4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
Государственное (коммунальное) унитарное предприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, который создается компетентным органом государственной власти (местного самоуправления) в распорядительном порядке на базе обособленной части и неразделенной на доли государственной (коммунальной) собственности, и входит в сферу управления такого органа (ст.ст. 73, 78 ХК Украины).
Все указанные предприятия подразделяются на 2 группы:
- государственные или коммунальные коммерческие предприятия;
— казенное предприятие или коммунальное некоммерческое предприятие.
Отличительные особенности унитарного государственного предприятия заключаются в том, что:
1) такое предприятие создается компетентным органом государственной власти (местного самоуправления) в распорядительном порядке, т.е. для создания такого субъекта компетентный орган должен принять управленческий акт (приказ, распоряжение), закрепляющий основные положения правового статуса, полномочия, виды деятельности, размер уставного фонда, которые станут отправной точкой для разработки устава предприятия и его регистрации в установленном порядке;
2) зарегистрированное предприятие относится к сфере управления органа, который создал его своим властным распоряжением (при этом орган управления выполняет все функции собственника в пределах, установленных законодательными актами);
3) предприятие создается на базе обособленной части государственной (коммунальной) собственности, без деления ее на доли (причем на момент регистрации субъекта хозяйствования уставной фонд должен быть сформирован полностью, в отличие от, например, хозяйственных обществ, при создании которых достаточно внесения 50% уставного фонда). Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия устанавливается законом, а коммунального предприятия — соответствующим местным советом;
4) имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (государственное или коммунальное коммерческие предприятия) или праве оперативного управления (казенное предприятие, коммунальное некоммерческое предприятие), право собственности на имущество сохраняется за государством или территориальной громадой соответственно.
Наименование унитарного предприятия должно содержать слова «государственное предприятие», «казенное предприятие» или «коммунальное предприятие» (например, коммунальное предприятие «Облэнергоинвест»).
Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается органом управления и подотчетен ему. Законом могут быть определены особенности статуса руководителя, в том числе установлена повышении» ответственность руководителя за результаты работы предприятия.
Государственные унитарные предприятия бывают 2 видов:
— государственные коммерческие предприятия;
— казенные предприятия.
Данные разновидности различаются по нескольким основаниям:
1) государственное коммерческое предприятие является субъектом предпринимательской деятельности и действует на принципах предпринимательства, а казенное предприятие является некоммерческим субъектом хозяйствования;
2) основная цель деятельности государственного коммерческого предприятия — получение прибыли, а казенного — удовлетворение интересов общества и государства. Исходя из указанного, коммерческое предприятие действует на свой страх и риск и несет ответственность всем или практически всем своим имуществом. В то же время казенное предприятие может заниматься даже убыточной деятельностью, и в этом случае государство в лице органа управления обязано компенсировать предприятию убытки от такой деятельности;
3) коммерческое государственное предприятие может быть создано по решению любого органа государственной власти, который уполномочен на создание такого предприятия, а казенное предприятие создается только по решению Кабинета Министров Украины;
4) казенные предприятия могут быть созданы только в определенных отраслях народного хозяйства (например, если законом разрешено осуществление такой хозяйственной деятельности только государственным предприятиям), коммерческие предприятия могут создаваться в любой сфере хозяйствования;
5) государственное унитарное коммерческое предприятие может быть превращено в корпоратизированнное предприятие (государственное акционерное общество) в случаях и порядке, предусмотренных законом; в отношении казенных предприятий корпоратизация запрещена;
6) государственному коммерческому предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, а казенному — на праве оперативного управления.
Имущественные права государственного коммерческого предприятия сводятся к нижеследующему:
а) предприятие не имеет права бесплатно передавать принадлежащее ему имущество другим юридическим лицам или гражданам, кроме случаев, предусмотренных законом;
б) только с предварительного согласия органа управления и, как правило, на конкурентных началах предприятие имеет право отчуждать, передавать в залог имущественные объекты, относящиеся к основным фондам, сдавать в аренду целостные имущественные комплексы своих структурных единиц и подразделений;
в) списание с баланса не полностью амортизированных основных фондов, а также ускоренная амортизация основных фондов государственного коммерческого предприятия могут проводиться только с согласия
органа, в сферу управления которого входит данное предприятие;
г) предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом с ограничением правомочности распоряжения;
д) несет ответственность за последствия своей деятельности всем принадлежащим ему имуществом, как и любые другие субъекты хозяйствования;
е) государство и орган управления не несут ответственности по его обязательствам, кроме случаев, предусмотренных ХК и другими законами.
Имущественные права казенного предприятия ограничены дополнительным образом:
а) предприятие отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении;
б) в случае недостаточности таких средств государство, в лице органа управления, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия;
в) имущество передается предприятию для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности. При этом имущество, которое не используется предприятием или используется им не по назначению, может быть изъято органом управления.
Любые государственные унитарные предприятия обязаны принимать и выполнять доведенные до них в установленном законодательством порядке государственные заказы и государственные задания, а также учитывать их при формировании производственной программы, определении перспектив своего экономического и социального развития и выборе контрагентов.
Убытки, причиненные таким предприятиям вследствие выполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые были признаны судом неконституционными или недействительными, подлежат возмещению этими органами добровольно или по решению суда.
Казенные предприятия создаются по решению Кабинета Министров Украины в отраслях народного хозяйства, в которых (ст. 76 ХК Украины):
• законом разрешено осуществление хозяйственной деятельности только государственным предприятиям;
• основным (свыше 50%) потребителем продукции (работ, услуг) выступает государство;
• по условиям ведения хозяйства невозможна свободная конкуренция товаропроизводителей или потребителей;
• преобладающим (свыше 50%) является производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по
своим условиям и характеру удовлетворяемых потребностей, как правило, не может быть рентабельным; приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом.
Орган, в сферу управления которого входит казенное предприятие, утверждает устав предприятия, назначает его руководителя, дает разрешение на осуществление казенным предприятием хозяйственной деятельности, определяет виды продукции (работ, услуг), производство и реализацию которой распространяется разрешение, т.е. такое предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с производственными заданиями органа, в сферу управления которого оно входит.
Казенное предприятие самостоятельно организует производство продукции (работ, услуг) и реализует ее по ценам (тарифам), которые определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.
Порядок распределения и использования прибыли казенного предприятия определяется его уставом в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции