14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
Наличные расчеты — это способ осуществления расчетов, при котором платеж производится бумажными деньгами или металлической монетой.
При расчетах посредством наличных денег не возникает таких ярко выраженных обособленных отношений в рамках исходных имущественных отношений, как при безналичных расчетах. Здесь, как правило, неразрывны процессы передачи товаров и уплаты денег, что делает денежный платеж органичной частью эквивалентных отношений1. В то же время, действуют специальные правила документального оформления процедур приема-передачи наличности, а также неразрывно связанных с ними операций по хранению, учету и обороту наличности (кассовые операции). Это позволяет рассматривать наличные расчеты в рамках самостоятельных правоотношений.
Согласно ст. 198 ХК Украины платежи по денежным обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях осуществляются в безналичной форме либо в наличной форме через учреждения банков, если иное не предусмотрено законом. Наличная форма расчетов через банковские учреждения в этом случае должна пониматься как внесение наличности в кассу банков для зачисления на счета субъектов хозяйствования, либо выдаче им в виде наличных средств. Таким образом, по общему правилу не могут осуществляться наличные расчеты между субъектами хозяйствования, минуя банковские учреждения при отсутствии специального разрешений в законодательстве. Это положения ХК Украины уточняют общее правило ст. 1087 ГК Украины о том, что между юридическими лицами, а также с участием граждан — предпринимателей наличные расчеты допускаются, если иное не установлено законом. «Иное» в данном случае установлено ХК Украины для сферы хозяйствования. Положения ХК Украины развиваются в Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. в редакции Закона от 01.06.2000 г. (далее — «Закон об РРО») и Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72.
Статья 3 Закона об РРО устанавливает обязанность субъектов предпринимательства при наличных расчетах в сфере торговли, общественного питания и услуг использовать регистраторы расчетных операций (далее — РРО), то есть устройства или программно-технические комплексы с реализованными фискальными функциями, а также расчетные книжки с номерными расчетными квитанциями и книги учета расчетных операций.
РРО, расчетные книжки и книги учета подлежат регистрации в налоговых органах. Аналогичные требования распространяются на расчеты в этих же сферах с использованием платежных карточек, платежных чеков и жетонов.
В ряде случаев РРО, расчетные книжки и книги учета расчетных операций в наличных расчетах не применяются. Так, в случае продажи предприятиями продукции собственного производства расчеты производятся через кассы предприятий с оформлением приходных либо расходных кассовых ордеров. При продаже проездных и перевозочных документов оформляются билеты, квитанции, талоны и т.п. Однако в любом случае потребителю должен быть выдан расчетный документ установленной формы на сумму проведенной операции (кассовый или товарный чек, квитанция, билет и др.).
Раздел V Закона об РРО устанавливает административно-хозяйственные штрафы к субъектам хозяйствования за непроведение расчетов через РРО, неоформление расчетного документа, проведение расчетной операции без использования расчетной книжки в установленных случаях. Кроме того, работники субъектов хозяйствования за такие нарушения привлекаются к административной ответственности по ст. 155-1 КУоАП.
Положение о ведении кассовых операций, утвержденное НБУ, является обязательным для всех субъектов хозяйствования Украины.
Субъекты хозяйствования, имеющие текущие счета в банках, обязаны хранить денежные средства на этих счетах. Получение наличности производится с текущих счетов в банках по оформленным чековым книжкам. Наличность должна расходоваться исключительно на определенные в чеке цели, не противоречащие действующему законодательству Украины. Субъекты хозяйствования должны предоставлять обслуживающему банку (по его требованию) платежные и расчетные документы, подтверждающие целевое использование наличности. В этом проявляются контрольные функции банков.
Расчеты наличностью субъектов хозяйствования между собой, а также с гражданами могут осуществляться за счет средств, полученных из касс банков, а также за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных поступлений (например, взнос учредителей в уставный фонд предприятия).
Сумма платежа наличностью одного субъекта хозяйствования другому субъекту хозяйствования не должна превышать 10 тыс. грн. в течение одного дня вне зависимости от количества платежных документов. Однако количество субъектов хозяйствования, с которыми могут проводиться расчеты в течение дня, не ограничивается.
Платежи сверх указанной суммы должны осуществляться исключительно безналичным способом. Действие данного правила не распространяется на закупки сельхозпродукции, на расчеты за потребленную электроэнергию, на расчеты с бюджетами, а также на расчеты субъектов хозяйствования с гражданами.
Если осуществляются наличные расчеты сверх указанных выше сумм, то превышающие их средства расчетно прибавляются к остаткам наличности в кассе для последующего контроля со стороны государства.
При этом предприятия обязаны соблюдать лимит остатка наличности в кассе — максимальный размер денежной суммы, который может находиться в кассе предприятия на конец дня, и установлен банком в соответствии с нормативными актами НБУ с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятия (режим и специфика работы, отдаленность от банка, размер кассовых оборотов, график работы инкассатора). Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно устанавливают себе лимиты кассы, но обязаны их соблюдать в течение года. Лимит кассы не устанавливается фермерским хозяйствам, осуществляющим исключительно операции с сельхозпродукцией, и гражданам-предпринимателям.
Все сверхлимитные суммы наличности предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, установленные банком, для зачисления на их текущие счета. В случае поступления в кассу предприятия наличности после истечения времени, когда она может быть сдана в банк, сверхлимитные суммы должны быть сданы в банк не позднее следующего рабочего дня.
Невыполнение указанных требований влечет хозяйственно-правовые санкции, которые установлены Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 в редакции от 11.05.99 г. № 491 за такие нарушения, как превышение лимитов кассы, неоприходование наличности в кассе и др.
На первый взгляд применение данных санкций на основании Указа , Президента противоречит правилу ст. 238 ХК Украины о том, что , административно-хозяйственные санкции могут быть установлены за исключительно законами. Однако данный Указ был издан в период, когда в соответствии со ст. 114-5 действовавшей тогда Конституции Украинской ССР, Президент имел право принимать Указы по вопросам " экономической реформы, не урегулированным законами Украины, которые должны были действовать до принятия соответствующих законов. Более того, новая редакция данного Указа от 11.05.99 г. была издана в период, когда Президент Украины обладал аналогичным правом согласно переходным положениям действующей сегодня Конституции Украины. Данное обстоятельство приравнивает этот Указ по юридической силе к закону.
Применение санкций за нарушение правил осуществления наличных расчетов вполне оправдано. Ведь неадекватное росту производства возрастание наличной массы приводит к обесцениванию денежной единицы, инфляции, разбалансированности потребительского рынка, образованию условий для укрывательства доходов, подлежащих налогообложению, незаконным валютным операциям, повышению кассовых расходов. Поэтому правовое регулирование расчетов должно всячески стимулировать развитие безналичных платежей.
Формы наличных расчетов обусловлены правилами документального оформления наличных расчетов в хозяйственных операциях.
Как будет показано в дальнейшем, формализация процесса наличных расчетов несет пассивную функцию по сравнению с активной функцией формализации безналичных расчетов. Это предопределено тем, что формализация наличных расчетов лишь фиксирует данные проведенной операции, в то время как формализация безналичных расчетов — прямо определяет механизм передачи денежных средств.
Расчеты с использованием РРО — это форма наличных расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг, при которой подтверждение расчетной операции производится с применением надлежащим образом зарегистрированного, опломбированного и переведенного в фискальный режим работы РРО с распечатыванием кассового чека или иного расчетного документа (зависит от типа РРО).
Расчеты с использованием расчетной книжки — это форма наличных расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг, при которой в случаях невозможности использования регистраторов расчетных операций (поломка, ремонт РРО, расчеты в горных населенных пунктах и др.) фиксация расчетной операции производится с использованием надлежащим образом сброшюрованной, прошнурованной и зарегистрированной книжки, которая содержит номерные расчетные квитанции, выдаваемые плательщику.
Расчеты с использованием расходного кассового ордера — это форма наличных расчетов, при которой выдача наличных средств из кассы предприятия оформляется расходным кассовым ордером.
Эта форма расчетов применяется в случае закупки сельхозпродукции у населения, возврата проданной ранее продукции собственного производства, выдачи средств под отчет и др.
Расчеты с использованием приходного кассового ордера — это форма наличных расчетов, при которой внесение наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером с выдачей лицу, внесшему наличность, отрывной квитанции, подтверждающей факт внесения средств. Эта форма расчетов применяется в случае продажи продукции собственного производства, а также при операциях разового либо нетоварного характера.
Расчеты, с использованием товарного чека — это форма наличных расчетов, при которой в случаях, разрешенных законодательством Украины, субъект хозяйствования производит операции без использования регистратора расчетных операций и расчетных книжек, но по требованию покупателя оформляется товарный чек, подтверждающий данные проведенной операции.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции