15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
Обретение независимости Украиной породило процессы рыночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое пространство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отношений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного происхождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отечественной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регулирующего ВЭД.
Определение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой «внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силой».
Напомним, что ч. 1ст. 139 ХК Украины определяет термин «имущество» как «совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектов».
Основные характеристики определения ВЭД могут быть вое произведены также на основании Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. (далее — Закон «ОВЭД») В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.
В литературе отмечаются определенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом «О ВЭД», в частности, относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины1. Однако такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа «последующий закон отменяет действие предыдущего» (lex posteriori derogat prioti): законодатель отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее Результатов таможенной границы Украины.
Такой подход является безусловно разумным. Ведь в противном случае невозможно отграничить деятельность внутри хозяйственного оборота Украины от ВЭД. И соответственно — невозможно адекватно применить положения действующего законодательства, в частности, в сфере налогообложения. Ведь, к примеру, экспорт товаров за пределы Украины облагается по пулевой ставке НДС, а операции по купле-продаже таких товаров в Украине по общей ставке НДС.
Поэтому первым признаком ВЭД является территориальный признак, т.е. возможность реализации результатов хозяйственной деятельности за пределами Украины. Вторым существенным при-.1 паком ВЭД является наличие иностранного субъекта, вступающего в отношения с украинским субъектом ВЭД.
В то же время не всегда участие иностранного субъекта в хозяйственных отношениях на территории Украины относится к ВЭД. В частности, когда такая деятельность не связана с перемещением товаров или результатов работ (услуг) через таможенную территорию Украины. Например, не относится к ВЭД и подчиняется внутрихозяйственному законодательству деятельность иностранных и субъектов по приобретению недвижимости в Украине. Иностранное инвестирование на территорию Украины относится к ВЭД лишь в той части, которая предусматривает перемещение капитала и доходов от инвестиционной деятельности на территории Украины. Сама же деятельность предприятия с иностранными инвестициями на территории Украины подчиняется законодательству о хозяйственной деятельности в пределах Украины.
В то же время, участие украинских юридических и физических лиц в хозяйственных отношениях за рубежом всегда рассматривается как их внешнеэкономическая деятельность. Нередко другой стороной внешнеэкономических отношений таких субъектов является государственный орган другого государства. Транзит товара через территорию Украины относится к ВЭД того субъекта хозяйственной деятельности Украины, который оказывает данные услуги иностранному субъекту.
Иногда иностранный участник еще не вступил в правоотношения, но, учитывая направленность соответствующих действий украинского субъекта хозяйствования (например, размещение товара на складе таможенного органа для последующего экспорта согласно ст. 168 ТКУ), такую деятельность следует рассматривать как ВЭД и подчинять законодательству о ВЭД.
При этом ВЭД подчиняется определенным принципам, среди которых на основании ст. 377 ХК Украины и ст. 2 Закона Украины «О ВЭД» можно выделить:
а) принцип суверенитета при осуществлении ВЭД, который заключается в праве народа Украины самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь украинскими законами;
б) принцип свободы ВЭД, который означает право субъектов ВЭД добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять эту деятельность в каких-либо формах, которые прямо не запрещены действующими законами;
в) принцип юридического равенства и недискриминации, который заключается в равенстве перед законом всех субъектов ВЭД независимо от форм собственности, в обеспечении свободной экономической конкуренции и ограничения монополизма в сфере ВЭД;
г) принцип верховенства закона, который состоит в регулировании ВЭД исключительно законами Украины;
д) принцип равной защиты прав и интересов субъектов ВЭД, в том числе прав и интересов субъектов ВЭД Украины и иностранных субъектов на территории Украины, прав и интересов субъектом ВЭД Украины за пределами Украины в соответствии с нормам и международного права, государственных интересов Украины как на ее территории, так и за ее пределами;
е) принцип эквивалентности обмена и недопустимости демпинга при ввозе и вывозе товаров. При этом под демпингом понимается «ввоз на таможенную территорию страны импорта товара по цене, которая ниже сравнительной цены на подобный товар в стране экспорта, которая причиняет вред национальному товаропроизводителю подобного товара» (ст. 1 Закона «О ВЭД»).
Состав субъектов ВЭД определяется в соответствии со ст. 37Н, пп. 1, 2 части 2 ст. 55 ХК Украины. К таким субъектам относятся:
— хозяйственные организации, зарегистрированные в установленном порядке;
— граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные как предприниматели;
— подразделения (структурные единицы) иностранных субъектов хозяйствования, которые не являются юридическими лицами по законодательству Украины (филиалы, отделении и т.п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и зарегистрированы в Украине в установленном ни рядке.
Данные нормы ХК Украины уточнили положения ст. 3 Закона«О ВЭД» о том, что структурные подразделения украинских юридических лиц не являются субъектами ВЭД. Это очень важное уточнение, ведь приводимый в Законе «О ВЭД » перечень субъектов «ВЭД» не был исчерпывающим (физические лица; юридические лица; объединения физических и/или юридических лиц, не являющиеся юридическими лицами; структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности; совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности и др.). В то же время, таможенные процедуры не предусматривали регистрацию в качестве субъекта ВЭД филиалов и представительств отечественных юридических лиц, что в определенной степени противоречило закону. Теперь такое противоречие устранено.
Момент возникновения внешнеэкономической правосубъектности (права на ВЭД) различен для вышесказанных категорий лиц — субъектов ВЭД.
Для осуществления ВЭД физическим лицом оно должно приобрести гражданскую дееспособность, а также быть в установленном законом порядке зарегистрированным как предприниматель. Что же касается юридических лиц, то право на осуществление ВЭД должно быть закреплено в учредительных документах юридического лица.
Структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности (филиалы, представительства, отделения, агентства и т.п. с местонахождением в Украине) также обладают внешнеэкономической правосубъектностью. Они не являются по законодательству Украины юридическими лицами и не подлежат государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности. В то же время представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности подлежат регистрации в порядке, установленном ст. 5 Закона «О ВЭД» и Инструкцией «О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине», утвержденной приказом Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 18.01.96 г. № 30 (в настоящее время регистрацию представительств осуществляет Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины). Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (ч. 5 ст. 4) говорит о порядке аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний на территории Украины. Для этих целей должен быть принят специальный закон.
Решающим для разрешения вопроса о необходимости регистрации иностранного представительства в Украине является осуществление таким представительством операций во внутрихозяйственном обороте Украины. Поэтому, например, если иностранный представитель занимается исключительно тем, что заключает на территории Украины экспортно-импортные контракты от имени иностранного субъекта хозяйствования с субъектами ВЭД Украины, при этом действует без открытия счета, без привлечения наемных работников, то такое представительство не признается «постоянным» и его регистрация в Минэкономики и по вопросам евроинтеграции не требуется.
Кроме того, структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности регистрируются в налоговых и таможенных органах в качестве так называемых «постоянных представительств нерезидентов» через которые нерезиденты осуществляют в Украине хозяйственную деятельность. Такая регистрация осуществляется в целях налогообложения доходов нерезидентов в Украине. Такая регистрация делает «постоянные представительства нерезидентов» субъектами ВЭД Украины.
Субъектов ВЭД Украины (резидентов) следует отличать от иностранных субъектов хозяйствования (нерезидентов). Последние не подчиняются юрисдикции Украины и при осуществлении своей деятельности руководствуются законодательством страны регистрации, а не законами Украины о ВЭД.
Говоря о разновидностях ВЭД, следует сказать, что действующим законодательством установлен не исчерпывающий их перечень поскольку допускаются иные виды, не запрещенные законам Украины.
Статья 4 Закона «О ВЭД» к видам ВЭД относит: экспорт и импорт товаров, капиталов, рабочей силы; предоставление субъектами ВЭД Украины различных услуг иностранным субъектам хозяйствования; международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; осуществление совместной предпринимательской деятельности между субъектами ВЭД и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, и другие.
При этом часть 2 указанного Закона предусматривает, что посреднические операции, при осуществлении которых право собственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и иных), осуществляются без ограничений.
Хотя четкого, исчерпывающего перечня запрещенных видов ВЭД не существует, некоторые нормативные акты устанавливают круг таких операций. Так, постановление КМУ от 29.04.99 г. № 75(1 устанавливает Перечень товаров (работ, услуг), экспорт которых но бартерным (товарообменным) операциям запрещается.
§2
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции