9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, в ряде случаев устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Однако государственные органы по общему правилу не устанавливают конкретные цены на изделия, изготовляемые отдельными собственниками.
Государственное регулирование цен осуществляется применительно к продукции предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.
Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития.
Одним из основных направлений государственной деятельности в сфере экономики является проведение ценовой политики.
Ценовая политика является составной частью общей экономической и социальной политики Украины и направлена на обеспечение:
— регулирования государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта;
— соблюдения необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности;
— стабильности оптовых и розничных цен.
Функции по обеспечению ценовой политики в соответствии со ст. 116 Конституции Украины и Закона Украины «О ценах и ценообразовании» возложены на Кабинент Министров Украины. В частности, этот орган:
а) устанавливает порядок ценообразования для казенных предприятий;
б) издает правила по установлению или регулированию цен для сторон публичного обязательства;
в) утверждает перечень ресурсов, продукции и услуг:
— определяющих существенное воздействие на общий уровень и динамику цен;
— имеющих социальное значение для населения;
— природных монополистов.
г) определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и применения цен (тарифов), а также контроля за ценами (тарифами).
Данные полномочия подтверждены Решениями Конституционного Суда Украины от 02.03.99 г. по Делу № 1-18/99 (дело о коммунальных услугах) и от 10.02.2000 г. по Делу № 1-21/2000 (дело о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и иные услуги).
В своих Решениях Конституционный Суд Украины отметил, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится определение основ политики ценообразования и выработка на законодательном уровне, принципов установления и применения цен (осуществлено в Законе «О ценах и ценообразовании»). Однако только Кабинет Министров Украины обеспечивает проведение политики ценообразования, осуществляет непосредственное регулирование цен (тарифов), а также контроль за ценами (тарифами).
Органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления устанавливают цены и тарифы на отдельные виды! продукции, товаров и услуг в соответствии с полномочиями, определенными Кабинетом Министров Украины в постановлении № 15481 от 25.12.96 г. «Об установлении полномочий органов исполнитель-1 ной власти и исполнительных органов местных советов относительно регулирования цен (тарифов)». В частности:
1. Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики формирует сметную нормативную базу и определяет порядок ее применения в строительстве.
2. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации наделены правом регулировать залоговые цен на стеклянную тару.
3. Министерство здравоохранения по согласованию с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции утверждает перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию.
4. Министерство транспорта:
а) подает Кабинету Министров Украины предложения относительно установления тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги;
б) устанавливает по согласованию с Минэкономики:
— тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой внешнеторговых и транзитных грузов в морских и речных портах (на причалах), и услуги, которые предоставляются судам заграничного плавания в морских и речных портах (на причалах) Украины;
— тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом в международном и внутреннем соединении (кроме пригородных перевозок);
— тарифы на перевозку пассажиров и багажа автобусами междугородных межобластных маршрутов;
— аэронавигационные сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Украины;
— аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов и пассажиров в аэропортах Украины (посадка-взлет воздушного судна, обслуживания пассажиров в аэровокзале, сверхнормативная стоянка воздушного судна, обеспечение авиационной безопасности).
5. Госкомсвязи по согласованию с Минэкономики устанавливает тарифы:
а) на основные услуги электросвязи, которые предоставляются на территории Украины, и услуги международной связи;
б) на универсальные услуги почтовой связи, которые предоставляются на территории Украины, и услуги международной связи;
в) на прием и доставку отечественных периодических печатных изданий по подписке.
6. Минфин по предоставлению Межведомственной комиссии по
вопросам государственной ценовой политики в горно-металлургическом комплексе устанавливает размеры коммерческой (оптово-сбытовой) и других видов надбавок к цене производителей на горнорудную продукцию отечественного производства, реализуемой для последующей продажи на внутреннем рынке субъектами хозяйствования независимо от формы собственности.
7. МОН, Держкоминформ, другие центральные органы исполнительной власти, которые размещают государственный заказ на выпуск печатной продукции, устанавливают норматив рентабельности производства (в случае выпуска печатной продукции за счет бюджетных средств) в размере 5 процентов и на их доставку к потребителям в размере 5 процентов.
8. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики устанавливает тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению для бытовых потребностей, а также:
— предельный уровень оптовых и розничных цен на природный газ, используемый для потребностей населения и бюджетных организаций;
— тарифы на транспортировку магистральными трубопроводами природного газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака та этиленовых веществ, которые поставляются потребителям Украины;
— тарифы на хранение и транспортировку природного газа распределительными сетями и поставку природного газа;
— по согласованию с Минэкономики предельный уровень оптовой цены на природный газ для предприятий коммунальной теплоэнергетики, тепловых электростанций, электроцентралей и котельных субъектов хозяйствования (в объемах, которые используются для производства тепловой энергии для населения, бюджетных учреждений, при условии ведения этими предприятиями отдельного приборного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды для указанных потребителей).
9. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского городских советов регулируют (устанавливают) тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обычном режиме движения).
10. Укрпромжелезтранс устанавливает тарифы на перевозку грузов железнодорожными подъездными путями, погрузо-разгрузочные работы и другие услуги, которые предоставляются предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.
11. Госкомзем по согласованию с Минфином и Минэкономики:
— устанавливает цены (тарифы) на разработку документации по землеустройству и проведению землеоценочных работ;
— определяет предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной передачи гражданам Украины земельных участков в соответствии с законодательством.
Вышеуказанным постановлением КМУ № 1548 от 25.12.96 г. установлены также другие полномочия органов управления всех уровней в отношении регулирования цен и тарифов в различных сферах.
В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений
о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по договорным ценам, а в других случаях — для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции — применяются мировые цены.
В ряде соглашений, заключенных Украиной с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласованной политики в области ценообразования. Важно предупредить рост цен за счет необоснованного включения затрат в себестоимость, использовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому основной целью таких соглашений становится обмен информацией о применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции.
Кроме того, возникает необходимость в проведении согласованной ценовой политики при межгосударственных поставках в увязке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции