2.2. Санация
Также следует обратить внимание на проблемы, существующие в связи с правовой регламентацией важнейшей судебной процедуры банкротства. Имеется в виду судебная процедура санации. Санация - система мероприятий, осуществляемых в ходе производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.
К сожалению, регламентация этой судебной процедуры не является оптимальной. Значительное количество замечаний можно высказать и к ее понятию, и к ее определению, которое является неполным, поскольку не очерчен круг участников этой процедуры, не указан общий срок и период, на который она вводится, не уточнены ее содержание и цели, правовой инструментарий ее реализации. Требуют уточнения сроки проведения санации и ее отдельных этапов, сроки принятия решений участниками санации, содержание плана санации, порядок его разработки, согласования и принятия, полномочия управляющего санацией и многие другие вопросы.
Следует заметить, что санация возможна, если у должника есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность. Процедура санации вводится хозяйственным судом по ходатайству комитета кредиторов в срок, не превышающий срока действия процедуры распоряжения имуществом, установленного в соответствии с Законом. Согласно действующему законодательству санация вводится на срок не более двенадцати месяцев, но этот срок может быть продлен еще до шести месяцев или сокращенно по ходатайству комитета кредиторов или управляющего.
Основными этапами процедуры санации должника является:
• предоставление распорядителю имущества физическими или юридическими лицами, которые выражают желание участвовать в процедуре санации должника, заявления об участии в санации должника (после опубликования кредиторами в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве;
• внесение комитетом кредиторов предложения в хозяйственный суд о санации должника;
• вынесения хозяйственным судом по ходатайству комитета кредиторов постановления о проведения санации должника и назначение управляющего санацией.
• разработка управляющим санацией плана санации должника;
• принятия плана санации должника;
• продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса или части его имущества (этап не является обязательным);
• предоставление управляющим санацией собранию кредиторов письменного отчета;
• вынесения решения собранием кредиторов.
Распорядитель имущества обязан отдельно внести в реестр требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника, согласно их заявлениям, а при их отсутствии - согласно данным учета должника, а также внести отдельно в реестр сведения об имуществе должника, которое является предметом залога в соответствии с государственным реестром залогов. Также он обязан внести в реестр сведения о требованиях относительно выплаты заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, а также о требованиях по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, согласно заявлениям таких кредиторов и данными учета должника.
Как отмечалось выше, предварительное заседание проводится не позднее трех месяцев после проведения подготовительного заседания суда, где суд рассматривает реестр требований кредиторов, требования кредиторов, относительно которых были возражения должника и которые не были включены распорядителем имущества в реестр требований кредиторов.
По результатам рассмотрения хозяйственный суд выносит определение, в котором указывается размер признанных судом требований кредиторов, которые включаются распорядителем имущества в реестр требований кредиторов, и назначается дата проведения собрания кредиторов.
После десяти дней с момента вынесения постановления по результатам проведения предварительного заседания хозяйственного суда распорядитель имущества сообщает кредиторам согласно реестру требований кредиторов о месте и времени проведения собрания кредиторов и организовывает их проведение. Также важным является тот факт, что собрание кредиторов проводятся по местонахождению должника.
В соответствии с Законом к компетенции собрания кредиторов относится принятие решения о: Выборах членов комитета кредиторов, определение количественного состава комитета кредиторов, определение его полномочий, досрочное прекращение полномочий комитета кредиторов или отдельных его членов; другие вопросы, предусмотренные Законом.
Также на время проведения процедуры банкротства собрание кредиторов избирает комитет кредиторов в составе не более семи человек.
К компетенции комитета кредиторов относится принятие решения о:
• выборах председателя комитета;
• созыве собрания кредиторов;
• подготовке и заключение мирового соглашения;
• внесении предложений хозяйственному суду относительно продолжения или сокращения срока процедур распоряжения имуществом должника или санации должника;
• обращении в хозяйственный суд с ходатайством об открытии процедуры санации, признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, прекращении полномочий арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) и о назначении нового арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), предоставлении согласия на заключение арбитражным управляющим крупных сделок должника или соглашений должника, относительно которых есть заинтересованность.
• другие вопросы, предусмотренные Законом.
Хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов в срок, не превышающий срока действия процедуры распоряжения имуществом, имеет право вынести определение о проведении санации должника и назначение управляющего санацией.
Управляющий санацией имеет право:
• распоряжаться имуществом должника с учетом ограничений, предусмотренных Законом;
• заключать от имени должника мировое соглашение, гражданско-правовые, трудовые и другие соглашения;
• подавать заявления о признании сделок, заключенных должником, недействительными.
Управляющий санацией обязан:
• принять в хозяйственное ведение имущество должника и организовать проведение его инвентаризации;
• открыть специальный счет для проведения санации и расчетов с кредиторами;
• разработать и представить на утверждение комитета кредиторов план санации должника;
• организовать ведение бухгалтерского и статистического учета и финансовой отчетности;
• осуществлять меры по взысканию дебиторской задолженности перед должником; от имени должника заявлять иски о взыскании задолженности с дебиторов должника, а также с лиц, Которые несут с должником в соответствии с законом или договора субсидиарную (дополнительную) или солидарную ответственность;
• рассматривать требования кредиторов по обязательствам должника, Возникшие после возбуждения дела о банкротстве в процедуре распоряжения имуществом должника и санации;
• заявлять в установленном порядке возражения относительно заявленных к должнику требований кредиторов;
• отчитываться перед комитетом кредиторов относительно последовательной реализации плана санации;
• сообщать в десятидневный срок со дня вынесения хозяйственным судом соответствующего постановления государственный орган по вопросам банкротства о своем назначении, утверждении мирового соглашения, окончание выполнения плана санации, Освобождение от обязанностей;
• обеспечивать определение начальной стоимости имущества путем проведения независимой оценки в случае отчуждения имущества в процедуре санации;
• осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом.
В течение трех месяцев со дня вынесения постановления о санации должника управляющий санацией обязан подать комитету кредиторов для одобрения план санации должника, который должен содержать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, условия участия инвесторов, при их наличии, В полном или частичном удовлетворении требований кредиторов, в частности путем перевода долга (части долга) на инвестора, срок и очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестора за невыполнение взятых согласно плану санации обязательств.
План санации должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника.
Законом предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника:
• реструктуризация предприятия;
• перепрофилирование производства;
• закрытие нерентабельных производств;
• отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение (списание) части долгов, о чем заключается мировое соглашение;
• ликвидация дебиторской задолженности;
• реструктуризация активов должника в соответствии с требованиями Закона;
• продажа части имущества должника;
• обязательство инвестора о погашении долга (части долга) должника, В частности путем переведения на него долга (части долга), И его ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств;
• выполнение обязательств должника собственником имущества должника и его ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств;
• продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (для
негосударственных предприятий);
• получение кредита для выплаты выходного пособия работникам должника, которые увольняются согласно плану санации;
• увольнение работников должника, которые не могут быть задействованы в процессе реализации плана санации. Выходное пособие в этом случае выплачивается за счет инвестора, а при его отсутствии - за счет реализации имущества должника или за счет кредита, полученного для этой цели;
• другие способы восстановления платежеспособности должника.
С целью восстановления платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов должника план санации может предусматривать продажу имущества должника негосударственной собственности как целостного имущественного комплекса. Меры к обеспечению требований кредиторов относительно имущества должника, которое подлежит продаже в соответствии с планом санации, отменяются постановлением хозяйственного суда. Сумма, полученная от продажи имущества должника негосударственной собственности как целостного имущественного комплекса, включается в состав имущественных активов должника.
Как правило, продажа имущества должника производится на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом санации. Управляющий санацией обязан опубликовать объявление о продаже имущества должника негосударственной собственности как целостного имущественного комплекса на открытых торгах в официальных печатных органах за тридцать дней до даты проведения торгов. Если заявление на участие в торгах поступила только от одного заявителя - торги не проводятся.
Если суммы, вырученной от продажи имущества должника как целостного имущественного комплекса, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, управляющий санацией предлагает кредиторам заключить мировое соглашение.
В случае если мировое соглашение не заключено, хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.
Также с целью восстановления платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов план санации может предусматривать продажу части имущества должника на открытых торгах. А имущество по продаже которого установлены ограничения - продается на закрытых торгах.
За пятнадцать дней до окончания санации, а также при наличии оснований для досрочного прекращении санации управляющий санацией обязан предоставить комитету кредиторов письменный отчет и сообщить членов комитета кредиторов о времени и месте проведения заседания комитета кредиторов.
Отчет управляющего санацией может содержать:
баланс должника на последнюю отчетную дату;
счет прибылей и убытков должника;
сведения о наличии у должника денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов должника;
сведения о дебиторской задолженности должника на дату представления отчета и о нереализованных правах требования должника;
сведения о состоянии кредиторской задолженности должника на дату представления отчета.
К отчету управляющего санацией прибавляются доказательства удовлетворения требований конкурсных кредиторов согласно реестру.
Одновременно с отчетом управляющий санацией вносит в комитет кредиторов одно из предложений:
о принятии решения о досрочном прекращении процедуры санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
о принятии решения о прекращении процедуры санации и заключения мирового соглашения;
об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о продлении процедуры санации;
об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
По результатам рассмотрения отчета управляющего санацией комитет кредиторов принимает решение об обращении в хозяйственный суд с ходатайством об:
прекращении процедуры санации в связи с выполнением плана санации и восстановлением платежеспособности должника;
продолжении установленного срока процедуры санации;
прекращении процедуры санации, признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;
прекращении процедуры санации и заключении мирового соглашения.
Копия постановления хозяйственного суда и отчета управляющего санацией направляется государственному органу по вопросам банкротства.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции