logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

14.3. Правовое регулирование наличных расчетов

 

Наличные расчеты — это способ осуществления расчетов, при котором платеж производится бумажными деньгами или металлической монетой.

При расчетах посредством наличных денег не возникает таких ярко выраженных обособленных отношений в рамках исходных имущественных отношений, как при безналичных расчетах. Здесь, как правило, неразрывны процессы передачи товаров и уплаты денег, что делает денежный платеж органичной частью эквивалент­ных отношений1. В то же время, действуют специальные правила документального оформления процедур приема-передачи налич­ности, а также неразрывно связанных с ними операций по хранению, учету и обороту наличности (кассовые операции). Это позволяет рассматривать наличные расчеты в рамках самостоятельных право­отношений.

Согласно ст. 198 ХК Украины платежи по денежным обязатель­ствам, возникающим в хозяйственных отношениях осуществляют­ся в безналичной форме либо в наличной форме через учреждения банков, если иное не предусмотрено законом. Наличная форма рас­четов через банковские учреждения в этом случае должна понимать­ся как внесение наличности в кассу банков для зачисления на счета субъектов хозяйствования, либо выдаче им в виде наличных средств. Таким образом, по общему правилу не могут осуществляться на­личные расчеты между субъектами хозяйствования, минуя банков­ские учреждения при отсутствии специального разрешений в за­конодательстве. Это положения ХК Украины уточняют общее правило ст. 1087 ГК Украины о том, что между юридическими ли­цами, а также с участием граждан — предпринимателей наличные расчеты допускаются, если иное не установлено законом. «Иное» в данном случае установлено ХК Украины для сферы хозяйствования. Положения ХК Украины развиваются в Законе Украины «О при­менении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, обще­ственного питания и услуг» от 06.07.95 г. в редакции Закона от 01.06.2000 г. (далее — «Закон об РРО») и Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержден­ном постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72.

Статья 3 Закона об РРО устанавливает обязанность субъектов предпринимательства при наличных расчетах в сфере торговли, общественного питания и услуг использовать регистраторы рас­четных операций (далее — РРО), то есть устройства или програм­мно-технические комплексы с реализованными фискальными функциями, а также расчетные книжки с номерными расчетными квитанциями и книги учета расчетных операций.

          РРО, расчетные книжки и книги учета подлежат регистрации в налоговых органах. Аналогичные требования распространяются на расчеты в этих же сферах с использованием платежных карточек, платежных чеков и жетонов.

В ряде случаев РРО, расчетные книжки и книги учета расчетных операций в наличных расчетах не применяются. Так, в случае продажи предприятиями продукции собственного производства расчеты производятся через кассы предприятий с оформлением приходных либо расходных кассовых ордеров. При продаже про­ездных и перевозочных документов оформляются билеты, квитан­ции, талоны и т.п. Однако в любом случае потребителю должен быть выдан расчетный документ установленной формы на сумму проведенной операции (кассовый или товарный чек, квитанция, билет и др.).

Раздел V Закона об РРО устанавливает административно-хозяй­ственные штрафы к субъектам хозяйствования за непроведение расчетов через РРО, неоформление расчетного документа, проведе­ние расчетной операции без использования расчетной книжки в установленных случаях. Кроме того, работники субъектов хозяй­ствования за такие нарушения привлекаются к административной ответственности по ст. 155-1 КУоАП.

Положение о ведении кассовых операций, утвержденное НБУ, является обязательным для всех субъектов хозяйствования Укра­ины.

Субъекты хозяйствования, имеющие текущие счета в банках, обязаны хранить денежные средства на этих счетах. Получение на­личности производится с текущих счетов в банках по оформленным чековым книжкам. Наличность должна расходоваться исключи­тельно на определенные в чеке цели, не противоречащие действую­щему законодательству Украины. Субъекты хозяйствования долж­ны предоставлять обслуживающему банку (по его требованию) платежные и расчетные документы, подтверждающие целевое ис­пользование наличности. В этом проявляются контрольные функ­ции банков.

Расчеты наличностью субъектов хозяйствования между собой, а также с гражданами могут осуществляться за счет средств, по­лученных из касс банков, а также за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных поступлений (напри­мер, взнос учредителей в уставный фонд предприятия).

Сумма платежа наличностью одного субъекта хозяйствования другому субъекту хозяйствования не должна превышать 10 тыс. грн. в течение одного дня вне зависимости от количества платежных документов. Однако количество субъектов хозяйствования, с кото­рыми могут проводиться расчеты в течение дня, не ограничивается.

Платежи сверх указанной суммы должны осуществляться ис­ключительно безналичным способом. Действие данного правила не распространяется на закупки сельхозпродукции, на расчеты за потребленную электроэнергию, на расчеты с бюджетами, а также на расчеты субъектов хозяйствования с гражданами.

Если осуществляются наличные расчеты сверх указанных выше сумм, то превышающие их средства расчетно прибавляются к остат­кам наличности в кассе для последующего контроля со стороны государства.

При этом предприятия обязаны соблюдать лимит остатка на­личности в кассе — максимальный размер денежной суммы, ко­торый может находиться в кассе предприятия на конец дня, и установлен банком в соответствии с нормативными актами НБУ с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятия (режим и специфика работы, отдаленность от банка, размер кас­совых оборотов, график работы инкассатора). Сельскохозяйствен­ные предприятия самостоятельно устанавливают себе лимиты кассы, но обязаны их соблюдать в течение года. Лимит кассы не устанавливается фермерским хозяйствам, осуществляющим ис­ключительно операции с сельхозпродукцией, и гражданам-пред­принимателям.

Все сверхлимитные суммы наличности предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, установленные банком, для за­числения на их текущие счета. В случае поступления в кассу пред­приятия наличности после истечения времени, когда она может быть сдана в банк, сверхлимитные суммы должны быть сданы в банк не позднее следующего рабочего дня.

Невыполнение указанных требований влечет хозяйственно-правовые санкции, которые установлены Указом Президента Укра­ины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по ре­гулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 в редак­ции от 11.05.99 г. № 491 за такие нарушения, как превышение лимитов кассы, неоприходование наличности в кассе и др.

На первый взгляд применение данных санкций на основании Указа , Президента противоречит правилу ст. 238 ХК Украины о том, что , административно-хозяйственные санкции могут быть установлены за исключительно законами. Однако данный Указ был издан в период, когда в соответствии со ст. 114-5 действовавшей тогда Конституции Украинской ССР, Президент имел право принимать Указы по вопросам " экономической реформы, не урегулированным законами Украины, ко­торые должны были действовать до принятия соответствующих законов. Более того, новая редакция данного Указа от 11.05.99 г. была издана в период, когда Президент Украины обладал аналогичным правом согласно переходным положениям действующей сегодня Кон­ституции Украины. Данное обстоятельство приравнивает этот Указ по юридической силе к закону.

Применение санкций за нарушение правил осуществления на­личных расчетов вполне оправдано. Ведь неадекватное росту про­изводства возрастание наличной массы приводит к обесцениванию денежной единицы, инфляции, разбалансированности потребитель­ского рынка, образованию условий для укрывательства доходов, подлежащих налогообложению, незаконным валютным операци­ям, повышению кассовых расходов. Поэтому правовое регулиро­вание расчетов должно всячески стимулировать развитие безна­личных платежей.

Формы наличных расчетов обусловлены правилами докумен­тального оформления наличных расчетов в хозяйственных опера­циях.

Как будет показано в дальнейшем, формализация процесса на­личных расчетов несет пассивную функцию по сравнению с актив­ной функцией формализации безналичных расчетов. Это предо­пределено тем, что формализация наличных расчетов лишь фикси­рует данные проведенной операции, в то время как формализация безналичных расчетов — прямо определяет механизм передачи денежных средств.

Расчеты с использованием РРО — это форма наличных рас­четов в сфере торговли, общественного питания и услуг, при кото­рой подтверждение расчетной операции производится с примене­нием надлежащим образом зарегистрированного, опломбирован­ного и переведенного в фискальный режим работы РРО с распеча­тыванием кассового чека или иного расчетного документа (зависит от типа РРО).

Расчеты с использованием расчетной книжки — это форма наличных расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг, при которой в случаях невозможности использования ре­гистраторов расчетных операций (поломка, ремонт РРО, расчеты в горных населенных пунктах и др.) фиксация расчетной операции производится с использованием надлежащим образом сброшюро­ванной, прошнурованной и зарегистрированной книжки, которая содержит номерные расчетные квитанции, выдаваемые платель­щику.

Расчеты с использованием расходного кассового ордера — это форма наличных расчетов, при которой выдача наличных средств из кассы предприятия оформляется расходным кассовым ордером.

Эта форма расчетов применяется в случае закупки сельхозпродук­ции у населения, возврата проданной ранее продукции собственно­го производства, выдачи средств под отчет и др.

Расчеты с использованием приходного кассового ордера — это форма наличных расчетов, при которой внесение наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером с выдачей лицу, внесшему наличность, отрывной квитанции, под­тверждающей факт внесения средств. Эта форма расчетов приме­няется в случае продажи продукции собственного производства, а также при операциях разового либо нетоварного характера.

Расчеты, с использованием товарного чека — это форма на­личных расчетов, при которой в случаях, разрешенных законода­тельством Украины, субъект хозяйствования производит операции без использования регистратора расчетных операций и расчетных книжек, но по требованию покупателя оформляется товарный чек, подтверждающий данные проведенной операции.