5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
Понятие права собственности и его форм основывается на том тезисе, что право собственности является абсолютным вещным правом, предоставляющим его обладателю наиболее широкие правомочия из всех возможных.
ХК Украины определяет право собственности как «основное вещное право в сфере хозяйствования, которое позволяет субъекту хозяйствования по своему усмотрению, единолично или совместно с другими субъектами владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему (им) имуществом» (ст. 134).
Право собственности как вещное право субъекта хозяйствования характеризуется следующими свойствами:
а) правом следования, которое означает, что указанное право следует за вещью независимо от ее правомерных переходов от одного субъекта к другому;
б) правом преимущества, означающим, что в случае возникновения коллизии права собственности и обязательственных прав более «сильным» традиционно считается именно право собственности и предпочтение отдается ему;
в) исключительностью, предполагающей, что «никакое иное лицо
не может иметь на одну и ту же вещь того же права» (имеется в виду, права собственности), хотя из этого правила могут быть исключения, например, когда речь идет о праве общей собственности;
г) абсолютным характером, означающим, что в отношениях собственности всегда есть две стороны — собственник, управомоченное лицо, и иные лица, на которых лежит обязанность воздерживаться от нарушений этого права;
д) эластичностью, благодаря которой правомочия субъекта хозяйствования — собственника восстанавливаются в полном объеме как только исчезают законные ограничения права собственности;
е) неприкосновенностью, характеризующейся тем, что право собственности не может быть, по общему правилу, ограничено без законных оснований; в Украине действует конституционный запрет на внесудебное лишение права собственности;
ё) бессрочностью, поскольку традиционно право собственности не имеет сроков, так как они не устанавливаются в момент приобретения такого права;
ж) независимостью, которая означает, что субъект хозяйствования свободен и независим от воли иных лиц в отношении вещи, принадлежащей ему на праве собственности, и т.д.
Исходя из этого, право собственности по отношению к субъекту хозяйствования следует рассматривать как основу любой хозяйственной деятельности, на которой базируются все иные вещные права.
Традиционно украинская юридическая доктрина относит к содержанию права собственности триаду правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение).
Владением называется фактическое господство лица над вещью, соединенное с намерением присвоить ее себе. При этом следует заметить, что по отношению к юридическим лицам указанное господство фиксируется в виде отражения конкретного имущества ( принадлежащего на любом вещном праве) на балансе. Баланс — специальный финансовый документ, подтверждающий наличие у субъекта хозяйствования активов и пассивов. Для такой операции самым важным признаком является наличие права владения у лица. В Англии действует следующий принцип — «владение дает девять шансов из десяти законных», т.е. владение зачастую совпадает с правом собственности. Следует учитывать, что согласно новому ГК Украины владение может существовать не только в виде одного из правомочий собственника, но и как самостоятельное вещное право (гл. 31 ГК).
По наличию конкретного имущества у субъекта хозяйствования различают: владение-факт и владение-право. Владение-факт (фактическое владение) — хозяйственное право рассматривает лишь при условии, что оно влечет какие-либо юридические последствия. Например, предприятие «А» и предприятие «Б» сотрудничают в определен ной сфере хозяйственной деятельности: предприятие «А» преимущественно предоставляет имущество, а предприятие «Б» выполняет работы и оказывает услуги по эксплуатации имущества. Предприятие «Б» в лице его работников и администрации, пользуясь и распоряжаясь имуществом, становится фактическим владельцем, но это не влечет изменения вещного режима имущества. Однако, если предприятие «Б» эксплуатирует имущество после истечения договори г предприятием «А» в течение срока приобретательской давности (ст. 344 ГК Украины), то имеет место фактическое владение с наступлением юридических последствий в виде перехода титула на имущество к предприятию «Б».
Владение-право (юридическое владение) — обязательный элемент содержания права собственности, который может иметь абстрактный характер. Например, арендодатель передает арендатору лишь право использования имуществом. В таком случае у первого субъекта следует трактовать владение-право, а у другого – владение-факт.
Подобное разграничение имеет особое значение для субъектов хозяйствования, поскольку действует презумпция правомерности владения имуществом, т.е. речь идет о том, что фактическое владение вещью считается законным, если другой субъект не представит доказательств обратного.
Кроме того, в хозяйственной практике Украины устоялся термин «титульный владелец», т.е. субъект хозяйствования, которому имущество принадлежит на законных основаниях, но не является собственником такого имущества, например, владеющий на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, оперативного пользования; а также по договору хранения, найма, аренды и т.д.
Таблица 2. Соотношение фактического
и юридического владения
Владение-факт | Владение-право |
Фактическое обладание вещью | Право на вещь независимо от места ее нахождения |
Может быть как у собственника, так и у несобственника | Принадлежит собственнику |
Свойственно любому вещному праву | Свойственно праву собственности |
Презумпция правомерности владения имуществом | Собственник может потребовать возврата владения у любого несобственника |
Пользование предполагает извлечение полезных свойств вещи. Для потребляемых вещей пользование совпадает по объему с распоряжением. Пользование не может «однозначно распространяться на отношения с векселем, акциями, чеками и другими ценными бумагами. Например, векселедержатель может извлечь полезные свойства из векселя только посредством передачи его к оплате. В этом случае право пользования осуществляется через право требования»1. Пользование не только составляет одно из правомочий собственника, но и может являться самостоятельным вещным правом в случае сервитута (право пользования чужим недвижимым имуществом), эмфитевзиса (право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд), суперфиция (право пользования чужим земельным участком для застройки) согласно глав 32—34 ГК Украины, а также постоянного пользования землями государственной и коммунальной собственности согласно ст. 92 Земельного кодекса Украины.
Распоряжение — правомочие собственника, которое позволяет ему самостоятельно решать дальнейшую юридическую и фактическую судьбу имущества: например, передать вещь другому субъекту хозяйствования по договору, отказаться от всех прав на вещь и т.д. Следует заметить, что право распоряжения может существовать автономно от права собственности. Например, субъект хозяйствования, являющийся должником в процедуре банкротства, лишается на основании определения хозяйственного суда права им распоряжение имуществом, собственником которого он является, Вместе с тем, такое право получает распорядитель имущества (санатор и т.д.).
Таким же образом управляющий, доверительный собственник, комиссионер (на основании договора), исполнительная служба, аукционная служба (на основании закона и решения суда), не будучи собственниками могут распоряжаться имуществом субъекта хозяйствования или его частью от своего имени.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом (ст. 4 Закона «О собственности»). Это положение закона иногда используется для обоснования юридической доктрины о наличии всех трех правомочий одновременно лишь у собственника. Между тем, закон и практика доказывают, что не собственник также может реализовать всю укапанную триаду, вопрос только в объеме правомочий последнего, которые предусматриваются в законе, договоре, административном акте, уставе или доверенности. Правомочия собственника ограничены только законом и волеизъявлением собственника, а не собственник ограничен, кроме того, волей собственника.
В хозяйственно-правовой характеристике права собственности необходимо также рассматривать организационно-учредительные полномочия собственника, закрепленные ст. 135 ХК Украины. По содержанию эти полномочия можно классифицировать следующим образом:
а) телеологические:
— право определять цель и предмет деятельности субъекта хозяйствования, состав и компетенцию его органов управления, порядок принятия ими решений, иные условия хозяйствования в локальных актах такого субъекта;
б) распорядительные:
— право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации;
право осуществлять хозяйственную деятельность в организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом;
— право на объединение предприятий в хозяйственные объединения;
— право самостоятельно определять структуру созданного им субъекта хозяйствования, состав и компетенцию его органов управления;
право на прекращение хозяйственной организации и др.;
в)управленческие:
— право решать любые вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования непосредственно либо через уполномоченные органы (например, утверждать основные направления деятельности, принимать отчеты, привлекать к ответственности должностных лиц и т.п.);
г) имущественные:
- закреплять имущество за созданным субъектом хозяйствования на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или оперативного пользования, либо на ином праве, не противоречащем
закону; — право определять состав и порядок использования имущества
(целевое назначение).
Форму собственности следует рассматривать как порядок (способ) закрепления имущества за конкретными субъектами, а форму права собственности — как правовой режим регулирования отношений собственности. Для права собственности необходим конкретный субъект, способный быть участником имущественных (товарно-денежных) отношений. В связи с этим форма права собственности не совпадает с экономической формой собственности, а система форм права собственности не тождественна системе форм собственности (присвоения)1. См. таблицу 3.
В Украине различные нормативно-правовые акты равной юридической силы традиционно называют разные формы собственности, упоминая и формы права собственности. Ни Конституция, ни ГК Украины, ни ХК Украины не содержат норм, где указан исчерпывающий перечень форм собственности. Вместе с тем, ст.ст. 324—327 ГК Украины перечисляют формы права собственности: 1) право собственности Украинского народа, 2) право частной собственности (физических и юридических лиц), 3) право государственной собственности, и 4) право коммунальной собственности.
Закон Украины «О собственности» 1991 года закрепляет наличие трех равноправных форм собственности: частной, коллективной и государственной (ст. 2) и допускает существование смешанной формы собственности (ст. 3). ХК Украины называет право собственности основным правовым режимом имущества субъектов хозяйствования, но не указывает его конкретных форм. Косвенный перечень можно составить на основании главы ст. 63 ХК Украины, где закреплены виды предприятий в зависимости от форм собственности. Указанные положения хозяйственного законодательства позволяют выделить следующие формы собственности: 1) частная (граждан или юридического лица), 2) коллективная, 3) коммунальная (территориальной громады), 4) государственная, 5) смешанная.
Это означает, что гражданским законодательством прямо не предусмотрена самостоятельная форма права собственности для реализации коллективной и смешанной форм собственности. Однако это не исключает существования таких экономических форм собственности и самостоятельных форм их правового регулирования в хозяйственном законодательстве. Коллективная собственность по многом родственна коммунальной собственности (собственность территориальной громады как единого субъекта, правомочия в от ношении такой собственности осуществляют выборные органы местного самоуправления, общегосударственной собственности, собственности Украинского народа.
Поэтому формой правовой реализации коллективной собственности должно выступить право коллективной собственности. В настоящее время ГК Украины (ст.ст. 91, 325) предполагает наличие у юридического лица лишь права частной собственности, что не учитывает экономического содержания и всех особенностей общественных отношений, в том числе связанных с коллективным присвоением материальных и связанных с ними благ.
Таблица 3. Закрепление форм собственности и форм права
собственности в законодательстве Украины
Формы собственности | Формы права собственности | Нормативный акт |
Частная | Право частной собственности | Конституция Украины, ГК, ХК Украины, Закон «О собственности» |
Государственная- | Право государственной собственности | Конституция Украины, ГК и ХК Украины, Закон «О собственности» |
Коммунальная* | Право коммунальной собственности | Конституция Украины, ГК и ХК Украины |
Коллективная | _** | ХК Украины, Закон «0 собственности» |
Смешанная | _*** | ХК Украины, Закон «0 собственности» |
_* | Право собственности Украинского народа | Конституция Украины, Закон «0 собственности», ГК и ХК Украины |
* — может быть истолкована как разновидность коллективной формы собственности;
** — фактически реализуется правом собственности юридических лиц;
*** — фактически реализуется объединением собственного имущества (в т.ч. общей собственностью) нескольких субъектов права собственности, как правило, без создания юридического лица.
Вопрос о смешанной форме собственности также является дискуссионным. Согласно п. 3 ст. 3 Закона Украины «О собственности» допускается объединение имущества граждан, юридических лиц и государства и создание на этой основе смешанных форм собственности (при этом в качестве примера называется собственность совместных предприятий с участием юридических лиц и граждан иных государств). Следовательно, законодатель не видит жесткой грани между коллективной и смешанной формами собственности. Вместе с тем, представляется, что объединение имущества различных субъектов с созданием юридического лица влечет в соответствии со ст. 21 того же закона появление коллективной собственности. Такой вывод учитывает и положения ст. 63 ХК Украины о том, что могут создаваться предприятия, основанные на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности). Если же при таком объединении имущества новое юридическое лицо или иной субъект права собственности не возникают, а создается новый объект собственности (например, по договорам о совместном инвестировании строительства), то правомерно говорить о смешанной собственности участников такого объединения, в особенности если они являются субъектами разных форм права собственности.
В отличие от общей собственности, субъекты права смешанной собственности не осуществляют правомочия совместно, но каждый сохраняет полный контроль за имуществом в рамках договорных отношений. Например, в рамках договора о совместной деятельности субъекты хозяйствования могут действовать без объединения вкладов, при этом владея и пользуясь имуществом контрагента, и также предусматривая основания для перехода титула. Помимо договора о совместной деятельности, смешанная собственности, может возникать по соглашению о разделе продукции, по соглашению о производственной кооперации, по соглашению о сотрудничестве в оказании услуг и т.п.
На основании сказанного можно сделать вывод, что в отличие от коллективной собственности нет надобности закреплять в законе самостоятельную форму права собственности для имущества, присваиваемого как смешанная собственность. Целесообразнее преобразовать режим смешанной собственности (на равных началах с общей собственностью) в способ закрепления имущества за субъектом хозяйствования.
Основания приобретения (прекращения) права собственности следует рассматривать исходя из того, что основанием возникновения любых правоотношений, являются юридические факты, т.е. обстоятельства, с которыми закон связывает возникновении права собственности на определенное имущество у конкретных субъектов.
Как указано в Конституции Украины (ст. 92), основы права собственности устанавливаются исключительно законами Украины. Главы 24 и 25 ГК Украины, ст. 144 ХК Украины содержат основания возникновения права собственности, которые можно классифицировать как: первичные (создание имущества на законных основаниях и государственная регистрация) и производные. К производным основаниям относят сделки, предусмотренные законом, либо но установленные в нем, но ему не противоречащие; акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в случаях, прямо предусмотренных в законе; приобретение имущества на основании закона.
Среди способов приобретения права собственности можно выделить: изготовление новой вещи; переработка вещи; хозяйственное использование имущества собственника; присвоение общедоступных даров природы; бесхозяйное имущество; находка (клад); оккупация (узаконенный захват вещей, от которых собственник добровольно отказался); приватизация (национализация); правопреемство; законная сделка, связанная с приобретением титула на имущество у собственника, либо лица, уполномоченного его представлять.
Новелла, введенная ст. 344 ГК Украины, — это приобретательская давность, предусматривающая законное превращение добросовестного владельца в собственника при соблюдении нескольких условий, среди которых, например, открытое и непрерывное владение имуществом в течение длительного срока.
Основаниями прекращения права собственности являются соответствующие правопрекращающие юридические факты, которые для одного субъекта могут прекращать право собственности, а для другого — становятся основанием приобретения указанного права. Право собственности можно прекратить любым из следующих способов: отчуждение собственником своего имущества по сделке; отказ от права собственности (ст. 347 ГК Украины); прекращение права собственности на имущество в силу закона (ст. 348 ГК Украины); смерть (прекращение) собственника; реквизиция (ст. 353 ГК Украины); конфискация (ст. 354 ГК Украины), принудительная продажа но решению суда и т.д.
Особенности правового режима собственности составных частей целостного имущественного комплекса. В процессе осуществления хозяйственной деятельности имущество субъекта приобретает определенную экономическую форму. В зависимости от этого выделяются: 1) основные фонды; 2) оборотные средства; 3) денежные средства. К законодательству, уточняющему критерии деления имущественного комплекса на указанные группы, помимо ХК V и раины, относятся нормативно-правовые акты о бухгалтерском и ни логовом учете, об аудиторских стандартах, некоторые положения финансового права, в частности, в области финансовых услуг.
Одной из базовых категорий основных фондов целостного имущественного комплекса является недвижимое имущество (недвижимость) . Этот термин широко и часто употребляется в украинской практике хозяйствования, его определение закреплено в ст. 181 ГК Украины. Недвижимостью признаются:
а) земельные участки;
б) участки недр;
в) объекты, расположенные на земельных участках, перемещение которых без их уничтожения и изменения их назначения невозможно;
г) леса, многолетние насаждения;
д) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;
е) космические объекты;
ж) иные вещи, права на которые подлежат государственной регистрации.
Ст. 283 ХК Украины разъясняет понятие «недвижимое имущество» как строения, сооружения и помещения без дополнительных деталей. Вдобавок, ст. 66 ХК Украины и ст. 191 ГК Украины к недвижимому имуществу относят целостный имущественный комплекс предприятия, т.е. «хозяйственные объекты с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг)».
Особенность правового режима недвижимости состоит в том, что любые юридически значимые действия: возникновение, изменение (и виде обременении), переход и прекращение вещных прав на них, — подлежат обязательной регистрации в едином государственном реестре. Эта процедура:
— имеет публичный характер;
— предусматривает обязанность регистрирующего органа предоставлять информацию участникам процедуры и третьим лицам;
— предоставляет дополнительную возможность обжалования и судебном порядке как содержания сделки с недвижимостью, так и процедуры регистрации.
Регистрация состояния титула на недвижимость призвана снизить риски покупателя от недобросовестного приобретения вещем, имеющих существенную цену и требующих значительных затрат на освоение. Однако доступность информации в настоящее врем и осложнена в связи с тем, что информация о разных видах недвижимости и связанных с ними обязательств содержится в разных рее страх и находится в ведении разных органов (см. таблицу 4).
Приобретение субъектом хозяйствования существующих объектов собственности осуществляется на основании сделок, кип предусмотренных законом, так и не предусмотренных, но не противоречащих ему.
Для создания и изменения некоторых видов недвижимости требуются согласования со специально уполномоченными регулирующими органами на предмет соответствия установленным стандартам технической совместимости и безопасности для населения и окружающей среды. Обязательное согласование, в зависимости от объекта собственности, может сопровождать все стадии процесса создания имущества либо требуется лишь на некоторых этапах.
Так, здания и сооружения промышленного и жилого назначения, теле- и радиовышки, радары и ретрансляторы, объекты, иные имеющие радиоэлектронное излучение, энергогенерирующее оборудование и энергораспределительные сети, трубопроводы, земляные, мелиорационные и гидротехнические, водные сооружения и иные объекты капитального строительства требуют обязательного согласования:
а) при планировании (зонирование, проведение предварительных
экспертиз);
б) при разработке проектной и строительной документации (соответствие техническим заданиям, плановым нормам допустимости, совместимость с существующими объектами недвижимости и планами развития соответствующих территорий и т.п.);
в) при проведении строительных работ и пусковых испытаниях
(совместимость с работой прилегающих инфраструктур и отраслевых систем, воздействие на окружающую среду);
г) при вводе в эксплуатацию (соответствие проектным нормативам и требованиям к безопасности).
Согласование создания объектов недвижимости проводят отраслевые органы в соответствии с отраслевой спецификой. Например, строительство газо- и нефтепроводов, энергогенерирующего оборудования и энергораспределительных сетей согласовывается с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины(НКРЭ); строительство и телекоммуникационных сетей, радиоизлучающего оборудования и приборов — Национальной комиссией но вопросам регулирования связи Украины и центром «Укрчастотнадзор».
Кроме того, ряд органов осуществляют согласование по всем видам капитального строительства вне зависимости от отраслевой принадлежности:
- органы Государственного комитета по строительству и архитектуре Украины — по вопросам, связанным с разработкой строительной документации и ведением строительных работ в Украине;
- органы Государственного комитета водных ресурсов и водного хозяйства Украины — по вопросам, связанным с планируемым и фактическим использованием объектов водного хозяйства Украины;
- государственная санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава Украины — по вопросам санитарной и эпидемиологической безопасности объектов строительства для населения;
— органы Министерства охраны окружающей природной среды Украины — по вопросам экологической безопасности объектов (в настоящее время перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы ограничен).
По общему правилу право собственности на вновь созданное имущество возникает с момента завершения его создания. Исключением из этого правила являются случаи создания недвижимости, когда закон требует принятия в эксплуатацию объекта и/или государственную регистрацию объекта права собственности. До осуществления таких процедур у обладателя имущества существует экономическая собственность, но правовое распоряжение составляющими ее правомочиями затруднено или запрещено'. ГК Украины (ст. 331) закрепляет возможность признания в судебном порядке объектом права собственности недостроенного объекта недвижимости в случае, если невыполненная часть работ незначительна.
Сведения о праве собственности на построенное здание (иной объект недвижимости) должны быть внесены в соответствующий реестр на основании свидетельства о праве собственности, судебного решения или иного правоустанавливающего документа. Лишь после внесения в реестр прав собственности такой объект недвижимости может участвовать в хозяйственном обороте наравне с другими объектами права собственности.
Особое место в составе оборотных средств занимают ценные бумаги, то есть документы установленной формы, подтверждающие имущественное (денежное) право и определяющие отношения между выпустившим их субъектом и собственником и предусматривающие исполнение обязательств в соответствии с условиями их выпуска, а также возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, иным лицам (ч. 7 ст. 139, ст. 163 ХК Украины).
Специфика ценной бумаги как объекта права собственности в хозяйственном обороте обусловлены тем, что сама по себе ценная бумага как документ никакой ценности (кроме стоимости бумаги) не представляет. Оценивается именно право, предоставляемое собственнику ценной бумаги. Такие права следуют за бумагой. Владелец ценной бумаги имеет некоторую совокупность прав в отношении определенных субъектов, например, владелец акций — участвовать в распределении прибыли акционерного общества и формировании его органов; владелец векселя — требовать уплаты определенной денежной суммы от векселедателя или авалиста; владелец закладной — передать определенную вещь или товар и т.п. Поэтому точнее, несмотря на некоторую тавтологию, звучал бы термин «право собственности на обязательство».
Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» определяет виды ценных бумаг. На практике предусмотренный законом перечень ценных бумаг считается исчерпывающим:
а) акции;
б) облигации, которые в свою очередь делятся: по территориальному признаку — на облигации внутриукраинских и зарубежных займов; и по субъектному признаку: облигации государственные, территориальных громад, предприятий и организаций;
в) казначейские обязательства;
г) сберегательные сертификаты;
д) инвестиционные сертификаты;
е) векселя;
ё) приватизационные бумаги;
ж) закладные;
з) ипотечные ценные бумаги.
В зависимости от степени определенности обладателя все ценные бумаги могут быть: а) именными, т.е. передаваться лишь путем полного индоссамента за специальным исключением, и б) на предъявителя, находящиеся в свободном обращении.
По форме выпуска ценные бумаги могут быть документарными и бездокументарными.
По содержанию ценные бумаги делятся на: а) паевые, б) долговые и в) приватизационные.
Ценные бумаги, принадлежащие субъекту хозяйствования на праве собственности, по общему правилу должны учитываться им среди оборотных активов. Ценные бумаги в бездокументарной форме могут храниться только у лицензированных хранителей. Каждый из хранителей, в свою очередь, открывает собственные счета в депозитарии — субъекте хозяйствования, образованном не менее, чем 10 хранителями и ведущем исключительно депозитарию деятельность.
Кроме того, право собственности на акции акционерных обществ учитывается в реестре акционеров субъектом хозяйствования — регистратором. Кандидатура регистратора и условия договора с ним утверждаются общим собранием акционеров. Отсутствие лица в реестре акционеров лишает его возможности пользоваться правами акционера.
Закон устанавливает специальные правила для оборота ценных бумаг в Украине. Оборот ценных бумаг может осуществляться через фондовую биржу или же во внебиржевом обороте — с участием лицензированных субъектов хозяйствования — профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом расчеты в бездокументарных ценных бумагах могут производиться исключительно хранителем или депозитарием.
Ценные бумаги, выпущенные в Украине, могут приобретаться Иностранными субъектами хозяйствования, однако для перемещения таких бумаг через таможенную границу Украины необходимо получить специальное разрешение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.
В состав оборотных фондов целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования могут входить также корпоративные права. Правовое регулирование режима таких прав приближено к режиму товара. Однако следует учитывать, что переход вещного правомочия на корпоративные права наступает в момент государственной регистрации изменений в учредительные документы субъекта хозяйствования, корпоративные права в котором приобретаются.
Особым объектом хозяйственного оборота являются денежные средства, которые могут находиться у субъектов хозяйствования только на праве собственности. По общему правилу деньги таких субъектов хранятся в банках, за исключением кассы, размер которой ограничен законодательством и устанавливается банком, а фермерскими хозяйствами и частными предпринимателями — самостоятельно (см. подробнее главу 13 настоящей книги).
Правовое регулирование использования субъектами хозяйствования природных ресурсов закреплено в главе 15 ХК Украины. Следует отметить особый порядок, связанный с тем, что эти ресурсы отнесены ст. 13 Конституции Украины к объектам права собственности Украинского народа. Природные ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности, в зависимости от их формы, можно разделить на: а) воздушные, б) земельные, в) водные, г) горные (дополнительно выделяются нефть и газ), д) лесные, е) животные, ж) растительные. Последние три категории в особо ценных сочетаниях могут выступать как объекты природно-заповедного фонда. Каждой из категорий присущи особое правовое положение и специфическое участии в хозяйственной деятельности. По характеру воспроизводства природные ресурсы можно разделить на воспроизводимые (растительные, животные, лесные) и невоспроизводимые (горные, воздушные, водные). По характеру использования в хозяйственной деятельности природные ресурсы принято делить на потребляемые и не потребляемые.
По отношению к природным ресурсам вместо традиционной триады правомочий собственника применяется правомочие управления. Исключение составляют земельные ресурсы, которые могут находиться в собственности. В отношении потребляемых природных ресурсов часто используется термин «пользование». По содержанию пользование природными ресурсами подразделяется на общее и специальное. Общее пользование природными ресурсами является бесплатным и неограниченным, без закрепления природных ресурсов за отдельными субъектами пользования.
Для осуществления специального пользования необходимо наличие разрешений (лицензий, билетов, ордеров и т.п.), выданных уполномоченными государством органами. Пользование специальными природными ресурсами осуществляется за плату, размер которой определяется нормативно-правовыми актами по каждому виду ресурсов.
Из ст.ст. 152-153 ХК Украины следует, что субъект хозяйствования с целью использования природных ресурсов обязан применять новые технологии в производственной деятельности, хотя в законе но закреплена ответственность за нарушение этой обязанности.
Природные ресурсы как объект собственности Украинского народа не являются объектом хозяйственных обязательств. В состав имущества субъекта хозяйствования может входить право пользования (управления) природными ресурсами, за исключением прямо установленных законом случаев. Так, субъект хозяйствования, как правило, не вправе передавать вытекающие из лицензии права на использование природных ресурсов другим лицам, но обязан лично осуществлять специальное пользование природными ресурсами. Закон может содержать и прямой запрет — «не могут быть объектами лизинга земельные участки, иные природные объекты» (ст. 292 ХК Украины).
Добытые (освоенные) природные ресурсы являются товаром, выступающим сырьем и материалами для производства продукции субъектом хозяйствования. Вопросы правового режима сырья и материалов в основном урегулированы положениями законодательства о правах на движимое имущество. Специальные ограничения установлены для производства и оборота продукции из драгоценных металлов и камней, пищевой промышленности, сырья для атомных электростанций, «стратегических» материалов, используемых в высокотехнологичных и оборонных секторах промышленности (цветные и редкоземельные металлы, кварцевые кристаллы и т.п.), и медицине и фармации (наркотическое сырье и прекурсоры, высокочастотные и низкочастотные передатчики, источники активного излучения и т.п.).
Сравнительно новым вопросом для хозяйственного законодательства Украины является регулирование оборота отходов, под которыми следует понимать какие-либо вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности и но имеют дальнейшего использования по месту образования или обнаружения, а подлежат утилизации или удалению (Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г.). По общему правилу, право собственности на отходы принадлежит субъектам хозяйствования, по местонахождению которых находятся отходы.
Право промышленной собственности с каждым годом играет большую роль в хозяйственных отношениях. Право промышленной собственности (патентное право) является составной частью прав интеллектуальной собственности, используемых в сфере хозяйствования. К праву промышленной собственности относятся: права на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, селекционные достижения в растениеводстве и животноводстве, топографии интегральных микросхем. В то же время в сфере хозяйствования используются и другие объекты интеллектуальной собственности: коммерческая тайна, средства индивидуализации участников хозяйственных отношений (право на коммерческое (фирменное) наименование, торговую марку, географическое обозначение), а также авторские и смежные права.
В соответствии со ст. 154 ХК Украины к отношениям, связанным с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности, применяются положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины и иными законами. Следовательно, положения ХК Украины об интеллектуальной собственности являются специальными по отношению к нормам ГК Украины.
Следует заметить, что объекты интеллектуальной собственности относятся к основным фондам субъектов хозяйствования, в частности, к такому их виду как нематериальные активы.
По отношению к нематериальным объектам содержание права собственности выглядит несколько иначе, поскольку к материальным и нематериальным правоотношениям применяются различные нормы. Различия между такими объектами отражает следующая формула: «Если у А есть яблоко, и у Б есть яблоко, и они ими обменялись, то у каждого будет по одному яблоку, а если у А есть одна идея, и у Б есть одна идея, и они обменялись ими, то у каждого будет по две идеи».
Основаниями возникновения права интеллектуальной собственности являются, как правило, создание соответствующего нематериального объекта или же договор (например, авторский договор, договор на создание и использование результатов научно-технической деятельности). В то же время, для объектов промышленной собственности и средств индивидуализации участников хозяйственных отношений регистрация является необходимым условием возникновения соответствующих прав.
Существует определенная проблема оценки прав промышленной собственности как объекта учета в составе целостного имущественного комплекса. Поскольку речь идет о нематериальных объектах, сложно выработать единые объективные критерии и методики для подобной оценки. Вместе с тем, очевидно, что ныне действующий договорный порядок оценки таких прав допускает злоупотреблении со стороны субъектов хозяйствования и их учредителей, а потому нуждается в законодательных ограничениях.
Таблица 4. Формы и сроки охраны объектов
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции