от рыночных условий хозяйствования, к возврату административно-командной системы управления экономикой. Однако анализ принятого ХК Украины показывает, что он полностью соответствует общемировым рыночным механизмам и весомому, как того и требует жизнь, месту государства в этих процессах.
Принятие ХК в Украине — должный ответ научным школам Российской Федерации, которые под воздействием штампов времен Союза ССР не только доказывают нецелесообразность кодификации хозяйственного законодательства, но и пытаются выхолостить само понятие хозяйственного права, заменяя его понятием отрасли предпринимательского и коммерческого права, игнорирующим некоммерческую хозяйственную деятельность. Уже сегодня ХК Украины вызывает резонанс в Российской Федерации, способствующий работе по кодификации коммерческого законодательства.
ХК Украины — результат многолетней работы ученых и практиков. Им удалось систематизировать разрозненное, неупорядоченное, раздираемое противоречивыми и зачастую неизвестными субъектам хозяйствования нормативными актами хозяйственное законодательство Украины. ХК Украины содержит немало бланкетных норм, однако их наличие объективно. Ведь хозяйственное законодательство составляет более 70 % всего законодательства Украины. Поэтому его невозможно охватить в одном кодексе. ХК Украины — первоначало системности хозяйственного законодательства.
ХК Украины свел воедино имущественные и организационные отношения в сфере хозяйствования, поскольку последние неподвластны Гражданскому кодексу. К таким организационным отношениям относятся: определение рамок государственной экономической политики, порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирование и патентование хозяйственной деятельности, разрешительные процедуры торговой и иной хозяйственной деятельности, сфера государственного упорядочения цен, антимонопольная политика, стандартизация и сертификация, государственные закупки, применение дотаций, индикативное планирование, ограничение контрольных функций государства и т.п.
ХК отделяет хозяйственную деятельность, носящую систематический, профессиональный характер, в рамки самостоятельного правового механизма, отличного от механизма осуществления общегражданских прав. Следует признать, что этот механизм содержит большое количество публично-правовых ограничений. Однако их наличие продиктовано многоэтапностью хозяйственной деятельности, ее влиянием на основы экономической безопасности государства и граждан, наконец, предписанным в ст. 13 Конституции Украины правилом о социальной ориентированности экономики. Полезность ХК в том, что он предполагает «прозрачное» публичное участие в экономических процессах, но не избегает его упоминания, а подвергает активной и плодотворной регламентации.
С принятием ХК Украины отменены законы Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», нормы которых неоправданно пересекались и дублировались. Понятие предпринимательской деятельности (что прогрессивно) представлено частью понятия хозяйственной деятельности. Это позволило унифицировать «правила игры» в экономике вне зависимости от организационной, коммерческой или иной характеристики субъекта. Необходимость такой унификации подготовлена тенденциями не только хозяйственного, но и финансового, административного и уголовного законодательства. Ведь ранее хозяйственная деятельность, не носящая коммерческого характера, «выпадала» из сферы правового регулирования.
ХК Украины служит своеобразным «древом» всего экономического законодательства, позволяет легко ориентироваться в нем. Это полезно не только для его практического освоения, но и для дальнейшего научного совершенствования. Положительные моменты ХК проявляются в выработке общих граней соприкосновения хозяйственного законодательства с гражданским и налоговым законодательством, в закреплении принципов хозяйственной деятельности, в других многочисленных новеллах.
Непреходящее значение имеет концентрация в ХК Украины мер хозяйственно-правовой ответственности. Впервые санкции за правонарушения в сфере хозяйствования представлены в целостном виде, охватывающем как горизонтальные, так и вертикальные отношения. То есть ХК вышел далеко за рамки ГК, систематизировав не только диспозитивные санкции, применяемые субъектами хозяйствования друг к другу, но и императивные санкции штрафного, организационного и иного характера, применяемые к таким субъектам со стороны государственных органов.
Несмотря на прогрессивное значение ХК Украины, его содержание не лишено недостатков, отмечаемых правоведами.
Например, ст. 352 ХК не говорит о таком источнике формирования денежных фондов при страховании, как доходы от размещения средств этих фондов. Тем самым не учтены новейшие положения Закона «О страховании ». Ст. 207 ХК применяет понятие недействительности хозяйственного обязательства, хотя следовало бы применять понятие недействительности хозяйственной сделки. В юридической литературе приводятся и другие недостатки ХК Украины, точно также как и недостатки ГК Украины1.
Большинство недостатков ХК являются, прежде всего, результатом несогласованной позиции правоведов при принятии ГК и ХК Украины. Но такие разногласия неизбежны на пути осуществленной масштабной кодификации. Неразумно надеяться, что единожды можно принять законодательные акты современного экономического регулирования, которые исключат какие-либо пробелы и коллизии. Даже классические кодификации, к примеру, Германские гражданское и торговое уложения, на протяжении более ста лет постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются.
Следует учитывать, что ХК Украины будет всегда в большей степени тяготеть к изменениям, нежели ГК Украины. Это связано с тем, что хозяйственное право призвано обеспечивать динамично развивающиеся экономические отношения. Существование ХК Украины создает условия для стабильности ГК Украины, что крайне важно для успешной реализации прав и свобод обычными гражданами Украины.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции