Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
Исходным в изучении методов и форм государственного воздействия на хозяйственные отношения должно выступать разграничение этих понятий, поскольку не вызывает сомнений, что понятие «метод» и «форма» не являются тождественными. Исходя из того, что метод (от греч. — путь исследования) — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи при помощи приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; а форма — есть внешнее очертание, внешний вид, контуры предмета, либо внешнее выражение какого-либо содержания, следует признать, что понятие метода соотносится с внутренней, а формы — с внешней характеристикой любого явления. При этом метод является всегда первичной, а форма — вторичной субстанцией, так как при отсутствии определенной направленности человеческого поведения ему невозможно придать какую-либо форму. В этом смысле правомерно выделить сначала методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность, а потом говорить о его формах.
Метод государственного воздействия на хозяйственную деятельность — это совокупность используемых соответствующими государственными органами приемов, средств и способов влияния на поведение хозяйствующих субъектов с целью обеспечения надлежащих условий их функционирования сообразно требованиям социально-ориентированной экономики и задачам текущей экономической политики. В то же время форма государственного воздействия на хозяйственною деятельность (как производственное от применяемых методов) представляет собой внешние выражения действий государственных органов, направленных на реализацию специфических задач и функций в процессе применения избранных методов государственного воздействия на экономику.1
При этом важно подчеркнуть, что применительно к одному и тому же методу государственного воздействия на хозяйственную деятельность могут быть использованы разнообразные формы его реализации. К примеру, метод лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности может быть выражен в таких формах как нормативное регулирование, фактическая выдача лицензий, осуществление контроля за выполнением лицензионных условий и др. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности может выражаться во внесении хозяйствующего субъекта в соответствующий реестр, в выдаче свидетельства установленного образца, регистрации изменений в учредительные документы и т.п.
Иными словами, взаимодействие форм и методов государственного воздействия на хозяйственные отношения осуществляется таким образом, что методы, по сути, определяют форму своей реализации, так как органически связаны с содержанием управленческой деятельности. Именно обогащение содержания государственного управленческого воздействия на различные стороны хозяйственной деятельности, накопление необходимого практического опыта и знаний в этой области обусловливает совершенствование различных методов государственного воздействия на хозяйственные отношения, как результат, приводит к изменению форм реализации конкретных методов. Причем, преобразования в науке и технике, интенсивное развитие различных экономических и социально-политических процессов предъявляют новые более высокие требования к организации хозяйственной деятельности, не позволяют довольствоваться сложившимися в этой сфере формами и методами, даже если они хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Объясняется это тем, что изменение содержания управленческих задач, обусловленное развитием управленческих объектов, предполагает объективную необходимость обновления соответствующих методов и форм их осуществления. Сущность такого обновления заключается в том, что соответствующие государственные органы и их должностные лица как субъекты государственного воздействия на сложившиеся хозяйственные отношения осуществляют сознательный (с учетом объективных законов общественного развития и сложившейся социально-экономической ситуации) выбор и комбинацию конкретных методов воздействия на поведение хозяйственных субъектов с тем, чтобы сориентировать их деятельность на достижение поставленных социально необходимых целей.
При этом в основе такого выбора конкретных методов лежат убеждение и принуждение как всеобщие диалектически взаимосвязанные способы государственно-правового воздействия на управляемые объекты. Фактически все разнообразие конкретных методов и приемов правового и организационного воздействия на повседневную деятельность хозяйственных субъектов выражается в средствах стимулирующего (убеждение) и директивного (принуждение) характера. Вместе с тем элементы принуждения более свойственны прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность, тогда как элементы убеждения (стимулирования) являются характерной особенностью косвенных методов государственного воздействия в данной сфере.
В частности, к прямым методам государственного воздействия на хозяйственную деятельность относятся:
— государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности;
— лицензирование и патентование отдельных видов хозяйственной деятельности;
— стандартизация и сертификация продукции;
— аттестация производства;
— валютное регулирование (включая ограничение сроков возврата валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам);
— установление государственных фиксированных цен;
— национализация и др.
Некоторые из названных методов (например, лицензирование, патентование, валютное регулирование) имеют широкое применение и реализуются органами управления всех уровней. В то же время другие могут применяться как исключение. Так, национализация может осуществляться лишь по решению Верховной Рады Украины.
Кроме прямых методов воздействия на хозяйственную деятельность достаточно широко применяются также косвенные методы, к числу которых относятся такие их разновидности как:
— установление налогов, сборов и других обязательных платежей;
— государственный заказ;
— дотации, субвенции и субсидии;
— государственное кредитование;
— установление налоговых льгот и преференций;
— закрепление в отдельных случаях граничных размеров цен, граничных уровней себестоимости, граничных уровней торговых надбавок, а также цен, требующих обязательного согласования их изменений с государственными органами;
— установление валютных курсов и ставок рефинансирования;
— осуществление приватизации и др.
Ряд методов государственного воздействия на хозяйственную деятельность являются комплексными, поскольку включают в себя одновременно элементы убеждения и принуждения, например, меры по поддержке добросовестной экономической конкуренции включают как принудительное разделение монопольных образований (прямое властное воздействие), так и льготное налогообложение субъектов малого бизнеса (косвенное воздействие).
Формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность также могут быть разделены на виды. Причем, наиболее распространенными из них являются:
— планирование(директивное и индикативное);
— нормативное регулирование;
— индивидуальные управленческие решения;
— контроль и надзор;
— координация;
— формирование отчетности;
— информационное обеспечение субъектов хозяйственных отношений;
— восстановление правовых положений;
— применение мер хозяйственно-правовой ответственности и др. Выделение перечисленных форм государственного воздействия на хозяйственную деятельность основывается на предположении, что они имеют универсальных характер и могут применяться в качестве внешнего выражения различных методов государственного воздействия в данной сфере. Вместе с тем было бы неверно полагать, что любому методу государственного воздействия присущ весь спектр существующих форм. Ведь методы отличаются друг от друга не только своим содержанием, но и функциональной направленностью. Например, мероприятия по регистрации субъектов предпринимательства Не подвластны планированию. В то же время планирование является важнейшей формой государственного воздействия в сфере приватизации. Оно находит отражение как в Государственной программе приватизации, так и в многочисленных планах приватизации конкретных объектов.
Рассматривая формы и методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность нельзя не отметить, что их практичекое использование предполагает определенное вмешательство государства в производственную и экономическую деятельность хозяййствующих субъектов. Это вмешательство, конечно, совершенно оправданно и закономерно, поскольку благодаря ему реализуются экономические функции государства, обеспечивается осознанный, целеустремленный и организованный характер хозяйственной деятельности. Вместе с тем, вмешательство государства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов не должно осуществляться хаотично без учета реальных потребностей организации общественного производства. Ведь рыночная экономика не имеет ничего общего с анархией и произволом. Напротив, экономическая свобода в предпринимательской деятельности требует строгого и неукоснительного выполнения ее участниками установленных государством правил поведения не только в организации хозяйственной деятельности, но и в иных сферах функционирования рыночной среды.
Иными словами, осуществление хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики предполагает обязательное регулирующее воздействие государства, которое заключается в издании нормативно-правовых актов, направленных на поддержание целенаправленного развития экономических процессов и подавление возможных неблагоприятных последствий использования рыночных механизмов. С этой целью государство должно планомерно и целенаправленно формировать хозяйственный механизм существующей экономической системы, скрупулезно и научно обоснованно определять формы и методы государственного вмешательства в экономическую и производственную деятельность хозяйствующих субъектов.
В связи с этим вряд ли можно признать оправданным то обстоятельство, что в Украине до недавнего времени ни один нормативный акт не осуществлял регламентацию государственного вмешательства в рыночные отношения хозяйствующих субъектов, не определял ни формы, ни методы государственного воздействия на их деятельность. В частности, ГК Украинской ССР, впрочем как и новый ГК Украины, направленные на регламентирование горизонтальных связей по своей природе не призваны определять границы (в том числе формы и методы) государственного вмешательства в экономику. Законы Украины «О предпринимательстве», и «О предприятиях в Украине» также не решали соответствующих проблем. Провозглашение в них свободы и гарантий предпринимательства не сопровождалось закреплением в законодательстве целостной структуры государственного воздействия и нормативного регулирования хозяйственной деятельности. Только Хозяйственный кодекс Украины сделал важный шаг в направление постановки государства в рамки правовой процедуры государственного воздействия на экономическую, производственную и хозяйственную деятельность субъектов общественного производства, закрепил конкретные формы, методы и средства регулирующего воздействия государства в данной сфере.
Соответствующие положения, касающиеся этой проблемы, помещены в главе 2 ХК Украины, которая называется «Основные направления и формы участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования. При этом в статьях 12-18 ХК сначала классифицированы, а потом раскрыты основные средства регулирующего воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов, а именно определены: государственный заказ; государственное задание; лицензирование; патентование; квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; использование дотаций, компенсаций и целевых инноваций; предоставление субвенций и субсидий и т.п. Причем условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются не только ХК Украины и другими законодательными актами, но и конкретными программами и планами экономического и социального развития. Это ориентирует хозяйствующие субъекты на восприятие нормативных актов и актов планирования (программирования) как форм реализации конкретных методов государственного регулирования экономики.
Вместе с тем, отмечая положительное значение ХК Украины в плане организации государственно-правового воздействия на хозяйственную деятельность, нельзя, к сожалению, не указать на отсутствие в нем четкой конкретизации некоторых весьма важных форм и методов государственно-правового воздействия. Так статья 19 ХК Украины, регламентирующая основы государственного контроля и надзора за хозяйственной деятельностью, определяет сферы их применения. Однако поскольку указанная норма не наполнена конкретными функциями контролирующих и надзорных органов, ее действие существенно ограничено. Именно поэтому возникла необходимость принятия Закона «Об основных началах осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине», проект которого находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. С той же целью развития положений ХК был принят Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. Основной задачей данного закона предполагалось установление порядка разработки, обсуждения, принятия, отмены и проверки экономической целесообразности и эффективности регуляторных актов государства в сфере хозяйственной деятельности. Однако несмотря на « выписанность» процедур принятия регуляторных актов, нормы закона пока не реализованы в достаточной степени. Причина этого, как представляется, кроется в недостаточной эффективности судебной системы Украины, которая призвана защищать права и интересы субъектов хозяйствования во взаимоотношениях с государственными органами.
Иными словами, для обеспечения эффективного регулирования экономической и хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо не только закрепление в законе соответствующих методов и форм государственно-правового воздействия на экономику, но и конкретизация функций соответствующих государственных органов, осуществляющих государственное руководство экономикой; четкое определение их прав и обязанностей во взаимоотношениях с конкретными хозяйствующими субъектами.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции