logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств

 

Ст. 173 ХК Украины предусматривает, что хозяйственные обя­зательства возникают по основаниям, предусмотренным этим ко­дексом.

Основаниями возникновения хозяйственных обязательств являются юридические факты — действия и события, с кото­рыми закон связывает наступление правовых последствий в  сфере хозяйствования. В качестве главных оснований закон ука­зывает на законы (иные нормативно-правовые акты); акты управ­ления хозяйственной деятельностью; договоры и иные сделки, не запрещенные законом; причинение вреда; приобретение имущества без достаточных оснований; в результате создания объектов интел­лектуальной собственности (ст. 174 ХК Украины).

На практике для возникновения хозяйственных обязательств иногда требуется наличие юридического состава, т.е. совокупности двух или более юридических фактов. Учитывая динамику хозяй­ственных отношений, формулировать в законе закрытый перечень оснований было бы нелогично. Рассмотрим базовые основания, приведенные в ст. 174 ХК.

Закон или иной нормативно-правовой акт, регулирующий хозяйственную деятельность, может служить основанием для воз­никновения отдельных хозяйственных обязательств. В качестве примера можно привести, так называемые «адресные» законы, которые относятся к отдельным субъектам.

Например, Закон Украины «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром»» от 09.04.2004; Закон Украины «Об урегулировании задолженности по вкладам физических лиц — вкладчиков Коммерческого акционерного банка «Славянский» от 17.02.2004 и т.п.

Однако, такие исключения крайне редки, подтверждают скорее обратное — по общему правилу закон не может порождать имуще­ственные обязательства, так как имеет нормативный характер в отличие от индивидуального характера хозяйственного обязатель­ства.

 Основаниями возникновения организационно-хозяйственных обязательств между контролирующими и дочерними предприяти­ями являются административные акты о создании государственных ассоциированных предприятий и холдинговых компаний и т.п..

Акты управления хозяйственной деятельностью являются широко распространенными основаниями возникновения хозяй­ственных обязательств, особенно организационного характера. К таким актам относятся индивидуальные властные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, издан­ные в пределах их хозяйственной компетенции (госзаказ, решения по хозяйственным вопросам), а также акты граждан и юридических лиц, выступающих в качестве учредителей субъектов хозяйствова­ния или реализующих в их отношении организационно-хозяйствен­ные полномочия.

Хозяйственные сделки и договоры, не запрещенные законом, являются наиболее распространенными основаниями возникнове­ния хозяйственных обязательств. Данные сделки предусмотрены нормами хозяйственного, гражданского и иного законодательства Украины. Кроме того, хозяйственные обязательства могут возни­кать на основании сделок, прямо не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Причем, договор может служить основа­нием имущественно-хозяйственных (поставка, перевозка, коммерческая концессия и т.п.), организационно-хозяйственных (напри­мер, учредительный договор) и социально-хозяйственных (напри­мер, договор на участие в социальном развитии района) обязательств. Однако основанием возникновения публично-хозяйственных обя­зательств договор быть не может, так они возникают до заключения договора на основании требований законодательства.

Обязательства из причинения вреда или неосновательного получения имущества относятся к хозяйственным только в том случае, когда оба их участника являются субъектами хозяйство­вания. Такие обязательства регулируются нормами ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины. В част­ности, ГК Украины предусматривает общие положения о механиз­ме возмещения вреда (глава 82 ГК), а ХК Украины предусматри­вает особенность исчисления убытков для сферы хозяйствования (гл. 25 ХК).

События, с которыми закон связывает наступление право­вых последствий в сфере хозяйствования, сложнее выделять в качестве оснований возникновения хозяйственных обязательств, нежели законы, акты управления и хозяйственные сделки. Связа­но это с повсеместной формализацией хозяйственной деятельности. Тем не менее, события могут порождать хозяйственные обязатель­ства. Например, факт создания предприятия (учреждения, органи­зации) влечет возникновение его обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов. Если работников от 1 до 15, предприятие обя­зано создать 1 рабочее место для инвалида, если работников пред­приятия боле 25 — норматив рабочих мест для инвалидов состав­ляет 4% от общего количества работников (ст. 10 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г.). Создание объектов интеллектуальной собственности является основанием для возникновения обязательств, связанных с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллектуаль­ной собственности (изобретения и полезные модели, торговые марки и т.п.). Так, разработка проектно-сметной документации может слу­жить юридическим фактом, с которым стороны связывают возник­новение обязательств подряда на капитальное строительство.

Изменение и прекращение хозяйственных обязательств осу­ществляется по правилам главы 22 ХК Украины, а также гл.гл. 47, 48, 50-51 ГК Украины.

Изменение хозяйственного обязательства по общему правилу возможно лишь с согласия управомоченной стороны (кредитора) и обязанной стороны (должника). Лишь в некоторых случаях до­пускается одностороннее изменение обязательства. Например, не требуется согласия должника на уступку требования кредитора. Применение оперативно-хозяйственных санкций и некоторых других мер самозащиты также не требует согласия должника. Более того, применения мер самозащиты должно осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства (см. главу 7 настоящей книги). В противном случае лицо лишается права на одностороннее изменение хозяйственного обязательства.

Порядок изменения договорных хозяйственных обязательств регламентируется ст. 188 ХК Украины. В частности, предусмо­трен претензионный порядок изменения (расторжения) хозяй­ственных договоров, судебная форма защиты интересов стороны, имеющей законные основания на изменение хозяйственного обязательства.

Прекращение хозяйственных обязательств подвержено спе­циальному регулированию в ХК и ГК Украины. Основным способом такого прекращения является исполнение, произведенное надле­жащим образом. Принципами исполнения обязательств традици­онно считаются принципы надлежащего и реального исполнения обязательств.

Вопрос о соотношении реального и надлежащего исполнения обяза­тельства традиционно является спорным в науках хозяйственного и гражданского права. Наиболее правильной представляется позиция М. И. Брагинского, который в реальном исполнении находит сущность исполнения как совершения определенного действия, а в надлежащем исполнении — его качественную характеристику. К примеру, для того чтобы ответить на вопрос, было ли реально исполнено денежное обя­зательство, следует проверить факт получения платежа кредитором. Для выяснения надлежащего исполнения обязательства необходимо также установить своевременность платежа, осуществление его уста­новленным способом, в надлежащем месте и с соблюдением иных требо­ваний (например, относительно заполнения графы «Назначение плате­жа» в платежном документе на безналичное перечисление средств).

Хозяйственные обязательства прекращаются также: зачетом встречных однородных требований или страхового обязательства; новацией (т.е. заменой одного обязательства другим); в случае со­впадения кредитора и должника в одном лице; по соглашению сторон; в случае невозможности исполнения, а также в иных слу­чаях, предусмотренных ХК Украины или законодательством (ч.1. ст. 202 ХК).

Кроме того, хозяйственные обязательства прекращаются в случае признания недействительным по решению суда того правового акта, который послужил основанием к его возникновению. К правоот­ношениям, связанным с прекращением (изменением) хозяйствен­ных обязательств применяются соответствующие положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины. Естественно, положения ГК Украины не могут применяться к из­менению (прекращению) организационно-хозяйственных обяза­тельств, основанных на неравенстве сторон. Здесь могут применять­ся иные акты законодательства либо акты управления.   

 Немаловажно, что в отличие от общегражданских обязательств I и. 2 ст. 598 ГК Украины), договорные хозяйственные обязательства но могут прекращаться в одностороннем порядке при закреплении м договоре такого права кредитора. Единственным основанием одно­стороннего прекращения хозяйственных обязательств является установление закона (ч. 7 ст. 193 ХК Украины). Примером закон­ного права на одностороннее прекращение договорного хозяйствен­ного обязательства служит правило ст. 304 ХК Украины, предусма­тривающего право коммерческого агента на отказ от осуществления дальнейшего коммерческого посредничества по договору, заклю­ченному без определения срока его действия. Общее правило о не­допустимости одностороннего отказа от хозяйственного обязательства обеспечивает интересы экономически слабых субъектов на нестабильность производственно-хозяйственных отношений. В то ко время следует учитывать, что и ГК, и ХК Украины едины в воз­можности договорного установления права на односторонний отказ кредитора от обязательства, нарушенного должником (ст. 615 ГК Украины и ст. 236 ХК Украины). В этом случае такой отказ рас­сматривается в качестве оперативно-хозяйственных санкций.