logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики

 

Экономика — это особая сфера общественной жизни, в рамках которой функционирует определяемый достигнутым уровнем про­изводительных сил общества хозяйственный комплекс, включающий в себя производство, распределение и обмен произведенного национального продукта. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся разнообразные товары и услуги, реализуются различные материальные потребности и интересы людей и возникает целая система экономических и производственных отношений, которые воздействуют на все области и сферы человеческой жизнедеятельности. Иными словами экономика представляет собой сложную полиструктурную общественную систему, функционирующую с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Все люди вовлечены в отношения, возникающие в рамках этой системы, поскольку они трудятся, получают доходы, платят налоги, осуществляют приобретение товаров и услуг и т.д. При этом вся указанная система подразделяется на отрасли, подотрасли и комплексы родственных отраслей и подотраслей, в рамках которых обеспечивается производство однородной либо сходной по технологии производства и качественным признакам продукции (услуг).

Наиболее важными отраслями и комплексами экономической системы Украины являются: промышленность, энергетический агропромышленный и строительный комплексы; транспорт и дорожное хозяйство; торговый комплекс; связь; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; сфера использования и охраны природных ресурсов.

Все перечисленные отрасли и комплексы имеют сложную внутреннюю структуру, включающую относительно самостоятельные элементы в виде подотраслей, которые взаимодействуют в рамках соответствующих комплексов и отраслей и интегрированы в экономическую систему страны в целом. Так, например, промышленность подразделяется на металлургическую, машиностроительную, топливно-энергетическую, химическую, текстильную, пищевую и перерабатывающую и т.д.; строительный комплекс включает в себя — промышленное, гражданское, дорожное строительство; транспорт

подразделяется на железнодорожный, воздушный, водный, авто­мобильный и трубопроводной связи, почтовой, телефонной, радиосвязью. При этом в каждой из перечисленных отраслей и подотраслей существуют специфические материальные условия производства и своеобразные технологические процессы, которые требуют соблюдения некоторых специальных правил определения численности и структуры предприятий, подбора и обучения инженерно-технического и управленческого персонала, применения своеобразных методов управляющего воздействия на производственные процессы, осуществляемые в рамках конкретных предприятий и т.п. Все эти особенности обусловлены своеобразием технологических процессов и операций по производству конкретных продуктов (или предоставления услуг), что определяют место и назначение данной отрасли (подотрасли) в экономической системе и особенности ее межотраслевых связей.

Вместе с тем все отрасли, подотрасли и их целостные объединения включаются в единую систему хозяйственного комплекса страны, который выступает в качестве объекта государственно-правового управляющего воздействия на экономику. Причем это воздействие предусматривает либо прямое вмешательство органов государственной исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, выражающееся в том, что государство принимает на себя совершение в адрес этих субъектов юридически властных оперативно-распорядительных действий, а также осуществление функций планирования, прогнозирования, организации хозяйственной деятельности и контроля за эффективностью этой деятельности, либо косвенное вмешательство — регулирование деятельности хозяйствующих субъектов путем установления общих правил, нормативов и стандартов производственной и хозяйственной деятельности, которые должны соблюдаться всеми предприятиями и хозяйственными организациями, независимо от их отрасле­вой принадлежности. В частности, в отношении предприятий (хозяйственных организаций), основанных на государственной форме собственности и имеющих общегосударственное значение (казенные предприятия, предприятия оборонной промышленности и т.п.) государство в лице соответствующих отраслевых министерств (комитетов) может применять как экономические, так и внеэкономи­ческие административные методы, которые связаны с определением видов и ассортимента производимой продукции, установлением фиксированных цен на нее, совершением иных оперативно-распорядительных действий.

В то же время в отношении коммерческих предприятий, акционерных обществ, в которых имеется доля государственной собственности, а также в отношении предприятий и хозяйственных организаций, основанных на частной собственности, государство осуществляет не прямое императивно-властное воздействие, а лишь общее законодательное регулирование, которое предполагает невмешательство в хозяйственную деятельность предприятий (организаций), а предоставление им возможности самостоятельно обеспечивать свое существование в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Иными словами, содержание, сущность и функции государственного управления экономикой в современных условиях принципиально изменяется. Плюрализм и равноправие различных форм собственности, на которых основаны предприятия и хозяйственные организации как объекты управляющего воздействия, приватизация значительной части государственного сектора экономики, а также появление конкуренции, свободного рыночного ценообразования и развитие предпринимательской деятельности обусловливают постепенный переход от государственного управления экономикой к государственному регулированию экономических процессов. Это регулирование заключается в обеспечении государственного полдействия на экономику путем установления общих правил, нормативов и стандартов экономической и хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов на основе признания их равноправия в хозяйственном обороте, создания эффективно функционирующих финансовой и налоговой систем, тарифного и нетарифного регулирования, а также ограничения монополизма и обеспечения свободной конкуренции с одновременным осуществлением контроля за соблюдением установленных правил и норм и применением ответственности за их нарушение.1

Для государственного регулирования экономических процессов характерно осуществление специфических функций, направленных на обеспечение целостности и развития экономики как объекта государственно-правового воздействия. К числу этих функций относится, в частности:

анализ и оценка конкретных экономических процессов с целью выявления фактического состояния экономики; определение тенденций развития экономической системы с прогнозированием ожидаемых структурных и технологиче­ских ее изменений;

стратегическое планирование развития экономики с целью определения приоритетных направлений изменения ее струк­туры, предупреждения кризисных явлений, а также переориентации экономических процессов на развитие эффективных инновационных, предпринимательских и информационных структур;

— разработка и совершенствование экономических механизмов, выражающих экономическую технологию, которая состоит в последовательности совершения актов и операций, воздействующих на экономические процессы;

— и, наконец, разработка, утверждение и реализация программ корректировки действующих и внедряемых новых хозяйственных механизмов с обеспечением этого процесса необходимым техническим, информационным и методическим сопровождением.

Все указанные функции должны осуществляться оптимальной системой органов государственной исполнительной власти, основанной на реальных общественных потребностях и учитывающей тенденции развития экономики. Применительно к органам государственного управления в данной сфере это означает, прежде всего, усиление их регулирующих и контрольных функций вместо осуществления императивно-властного директивного управления. Кроме того, требуется сосредоточение внимания указанных органов на повышении роли перспективного и текущего прогнозирования развития экономики, изменении «набора» управленческих функций в соответствии с особенностями конкретных объектов управления, а также на построении оптимальной системы отраслевых и межотраслевых органов управления с учетом строгого разграничения их функций и полномочий по вертикали и горизонтали и определением связей указанных органов с иными ветвями государственной власти и «внешней средой».

Актуальной проблемой в плане перестройки структуры и содержания деятельности органов государственного управления экономикой является также преодоление монополизма государственного управления как специфического вида государственной деятельности. Данный монополизм ориентирует органы государственной исполнительной власти на сохранение (консервацию) прерогатив властно-распорядительного характера, несмотря на необходимость изменения организационно-правовых методов воздействия государства на экономические процессы. Это явление унаследовано нынешней системой государственного управления экономикой от существовавшей ранее административно-командной системы. К сожалению, модернизация последней не дает положительных результатов даже в том случае, когда императивно-властные полномочия центральных органов исполнительной власти (соответствующих министерств и ведомств) делегируются местным органам исполнительно-распорядительного характера.

Происходит это, по-видимому, потому, что делегирование государственно-властных полномочий не изменяет их правовой природы и не предполагает локальной саморегуляции конкретного хозяйствующего субъекта, когда его учредитель сам определяет его внутреннее устройство, полномочия и порядок деятельности такого субъекта. Учитывая это, преодоление монополизма государственного управления в экономике должно осуществляться, очевидно, не только на основе формального закрепления в законе функций и полномочий различных хозяйствующих субъектов (в том числе государственных предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, иных предпринимательских структур), но и с помощью фактического обеспечения реальных прав государственных предприятий и субъектов предпринимательской деятельности на основе обеспечения их конкуренции и свободного развития рыночных отношений.

Иными словами, в деятельности центральных и местных органов государственного управления экономикой должны строжайшим образом соблюдаться как предписания закона о расширении реальных прав государственных предприятий (организаций) и соблюде­нии законодательства, регулирующего деятельность предпринимательских структур, так и требования практики о создании фактически равных условий для хозяйствующих субъектов, основанных па разных формах собственности.

Причем, и в том, и в другом случае должны применяться адекватные методы государственно-правового воздействия на экономические процессы, учитывающие требования национальной экономической политики, особенности соответствующих отраслей экономики, а также форму собственности, на которой основаны конкретные хозяйствующие субъекты. Методы государственного управления экономикой, как совокупность способов, средств и приемов управляющего воздействия на государственный сектор экономики, сферу предпринимательства и инфраструктуру рынка, осуществляемые с целью создания надлежащих условий их функционирования, должны отвечать требованиям национальной экономической политики и включать в себя не только императивно-властные (административ­ные) предписания, но и опосредованные способы воздействия, сориентированные на использование непрямого (экономического) регулирования поведения хозяйствующих субъектов путем использования экономических стимулов, содержащихся в арсенале налоговой, кредитной, валютной, амортизационной и внешнеэкономической политики государства. Именно единство указанных методов может обеспечить эффективное использование экономических ресурсов с учетом необходимости стимулирования перспективных направлений развития экономики, ускоренного технического вооружения новейших отраслей производства, научно-обоснованных капитальных вложений, а также модернизации технической базы традиционных отраслей.

Таким образом, эффективное управление экономикой как единым хозяйственным комплексом предполагает:

во-первых, формирование оптимальной системы органов государственной исполнительной власти как субъектов управления в данной сфере, основанных на учете реальных общественных потребностей и интересов;

во-вторых, взвешенное научно-обоснованное определение функций, полномочий и методов деятельности органов управления экономикой с учетом особенностей статуса конкретных объектов управляющего воздействия (государственных предприятий, акционерных обществ, предпринимательских структур и т.п.),

и, наконец, в-третьих, четкое разграничение функций и полномочий указанных органов как «по вертикали», так и «по горизонтали» с определением характера их связей с другими управляющими системами и «внешней средой».

При соблюдении перечисленных условий создаются оптимальные предпосылки для эффективной организации государственно-правового управляющего воздействия на уровне основных звеньев хозяйственного механизма — в предприятиях, хозяйственных объедине­ниях, банках и т.п., что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на непосредственное правовое регулирование производственной и хозяйственной деятельности.

§3