3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
Государственная регистрация прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица осуществляется по его (или его органов) решению (добровольное прекращение), либо на основании решения суда или в результате смерти гражданина (принудительное прекращение).
Обращает на себя внимание то, что законодатель в ряде законодательных актов (например, ст.ст. 58, 247 ХК Украины, ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») применяет понятия «отмены (прекращения) государственной регистрации», «исключения из государственного реестра» и т.п. В связи со вступлением в силу Закона «О государственной регистрации ...» следует говорить о том, что все названные процедуры осуществляются путем государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности гражданина.
Государственную регистрацию прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования следует отличать от его ликвидации. Во-первых, ликвидация может быть применена лишь к субъектам хозяйствования — юридическим лицам. Граждане-предприниматели для прекращения своей предпринимательской деятельности осуществляют «подготовительные мероприятия», требуемые законом для лишения их статуса предпринимателя (в основном они заключаются в процедуре снятия с учета как предпринимателей в налоговых и других органах). Во-вторых, ликвидация является организационно-имущественной процедурой, направленной на фактическое прекращение граждан субъекта хозяйствования — юридического лица, необходимым условием которого являются расчеты с кредиторами и дебиторами, составление ликвидационного баланса, передача документов в архив, уничтожение печатей, закрытие счетов, снятие такого субъекта с учета в контролирующих органах и т.п. В то время как государственная регистрация такого прекращения — формальная процедура, представляющая собой запись об исключении соответствующего субъекта из государственного реестра. В-третьих, ликвидация осуществляется органом, назначенным самим субъектом хозяйствования (при добровольном прекращении) или органом, назначенным судом (при принудительном прекращении), а государственная регистрация прекращения юридического лица — государственным регистратором.
Процедура прекращения (деятельности) субъекта хозяйствовании различна для физических и юридических лиц.
Государственная регистрация прекращения юридических лиц — субъектов хозяйствования охватывает два формальных и один фактический (второй из нижеуказанных) этапы:
а) государственная регистрация решения учредителей юридического лица либо судебного решения о прекращении юридического лица;
б) проведение ликвидационной процедуры либо мероприятий по реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования1);
в) внесение записи в реестр о государственной регистрации прекращения юридического лица.
При банкротстве процедура государственной регистрации прекращения юридического лица имеет свои особенности, связанные с тем, что ликвидационная процедура может не повлечь прекращение субъекта хозяйствования. Поэтому первой стадией в этом случае выступает регистрация судебного решения о возбуждении производства по делу о банкротстве. Окончательная — третья стадия — может наступить лишь в том случае, если суд по результатам ликвидационной процедуры вынесет решение о прекращении юридического лица — банкрота. Однако возможна ситуация, когда удовлетворение должником требований кредиторов повлечет прекращение процедуры банкротства. В этом случае не только не производится государственная регистрация прекращения юридического лица, но и вносится запись в Единый государственный реестр о прекращении процедуры банкротства.
Закон «О государственной регистрации ...» выделяет исчерпывающий перечень оснований для принятия решения суда о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством (ст. 38):
— признание недействительной записи о проведении государственной регистрации за нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, которые нельзя устранить;
— осуществление им деятельности, противоречащей учредительным документам, или запрещенной законом;
— несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям законодательства;
— непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом;
— наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению.
Обращает на себя внимание тот факт, что государственный регистратор, выявив какие-либо нарушения закона, имевшие место при регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица, не может самостоятельно отменить собственную запись о государственной регистрации или произвести запись о прекращении зарегистрированного субъекта. Только судебное решение может служить основанием для принудительного прекращения юридического лица.
В содержании данных оснований можно отметить ряд законодательных новелл по сравнению с ранее действовавшим Законом «О предпринимательстве».
Во-первых, устранено такое основание отмены государственной регистрации (сейчас — государственной регистрации прекращения юридического лица), как несвоевременное (в течение 30-дневного срока) уведомление субъектом предпринимательства об изменении ого названия, организационной формы или формы собственности. Сейчас единственным последствием такого поведения выступает отсутствие юридической силы изменений в учредительные документы до их государственной регистрации.
Во-вторых, законодатель отказался от процедуры отмены государственной регистрации при отсутствии уведомления субъекта предпринимательства об изменении своего местонахождения свыше 7 дней. Такая санкция была излишне репрессивной. Сейчас аналогичную меру можно применить лишь по результатам окончания календарного года, когда юридическое лицо в течение месячного срока не предоставит государственному регистратору новую регистрационную карточку о подтверждении сведений о себе, а дополнительное уведомление государственного регистратора останется без внимания (ч. 7 ст. 19 Закона «О государственной регистрации...»).
В-третьих, нарушения закона, допущенные при создании субъекта хозяйствования — юридического лица, теперь могут служить основанием для принятия судебного решения о прекращении юридического лица лишь в том случае, когда их нельзя устранить.
В-четвертых, введено такое основание судебного решения о прекращении юридического лица как несоответствие минимального уставного фонда юридического лица требованиям законодательства.
Данная новелла связана с соответствующими положениями ст.ст. 144,155 ГК и ст. 74 ХК Украины относительно необходимости соответствия чистых активов акционерного общества, общества с. ограниченной и дополнительной ответственностью, государственного коммерческого предприятия минимальному размеру уставного фонда (капитала), установленному законодательством. Последствием такого несоответствия является ликвидация субъекта хозяйствования.
Государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица регулируется разделом VI Закона «О государственной регистрации ...», который предусматривает основания прекращения предпринимательской деятельности физического лица, отличающиеся от оснований прекращения юридического лица. Разумеется, что при таком прекращении физическое лицо лишается правового статуса предпринимателя, но не лишается прав человека и гражданина. Например, в результате такого прекращения, гражданин утрачивает право заключать договор аренды государственного имущества согласно ст. 6 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» в редакции от 14.03.95, так как такое право предоставлено только гражданам-предпринимателям и юридическим лицам.
Добровольное прекращение предпринимательской деятельности гражданина может осуществляться в любое время по его решению.
Принудительное прекращение предпринимательской деятельности гражданина осуществляется в случае его смерти либо постановления судебного решения. Указанные судебные решения могут быть трех видов:
1) судебное решение об объявлении физического лица умершим или признании безвестно отсутствующим;
2) судебное решение о признании физического лица недееспособным или об ограничении его дееспособности;
3) судебное решение о прекращении предпринимательской деятельности физического лица в качестве хозяйственной санкции при:
— признании физического лица банкротом;
— осуществлении им предпринимательской деятельности, запрещенной законом;
— непредставлении в течение года налоговым органам налоговых деклараций, документов финансовой отчетности, требуемых законом.
Процедура государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина основывается на тех же принципах, что и регистрация прекращения юридического лица: (1) первоначально регистрируется решение предпринимателя либо суда о прекращении соответствующей деятельности, (2) затем оформляются документы, подтверждающие снятие предпринимателя с учета в контролирующих органах, и (3) в завершение, по результатам получения этих документов и заполненной регистрационной карточки государственный регистратор вносит в Единый государственный реестр запись о прекращении предпринимательской деятельности физического лица. Предоставление соответствующих документов государственному регистратору осуществляется самим предпринимателем либо органом, уполномоченным судом. Упрощенный порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина применяется при его смерти либо вынесении судебного решения об объявлении физического лица умершим или признании его безвестно отсутствующим. В этих случаях государственный регистратор на основании свидетельства о смерти гражданина или судебного решения самостоятельно заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит запись в Единый государственный реестр о прекращении предпринимательской деятельности физического лица.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции