15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
Ст. 173 ХК Украины предусматривает, что хозяйственные обязательства возникают по основаниям, предусмотренным этим кодексом.
Основаниями возникновения хозяйственных обязательств являются юридические факты — действия и события, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования. В качестве главных оснований закон указывает на законы (иные нормативно-правовые акты); акты управления хозяйственной деятельностью; договоры и иные сделки, не запрещенные законом; причинение вреда; приобретение имущества без достаточных оснований; в результате создания объектов интеллектуальной собственности (ст. 174 ХК Украины).
На практике для возникновения хозяйственных обязательств иногда требуется наличие юридического состава, т.е. совокупности двух или более юридических фактов. Учитывая динамику хозяйственных отношений, формулировать в законе закрытый перечень оснований было бы нелогично. Рассмотрим базовые основания, приведенные в ст. 174 ХК.
Закон или иной нормативно-правовой акт, регулирующий хозяйственную деятельность, может служить основанием для возникновения отдельных хозяйственных обязательств. В качестве примера можно привести, так называемые «адресные» законы, которые относятся к отдельным субъектам.
Например, Закон Украины «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром»» от 09.04.2004; Закон Украины «Об урегулировании задолженности по вкладам физических лиц — вкладчиков Коммерческого акционерного банка «Славянский» от 17.02.2004 и т.п.
Однако, такие исключения крайне редки, подтверждают скорее обратное — по общему правилу закон не может порождать имущественные обязательства, так как имеет нормативный характер в отличие от индивидуального характера хозяйственного обязательства.
Основаниями возникновения организационно-хозяйственных обязательств между контролирующими и дочерними предприятиями являются административные акты о создании государственных ассоциированных предприятий и холдинговых компаний и т.п..
Акты управления хозяйственной деятельностью являются широко распространенными основаниями возникновения хозяйственных обязательств, особенно организационного характера. К таким актам относятся индивидуальные властные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, изданные в пределах их хозяйственной компетенции (госзаказ, решения по хозяйственным вопросам), а также акты граждан и юридических лиц, выступающих в качестве учредителей субъектов хозяйствования или реализующих в их отношении организационно-хозяйственные полномочия.
Хозяйственные сделки и договоры, не запрещенные законом, являются наиболее распространенными основаниями возникновения хозяйственных обязательств. Данные сделки предусмотрены нормами хозяйственного, гражданского и иного законодательства Украины. Кроме того, хозяйственные обязательства могут возникать на основании сделок, прямо не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Причем, договор может служить основанием имущественно-хозяйственных (поставка, перевозка, коммерческая концессия и т.п.), организационно-хозяйственных (например, учредительный договор) и социально-хозяйственных (например, договор на участие в социальном развитии района) обязательств. Однако основанием возникновения публично-хозяйственных обязательств договор быть не может, так они возникают до заключения договора на основании требований законодательства.
Обязательства из причинения вреда или неосновательного получения имущества относятся к хозяйственным только в том случае, когда оба их участника являются субъектами хозяйствования. Такие обязательства регулируются нормами ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины. В частности, ГК Украины предусматривает общие положения о механизме возмещения вреда (глава 82 ГК), а ХК Украины предусматривает особенность исчисления убытков для сферы хозяйствования (гл. 25 ХК).
События, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования, сложнее выделять в качестве оснований возникновения хозяйственных обязательств, нежели законы, акты управления и хозяйственные сделки. Связано это с повсеместной формализацией хозяйственной деятельности. Тем не менее, события могут порождать хозяйственные обязательства. Например, факт создания предприятия (учреждения, организации) влечет возникновение его обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов. Если работников от 1 до 15, предприятие обязано создать 1 рабочее место для инвалида, если работников предприятия боле 25 — норматив рабочих мест для инвалидов составляет 4% от общего количества работников (ст. 10 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г.). Создание объектов интеллектуальной собственности является основанием для возникновения обязательств, связанных с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности (изобретения и полезные модели, торговые марки и т.п.). Так, разработка проектно-сметной документации может служить юридическим фактом, с которым стороны связывают возникновение обязательств подряда на капитальное строительство.
Изменение и прекращение хозяйственных обязательств осуществляется по правилам главы 22 ХК Украины, а также гл.гл. 47, 48, 50-51 ГК Украины.
Изменение хозяйственного обязательства по общему правилу возможно лишь с согласия управомоченной стороны (кредитора) и обязанной стороны (должника). Лишь в некоторых случаях допускается одностороннее изменение обязательства. Например, не требуется согласия должника на уступку требования кредитора. Применение оперативно-хозяйственных санкций и некоторых других мер самозащиты также не требует согласия должника. Более того, применения мер самозащиты должно осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства (см. главу 7 настоящей книги). В противном случае лицо лишается права на одностороннее изменение хозяйственного обязательства.
Порядок изменения договорных хозяйственных обязательств регламентируется ст. 188 ХК Украины. В частности, предусмотрен претензионный порядок изменения (расторжения) хозяйственных договоров, судебная форма защиты интересов стороны, имеющей законные основания на изменение хозяйственного обязательства.
Прекращение хозяйственных обязательств подвержено специальному регулированию в ХК и ГК Украины. Основным способом такого прекращения является исполнение, произведенное надлежащим образом. Принципами исполнения обязательств традиционно считаются принципы надлежащего и реального исполнения обязательств.
Вопрос о соотношении реального и надлежащего исполнения обязательства традиционно является спорным в науках хозяйственного и гражданского права. Наиболее правильной представляется позиция М. И. Брагинского, который в реальном исполнении находит сущность исполнения как совершения определенного действия, а в надлежащем исполнении — его качественную характеристику. К примеру, для того чтобы ответить на вопрос, было ли реально исполнено денежное обязательство, следует проверить факт получения платежа кредитором. Для выяснения надлежащего исполнения обязательства необходимо также установить своевременность платежа, осуществление его установленным способом, в надлежащем месте и с соблюдением иных требований (например, относительно заполнения графы «Назначение платежа» в платежном документе на безналичное перечисление средств).
Хозяйственные обязательства прекращаются также: зачетом встречных однородных требований или страхового обязательства; новацией (т.е. заменой одного обязательства другим); в случае совпадения кредитора и должника в одном лице; по соглашению сторон; в случае невозможности исполнения, а также в иных случаях, предусмотренных ХК Украины или законодательством (ч.1. ст. 202 ХК).
Кроме того, хозяйственные обязательства прекращаются в случае признания недействительным по решению суда того правового акта, который послужил основанием к его возникновению. К правоотношениям, связанным с прекращением (изменением) хозяйственных обязательств применяются соответствующие положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины. Естественно, положения ГК Украины не могут применяться к изменению (прекращению) организационно-хозяйственных обязательств, основанных на неравенстве сторон. Здесь могут применяться иные акты законодательства либо акты управления.
Немаловажно, что в отличие от общегражданских обязательств I и. 2 ст. 598 ГК Украины), договорные хозяйственные обязательства но могут прекращаться в одностороннем порядке при закреплении м договоре такого права кредитора. Единственным основанием одностороннего прекращения хозяйственных обязательств является установление закона (ч. 7 ст. 193 ХК Украины). Примером законного права на одностороннее прекращение договорного хозяйственного обязательства служит правило ст. 304 ХК Украины, предусматривающего право коммерческого агента на отказ от осуществления дальнейшего коммерческого посредничества по договору, заключенному без определения срока его действия. Общее правило о недопустимости одностороннего отказа от хозяйственного обязательства обеспечивает интересы экономически слабых субъектов на нестабильность производственно-хозяйственных отношений. В то ко время следует учитывать, что и ГК, и ХК Украины едины в возможности договорного установления права на односторонний отказ кредитора от обязательства, нарушенного должником (ст. 615 ГК Украины и ст. 236 ХК Украины). В этом случае такой отказ рассматривается в качестве оперативно-хозяйственных санкций.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции