Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
§1
Общие положения о защите прав субъектов
хозяйствования
Защита прав субъектов хозяйствования является одним из главных направлений правовой работы. Использование возможностей правовой работы предусматривает активизацию действий самих субъектов хозяйствования по повышению уровня реализации действующего законодательства, направленного на защиту их прав и законных интересов'.
Некоторые авторы под защитой прав субъектов хозяйствования понимают введение в действие системы прав и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение реализации прав этих субъектов и недопущение их нарушений2. Однако данное определение представляется спорным, поскольку защита в данном случае представляет собой только введенную в действие систему. Таким образом, за пределами данного явления оказывается сама совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов при их нарушении. Думается, что это слишком узкий подход к понятию защиты. По нашему мнению, уже само наличие этой совокупности позволяет говорить о защите. Когда же данные способы и средства вводятся в действие, следует говорить о механизме защиты.
Таким образом, защита прав субъектов хозяйствования — это совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов хозяйствования при их нарушении.
Говоря о защите прав и интересов субъектов хозяйствования, необходимо провести разграничение защиты и охраны. Для охраны прав, чаще всего выражающейся в установлении запретов, осуществляется статичная функция правового регулирования.
Защита же чаще предусматривает активную деятельность, что обусловливает использование правовыми нормами приемов управомачивания и обязывания.
Охрана прав и интересов, выступая частью правового обеспечения прав и свобод субъектов хозяйствования, осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности хозяйственно-правовых норм, которые обеспечивают нормальное и беспрепятственное развитие отношений.
С другой стороны, как было указано выше, защита — это совокупность правовых средств, способов и форм, которые используются при нарушении законных прав субъектов. Охрана — непрерывное и постоянно осуществляемое влияние, воздействие. В такой позиции содержание охраны представляется более широким, нежели защита.
Обеспечение государством равной защиты всех субъектов хозяйствования закреплено в ст.ст. 13,42 Конституции Украины, ст.ст. 6, 20, 47 ХК Украины и многих других нормативных актах.
К основным правам и свободам субъектов хозяйствования, которые подлежат охране и защите, некоторые авторы относят: а) гражданство (национальность), неприкосновенность имущества и возможность распоряжаться им на свое усмотрение, тайну корреспонденции; б) свободу ведения предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; в) свободу выбора организационно-правовой формы хозяйствования, формы локального или корпоративного самоуправления; г) право на равенство перед законом, а также специфические виды равенства: перед налогообложением, лицензированием, исполнением общественных обязанностей и т.п.; д) право на собственность (и производные режимы имущественной основы хозяйствования); е) право на деловую репутацию, включая право на имя и контроль его использования; ж) право на безопасность, которая включает в себя право на защиту со стороны правосудия, процессуальные гарантии перед контролирующими органами государства и местного самоуправления.
Согласно пункту 2 ст. 20 ХК права и законные интересы субъекта хозяйствования защищаются путем:
— признания наличия или отсутствия прав;
— признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей;
— признания недействительными хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным законом;
— восстановления положения, которое существовало до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;
— прекращения действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения;
— присуждения к выполнению долга в натуре;
— возмещения убытков;
— применения штрафных санкций;
— применения оперативно-хозяйственных санкций;
— применения административно-хозяйственных санкций;
— установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;
— другими способами, предусмотренными законом. Следует обратить внимание, что данный перечень не является исчерпывающим и субъекты хозяйствования могут использовать иные способы для защиты своих прав и законных интересов. Но такие способы должны быть предусмотрены в законе.
Для того, чтобы данные положения не остались всего лишь декларациями, государству необходимо создать взаимосвязанную систему органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования, которая должна выполнять в государстве и обществе определенные функции.
Важно учитывать, что органы защиты прав субъектов хозяйствования не сводятся только к судебным органам. Думать так — значит упрощать проблему и не видеть всего комплекса мер, которые может предпринять субъект хозяйствования для защиты своих прав и интересов.
В частности, субъект хозяйствования имеет право направлять обращения (заявления, жалобы, предложения) в административные и правоохранительные органы, которые в пределах своей компетенции по общему правилу обязаны рассмотреть, принять меры и уведомить заявителя о разрешении его вопроса в 10-дневный срок с даты получения обращения, а если решение вопроса требует дополнительного изучения документов, выезда на место и т.п., то в течение одного месяца.
При неполучении ответа в установленный срок субъект хозяйствования имеет право обжаловать бездействие должностных лиц административных органов в вышестоящую инстанцию или в хозяйственный суд.
Однако не любые акты и иные документы могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В частности, ВАСУ в разъяснении № 02-5/35 от 26.01.2000 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов» относит к «неоспариваемым» в судебном порядке:
а) акты следственных, судебных и прокурорских органов, по которым действующим законодательством установлен специальный порядок обжалования и изменения или отмены;
б) постановления специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью;
в) различного рода письма, информация, разъяснения и т.п., которые направляются государственными или другими органами в адрес подчиненных им структур и других органов по поводу конкретных ситуаций;
г) исполнительные надписи нотариусов;
д) акты ревизий, документальных проверок, действия служебных лиц, совершенные в процессе или по результатам проверок и т.п., поскольку эти акты не имеют обязательного характера.
е) инкассовые поручения (распоряжения) государственных органов на бесспорное списание средств предприятий и организаций, т.к. они являются расчетными документами, а не актами соответствующих органов.
Основаниями для признания акта недействительным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, который издал этот акт. Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или организации — истца по делу. Если по результатам рассмотрения дела факта такого нарушения не установлено, у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения иска.
Правила применения отдельных способов защиты — возмещения убытков, применения штрафных, оперативно-хозяйственных и административно-хозяйственных санкций регламентированы в разделе V ХК Украины. Для защиты своих прав субъекты хозяйствования могут использовать одновременно два или более способов защиты. Так, при издании государственным органом акта, нарушающего права субъекта хозяйствования, он вправе потребовать как признания недействительным такого акта, так и взыскания в судебном порядке убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государственных либо других органов или должностных лиц, приведших к нарушению прав субъекта, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении субъекта хозяйствования1.
Необходимо систематизировать функции органов охраны, и защиты прав субъектов хозяйствования, поскольку функции — это те направления ее действия, которые необходимы для решения стоящих перед ней (системой органов) задач.
К указанным функциям относятся:
а) регулятивная функция, которая заключается в координационно-обеспечительном воздействии на поведение участников общественных отношений хозяйственно-правовыми средствами. При этом регулирование разнонаправленных и разномотивированных действий людей осуществляется как посредством установления обязанностей, запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной для общества в целом деятельности;
б) охранительная функция, предполагающая реализацию отраслевых мер и механизмов охраны нарушенных прав или охраняемых законом интересов. Эта функция включает в себя как предотвращение правонарушений, так и восстановление нарушенных прав субъектов хозяйствования;
в) экономическая функция, обеспечивающая эффективное регулирование и охрану прав и законных интересов субъектов, что отражается на развитии экономики страны;
г) политическая функция, которая связана с поведением высших органов управления страной и играет определяющее значение для развития хозяйственной деятельности в стране;
д) воспитательно-идеологическая функция, связанная с формированием правосознания субъектов хозяйствования. Эта функция призвана способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию и Конституции;
е) социальная функция, призванная урегулировать социальные отношения и обеспечить социальные права участников рыночных отношений. Основная ее задача — воздействие на правосознание субъектов с целью формирования социально направленных позитивных установок, ориентиров на общечеловеческие ценности;
ж) компенсационная (восстановительная) функция, состоящая в восстановлении нарушенных прав или компенсации понесенного ущерба, причиненного хозяйственным правонарушением. Реализация данной функции напрямую зависит от эффективности работы государственного аппарата, слаженности его механизмов;
з) информационная (информационно-коммуникативная) функция, обусловленная предписывающим характером правовых норм: правовая информированность уже сама по себе играет важную роль в упорядочении сознательной деятельности субъектов хозяйствования;
и) превентивная функция, состоящая в воздействии, устраняющем угрозу правонарушения со стороны субъекта и в отношении субъекта;
й) организаторская функция, заключающаяся в создании внутренней упорядоченности, системности влияния различных органов, ликвидация дублирования в системе, подчиненности и подконтрольности органов один другому. Принцип разделения властей эффективен на любом уровне воздействия, особенно при осуществлении контроля и надзора за субъектами хозяйствования. Каждый контролирующий орган должен иметь «противовес» в лице иного контролирующего органа. Так, работники милиции контролируются органами прокуратуры и т.д.
В зависимости от соотношения функций и форм их осуществления органы защиты и охраны прав и законных интересов субъектов хозяйствования можно подразделить на три группы:
— административные органы, т.е. органы, осуществляющие административно-юрисдикционные функции по охране и защите прав хозяйствующих субъектов в пределах специальных полномочий, предоставленных таким органам законом (примерами таких органов могут служить Министерство юстиции Украины, Антимонопольный комитет Украины и др.);
— правоохранительные органы, которые сформированы государством с целью защиты прав и законных интересов субъектов от незаконных посягательств — пресечения, прекращения и расследования правонарушений (примерами таких органов являются прокуратура, милиция), а также органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат);
1 — судебные органы, т.е. органы, целью деятельности которых является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и принятие законного решения по делу, восстанавливающего права и законные интересы хозяйствующих субъектов.
§2
Административные органы в системе органов охраны
и защиты прав субъектов хозяйствования
К административным органам в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования относятся:
1. Министерство юстиции Украины;
2. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства;
3. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
4. Антимонопольный комитет Украины;
5. Органы административно-налогового обжалования и иные органы.
Министерство юстиции Украины (Минюст Украины) является ведущим органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 30.12.97 г. № 1396/97.
Основными задачами министерства являются:
а) обеспечение государственной политики и политики в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;
б) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
в) подготовка предложений по усовершенствованию законодательства, его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов;
г) организация исполнения решений судов и иных органов (должностных лиц);
д) организация работы нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния;
е) легализация всеукраинских объединений граждан, политических партий, международных общественных организаций, структурных подразделений иностранных общественных (неправительственных) организаций, всеукраинских и международных благотворительных организаций, контроль за соблюдением их уставов;
ж) государственная регистрация нормативно-правовых актов.
Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Украины от 03.10.92 г. «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» с 01.01.93 г. Минюст осуществляет обязательную государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, а также ведет Единый реестр таких актов.
Однако указанная регистрация не является неоспоримым доказательством соответствия подзаконного акта законам Украины. Поэтому субъект хозяйствования в случае, если он считает, что зарегистрированный нормативный акт ущемляет его права по сравнению с действующим законодательством, имеет право подать в суд иск о признании такого акта недействительным.
Таким образом, Минюст осуществляет преимущественно функции охраны прав субъектов хозяйствования. О защите нарушенных прав субъектов хозяйствования со стороны этого органа можно говорить лишь в случае, когда органы Минюста (посредством функций государственной исполнительной службы) осуществляют исполнение решений судов и иных органов (должностных лиц) согласно законам Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве».
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госпредпринимательство Украины) осуществляет свои полномочия на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 25.05.2000 г. № 721/2000 и является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, Комитет является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования (став правопреемником Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства и Лицензионной палаты Украины после их ликвидации).
Основными задачами Госпредпринимательства Украины являются:
— участие в формировании и реализации единой государственной политики в сфере предпринимательства;
— координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере;
— содействие формированию системы финансово-кредитной, консультативной и информационной поддержки предпринимательства и др.
В соответствии с возложенными на него задачами Комитет:
а) готовит предложения по формированию единой государственной политики в сфере предпринимательства и обеспечивает их реализацию;
б) обобщает практику применения законодательства по вопросам, принадлежащим к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту и Кабинету Министров Украины;
в) согласовывает проекты нормативно-правовых актов и директивных писем, которые готовятся органами исполнительной власти, по вопросам регулирования предпринимательской деятельности (так называемых «регуляторных актов»), готовит предложения о целесообразности их издания;
г) применяет в пределах своих полномочий меры по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
д) сотрудничает по вопросам проведения единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства, развития предпринимательства с соответствующими международными организациями;
е) ведет Единый лицензионный реестр и Реестр субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивает доступ к данным этих реестров органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины;
ж) организует в пределах своих полномочий контроль за соблюдением установленного порядка лицензирования предпринимательской деятельности и государственной регистрации предпринимательства;
з) обеспечивает поддержку деятельности уполномоченных по вопросам защиты прав предпринимателей и выполняет другие функции.
Комитет в пределах своих полномочий издает приказы и принимает решения, а также в случае необходимости вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти издает совместные акты.
Комитет возглавляет председатель, которого назначает по представлению Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия в этой должности Президент Украины.
Важно учитывать, что Госпредпринимательство вправе издавать разъяснения по вопросам регуляторной политики в сфере хозяйствования. Данные разъяснения субъект хозяйствования вправе использовать для защиты своих прав во взаимоотношениях с различными органами управления.
Кроме того, субъект хозяйствования может обратиться в территориальный орган Комитета или непосредственно к уполномоченному по вопросам защиты прав предпринимателей, который имеет право применять меры по защите их прав и интересов. В частности, Госпредпринимательства вправе входить с представлениями к органам управления об отмене либо приостановления действия актон, положения которых ущемляют права и интересы предпринимателем по сравнению с действующим законодательством.
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) осуществляет полномочия в соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от
30.10.96 г. и Указа Президента «О Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от 14.02.97 г. №142/97.
В соответствии с данными нормативными актами ГКЦБФР является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подчиненным Президенту и подотчетным Верховной Раде Украины.
Основными задачами Комиссии являются:
1) формирование и обеспечение реализации единой государственной политики по развитию и функционированию рынка ценных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг к международным стандартам;
2) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на территории Украины, соблюдение требований законодательства в этой сфере;
3) защита прав инвесторов путем осуществления мер по предотвращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применения санкций за нарушение законодательства в пределах своих полномочий;
4) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений по его совершенствованию;
5) осуществление государственного регулирования и контроля в
сфере совместного инвестирования.
ГКЦБФР устанавливает требования по выпуску (эмиссии) и обращению ценных бумаг и их производных; устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и иные специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирует эти разрешения (лицензии) в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах; разъясняет порядок применения законодательства о ценных бумагах; определяет порядок ведения и ведет реестр аудиторов и аудиторских фирм, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений, осуществляющих деятельность на рынках ценных бумаг и их производных, а также выполняет иные функции, возложенные на нее законодательством.
Таким образом, любой субъект хозяйствования может обратиться за разъяснением в ГКЦБФР или с жалобой на действия аудиторов, посредников на рынке ценных бумаг, и Комиссия должна рассмотреть данное обращение и принять меры к разрешению вопроса.
Комиссия имеет право:
а) выносить в случае нарушения законодательства о ценных бумагах, ее собственных нормативных актов предупреждения, приостанавливать на срок до одного года размещение (продажу) и обращение ценных бумаг того или иного эмитента, действие выданных ею специальных разрешений (лицензий), аннулировать действие таких разрешений (лицензий);
б) обращаться в суд и хозяйственный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением законодательства Украины о ценных бумагах;
в) осуществлять контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и ее соответствие установленным стандартам;
г) проводить самостоятельно или вместе с другими соответствующими органами проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовых бирж и саморегулятивных организаций;
д) направлять эмитентам, лицам, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовым биржам и саморегулятивным организациям обязательные к исполнению распоряжения об устранении нарушений требований законодательства о ценных бумагах и требовать предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством;
е) изымать во время проведения проверок на срок до трех суток документы, которые подтверждают факты нарушения актов законодательства о ценных бумагах;
ж) назначать своих представителей для осуществления контроля за регистрацией акционеров для участия в общих собраниях акционеров акционерных обществ.
Систему ГКЦБФР составляют Комиссия, ее центральный аппарат и территориальные органы. Комиссия образуется в составе Председателя и шести членов Комиссии, которые назначаются и освобождаются Президентом по согласованию с Верховной Радой Украины на семь лет. Одно и то же лицо не может быть членом Комиссии более двух сроков подряд.
Территориальными органами ГКЦБФР являются управления и отделения, действующие на основании положения, которое утверждается Комиссией, и координируют свою деятельность с местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, ; законами Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., иными нормативно-правовыми актами и является государственным органом со специальным статусом, цель деятельности которого — обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
Основной задачей АМКУ является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования, содействия развитию добросовестной конкуренции.
Систему органов АМКУ, которую возглавляет Председатель Комитета, составляют Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения. АМКУ образуется в составе председателя и десяти государственных уполномоченных, из числа которых назначаются два первых заместителя и три заместителя председателя АМКУ. Комитет создает территориальные отделения.
Председатель АМКУ назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Срок полномочий Председателя АМКУ составляет семь лет и он не может назначаться на эту должность более чем на два срока подряд.
Государственные уполномоченные Комитета назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом по представлению Премьер-министра Украины на основании предложений Председателя АМКУ. Срок полномочий государственного уполномоченного также составляет семь лет.
Исключительно к компетенции АМКУ как высшего коллегиального органа, в частности, относятся:
а) предоставление разрешения или запрет согласованных действий в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции»;
б) проверка решений, принятых государственными уполномоченными и административными коллегиями АМКУ, проверка законности и обоснованности постановлений об административных правонарушениях, вынесенных государственными уполномоченными и административными коллегиями;
в) пересмотр решений, принятых АМКУ, в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и по заявлениям и делам о согласованных действиях, концентрации;
г) утверждение и официальное толкование собственных нормативно-правовых актов, а также предоставление рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции.
АМКУ как высший коллегиальный орган может рассматривать любой вопрос, относящийся к компетенции его органов.
Государственный уполномоченный Комитета имеет следующие полномочия:
— беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и организаций во время проведения проверок и расследований по заявлениям и делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции при условии предъявления служебного удостоверения и документов, подтверждающих проведение проверки или расследования;
— изымать или налагать арест на предметы, документы или иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их местонахождения;
— при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в иных предусмотренных законом случаях требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом;
— составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления по этим делам;
— принимать предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции распоряжения и решения, давать заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, предварительные заключения о согласованных действиях;
— давать обязательные для рассмотрения рекомендации и вносить предложения органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, субъектам хозяйствования, объединениям об осуществлении мероприятий, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также о прекращении действий или бездеятельности, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию и устранение причин возникновения этих нарушений и условий, которые им содействуют;
— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции.
Решения и распоряжения государственных уполномоченных Комитета принимаются от имени АМКУ.
Таким образом, АМКУ обладает широким кругом полномочий, позволяющим осуществить защиту субъектов хозяйствования от нарушений их прав на свободную экономическую конкуренцию.
Важнейшее место в системе органов защиты субъектов хозяйствования от нарушения их прав как налогоплательщиков и собственников имущества занимают органы административно-налогового обжалования (апелляционного согласования). К этим органам относятся органы налоговой службы, рассматривающие жалобы налогоплательщиков в порядке административного обжалования (апелляционного согласования). Данные органы действуют на основании Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г., Закона Украины «О государственной налоговой службе» и «Положения о порядке представления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы» в редакции приказа Государственной налоговой администрации от 02.03.2001 г.1
Данные органы призваны рассматривать жалобы субъектов хозяйствования на неправомерные решения налоговых органов.
Органы административно-налогового обжалования занимают особое место в структуре иных административных органов, рассматривающих жалобы на решения и действия нижестоящих органов управления. Данное место предопределено особым порядком взаимодействия субъектов хозяйствования с такими органами обжалования, выходящими за рамки Закона «Об обращениях граждан». Данный порядок подчинен жестким процедурам, предусматривающим:
а) пресекательные сроки рассмотрения жалоб, когда нарушение таких сроков со стороны органов административно-налогового обжалования влечет удовлетворение жалобы налогоплательщика, а нарушение сроков со стороны субъекта хозяйствования — утрату права на процедуру администраитвно-налогового обжалования;
б) приостановление на время административно-налогового обжалования действия обжалуемого решения, в том числе приостановление начисления штрафных санкций;
в) действие принципа толкования законодательства в пользу налогоплательщика. В частности, в соответствии с Законом от 21.12.2002 г. в случае если норма закона либо иного нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, то решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу налогоплательщика;
г) возможность достижения налогового компромисса, когда учитывается реальная возможность погашения налогового долга в определенном (не полном) размере в интересах сторон и т.п. Органы административно-налогового обжалования (апелляционного согласования) имеют трехзвенную структуру, к которой относятся:
1. Начальник налоговой инспекции, вынесшей решение о взыскании налогового долга.
2. Областное управление апелляций Государственной налоговой администрации в области (г. Киеве и г. Севастополе).
3. Главное управление апелляций Государственной налоговой администрации Украины.
Важно учитывать, что решение Государственной налоговой администрации Украины по рассмотрению жалобы субъекта хозяйствования является окончательным для порядка административного обжалования (апелляционной процедуры), но не препятствует обращению налогоплательщика — субъекта хозяйствования в суд за защитой своих прав.
Среди иных административных органов данной группы можно назвать:
— органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
— органы охраны окружающей среды;
— государственный комитет по статистике;
— государственную инспекцию по контролю за ценами;
— комитет Украины по вопросам стандартизации и сертификации;
— комитет по надзору за охраной труда;
— государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики и иные органы.
§3
Правоохранительные органы в системе органов
охраны и защиты прав субъектов хозяйствования
Анализируя вторую группу — правоохранительные органы — следует дать общую характеристику правового статуса:
1. Нотариата.
2. Адвокатуры.
3. Милиции.
4. Прокуратуры.
Органы нотариата, состоящие из государственных и частных нотариусов, осуществляют свою деятельность на основании Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г., а также Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины №20/5 от 03.03.2004 г.
Нотариат в Украине — это система органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, а также совершать другие нотариальные действия с целью придания им юридической
верности.
Статьей 18 ГК Украины прямо предусмотрено, что нотариус осуществляет защиту гражданских прав путем совершения исполнительной надписи на долговом документе в случаях и порядке, предусмотренном законом. При этом документ, содержащий исполнительную надпись нотариуса, приравнивается к исполнительному документу согласно Закону «Об исполнительном производстве».
Кроме данной меры защиты нотариусами совершаются другие действия в сфере охраны прав субъектов хозяйствования:
а) удостоверяются сделки (договоры, доверенности и др.);
б) выдаются свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов);
в) выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах госнотконторы, частного нотариуса;
г) налагается запрет отчуждения движимого и недвижимого имущества, имущественных прав;
д) удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них;
е) удостоверяется верность подписи на документах;
ж) удостоверяется правильность перевода документа с одного языка на другой;
з) удостоверяется время предъявления документов;
и) передаются заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
к) принимаются в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
л) совершаются исполнительные надписи;
м) совершаются протесты векселей;
н) предъявляются чеки к платежу и удостоверяется неоплата чеков;
о) совершаются морские протесты;
п) принимаются на хранение документы;
р) удостоверяется верность электронной цифровой подписи на документах.
Адвокатура Украины в соответствии с законодательством является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным согласно Конституции Украины содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им иную юридическую помощь (ст. 1 Закона «Об адвокатуре» от 19.10.92 г.) и осуществляет свою деятельность на принципах верховенства закона, независимости, демократизма, гуманизма и конфиденциальности
Адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; удостоверяют копии документов по делам, которые они ведут; осуществляют представительство в суде, иных государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами; оказывают юридическую помощь предприятиям, учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц. Адвокат может осуществлять и иные виды юридической помощи.
Адвокат имеет право:
— представлять и защищать права и интересы граждан и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, к компетенции которых относится разрешение соответствующих вопросов;
— собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных, уголовных делах и делах об административных правонарушениях, в частности:
— запрашивать и получать документы или их копии от предприятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан — с их согласия;
— ознакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для выполнения поручения документами и материалами, за исключением тех, тайна которых охраняется законом;
— получать письменные заключения специалистов по вопросам, которые нуждаются в специальных знаниях, опрашивать граждан;
— применять научно-технические средства в соответствии с действующим законодательством;
— заявлять ходатайства и жалобы на приеме у должностных лиц и в соответствии с законом получать от них письменные мотивированные ответы на эти ходатайства и жалобы, а также присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и жалоб на заседаниях коллегиальных органов и давать пояснения по их сути;
— выполнять иные действия, предусмотренные законодательством.
Важной гарантией деятельности адвокатов является то, что они не могут быть допрошены в отношении сведений, которые стали им известны при исполнении своих обязанностей. Уголовное дело в отношении адвоката может быть возбуждено лишь прокурором области и вышестоящими прокурорами. Квалификационный экзамен, которые сдают адвокаты для получения свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью, является дополнительной гарантией качества оказываемой ими юридической помощи. Следует учитывать, что оказание юридической помощи субъектам хозяйствования не является исключительной компетенцией адвокатуры. Любые специалисты в области права на сегодняшний день могут в свободном (нелицензируемом) порядке оказывать такую помощь, в том числе на правах трудового найма. Однако следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что вышеуказанные гарантии деятельности адвокатов, делают юридическую помощь адвокатов по сложным делам более предпочтительной для субъектов хозяйствования'.
Милиция в Украине — это государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств (ст. 1 Закона «О милиции» от 20.12.90 г.).
Традиционно полномочия милиции не рассматриваются при анализе органов защиты прав субъектов хозяйствования. Однако данная недооценка роли милиции в сфере хозяйствования приводит к пробелу в изучении мер борьбы с преступными посягательствами в хозяйственной сфере.
Милиция в соответствии со своими задачами обязана:
а) выявлять, предотвращать, прекращать и раскрывать преступления;
б) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения, осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме;
в) прекращать административные правонарушения и осуществлять производство по таким делам;
г) выявлять причины и условия, которые содействуют совершению правонарушений, использовать в пределах компетенции меры по их устранению;
д) обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера на средства организаций или лиц, которые их проводят, и др.
В случае обнаружения факта правонарушения или получения обращения субъекта хозяйствования работники милиции имеют право:
— вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с материалами, которые находятся в их производстве, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову подвергать их приводу;
— требовать от материально-ответственных и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности; истребовать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
— получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые по делам о преступлениях, находящихся в производстве милиции, и др.
По результатам изучения материалов и сведений органы милиции имеют право вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, содействующих совершению правонарушений, а также аннулировать выданное предприятию, учреждению и организации разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов и веществ при невыполнении установленных правил пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения, изымать при необходимости такие предметы, опечатывать склады, базы и хранилища, закрывать стрелецкие тиры и стенды, пиротехнические предприятия, магазины, торгующие оружием и боеприпасами, до устранения нарушений соответствующих правил.
Указанные функции милиции могут быть направлены на защиту и охрану прав и интересов субъектов хозяйствования в случае преступных посягательств на их собственность (в порядке УПК Украины), при физической защите от преступных посягательств, для оказания помощи государственному исполнителю при исполнении решений судебных и иных органов, в других случаях, установленных законом.
Прокуратура Украины также играет важную роль в защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Согласно Закону Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,
подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. Систему органов прокуратуры составляют:
— Генеральная прокуратура Украины;
— прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (действующие на правах областных прокуратур);
— городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры.
Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, упрочение правопорядка и имеет своей задачей защиту физических и юридических лиц от неправомерных посягательств.
Одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением и применением законов, в частности, за:
а) соответствием актов, издаваемых всеми органами, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;
б) соблюдением законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и иным сообщениям о нарушениях законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии оснований — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, органы прокуратуры:
а) рассматривают заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда;
б) осуществляют надзор за соблюдением требований законодательства к порядку рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право:
а) беспрепятственно входить в помещения органов государственной власти и местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без особых пропусков;
б) иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе и таких, которые содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию; письменно требовать предоставления таких документов и материалов, выдачи необходимых справок;
в) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий и организаций;
г) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений о нарушениях закона.
При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право:
— опротестовывать решения местных советов, акты центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;
— возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
— давать предписания и вносить представления об устранении нарушений закона, а также обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также юридических лиц.
Требования прокурора являются обязательными для всех органов и организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом (по общему правилу, 10-дневный срок) или определенные прокурором сроки. За неисполнение без уважительных причин законных требований прокурора лицо привлекается к предусмотренной законом ответственности. В частности, ч. 2 ст. 185-6 КУоАП устанавливает штраф за непринятие мер в отношении протеста, предписания или представления прокурора.
Прокуратура также осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде. Прокурор, который участвует в рассмотрении дел в судах, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует исполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и постановлению судебных решений, основанных на законе. В частности, прокурор может вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества, и обязан своевременно принять предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили. В настоящее время обсуждается возможность установления обязательного участия прокурора в хозяйственном процессе по определенным категориям дел1.
Прокурор имеет равные права с другими участниками судебного заседания. Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном процессе, определяются процессуальным законодательством Украины.
§4
Судебные органы в системе органов защиты прав
субъектов хозяйствования
Анализируя группу судебных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, целесообразно рассмотреть:
а) хозяйственные суды;
б) арбитражи (третейские суды).
Хозяйственные суды занимают центральное место среди органов защиты прав субъектов предпринимательства и представляют собой четырехзвенную систему, в которую включаются:
1) местные хозяйственные суды (в областях, городах Киеве и Севастополе и Автономной Республике Крым);
2) апелляционные хозяйственные суды;
3) Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ);
4) Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины.
Местные хозяйственные суды рассматривают все дела как суд первой инстанции. Апелляционные — осуществляют пересмотр решений, не вступивших в законную силу. Высший хозяйственный суд и Верховный Суд Украины являются кассационными инстанциями и осуществляют пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу.
Задачами хозяйственных судов являются:
1) содействие совершенствованию хозяйственного законодательства;
2) защита прав и интересов хозяйствующих субъектов;
3) укрепление законности в хозяйственных отношениях1.
Ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК Украины) устанавливает перечень дел, подведомственных хозяйственным судам Украины. К ним относятся:
1) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также по спорам о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве, кроме:
— споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий;
— споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон;
— иных споров, разрешение которых в соответствии с законами Украины, межгосударственными договорами и соглашениями отнесено к ведению других органов (третейских судов, Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины и др.);
2) дела о банкротстве;
3) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции.
Рассмотрение дел хозяйственными судами имеет определенные особенности по сравнению с рассмотрением гражданских дел в общих судах.
Во-первых, эти особенности связаны с тем, что право на обращение в хозяйственный суд имеют на общих основаниях юридические лица (в том числе иностранные) и граждане-предприниматели, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, государственные и иные органы (например, АМКУ и Счетная палата) и граждане, не являющиеся субъектами предпринимательства (например, с исками по делам о банкротстве).
Во-вторых, сам процесс рассмотрения дел в хозяйственных судах Украины имеет свои особенности по сравнению с гражданско-процессуальным производством в общих судах Украины:
а) сроки рассмотрения дела, как правило — 2 месяца. Продление сроков возможно по определению председателя местного хозяйственного суда на 1 месяц (в общих судах — процедура продления срока рассмотрения дела не имеет рамок);
б) основными средствами доказывания являются письменные и вещественные доказательства. Более того, в процессе нет свидетелей', однако действует институт пояснений должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, принимающих участие в деле;
в) решение местного хозяйственного суда вступает в законную силу через 10 дней после принятия, в течение которых субъектам предоставляется возможность апелляционного обжалования (в общих судах аналогичный срок — 30 дней);
г) при вступлении решения в законную силу взыскателю для принудительного исполнения выдается приказ, предъявляемый затем в Государственную исполнительную службу, банковское учреждение или иной орган, полномочный исполнять решения суда (в общих судах, как правило, выдается исполнительный лист);
д) в течение 1 месяца после вступления решения в силу заинтересованное лицо имеет право обжаловать данный акт в кассационном порядке в Высший хозяйственный суд Украины, а при необходимости — в Верховный Суд Украины (в общегражданском производстве схожая процедура имеет срок 3 месяца);
е) основаниями для обжалования в Верховный Суд Украины (повторная кассация) могут быть только основания, установленные ХПК Украины (например, если выявлено различное применение Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта по аналогичным делам или если ВХСУ применил закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции Украины). В общегражданском производстве решение кассационной инстанции не подлежит обжалованию;
ж) инициирование процедуры досудебного урегулирования спора со стороны кредитора делает эту процедуру обязательной для должника. За нарушение установленных сроков (1 месяц) для рассмотрения претензии или за оставление ее без ответа (ч. 9 ст. 222 ХК Украины) взыскивается штраф в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 9 ХПК). При этом признанная претензия является исполнительным документом.
Однако хозяйственные суды — не единственные судебные органы, стоящие на защите прав и законных интересов предпринимателей.
Третейский суд (арбитраж) — это негосударственный независимый орган, который образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном Законом, для разрешения споров, которые возникают из гражданских и хозяйственных правоотношений (ст. 2 Закона Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 г.).
В странах Европы данная форма разрешения хозяйственных споров весьма распространена, поскольку преимуществами третейского процесса являются:
а) возможность сторон активно влиять на процедуру;
б) право выбора или назначения третейских судей (по признаку компетентности в спорном вопросе);
в) право выбора места и языка рассмотрения;
г) соблюдение абсолютной конфиденциальности процесса и др.1.
Сущность третейского рассмотрения споров заключается прежде всего в том, что дела решаются не государственным органом, а общественным посредником (третьим лицом), избираемым самими сторонами1.
Хозяйственный спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения и до принятия каким-либо компетентным судом (общим, хозяйственным) решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и тем же основаниям.
Не могут быть переданы в третейский суд следующие хозяйственные споры:
1) о признании недействительными нормативно-правовых актов;
2) возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;
3) связанные с государственной тайной;
4) о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;
5) если одной из сторон является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие;
6) если такие споры в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины.
Третейские суды в общепринятом смысле подразделяются на две разновидности: а) третейские суды для разрешения конкретного спора (суды « аd hос ») и б) постоянно действующие третейские суды (суды, создаваемые государством или иными органами, действующие на основании нормативных актов и не расформировываемые после рассмотрения конкретных дел). Примерами таких судов могут служить Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины.
Третейский суд «аd hос » (разовый третейский суд) избирается спорящими сторонами в составе судей, которым может стать любое лицо, компетентное по мнению сторон в разрешении возникшего спора. Третейский суд избирается в составе одного или любого нечетного числа судей, причем при назначении или избрании третейских судей по конкретному делу необходимо их согласие. В случае коллегиального рассмотрения судьи сами избирают председателя.
Один из важнейших институтов, напрямую связанный с третейскими судами, — это институт третейского соглашения. Третейское соглашение — это письменное соглашение сторон о передаче в третейский суд всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с любыми конкретными правоотношениями, независимо от того, имеют ли они договорной характер или нет.
Третейское соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в контракте или в виде отдельного соглашения. В третейском соглашении стороны могут по собственному усмотрению согласовать процедуру назначения судьи или судей, договориться о процедуре отвода судьи, процедуре рассмотрения дела третейским судом, о месте суда, начале рассмотрения дела, о языках, которые будут использоваться в третейском рассмотрении, применении права.
Обратим внимание также на то, что в отличие от рассмотрения дела в хозяйственном суде, где суду необходимо предоставить доказательства отправки другим участникам процесса иска, встречного иска, доказательств и иных документов по делу, в третейском разбирательстве предоставляются доказательства получения таких документов участниками. То есть документы и иные письменные материалы направляются по последнему известному месту проживания физического лица или по юридическому адресу или местонахождению юридического лица рекомендованным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим получение доказательств доставки таких документов и материалов адресату.
Рассмотрение дела третейским судом не ограничено сроками. При разрешении хозяйственных споров третейский суд руководствуется законами и иными нормативными актами, относящимися к данному спору.
Решение по спору выносится третейским судом по исследовании всех обстоятельств дела. Когда суд состоит из трех или более судей, решение выносится большинством голосов. Оно излагается в письменной форме, подписывается всем составом суда и должно быть объявлено в заседании суда и разослано сторонам.
По делам, рассматриваемым в третейских судах, государственная пошлина не взимается.
Решения третейского суда по хозяйственным спорам являются окончательными и обязательны к исполнению всеми государственными, кооперативными и иными общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями в срок, установленный в решении.
Сторона, считающая, что вынесенное третейским судом решение противоречит закону, вправе в трехмесячный срок со дня вынесения решения обратиться в местный хозяйственный суд по подсудности с заявлением о проверке правильности решения третейского суда.
Следует учитывать, что решение третейского суда может быть обжаловано и отменено только по следующим основаниям:
1) дело, по которому принято решение третейского суда, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом;
2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, которые выходят за пределы третейского соглашения;
3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;
4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона.
Постоянно действующие третейские суды (арбитражи) могут образовываться и действовать при определенных организациях, зарегистрированных в установленном порядке, в частности, при:
— всеукраинских общественных организациях;
— всеукраинских организациях работодателей;
— фондовых и товарных биржах, саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— торгово-промышленных палатах;
— всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центрального союза потребительских обществ Украины;
— объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков.
Такие суды не могут образовываться и действовать при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Постоянно действующий третейский суд подлежит государственной регистрации Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским, Севастопольским городскими управлениями юстиции в течение пятнадцати дней со дня предоставления его учредителем заявления.
Наиболее известными в Украине постоянно действующими арбитражами являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС и МАК). Это самостоятельные постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды), которые осуществляют свою деятельность согласно Закону Украины «О международном коммерческом арбитраже». Торгово-промышленная палата Украины утверждает Регламенты МКАС и МАК, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов судов, содействует их деятельности.
Процедура рассмотрения дела в указанных судах весьма схожа с рассмотренной выше процедурой рассмотрения дел третейскими судами в соответствии с Законом «О третейских судах». Некоторые особенности имеют процедуры рассмотрения споров в МКАС и МАК| согласно Закону «О международном коммерческом арбитраже».' В частности, данные арбитражи в первую очередь рассматривают споры с участием нерезидентов Украины, что запрещено для других третейских судов, действующих на территории Украины.
Особенностью деятельности постоянных третейских судов следует признать установление законодателем дополнительных оснований для оспаривания арбитражного решения: недееспособность одной из сторон третейского соглашения, признание его недействительным, отсутствие надлежащего сообщения одной стороне о назначении арбитра и т.д. Ходатайство об отмене арбитражного решения может быть заявлено также в течение трех месяцев со дня, когда сторона, заявляющая ходатайство, получила арбитражное решение.
Среди проблемных вопросов в этой сфере следует отметить установление законодателем возможности обжалования решения третейского суда в апелляционные суды общей юрисдикции. Думается, логичным и целесообразным было бы предоставить полномочия по пересмотру хозяйственным судам, поскольку им более понятна хозяйственная специализация споров, рассматриваемых в третейских судах.
В Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС) могут по соглашению сторон передаваться на разрешение:
— споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые возникают при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
— споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права Украины;
— споры, отнесенные к его юрисдикции в силу международных договоров Украины.
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МАК) разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореходства, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты украинского и иностранного или только украинского или только иностранного права.
МАК разрешает также споры, которые возникают в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных выше, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок. Комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче спора на ее решение, а также если стороны спора обязаны передать такой спор на ее разрешение в силу международных договоров.
Важной составляющей рассмотрения дел третейскими судами является институт признания и исполнения третейского (арбитражного) решения. Решения третейских судов (арбитражей) исполняются сторонами добровольно в установленные им сроки, а если срок исполнения в решении не отмечен, оно подлежит немедленному исполнению. Неисполненные в срок решения исполняются в соответствии с законом и международными договорами. В частности, порядок такого исполнения закреплен в законах Украины «О третейских судах», «Об исполнительном производстве», «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов».
В пункте 10 статьи 3 Закона «Об исполнительном производстве» указано, что решения третейских судов подлежат исполнению государственной исполнительной службой, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины.
Выполнение решения третейского суда, если оно требует совершения действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, их служебными лицами, осуществляется при условии выдачи местным хозяйственным судом исполнительного документа (приказа).
Суд может отказать в удовлетворении заявления о выдаче приказа при наличии следующих оснований:
а) на день принятия решения по заявлению о выдаче приказа решение третейского суда отменено судом;
б) дело, по которому принято решение, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом;
в) пропущен установленный срок для обращения за выдачей приказа, а причины его пропуска не признаны судом уважительными;
г) решение третейского суда принято по спору, не предусмотрен-
ному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения;
д) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;
е) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал
требованиям закона;
ж) решение третейского суда содержит способы защиты прав и охраняемых интересов, которые не предусмотрены законами Украины;
з) постоянно действующий третейский суд не предоставил по требованию компетентного суда соответствующее дело.
Решение иностранного третейского суда исполняется в соответствии с Законом Украины «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов».
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции