logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности

§1

Общие положения о защите прав субъектов

хозяйствования

Защита прав субъектов хозяйствования является одним из глав­ных направлений правовой работы. Использование возможностей правовой работы предусматривает активизацию действий самих субъектов хозяйствования по повышению уровня реализации дей­ствующего законодательства, направленного на защиту их прав и законных интересов'.

Некоторые авторы под защитой прав субъектов хозяйствования понимают введение в действие системы прав и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение реализа­ции прав этих субъектов и недопущение их нарушений2. Однако данное определение представляется спорным, поскольку защита в данном случае представляет собой только введенную в действие систему. Таким образом, за пределами данного явления оказывает­ся сама совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов при их нарушении. Думается, что это слишком узкий подход к понятию защиты. По нашему мнению, уже само наличие этой совокупности позволяет говорить о защите. Когда же данные способы и средства вводятся в действие, следует говорить о механизме защиты.

Таким образом, защита прав субъектов хозяйствования — это совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов хозяйствования при их нарушении.

Говоря о защите прав и интересов субъектов хозяйствования, не­обходимо провести разграничение защиты и охраны. Для охраны прав, чаще всего выражающейся в установлении запретов, осуществляется статичная функция правового регулирования.

Защита же чаще пред­усматривает активную деятельность, что обусловливает использование правовыми нормами приемов управомачивания и обязывания.

Охрана прав и интересов, выступая частью правового обеспечения прав и свобод субъектов хозяйствования, осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности хозяйственно-правовых норм, кото­рые обеспечивают нормальное и беспрепятственное развитие от­ношений.

С другой стороны, как было указано выше, защита — это сово­купность правовых средств, способов и форм, которые использу­ются при нарушении законных прав субъектов. Охрана — непрерывное и постоянно осуществляемое влияние, воздействие. В такой позиции содержание охраны представляется более широким, не­жели защита.

Обеспечение государством равной защиты всех субъектов хозяй­ствования закреплено в ст.ст. 13,42 Конституции Украины, ст.ст. 6, 20, 47 ХК Украины и многих других нормативных актах.

К основным правам и свободам субъектов хозяйствования, кото­рые подлежат охране и защите, некоторые авторы относят: а) граж­данство (национальность), неприкосновенность имущества и возмож­ность распоряжаться им на свое усмотрение, тайну корреспонденции; б) свободу ведения предпринимательской и иной хозяйственной де­ятельности; в) свободу выбора организационно-правовой формы хозяйствования, формы локального или корпоративного самоуправления; г) право на равенство перед законом, а также специфические виды равенства: перед налогообложением, лицензированием, исполнением общественных обязанностей и т.п.; д) право на собственность (и производные режимы имущественной основы хозяйство­вания); е) право на деловую репутацию, включая право на имя и контроль его использования; ж) право на безопасность, которая включает в себя право на защиту со стороны правосудия, процессуальные гарантии перед контролирующими органами государства и местного самоуправления.

Согласно пункту 2 ст. 20 ХК права и законные интересы субъекта хозяйствования защищаются путем:

— признания наличия или отсутствия прав;

— признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей;

— признания недействительными хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным законом;

— восстановления положения, которое существовало до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

— прекращения действий, которые нарушают право или созда­ют угрозу его нарушения;

— присуждения к выполнению долга в натуре;

— возмещения убытков;

— применения штрафных санкций;

— применения оперативно-хозяйственных санкций;

— применения административно-хозяйственных санкций;

— установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;

— другими способами, предусмотренными законом. Следует обратить внимание, что данный перечень не является исчерпывающим и субъекты хозяйствования могут использовать иные способы для защиты своих прав и законных интересов. Но такие способы должны быть предусмотрены в законе.

Для того, чтобы данные положения не остались всего лишь декларациями, государству необходимо создать взаимосвязанную систему органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования, которая должна выполнять в го­сударстве и обществе определенные функции.

Важно учитывать, что органы защиты прав субъектов хозяй­ствования не сводятся только к судебным органам. Думать так — значит упрощать проблему и не видеть всего комплекса мер, кото­рые может предпринять субъект хозяйствования для защиты своих прав и интересов.

В частности, субъект хозяйствования имеет право направлять обращения (заявления, жалобы, предложения) в административные и правоохранительные органы, которые в пределах своей компетен­ции по общему правилу обязаны рассмотреть, принять меры и уведомить заявителя о разрешении его вопроса в 10-дневный срок с даты получения обращения, а если решение вопроса требует до­полнительного изучения документов, выезда на место и т.п., то в течение одного месяца.

При неполучении ответа в установленный срок субъект хозяйствования имеет право обжаловать бездействие должностных лиц административных органов в вышестоящую инстанцию или в хо­зяйственный суд.

Однако не любые акты и иные документы могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В частности, ВАСУ в разъ­яснении № 02-5/35 от 26.01.2000 г. «О некоторых вопросах прак­тики разрешения споров, связанных с признанием недействитель­ными актов государственных или иных органов» относит к «неоспариваемым» в судебном порядке:

а) акты следственных, судебных и прокурорских органов, по которым действующим законодательством установлен специальный порядок обжалования и изменения или отмены;

б) постановления специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

в) различного рода письма, информация, разъяснения и т.п., которые направляются государственными или другими органами в адрес подчиненных им структур и других органов по поводу конкретных ситуаций;

г) исполнительные надписи нотариусов;

д) акты ревизий, документальных проверок, действия служебных лиц, совершенные в процессе или по результатам проверок и т.п., поскольку эти акты не имеют обязательного характера.

е) инкассовые поручения (распоряжения) государственных органов на бесспорное списание средств предприятий и организа­ций, т.к. они являются расчетными документами, а не актами соответствующих органов.

Основаниями для признания акта недействительным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, который издал этот акт. Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или орга­низации — истца по делу. Если по результатам рассмотрения дела факта такого нарушения не установлено, у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения иска.

Правила применения отдельных способов защиты — возмещения убытков, применения штрафных, оперативно-хозяйственных и административно-хозяйственных санкций регламентированы в разделе V ХК Украины. Для защиты своих прав субъекты хозяйствования могут использовать одновременно два или более способов защиты. Так, при издании государственным органом акта, нарушающего права субъекта хозяйствования, он вправе потребовать как признания недействительным такого акта, так и взыскания в судебном порядке убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государствен­ных либо других органов или должностных лиц, приведших к на­рушению прав субъекта, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами пред­усмотренных законодательством обязанностей в отношении субъекта хозяйствования1.

Необходимо систематизировать функции органов охраны, и защиты прав субъектов хозяйствования, поскольку функции — это те направления ее действия, которые необходимы для решения стоящих перед ней (системой органов) задач.

К указанным функциям относятся:

а) регулятивная функция, которая заключается в координаци­онно-обеспечительном воздействии на поведение участников общественных отношений хозяйственно-правовыми средствами. При этом регулирование разнонаправленных и разномотивированных действий людей осуществляется как посредством установления обязанностей, запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной для общества в целом деятельности;

б) охранительная функция, предполагающая реализацию отраслевых мер и механизмов охраны нарушенных прав или охраняемых законом интересов. Эта функция включает в себя как предотвращение правонарушений, так и восстановление нарушенных прав субъектов хозяйствования;

в) экономическая функция, обеспечивающая эффективное ре­гулирование и охрану прав и законных интересов субъектов, что отражается на развитии экономики страны;

г) политическая функция, которая связана с поведением высших органов управления страной и играет определяющее значение для развития хозяйственной деятельности в стране;

д) воспитательно-идеологическая функция, связанная с форми­рованием правосознания субъектов хозяйствования. Эта функция призвана способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию и Конституции;

е) социальная функция, призванная урегулировать социальные отношения и обеспечить социальные права участников ры­ночных отношений. Основная ее задача — воздействие на правосознание субъектов с целью формирования социально направленных позитивных установок, ориентиров на обще­человеческие ценности;

ж) компенсационная (восстановительная) функция, состоящая в восстановлении нарушенных прав или компенсации поне­сенного ущерба, причиненного хозяйственным правонаруше­нием. Реализация данной функции напрямую зависит от эффективности работы государственного аппарата, слаженности его механизмов;

з) информационная (информационно-коммуникативная) функция, обусловленная предписывающим характером правовых норм: правовая информированность уже сама по себе играет важную роль в упорядочении сознательной деятельности субъектов хозяйствования;

и) превентивная функция, состоящая в воздействии, устраняю­щем угрозу правонарушения со стороны субъекта и в отноше­нии субъекта;

й) организаторская функция, заключающаяся в создании внутренней упорядоченности, системности влияния различных органов, ликвидация дублирования в системе, подчиненности и подконтрольности органов один другому. Принцип разделения властей эффективен на любом уровне воздействия, особенно при осуществлении контроля и надзора за субъекта­ми хозяйствования. Каждый контролирующий орган должен иметь «противовес» в лице иного контролирующего органа. Так, работники милиции контролируются органами проку­ратуры и т.д.

В зависимости от соотношения функций и форм их осуществления органы защиты и охраны прав и законных интересов субъектов хозяйствования можно подразделить на три группы:

— административные органы, т.е. органы, осуществляющие административно-юрисдикционные функции по охране и защите прав хозяйствующих субъектов в пределах специальных полномочий, предоставленных таким органам законом (при­мерами таких органов могут служить Министерство юстиции Украины, Антимонопольный комитет Украины и др.);

— правоохранительные органы, которые сформированы госу­дарством с целью защиты прав и законных интересов субъектов от незаконных посягательств — пресечения, прекращения и расследования правонарушений (примерами таких органов являются прокуратура, милиция), а также органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат);

1 — судебные органы, т.е. органы, целью деятельности которых является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и принятие законного решения по делу, восстанавливающего права и законные интересы хозяйствующих субъектов.

 

§2

Административные органы в системе органов охраны

и защиты прав субъектов хозяйствования

К административным органам в системе органов охраны и за­щиты прав субъектов хозяйствования относятся:

1. Министерство юстиции Украины;

2. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства;

3. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

4. Антимонопольный комитет Украины;

5. Органы административно-налогового обжалования и иные органы.

Министерство юстиции Украины (Минюст Украины) является ведущим органом в системе центральных органов исполнитель­ной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики и осуществляет свою деятельность на основании Положе­ния о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 30.12.97 г. № 1396/97.

Основными задачами министерства являются:

а) обеспечение государственной политики и политики в сфере адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;

б) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

в) подготовка предложений по усовершенствованию законодательства, его систематизация, разработка проектов норматив­но-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы про­ектов нормативно-правовых актов;

г) организация исполнения решений судов и иных органов (должностных лиц);

д) организация работы нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния;

е) легализация всеукраинских объединений граждан, политиче­ских партий, международных общественных организаций, структурных подразделений иностранных общественных (неправительственных) организаций, всеукраинских и междуна­родных благотворительных организаций, контроль за соблю­дением их уставов;

ж) государственная регистрация нормативно-правовых актов.

Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Украины от 03.10.92 г. «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» с 01.01.93 г. Минюст осуществляет обязательную государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, а также ведет Единый реестр таких актов.

Однако указанная регистрация не является неоспоримым до­казательством соответствия подзаконного акта законам Украины. Поэтому субъект хозяйствования в случае, если он считает, что за­регистрированный нормативный акт ущемляет его права по сравнению с действующим законодательством, имеет право подать в суд иск о признании такого акта недействительным.

Таким образом, Минюст осуществляет преимущественно функции охраны прав субъектов хозяйствования. О защите нарушенных прав субъектов хозяйствования со стороны этого органа можно говорить лишь в случае, когда органы Минюста (посредством функций государственной исполнительной службы) осуществляют исполнение решений судов и иных органов (должностных лиц) согласно законам Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве».

Государственный комитет Украины по вопросам регулятор­ной политики и предпринимательства (Госпредпринимательство Украины) осуществляет свои полномочия на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 25.05.2000 г. № 721/2000 и является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реа­лизацию государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, Комитет является специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования (став правопреемником Государствен­ного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства и Лицензионной палаты Украины после их ликвидации).

Основными задачами Госпредпринимательства Украины явля­ются:

— участие в формировании и реализации единой государствен­ной политики в сфере предпринимательства;

— координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере;

— содействие формированию системы финансово-кредитной, консультативной и информационной поддержки предпри­нимательства и др.

В соответствии с возложенными на него задачами Комитет:

а) готовит предложения по формированию единой государствен­ной политики в сфере предпринимательства и обеспечивает их реализацию;

б) обобщает практику применения законодательства по вопросам, принадлежащим к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту и Кабинету Министров Украины;

в) согласовывает проекты нормативно-правовых актов и директивных писем, которые готовятся органами исполнительной власти, по вопросам регулирования предпринимательской деятельности (так называемых «регуляторных актов»), готовит предложения о целесообразности их издания;

г) применяет в пределах своих полномочий меры по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

д) сотрудничает по вопросам проведения единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства, развития предпринимательства с соответствующими междуна­родными организациями;

е) ведет Единый лицензионный реестр и Реестр субъектов пред­принимательской деятельности, обеспечивает доступ к данным этих реестров органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций на условиях, определенных Каби­нетом Министров Украины;

ж) организует в пределах своих полномочий контроль за соблю­дением установленного порядка лицензирования предпри­нимательской деятельности и государственной регистрации предпринимательства;

з) обеспечивает поддержку деятельности уполномоченных по вопросам защиты прав предпринимателей и выполняет другие функции.

Комитет в пределах своих полномочий издает приказы и при­нимает решения, а также в случае необходимости вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти из­дает совместные акты.

Комитет возглавляет председатель, которого назначает по пред­ставлению Премьер-министра Украины и прекращает его полномо­чия в этой должности Президент Украины.

Важно учитывать, что Госпредпринимательство вправе издавать разъяснения по вопросам регуляторной политики в сфере хозяй­ствования. Данные разъяснения субъект хозяйствования вправе использовать для защиты своих прав во взаимоотношениях с раз­личными органами управления.

Кроме того, субъект хозяйствования может обратиться в терри­ториальный орган Комитета или непосредственно к уполномочен­ному по вопросам защиты прав предпринимателей, который имеет право применять меры по защите их прав и интересов. В частности, Госпредпринимательства вправе входить с представлениями к ор­ганам управления об отмене либо приостановления действия актон, положения которых ущемляют права и интересы предпринимателем по сравнению с действующим законодательством.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) осуществляет полномочия в соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от

30.10.96 г. и Указа Президента «О Государ­ственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от 14.02.97 г. №142/97.

В соответствии с данными нормативными актами ГКЦБФР явля­ется центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подчиненным Президенту и подотчетным Верховной Раде Украины.

Основными задачами Комиссии являются:

1) формирование и обеспечение реализации единой государствен­ной политики по развитию и функционированию рынка цен­ных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг к международным стан­дартам;

2) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на территории Украины, соблюдение требований законода­тельства в этой сфере;

3) защита прав инвесторов путем осуществления мер по предот­вращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применения санкций за нарушение за­конодательства в пределах своих полномочий;

4) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений по его совершенствованию;

5) осуществление государственного регулирования и контроля в

сфере совместного инвестирования.

ГКЦБФР устанавливает требования по выпуску (эмиссии) и об­ращению ценных бумаг и их производных; устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и иные специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирует эти разрешения (лицензии) в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах; разъясняет порядок применения законодательства о ценных бумагах; определяет по­рядок ведения и ведет реестр аудиторов и аудиторских фирм, кото­рые могут проводить аудиторские проверки финансовых учрежде­ний, осуществляющих деятельность на рынках ценных бумаг и их производных, а также выполняет иные функции, возложенные на нее законодательством.

Таким образом, любой субъект хозяйствования может обратить­ся за разъяснением в ГКЦБФР или с жалобой на действия аудиторов, посредников на рынке ценных бумаг, и Комиссия должна рассмо­треть данное обращение и принять меры к разрешению вопроса.

Комиссия имеет право:

а) выносить в случае нарушения законодательства о ценных бумагах, ее собственных нормативных актов предупреждения, приостанавливать на срок до одного года размещение (про­дажу) и обращение ценных бумаг того или иного эмитента, действие выданных ею специальных разрешений (лицензий), аннулировать действие таких разрешений (лицензий);

б) обращаться в суд и хозяйственный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением законодательства Украины о ценных бумагах;

в) осуществлять контроль за достоверностью информации, пре­доставляемой эмитентами и лицами, осуществляющими про­фессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и ее соответствие установленным стандартам;

г) проводить самостоятельно или вместе с другими соответству­ющими органами проверки и ревизии финансово-хозяйствен­ной деятельности эмитентов, лиц, осуществляющих профес­сиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовых бирж и саморегулятивных организаций;

д) направлять эмитентам, лицам, осуществляющим професси­ональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовым биржам и саморегулятивным организациям обязательные к исполнению распоряжения об устранении нарушений требо­ваний законодательства о ценных бумагах и требовать предо­ставления необходимых документов в соответствии с действу­ющим законодательством;

е) изымать во время проведения проверок на срок до трех суток документы, которые подтверждают факты нарушения актов законодательства о ценных бумагах;

ж) назначать своих представителей для осуществления контроля за регистрацией акционеров для участия в общих собраниях акционеров акционерных обществ.

Систему ГКЦБФР составляют Комиссия, ее центральный аппарат и территориальные органы. Комиссия образуется в составе Пред­седателя и шести членов Комиссии, которые назначаются и осво­бождаются Президентом по согласованию с Верховной Радой Укра­ины на семь лет. Одно и то же лицо не может быть членом Комиссии более двух сроков подряд.

Территориальными органами ГКЦБФР являются управления и отделения, действующие на основании положения, которое утверждается Комиссией, и координируют свою деятельность с местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, ; законами Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., иными нормативно-правовыми актами и является государственным органом со специальным статусом, цель деятельности которого — обеспечение государственной защиты конкуренции в предприни­мательской деятельности.

Основной задачей АМКУ является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления госу­дарственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, контроля за концентрацией, согла­сованными действиями субъектов хозяйствования, содействия развитию добросовестной конкуренции.

Систему органов АМКУ, которую возглавляет Председатель Комитета, составляют Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения. АМКУ образуется в составе председа­теля и десяти государственных уполномоченных, из числа которых назначаются два первых заместителя и три заместителя председа­теля АМКУ. Комитет создает территориальные отделения.

Председатель АМКУ назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Срок полномочий Председателя АМКУ составляет семь лет и он не может назначаться на эту должность более чем на два срока подряд.

Государственные уполномоченные Комитета назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом по пред­ставлению Премьер-министра Украины на основании предложений Председателя АМКУ. Срок полномочий государственного уполно­моченного также составляет семь лет.

Исключительно к компетенции АМКУ как высшего коллегиаль­ного органа, в частности, относятся:

а) предоставление разрешения или запрет согласованных дей­ствий в соответствии с Законом Украины «О защите экономи­ческой конкуренции»;

б) проверка решений, принятых государственными уполномо­ченными и административными коллегиями АМКУ, провер­ка законности и обоснованности постановлений об админи­стративных правонарушениях, вынесенных государственны­ми уполномоченными и административными коллегиями;

в) пересмотр решений, принятых АМКУ, в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и по заявлениям и делам о согласованных действиях, концен­трации;

г) утверждение и официальное толкование собственных норма­тивно-правовых актов, а также предоставление рекоменда­тельных разъяснений по вопросам применения законодатель­ства о защите экономической конкуренции.

АМКУ как высший коллегиальный орган может рассматривать любой вопрос, относящийся к компетенции его органов.

Государственный уполномоченный Комитета имеет следующие полномочия:

— беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреж­дений и организаций во время проведения проверок и рас­следований по заявлениям и делам о нарушении законода­тельства о защите экономической конкуренции при условии предъявления служебного удостоверения и документов, под­тверждающих проведение проверки или расследования;

— изымать или налагать арест на предметы, документы или иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их ме­стонахождения;

— при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодатель­ства о защите экономической конкуренции, проведении про­верки и в иных предусмотренных законом случаях требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц инфор­мацию, в том числе с ограниченным доступом;

— составлять протоколы, рассматривать дела об административ­ных правонарушениях, выносить постановления по этим делам;

— принимать предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции распоряжения и решения, да­вать заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, предварительные заключения о согласованных действиях;

— давать обязательные для рассмотрения рекомендации и вно­сить предложения органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, субъектам хозяйствования, объединениям об осуществлении мероприятий, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предотвра­щение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также о прекращении действий или бездея­тельности, которые могут иметь негативное влияние на кон­куренцию и устранение причин возникновения этих наруше­ний и условий, которые им содействуют;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законода­тельством о защите экономической конкуренции.

Решения и распоряжения государственных уполномоченных Комитета принимаются от имени АМКУ.

Таким образом, АМКУ обладает широким кругом полномочий, позволяющим осуществить защиту субъектов хозяйствования от нарушений их прав на свободную экономическую конкуренцию.

Важнейшее место в системе органов защиты субъектов хозяйствования от нарушения их прав как налогоплательщиков и собственников имущества занимают органы административно-налогового обжалования (апелляционного согласования). К этим органам относятся органы налоговой службы, рассматривающие жалобы налогоплательщиков в порядке административного обжа­лования (апелляционного согласования). Данные органы действуют на основании Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными це­левыми фондами» от 21.12.2000 г., Закона Украины «О государ­ственной налоговой службе» и «Положения о порядке представле­ния и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами госу­дарственной налоговой службы» в редакции приказа Государствен­ной налоговой администрации от 02.03.2001 г.1

Данные органы призваны рассматривать жалобы субъектов хо­зяйствования на неправомерные решения налоговых органов.

Органы административно-налогового обжалования занимают особое место в структуре иных административных органов, рас­сматривающих жалобы на решения и действия нижестоящих органов управления. Данное место предопределено особым поряд­ком взаимодействия субъектов хозяйствования с такими органами обжалования, выходящими за рамки Закона «Об обращениях граждан». Данный порядок подчинен жестким процедурам, пред­усматривающим:

а) пресекательные сроки рассмотрения жалоб, когда нарушение таких сроков со стороны органов административно-налогово­го обжалования влечет удовлетворение жалобы налогопла­тельщика, а нарушение сроков со стороны субъекта хозяй­ствования — утрату права на процедуру администраитвно-налогового обжалования;

б) приостановление на время административно-налогового об­жалования действия обжалуемого решения, в том числе при­остановление начисления штрафных санкций;

в) действие принципа толкования законодательства в пользу налогоплательщика. В частности, в соответствии с Законом от 21.12.2002 г. в случае если норма закона либо иного нор­мативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов либо разных нормативно-право­вых актов допускают неоднозначную (множественную) трак­товку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контроли­рующего органа, то решение в рамках апелляционного со­гласования принимается в пользу налогоплательщика;

г) возможность достижения налогового компромисса, когда учи­тывается реальная возможность погашения налогового долга в определенном (не полном) размере в интересах сторон и т.п. Органы административно-налогового обжалования (апелляци­онного согласования) имеют трехзвенную структуру, к которой относятся:

1. Начальник налоговой инспекции, вынесшей решение о взы­скании налогового долга.

2. Областное управление апелляций Государственной налоговой администрации в области (г. Киеве и г. Севастополе).

3. Главное управление апелляций Государственной налоговой администрации Украины.

Важно учитывать, что решение Государственной налоговой ад­министрации Украины по рассмотрению жалобы субъекта хозяй­ствования является окончательным для порядка административ­ного обжалования (апелляционной процедуры), но не препятствует обращению налогоплательщика — субъекта хозяйствования в суд за защитой своих прав.

Среди иных административных органов данной группы мож­но назвать:

— органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— органы охраны окружающей среды;

— государственный комитет по статистике;

— государственную инспекцию по контролю за ценами;

— комитет Украины по вопросам стандартизации и сертифика­ции;

— комитет по надзору за охраной труда;

— государственный комитет строительства, архитектуры и жи­лищной политики и иные органы.

§3

Правоохранительные органы в системе органов

охраны и защиты прав субъектов хозяйствования

Анализируя вторую группу — правоохранительные органы — сле­дует дать общую характеристику правового статуса:

1. Нотариата.

2. Адвокатуры.

3. Милиции.

4. Прокуратуры.

Органы нотариата, состоящие из государственных и частных нотариусов, осуществляют свою деятельность на основании Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г., а также Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины №20/5 от 03.03.2004 г.

Нотариат в Украине — это система органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, а также совершать другие нотариальные действия с целью придания им юридической

верности.

Статьей 18 ГК Украины прямо предусмотрено, что нотариус осу­ществляет защиту гражданских прав путем совершения исполни­тельной надписи на долговом документе в случаях и порядке, пред­усмотренном законом. При этом документ, содержащий исполни­тельную надпись нотариуса, приравнивается к исполнительному документу согласно Закону «Об исполнительном производстве».

Кроме данной меры защиты нотариусами совершаются другие действия в сфере охраны прав субъектов хозяйствования:

а) удостоверяются сделки (договоры, доверенности и др.);

б) выдаются свидетельства о приобретении имущества с публич­ных торгов (аукционов);

в) выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах госнотконторы, частного нотариуса;

г) налагается запрет отчуждения движимого и недвижимого имущества, имущественных прав;

д) удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них;

е) удостоверяется верность подписи на документах;

ж) удостоверяется правильность перевода документа с одного языка на другой;

з) удостоверяется время предъявления документов;

и) передаются заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

к) принимаются в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

л) совершаются исполнительные надписи;

м) совершаются протесты векселей;

н) предъявляются чеки к платежу и удостоверяется неоплата чеков;

о) совершаются морские протесты;

п) принимаются на хранение документы;

р) удостоверяется верность электронной цифровой подписи на документах.

Адвокатура Украины в соответствии с законодательством явля­ется добровольным профессиональным общественным объединением, призванным согласно Конституции Украины содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, ока­зывать им иную юридическую помощь (ст. 1 Закона «Об адвокатуре» от 19.10.92 г.) и осуществляет свою деятельность на принципах верховенства закона, независимости, демократизма, гуманизма и кон­фиденциальности

Адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; со­ставляют заявления, жалобы и другие документы правового харак­тера; удостоверяют копии документов по делам, которые они ведут; осуществляют представительство в суде, иных государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами; оказывают юридическую помощь предприятиям, учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение предпринимательской и внеш­неэкономической деятельности граждан и юридических лиц. Ад­вокат может осуществлять и иные виды юридической помощи.

Адвокат имеет право:

— представлять и защищать права и интересы граждан и юри­дических лиц по их поручению во всех органах, предприяти­ях, учреждениях и организациях, к компетенции которых относится разрешение соответствующих вопросов;

— собирать сведения о фактах, которые могут быть использова­ны как доказательства в гражданских, хозяйственных, уго­ловных делах и делах об административных правонарушени­ях, в частности:

— запрашивать и получать документы или их копии от предпри­ятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан — с их согласия;

— ознакомиться на предприятиях, в учреждениях и организа­циях с необходимыми для выполнения поручения докумен­тами и материалами, за исключением тех, тайна которых охраняется законом;

— получать письменные заключения специалистов по вопросам, которые нуждаются в специальных знаниях, опрашивать граждан;

— применять научно-технические средства в соответствии с действующим законодательством;

— заявлять ходатайства и жалобы на приеме у должностных лиц и в соответствии с законом получать от них письменные моти­вированные ответы на эти ходатайства и жалобы, а также при­сутствовать при рассмотрении своих ходатайств и жалоб на заседаниях коллегиальных органов и давать пояснения по их сути;

— выполнять иные действия, предусмотренные законодатель­ством.

Важной гарантией деятельности адвокатов является то, что они не могут быть допрошены в отношении сведений, которые стали им известны при исполнении своих обязанностей. Уголовное дело в отношении адвоката может быть возбуждено лишь прокурором области и вышестоящими прокурорами. Квалификационный эк­замен, которые сдают адвокаты для получения свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью, является дополнитель­ной гарантией качества оказываемой ими юридической помощи. Следует учитывать, что оказание юридической помощи субъек­там хозяйствования не является исключительной компетенцией адвокатуры. Любые специалисты в области права на сегодняшний день могут в свободном (нелицензируемом) порядке оказывать та­кую помощь, в том числе на правах трудового найма. Однако сле­дует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что вы­шеуказанные гарантии деятельности адвокатов, делают юридиче­скую помощь адвокатов по сложным делам более предпочтительной для субъектов хозяйствования'.

Милиция в Украине — это государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, пра­ва и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств (ст. 1 За­кона «О милиции» от 20.12.90 г.).

Традиционно полномочия милиции не рассматриваются при анализе органов защиты прав субъектов хозяйствования. Однако данная недооценка роли милиции в сфере хозяйствования приводит к пробелу в изучении мер борьбы с преступными посягательствами в хозяйственной сфере.

Милиция в соответствии со своими задачами обязана:

а) выявлять, предотвращать, прекращать и раскрывать преступ­ления;

б) принимать и регистрировать заявления и сообщения о пре­ступлениях и административных правонарушениях, своевре­менно принимать по ним решения, осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме;

в) прекращать административные правонарушения и осущест­влять производство по таким делам;

г) выявлять причины и условия, которые содействуют соверше­нию правонарушений, использовать в пределах компетенции меры по их устранению;

д) обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера на средства организаций или лиц, которые их проводят, и др.

В случае обнаружения факта правонарушения или получения обращения субъекта хозяйствования работники милиции имеют право:

— вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступле­ниях и в связи с материалами, которые находятся в их произ­водстве, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову подвергать их приводу;

— требовать от материально-ответственных и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной де­ятельности; истребовать и при необходимости изымать до­кументы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;

— получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреж­дений и организаций независимо от форм собственности и объ­единений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые по делам о преступлениях, находящихся в про­изводстве милиции, и др.

По результатам изучения материалов и сведений органы милиции имеют право вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или должностным лицам, предприяти­ям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, со­действующих совершению правонарушений, а также аннулировать выданное предприятию, учреждению и организации разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов и веществ при невыполнении установленных правил пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения, изы­мать при необходимости такие предметы, опечатывать склады, базы и хранилища, закрывать стрелецкие тиры и стенды, пиротехнические предприятия, магазины, торгующие оружием и боеприпасами, до устранения нарушений соответствующих правил.

Указанные функции милиции могут быть направлены на защиту и охрану прав и интересов субъектов хозяйствования в случае пре­ступных посягательств на их собственность (в порядке УПК Украи­ны), при физической защите от преступных посягательств, для оказания помощи государственному исполнителю при исполнении решений судебных и иных органов, в других случаях, установленных законом.

Прокуратура Украины также играет важную роль в защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Согласно Закону Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. Генеральный про­курор Украины и подчиненные ему прокуроры осуществляют про­курорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,

подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. Систему органов прокуратуры составляют:

— Генеральная прокуратура Украины;

— прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, горо­дов Киева и Севастополя (действующие на правах областных прокуратур);

— городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры.

Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, упрочение правопорядка и име­ет своей задачей защиту физических и юридических лиц от не­правомерных посягательств.

Одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдени­ем и применением законов, в частности, за:

а) соответствием актов, издаваемых всеми органами, организа­циями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;

б) соблюдением законов, касающихся экономических, межна­циональных отношений, охраны окружающей среды, тамож­ни и внешнеэкономической деятельности.

Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и иным сообщениям о нарушениях законности, которые требуют прокурор­ского реагирования, а при наличии оснований — также по собствен­ной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ве­домственного управления и контроля и не вмешивается в хозяй­ственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, органы прокуратуры:

а) рассматривают заявления и жалобы о нарушении прав граж­дан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда;

б) осуществляют надзор за соблюдением требований законода­тельства к порядку рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должност­ными лицами.

При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право:

а) беспрепятственно входить в помещения органов государствен­ной власти и местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воин­ские части, учреждения без особых пропусков;

б) иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе и таких, которые содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию; письменно требовать предоставления таких документов и материалов, выдачи необходимых справок;

в) требовать от руководителей и коллегиальных органов про­ведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий и организаций;

г) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них уст­ных или письменных объяснений о нарушениях закона.

При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право:

— опротестовывать решения местных советов, акты централь­ных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;

— возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об админи­стративном правонарушении, передавать материалы на рас­смотрение общественных организаций;

— давать предписания и вносить представления об устранении нарушений закона, а также обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также юридических лиц.

Требования прокурора являются обязательными для всех органов и организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безот­лагательно или в предусмотренные законом (по общему правилу, 10-дневный срок) или определенные прокурором сроки. За неис­полнение без уважительных причин законных требований про­курора лицо привлекается к предусмотренной законом ответствен­ности. В частности, ч. 2 ст. 185-6 КУоАП устанавливает штраф за непринятие мер в отношении протеста, предписания или представ­ления прокурора.

Прокуратура также осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде. Прокурор, который участвует в рассмотрении дел в судах, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует исполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и постановлению судебных решений, основанных на законе. В част­ности, прокурор может вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества, и обязан своевременно принять предусмо­тренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили. В настоящее время обсуждается возможность уста­новления обязательного участия прокурора в хозяйственном про­цессе по определенным категориям дел1.

Прокурор имеет равные права с другими участниками судебного заседания. Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном процессе, определяются процессуальным законодатель­ством Украины.

§4

Судебные органы в системе органов защиты прав

субъектов хозяйствования

Анализируя группу судебных органов, осуществляющих защи­ту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, целесо­образно рассмотреть:

а) хозяйственные суды;

б) арбитражи (третейские суды).

Хозяйственные суды занимают центральное место среди органов защиты прав субъектов предпринимательства и представляют собой четырехзвенную систему, в которую включаются:

1) местные хозяйственные суды (в областях, городах Киеве и Севастополе и Автономной Республике Крым);

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ);

4) Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины.

Местные хозяйственные суды рассматривают все дела как суд первой инстанции. Апелляционные — осуществляют пересмотр решений, не вступивших в законную силу. Высший хозяйственный суд и Верховный Суд Украины являются кассационными инстан­циями и осуществляют пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу.

Задачами хозяйственных судов являются:

1) содействие совершенствованию хозяйственного законодатель­ства;

2) защита прав и интересов хозяйствующих субъектов;

3) укрепление законности в хозяйственных отношениях1.

Ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК Украины) устанавливает перечень дел, подведомственных хозяй­ственным судам Украины. К ним относятся:

1) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также по спорам о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве, кроме:

— споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий;

— споров об установлении цен на продукцию (товары), а так­же тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон;

— иных споров, разрешение которых в соответствии с за­конами Украины, межгосударственными договорами и соглашениями отнесено к ведению других органов (тре­тейских судов, Международного коммерческого арби­тражного суда при Торгово-промышленной палате Укра­ины и др.);

2) дела о банкротстве;

3) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законо­дательными актами к их компетенции.

Рассмотрение дел хозяйственными судами имеет определенные особенности по сравнению с рассмотрением гражданских дел в об­щих судах.

Во-первых, эти особенности связаны с тем, что право на обращение в хозяйственный суд имеют на общих основаниях юридические лица (в том числе иностранные) и граждане-предприниматели, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, государственные и иные органы (например, АМКУ и Счетная палата) и граждане, не являющиеся субъектами предпринимательства (на­пример, с исками по делам о банкротстве).

Во-вторых, сам процесс рассмотрения дел в хозяйственных судах Украины имеет свои особенности по сравнению с гражданско-про­цессуальным производством в общих судах Украины:

а) сроки рассмотрения дела, как правило — 2 месяца. Продление сроков возможно по определению председателя местного хо­зяйственного суда на 1 месяц (в общих судах — процедура продления срока рассмотрения дела не имеет рамок);

б) основными средствами доказывания являются письменные и вещественные доказательства. Более того, в процессе нет сви­детелей', однако действует институт пояснений должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, принимающих участие в деле;

в) решение местного хозяйственного суда вступает в законную силу через 10 дней после принятия, в течение которых субъ­ектам предоставляется возможность апелляционного обжа­лования (в общих судах аналогичный срок — 30 дней);

г) при вступлении решения в законную силу взыскателю для принудительного исполнения выдается приказ, предъявляе­мый затем в Государственную исполнительную службу, бан­ковское учреждение или иной орган, полномочный исполнять решения суда (в общих судах, как правило, выдается испол­нительный лист);

д) в течение 1 месяца после вступления решения в силу заинтере­сованное лицо имеет право обжаловать данный акт в кассаци­онном порядке в Высший хозяйственный суд Украины, а при необходимости — в Верховный Суд Украины (в общеграждан­ском производстве схожая процедура имеет срок 3 месяца);

е) основаниями для обжалования в Верховный Суд Украины (повторная кассация) могут быть только основания, установ­ленные ХПК Украины (например, если выявлено различное применение Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-правово­го акта по аналогичным делам или если ВХСУ применил закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащий Консти­туции Украины). В общегражданском производстве решение кассационной инстанции не подлежит обжалованию;

ж) инициирование процедуры досудебного урегулирования спора со стороны кредитора делает эту процедуру обязательной для должника. За нарушение установленных сроков (1 месяц) для рассмотрения претензии или за оставление ее без ответа (ч. 9 ст. 222 ХК Украины) взыскивается штраф в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 9 ХПК). При этом признанная претензия является исполнительным документом.

Однако хозяйственные суды — не единственные судебные орга­ны, стоящие на защите прав и законных интересов предпринима­телей.

Третейский суд (арбитраж) — это негосударственный неза­висимый орган, который образуется по соглашению или соответ­ствующему решению заинтересованных физических и/или юриди­ческих лиц в порядке, установленном Законом, для разрешения споров, которые возникают из гражданских и хозяйственных правоотношений (ст. 2 Закона Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 г.).

В странах Европы данная форма разрешения хозяйственных споров весьма распространена, поскольку преимуществами третей­ского процесса являются:

а) возможность сторон активно влиять на процедуру;

б) право выбора или назначения третейских судей (по признаку компетентности в спорном вопросе);

в) право выбора места и языка рассмотрения;

г) соблюдение абсолютной конфиденциальности процесса и др.1.

Сущность третейского рассмотрения споров заключается преж­де всего в том, что дела решаются не государственным органом, а общественным посредником (третьим лицом), избираемым самими сторонами1.

Хозяйственный спор может быть передан на рассмотрение тре­тейского суда при наличии между сторонами третейского соглаше­ния и до принятия каким-либо компетентным судом (общим, хо­зяйственным) решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и тем же основаниям.

Не могут быть переданы в третейский суд следующие хозяй­ственные споры:

1) о признании недействительными нормативно-правовых ак­тов;

2) возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлет­ворением государственных нужд;

3) связанные с государственной тайной;

4) о восстановлении платежеспособности должника или при­знании его банкротом;

5) если одной из сторон является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие;

6) если такие споры в соответствии с законом подлежат разре­шению исключительно судами общей юрисдикции или Кон­ституционным Судом Украины.

Третейские суды в общепринятом смысле подразделяются на две разновидности: а) третейские суды для разрешения конкретного спора (суды « аd hос ») и б) постоянно действующие третейские суды (суды, создаваемые государством или иными органами, действую­щие на основании нормативных актов и не расформировываемые после рассмотрения конкретных дел). Примерами таких судов могут служить Международный коммерческий арбитражный суд и Мор­ская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины.

Третейский суд «аd hос » (разовый третейский суд) избирает­ся спорящими сторонами в составе судей, которым может стать любое лицо, компетентное по мнению сторон в разрешении возникшего спора. Третейский суд избирается в составе одного или любого не­четного числа судей, причем при назначении или избрании третей­ских судей по конкретному делу необходимо их согласие. В случае коллегиального рассмотрения судьи сами избирают председателя.

Один из важнейших институтов, напрямую связанный с третей­скими судами, — это институт третейского соглашения. Третейское соглашение — это письменное соглашение сторон о передаче в тре­тейский суд всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с любыми конкретными правоотношениями, независимо от того, имеют ли они договорной характер или нет.

Третейское соглашение может быть заключено в виде арби­тражной оговорки в контракте или в виде отдельного соглашения. В третейском соглашении стороны могут по собственному усмотре­нию согласовать процедуру назначения судьи или судей, догово­риться о процедуре отвода судьи, процедуре рассмотрения дела третейским судом, о месте суда, начале рассмотрения дела, о языках, которые будут использоваться в третейском рассмотрении, приме­нении права.

Обратим внимание также на то, что в отличие от рассмотрения дела в хозяйственном суде, где суду необходимо предоставить доказатель­ства отправки другим участникам процесса иска, встречного иска, доказательств и иных документов по делу, в третейском разбиратель­стве предоставляются доказательства получения таких документов участниками. То есть документы и иные письменные материалы на­правляются по последнему известному месту проживания физическо­го лица или по юридическому адресу или местонахождению юриди­ческого лица рекомендованным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим получение доказательств доставки таких документов и материалов адресату.

Рассмотрение дела третейским судом не ограничено сроками. При разрешении хозяйственных споров третейский суд руковод­ствуется законами и иными нормативными актами, относящимися к данному спору.

Решение по спору выносится третейским судом по исследовании всех обстоятельств дела. Когда суд состоит из трех или более судей, решение выносится большинством голосов. Оно излагается в пись­менной форме, подписывается всем составом суда и должно быть объявлено в заседании суда и разослано сторонам.

По делам, рассматриваемым в третейских судах, государственная пошлина не взимается.

Решения третейского суда по хозяйственным спорам являются окончательными и обязательны к исполнению всеми государствен­ными, кооперативными и иными общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями в срок, установ­ленный в решении.

Сторона, считающая, что вынесенное третейским судом решение противоречит закону, вправе в трехмесячный срок со дня вынесения решения обратиться в местный хозяйственный суд по подсудности с заявлением о проверке правильности решения третейского суда.

Следует учитывать, что решение третейского суда может быть обжаловано и отменено только по следующим основаниям:

1) дело, по которому принято решение третейского суда, не под­ведомственно третейскому суду в соответствии с законом;

2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотрен­ному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, которые выходят за пределы третейского согла­шения;

3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;

4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям закона.

Постоянно действующие третейские суды (арбитражи) могут образовываться и действовать при определенных организациях, за­регистрированных в установленном порядке, в частности, при:

— всеукраинских общественных организациях;

— всеукраинских организациях работодателей;

— фондовых и товарных биржах, саморегулируемых организа­циях профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— торгово-промышленных палатах;

— всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центрального союза потребительских обществ Украины;

— объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков.

Такие суды не могут образовываться и действовать при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд подлежит государствен­ной регистрации Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автоном­ной Республике Крым, областными, Киевским, Севастопольским городскими управлениями юстиции в течение пятнадцати дней со дня предоставления его учредителем заявления.

Наиболее известными в Украине постоянно действующими арбитражами являются Международный коммерческий арбитраж­ный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промыш­ленной палате Украины (МКАС и МАК). Это самостоятельные по­стоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды), которые осуществляют свою деятельность согласно Закону Украи­ны «О международном коммерческом арбитраже». Торгово-про­мышленная палата Украины утверждает Регламенты МКАС и МАК, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арби­тров и других расходов судов, содействует их деятельности.

Процедура рассмотрения дела в указанных судах весьма схожа с рассмотренной выше процедурой рассмотрения дел третейскими судами в соответствии с Законом «О третейских судах». Некоторые особенности имеют процедуры рассмотрения споров в МКАС и МАК| согласно Закону «О международном коммерческом арбитраже».' В частности, данные арбитражи в первую очередь рассматривают споры с участием нерезидентов Украины, что запрещено для других третейских судов, действующих на территории Украины.

Особенностью деятельности постоянных третейских судов следу­ет признать установление законодателем дополнительных оснований для оспаривания арбитражного решения: недееспособность одной из сторон третейского соглашения, признание его недействительным, отсутствие надлежащего сообщения одной стороне о назначении арбитра и т.д. Ходатайство об отмене арбитражного решения может быть заявлено также в течение трех месяцев со дня, когда сторона, заявляющая ходатайство, получила арбитражное решение.

Среди проблемных вопросов в этой сфере следует отметить уста­новление законодателем возможности обжалования решения тре­тейского суда в апелляционные суды общей юрисдикции. Думается, логичным и целесообразным было бы предоставить полномочия по пересмотру хозяйственным судам, поскольку им более понятна хозяйственная специализация споров, рассматриваемых в третей­ских судах.

В Международный коммерческий арбитражный суд при Тор­гово-промышленной палате Украины (МКАС) могут по соглаше­нию сторон передаваться на разрешение:

— споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые возникают при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если ком­мерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находит­ся за границей;

— споры предприятий с иностранными инвестициями и между­народных объединений и организаций, созданных на терри­тории Украины, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права Украины;

— споры, отнесенные к его юрисдикции в силу международных договоров Украины.

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МАК) разрешает споры, вытекающие из договор­ных и других гражданско-правовых отношений, которые возника­ют из торгового мореходства, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты украинского и иностранного или только украинского или только иностранного права.

МАК разрешает также споры, которые возникают в связи с пла­ванием морских судов и судов внутреннего плавания по междуна­родным рекам, в случаях, указанных выше, а также споры, связан­ные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок. Комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче спора на ее решение, а также если стороны спора обязаны передать такой спор на ее раз­решение в силу международных договоров.

Важной составляющей рассмотрения дел третейскими судами является институт признания и исполнения третейского (арби­тражного) решения. Решения третейских судов (арбитражей) ис­полняются сторонами добровольно в установленные им сроки, а если срок исполнения в решении не отмечен, оно подлежит немедленному исполнению. Неисполненные в срок решения исполняются в соот­ветствии с законом и международными договорами. В частности, порядок такого исполнения закреплен в законах Украины «О третей­ских судах», «Об исполнительном производстве», «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов».

В пункте 10 статьи 3 Закона «Об исполнительном производстве» указано, что решения третейских судов подлежат исполнению го­сударственной исполнительной службой, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины.

Выполнение решения третейского суда, если оно требует совер­шения действий органами государственной власти, органами мест­ного самоуправления, их служебными лицами, осуществляется при условии выдачи местным хозяйственным судом исполнительного документа (приказа).

Суд может отказать в удовлетворении заявления о выдаче при­каза при наличии следующих оснований:

а) на день принятия решения по заявлению о выдаче приказа решение третейского суда отменено судом;

б) дело, по которому принято решение, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом;

в) пропущен установленный срок для обращения за выдачей приказа, а причины его пропуска не признаны судом уважи­тельными;

г) решение третейского суда принято по спору, не предусмотрен-

ному третейским соглашением, или этим решением разрешены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения;

д) третейское соглашение признано недействительным компе­тентным судом;

е) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал

требованиям закона;

ж) решение третейского суда содержит способы защиты прав и охраняемых интересов, которые не предусмотрены законами Украины;

з) постоянно действующий третейский суд не предоставил по требованию компетентного суда соответствующее дело.

Решение иностранного третейского суда исполняется в соответ­ствии с Законом Украины «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов».