logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)

 

 

 Обретение независимости Украиной породило процессы ры­ночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое простран­ство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отно­шений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного проис­хождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отече­ственной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регули­рующего ВЭД.

Определение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой «внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйство­вания является хозяйственная деятельность, которая в про­цессе ее осуществления требует пересечения таможенной гра­ницы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силой».

Напомним, что ч. 1ст. 139 ХК Украины определяет термин «имущество» как «совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектов».

Основные характеристики определения ВЭД могут быть вое произведены также на основании Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. (далее — Закон «ОВЭД») В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В литературе отмечаются определенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом «О ВЭД», в частности, относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины1. Однако такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа «последующий закон отменяет действие предыдущего» (lex posteriori derogat prioti): законодатель  отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее Результатов таможенной границы Украины.

Такой подход является безусловно разумным. Ведь в против­ном случае невозможно отграничить деятельность внутри хозяйственного оборота Украины от ВЭД. И соответственно — не­возможно адекватно применить положения действующего за­конодательства, в частности, в сфере налогообложения. Ведь, к примеру, экспорт товаров за пределы Украины облагается по пулевой ставке НДС, а операции по купле-продаже таких това­ров в Украине по общей ставке НДС.

Поэтому первым признаком ВЭД является территориальный признак, т.е. возможность реализации результатов хозяйственной деятельности за пределами Украины. Вторым существенным при-.1 паком ВЭД является наличие иностранного субъекта, вступающе­го в отношения с украинским субъектом ВЭД.

В то же время не всегда участие иностранного субъекта в хозяйственных отношениях на территории Украины относится к ВЭД. В частности, когда такая деятельность не связана с перемещением товаров или результатов работ (услуг) через таможенную террито­рию Украины. Например, не относится к ВЭД и подчиняется вну­трихозяйственному законодательству деятельность иностранных и субъектов по приобретению недвижимости в Украине. Иностранное инвестирование на территорию Украины относится к ВЭД лишь в той части, которая предусматривает перемещение капитала и доходов от инвестиционной деятельности на территории Украины. Сама же деятельность предприятия с иностранными инвестициями на территории Украины подчиняется законодательству о хозяй­ственной деятельности в пределах Украины.

В то же время, участие украинских юридических и физических лиц в хозяйственных отношениях за рубежом всегда рассматрива­ется как их внешнеэкономическая деятельность. Нередко другой стороной внешнеэкономических отношений таких субъектов явля­ется государственный орган другого государства. Транзит товара через территорию Украины относится к ВЭД того субъекта хозяй­ственной деятельности Украины, который оказывает данные услу­ги иностранному субъекту.

Иногда иностранный участник еще не вступил в правоотношения, но, учитывая направленность соответствующих действий украинского субъекта хозяйствования (например, размещение товара на складе таможенного органа для последующего экспорта согласно ст. 168 ТКУ), такую деятельность следует рассматривать как ВЭД и подчинять законодательству о ВЭД.

При этом ВЭД подчиняется определенным принципам, среди которых на основании ст. 377 ХК Украины и ст. 2 Закона Украины «О ВЭД» можно выделить:

а)  принцип суверенитета при осуществлении ВЭД, который за­ключается в праве народа Украины самостоятельно осущест­влять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь украинскими законами;

б)  принцип свободы ВЭД, который означает право субъектов ВЭД добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять эту деятельность в каких-либо формах, которые прямо не запрещены действующими законами;

в)  принцип юридического равенства и недискриминации, кото­рый заключается в равенстве перед законом всех субъектов ВЭД независимо от форм собственности, в обеспечении сво­бодной экономической конкуренции и ограничения монопо­лизма в сфере ВЭД;

г)  принцип верховенства закона, который состоит в регулиро­вании ВЭД исключительно законами Украины;

д)  принцип равной защиты прав и интересов субъектов ВЭД, в том числе прав и интересов субъектов ВЭД Украины и иностранных субъектов на территории Украины, прав и интересов субъектом ВЭД Украины за пределами Украины в соответствии с нормам и международного права, государственных интересов Украины как на ее территории, так и за ее пределами;

е)  принцип эквивалентности обмена и недопустимости демпин­га при ввозе и вывозе товаров. При этом под демпингом по­нимается «ввоз на таможенную территорию страны импорта товара по цене, которая ниже сравнительной цены на подоб­ный товар в стране экспорта, которая причиняет вред нацио­нальному товаропроизводителю подобного товара» (ст. 1 За­кона «О ВЭД»).

Состав субъектов ВЭД определяется в соответствии со ст. 37Н, пп. 1, 2 части 2 ст. 55 ХК Украины. К таким субъектам относятся:

— хозяйственные организации, зарегистрированные в установленном порядке;

—  граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства,  зарегистрированные как предприниматели;

—  подразделения (структурные единицы) иностранных субъектов хозяйствования, которые не являются юридическими лицами по законодательству Украины (филиалы, отделении и т.п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и зарегистрированы в Украине в установленном ни рядке.

Данные нормы ХК Украины уточнили положения ст. 3 Закона«О ВЭД» о том, что структурные подразделения украинских юридических лиц не являются субъектами ВЭД. Это очень важное уточнение, ведь приводимый в Законе «О ВЭД » перечень субъектов «ВЭД» не был исчерпывающим (физические лица; юридические лица; объединения физических и/или юридических лиц, не явля­ющиеся юридическими лицами; структурные единицы иностран­ных субъектов хозяйственной деятельности; совместные предпри­ятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности и др.). В то же время, таможенные процедуры не предусматривали регистрацию в качестве субъекта ВЭД филиалов и представительств отечествен­ных юридических лиц, что в определенной степени противоречило закону. Теперь такое противоречие устранено.

Момент возникновения внешнеэкономической правосубъектности (права на ВЭД) различен для вышесказанных категорий лиц — субъ­ектов ВЭД.

Для осуществления ВЭД физическим лицом оно должно приоб­рести гражданскую дееспособность, а также быть в установленном законом порядке зарегистрированным как предприниматель. Что же касается юридических лиц, то право на осуществление ВЭД должно быть закреплено в учредительных документах юридическо­го лица.

Структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности (филиалы, представительства, отделения, агентства и т.п. с местонахождением в Украине) также обладают внешнеэко­номической правосубъектностью. Они не являются по законода­тельству Украины юридическими лицами и не подлежат государ­ственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности. В то же время представительства иностранных субъ­ектов хозяйственной деятельности подлежат регистрации в поряд­ке, установленном ст. 5 Закона «О ВЭД» и Инструкцией «О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйствен­ной деятельности в Украине», утвержденной приказом Министер­ства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 18.01.96 г. № 30 (в настоящее время регистрацию представительств осу­ществляет Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины). Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (ч. 5 ст. 4) говорит о порядке аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний на территории Украины. Для этих целей должен быть принят специальный закон.

Решающим для разрешения вопроса о необходимости регистрации иностранного представительства в Украине является осуществление таким представительством операций во внутрихозяйственном обо­роте Украины. Поэтому, например, если иностранный представитель занимается исключительно тем, что заключает на территории Укра­ины экспортно-импортные контракты от имени иностранного субъ­екта хозяйствования с субъектами ВЭД Украины, при этом действует без открытия счета, без привлечения наемных работников, то такое представительство не признается «постоянным» и его регистрация в Минэкономики и по вопросам евроинтеграции не требуется.

Кроме того, структурные единицы иностранных субъектов хо­зяйственной деятельности регистрируются в налоговых и таможен­ных органах в качестве так называемых «постоянных представи­тельств нерезидентов»  через которые нерезиденты осуществляют в Украине хозяйственную деятельность. Такая регистрация осу­ществляется в целях налогообложения доходов нерезидентов в Украине. Такая регистрация делает «постоянные представительства нерезидентов» субъектами ВЭД Украины.

Субъектов ВЭД Украины (резидентов) следует отличать от ино­странных субъектов хозяйствования (нерезидентов). Последние не подчиняются юрисдикции Украины и при осуществлении своей деятельности руководствуются законодательством страны регистра­ции, а не законами Украины о ВЭД.

Говоря о разновидностях ВЭД, следует сказать, что действующим законодательством установлен не исчерпывающий их перечень поскольку допускаются иные виды, не запрещенные законам Украины.                                                                                      

Статья 4 Закона «О ВЭД» к видам ВЭД относит: экспорт и импорт товаров, капиталов, рабочей силы; предоставление субъектами ВЭД Украины различных услуг иностранным субъектам хозяйствова­ния; международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; осущест­вление совместной предпринимательской деятельности между субъектами ВЭД и иностранными субъектами хозяйственной дея­тельности, и другие.

При этом часть 2 указанного Закона предусматривает, что по­среднические операции, при осуществлении которых право соб­ственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и иных), осуществляются без ограничений.

Хотя четкого, исчерпывающего перечня запрещенных видов ВЭД не существует, некоторые нормативные акты устанавливают круг таких операций. Так, постановление КМУ от 29.04.99 г. № 75(1 устанавливает Перечень товаров (работ, услуг), экспорт которых но бартерным (товарообменным) операциям запрещается.

 

 

 

§2