logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права

 Метод обязательных предписаний (подчинения) заключается в том, что стороне, наделенной хозяйственной компетенцией, предо­ставлено право принимать обязательные для другой стороны управ­ленческие решения, основанные на законе. Например, такими правами в соответствии с уставом наделяется учредитель (собствен­ник) в отношении созданного им предприятия. Источником обяза­тельных предписаний могут быть индивидуальные и нормативные управленческие решения.

Метод согласования может быть разделен на метод автономных решений и метод координации. При применении метода автоном­ных решений субъект хозяйствования наделяется правами по соб­ственной инициативе совершать любые действия, которые не про­тиворечат законодательству. Механизмы этого метода действуют при установлении в законодательстве видов деятельности, которые нуждаются в лицензировании, при закреплении критериев нару­шений в сфере экономической конкуренции. Метод координации обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласию сторон. Причем, следует обратить внимание на то, что метод коор­динации применяется не только в горизонтальных отношениях (например, при заключении хозяйственных договоров), но и в вер­тикальных хозяйственных отношениях (например, при осущест­влении совместных действий налоговыми, таможенными органами и местными государственными администрациями по регистрации и контролю за перемещением иностранных инвестиций).

Метод рекомендации предусматривает издание компетентными органами определенных предложений (рекомендаций), адресованных субъектам хозяйствования, относительно желательной для общества и экономики поведения.

                            Речь идет о разработке программ социально-экономического развития, примерных хозяйственных договоров и др.

Концептуально названные методы хозяйственного права бази­руются на двух принципах. Первый — общедозволительный («раз­решено все, что не запрещено законом») — действует в правовом регулировании поведения субъектов хозяйствования. Второй — обя­зывающий («разрешено только то, что предписано законом») — ка­сается правовой организации деятельности органов управления в сфере хозяйствования.

Названная дифференциация методов хозяйственного права не свидетельствует о том, что хозяйственное право некая комплекс­ная, а значит не единая отрасль права. Утверждение о том, что только в комплексных отраслях права допускается применение раз­ных методов регулирования, не соответствует реальному состоянию дел в правоведении. «В каждой отдельной отрасли права применяет­ся не один, а несколько методов правового регулирования, взятых в их сочетании». В гражданском праве, например, метод равенства сторон является основным, но не единственным. Так, метод подчи­нения применяется в гражданских правоотношениях между опеку­ном и недееспособным лицом (глава 6 ГК). Аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях сторон публичного договора (ст. 633 ГК) и в других случаях. Наравне с диспозитивным элементом гражданско-правового метода регулирования в цивилистике выде­ляется императивный элемент. Для административного права нель­зя считать единственным метод подчинения. Например, в сфере реализации требований государственной исполнительной власти доминирует метод убеждения; при организации дорожного движе­ния — методы согласования и координации и т.д. В то же время особая компоновка методов правового регулирования обусловливает специфику той или иной отрасли права.

 Понятие общественного хозяйственного порядка используется не только в научной литературе, но и в преамбуле ХК Украины. Кроме того в тексте ХК используется понятие правового хозяйствен­ного порядка, который является составной частью общественного хозяйственного порядка.

Общественный хозяйственный порядок — это основанная на законодательстве и реальных интересах общества система правовых и экономических средств, направленная на обеспечение стабильности и эффективности хозяйствования, удовлетворе­ние и защиту интересов хозяйствующих субъектов.

В ст. 5 ХК Украины определено, что правовой хозяйственный порядок формируется на основании оптимального сочетания ры­ночного саморегулирования экономических субъектов хозяйство­вания и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из принципов, закрепленных в Конституции Украины.

Хозяйственное право имеет и иные системообразующие эле­менты.

     В единой отрасли хозяйственного права налицо все указанные признаки специфического «химического» неразрывного соединения норм права.

В частности, исходя из ст. 6 ХК Украины, можно выделить такие принципы хозяйственного права:

—  обеспечение экономического многообразия и равной защиты государством всех субъектов хозяйствования;

—  свобода предпринимательской деятельности в пределах за­кона;

—  свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;

—  ограничение государственного регулирования экономических процессов в рамках необходимости обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, за­щиты прав потребителей и безопасности общества и государ­ства;

—  защита национального товаропроизводителя;

—  запрет незаконного вмешательства органов государства и местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйствен­ные отношения.