logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции

 

Поскольку такое явление, как конкуренция — мощный инструмент рыночной экономики, без которого не могут развиваться ры­ночные отношения, то государство его всячески поощряет и защищает.

Защита конкурентной среды относится к одному из основных направлений реализации экономической функции государства. Но она включает в себя противодействие не только указанным в предыдущих параграфах злоупотреблениям рыночной властью, но и иным проявлениям недобросовестной конкуренции со стороны субъектов, не обладающих такой властью.

Успешность стран, экономика которых базируется на рыночных отношениях, обеспечивается тем, что они создают условия, при которых наилучших результатов достигают те предприниматели-производители качественных товаров (работ, услуг), которые уста­навливают доступные цены и беспокоятся о качестве производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. Такие условия создаются посредством свободной конкуренции, т.е. такой системы, при которой лица, принимающие участие в хозяйственном обороте, обладают экономической свободой и обязаны конкурировать между собой. Но конкуренция будет полезной для общества только в том случае, если она свободная и честная. Недобросовестные действия участников конкуренции сдерживают развитие экономики и на­рушают права потребителей.

Общеизвестно и признано, что конкуренция — это благо для эко­номических отношений любой страны. Поэтому всеми законными средствами пресекаются те формы конкуренции, которые основаны на нечестных, недобросовестных методах ведения хозяйственной деятельности. Эти методы называются в праве недобросовестной конкуренцией, которая является непременной спутницей рыночных отношений. Например, в Германии ежегодно рассматривается около 20 тысяч споров о недобросовестной конкуренции.

Сам по себе термин «недобросовестная» конкуренция уже несет негативную информацию о том, что действия конкурентов противоречат определенным категориям, зачастую нравственным, которые не регулируются правовыми предписаниями. Однако законодательство многих стран, на какой бы концепции оно не развивалось (власти над рынком или господства рынка), использует данные категории в качестве правовых критериев, с помощью которых определяются рамки правомерности действий, выходящих за рамки этих нравствен­ных категорий. Морально-этическая оценка методов осуществления конкурентных действий выступает важным элементом правовой конструкции акта о недобросовестной конкуренции.

Так, о нарушении честных обычаев указывается в определении недобросовестной конкуренции в п.2 ст.10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Федеральный закон Швейцарии против недобросовестной конкуренции недобросовестным и незаконным называет любое поведение или коммерческую деятельность, которая является обманной и нару­шает любым иным способом добросовестность.

Под недобросовестной конкуренцией в Конвенции понимается всякая форма конкурентного поведения, противоречащая честным обычаям в промышленных и торговых делах. Перечень проявлений недобросовестной конкуренции не носит исчерпывающего характера. Согласно статье 1 Конвенции пресечение недобросовестной конкуренции должно осуществляться в рамках системы по охране промышленной собственности. Законодательство Украины воспри­няло основные характеристики недобросовестной конкуренции и внесло ряд дополнительных характеристик. Во Франции при определении судами понятия недобросовестной конкуренции в основу были положены рассуждения о нарушении моральных норм, норм профессиональной этики торговца или промышленника. Российское законодательство о конкуренции также использует в качестве правовых критериев такие морально-этические категории как до­бропорядочность, разумность, справедливость.1

Первые попытки правового оформления понятия недобросовест­ной конкуренции относятся к концу XIX столетия, когда во Франции этим определением стали оперировать суды в целях защиты интересов предпринимателей, которые вступили в конкурентную борьбу на рынке. С того времени это определение получило широкое распространение и стало общепринятым.

Понятие недобросовестной конкуренции развивалось историче­ски. Так, профессор Г. К. Гинс под недобросовестной конкуренцией понимал использование права состязательности, которое принад­лежит каждому, сопровождающееся способом морально недопусти­мым, принижающим деловую порядочность купцов относительно друг друга и подрывает доверие к купцам со стороны потребителя.

Вопросы недобросовестной конкуренции освещались в работах И.А.Зенина, И.Б.Новицкого, Г.Ф.Шершеневича, И.Колера, А.Гирке, В. Шретера и др. Общим для них является то, что к недобросовестной конкуренции относились недопустимые, противозаконные способы, а не действия, которые просто не удовлетворяют одну из сторон торгового оборота.

Система зарубежного законодательства, направленного на пресечение недобросовестной конкуренции, развивается очень динамично.

Среди нормативных актов, регулирующих процесс недопущения недобросовестных конкурентных действий, следует назвать Федераль­ный закон о недобросовестной конкуренции 1923 года (в редакции 1980 года, Австрия); Закон № 14 о предупреждении недобросовестной конкуренции 1934 года (в редакции 1990 года, Япония); Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952—1953 гг. (в редакции 1976 года, Канада); Закон о запрете коммерческой практики от 20 ноября 1990 года (Венгрия); Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией от 16 апреля 1993 года (Польша); Закон о запрете недобросовестной конкуренции от 2 сентября 1993 года (Ки­тай) и этот перечень, безусловно, не является исчерпывающим.

В украинском законодательстве основы правового регулирования недопущения недобросовестной конкуренции сперва были изложе­ны в Законе Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции» от 18.02.92 г. В частности, статья 7 этого Закона под недобросовестной конкуренцией понимала неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитацию, копирование, прямое воспроизведение товаров другого предпринимателя, самовольное использование его имени; умышленное распространение неправди­вых или неточных данных, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринима­теля; получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью причинения вре­да деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

На сегодняшний день понятие, виды и проявления недобросо­вестной конкуренции, ответственность за совершение недобросо­вестных конкурентных действий и правовые основы осуществления государственной политики по защите предпринимательства от не­добросовестной конкуренции определены Законом Украины «О за­щите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 года, который вступил в силу 1 января 1997 года.

Так, в соответствии со ст. 1 этого Закона недобросовестной конку­ренцией признаются любые действия в конкуренции, которые про­тиворечат правилам, торговым и прочим честным обычаям в предпринимательской деятельности.

В отечественной юридической литературе под недобросовестной конкуренцией понимается нарушение правил поведения, которые сложились, широко применяются в предпринимательстве и при­знаются предпринимателями как обязательные деловые нормы. Несоблюдение этих норм наносит вред отношениям добросовестной конкуренции и свободы в предпринимательской деятельности1.

Прогрессивной новеллой ХК Украины по сравнению с законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» является то, что правила добросовестной конкуренции распространены не только на субъектов предпринимательства, но и на всех других субъектов хозяйствования. Тем самым субъекты, осуществляющими неком­мерческую хозяйственную деятельность, подчинены правилам честной конкурентной борьбы в экономике.

Недобросовестная конкуренция является правонарушением, кото­рое причиняет или может причинить негативное воздействие на конкуренцию, и влечет применение мер юридической ответственности.

Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, то есть в его действиях,

противоречащих:

а)  положениям действующего законодательства;

б)  обычаям делового оборота;

в)  требованиям добропорядочности, разумности и справедливо­сти.

Однако действующее законодательство Украины не содержит определения правил торговых и прочих честных обычаев в предпри­нимательской деятельности. Содержание этих категорий (правил, обычаев, разумности, честности и добропорядочности) устанавлива­ются судебными и антимонопольными органами при рассмотрении конкретных дел.

В Законе Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. законодательство о защите от недобросовестной конкуренции определено как составная часть законодательства о защите экономической конкуренции. В то же время обособленность законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, наметивша­яся ранее, продолжает сохраняться, поскольку основное содержание Закона Украины «О защите экономической конкуренции» посвяще­но предупреждению и пресечению злоупотреблению рыночной властью (монополистических злоупотреблений), а не регулированию вопросов пресечения недобросовестной конкуренции.

Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» направлен на установление, развитие и обеспечение торговых и прочих честных обычаев ведения конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. Закон создает правовые условия защиты прав участников рыночных отношений, основы цивилизованной экономической конкуренции.

Законодательство Украины признает недобросовестной конку­ренцией три вида действий: а) неправомерное использование деловой репутации; б) создание препятствий в процессе конкуренции; в) неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны.

Действия, которые в Украине считаются неправомерным использованием деловой репутации, описаны в главе 2 Закона Укра­ины «О защите от недобросовестной конкуренции» и подразделяются на:

—  неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки;

—  неправомерное использование товара другого производителя;

—  копирование внешнего вида изделия;

—  сравнительная реклама.

Основным признаком такого вида правонарушений является получение экономического эффекта в конкурентной борьбе за счет паразитирования на деловой репутации известного потребителям или конкурентам субъекта предпринимательской деятельности. Это достигается путем смешивания в сознании покупателей (потребителей) между деятельностью (товарами, работами, услугами) подлинного носителя деловой репутации (добросовестного конкурента) и ложного имитатора (недобросовестного конкурента).1

Недобросовестной конкуренцией признается не само по себе незаконное или самовольное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации лица, а осуществление предпринимательской деятельности на такой основе.

Кроме того, действия, которые могут быть признаны неправомерным использованием чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки и т.п. должны содержать такой признак, как возможность привести к смешению с деятельностью иного хозяйствующего субъекта (предпринимателя), который имеет приоритет на их использование.

Неправомерное использование товара иного производителя может быть признано неправомерным в том случае, когда использование товара иного производителя осуществляется через введение, в хозяйственный оборот под своим именем и обозначением путем изменения или снятия обозначений производителя без согласия уполномочен­ного на то лица. Таким образом, товар иного производителя представляется как собственный товар путем снятия любым способом обозначений производителя или внесения существенных изменений в эти обозначения.

Такие действия признаются недобросовестной конкуренцией, поскольку наносят моральный вред фактическому производителю через нелегальное использование товара, а также материальный вред через неполучение ожидаемой прибыли. В результате таких действий потребители в дальнейшем будут обращаться к предпринимателю-нарушителю, а действительный производитель будет вынужден утрачивать позиции на рынке, сдерживать свою деловую активность и нести убытки.

Копирование внешнего вида изделия заключается в воспроизве­дении внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введение такого изделия в хозяйственный оборот без однозначного определения производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью прочего хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Признание противоправности такого антиконкурентного поведения базируется на том, что внешний вид изделия является результатом творческой деятельности в сфере художественного конструирования и дизайна. Новый внеш­ний вид изделия, оригинальность, приоритетность введения в хозяйственный оборот защищаются соответствующими законодательными актами.

Неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов и упаковки также признается правонарушением.

Неправомерным, в соответствии с законодательством Украины, является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, фирменного наименования, знаков для товаров и услуг, прочих обозначений, а также рекламных материалов, упаковки товаров, названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, обозначений происхождения товаров, что может привести к смешиванию с деятельностью иного хозяйствующего субъекта (предпринимателя), имеющего приоритет на их использование.

Использование в фирменном наименовании собственного имени физического лица не признается неправомерным, если к собственному имени добавляется какой-либо отличительный элемент, ко­торый включает смешивание с деятельностью иного хозяйствующего субъекта.

Введение в хозяйственный оборот под своим обозначением това­ра иного производителя путем изменения или снятия обозначений производителя без согласия уполномоченного на то лица признает­ся в соответствии с законодательством Украины неправомерным использованием товара иного производителя. Копированием внешнего вида изделия по законодательству Украины о защите экономической конкуренции признается воспро­изведение внешнего вида изделия иного хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введение его в хозяйственный оборот без однозначного определения производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью иного хозяйствующего субъекта (предпринимателя).

Законодательство Украины в этом составе содержит оговорку следующего содержания. Не считается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его части, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным использованием. Это не распространяется на произведения, которые охраняются как объекты права интеллектуальной собственности.

Сравнительной является реклама, содержащая сравнения с товарами, работами или услугами, а также с деятельностью иного хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Однако не любая сравнительная реклама является правонарушением.

Признается правомерным сравнение в рекламе, если приводимые сведения о товарах, работах и услугах подтверждены фактическими данными и являются достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей.

Следует помнить, что неправомерная сравнительная реклама прямо подпадает под действие Закона « О защите от недобросовестной конкуренции». Однако Закон Украины «О рекламе» в редакции от 11.07.2003 г. устанавливает само понятие рекламы, а также иные правонарушения в сфере рекламы, которые могут быть отнесены к недобросовестной конкуренции. В частности, размещение запрещенной рекламы допинговых средств для использования в спорте следует относить к такому правонарушению, как достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, о котором речь идет ниже.

Глава 3 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» содержит перечень составов правонарушений (8 пунктов), которые в Украине признаются недобросовестной конкуренцией в форме создания препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и достижения неправомерных преимуществ к конкуренции. Целью данного вида правонарушений является по­лучение эффекта в экономическом соперничестве за счет дискредитации конкурента перед потребителем и субъектами предпринимательства. В процессе недобросовестной конкуренции дискредитации как правонарушение может приобретать различные внешние фор мы, но в основном она выражается в опорочивании деловой репута­ции конкурента и его деятельности, а также его товаров, работ или услуг. Этот вид недобросовестной конкуренции может выражаться также в дезорганизации предпринимательской деятельности субъекта предпринимательства.

К нарушениям подобного рода относятся следующие:

1. Дискредитация хозяйствующего субъекта, которой признается распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с личностью или с деятельностью хозяйствующего субъекта (предпринимателя), которые причинили или могли бы причинить

 вред деловой репутации хозяйствующего субъекта.

 2. Купля-продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с принудительным ассортиментом, которые предполагают навязывание покупателю (потребителю) товаров, не нужных ему.

3. Склонение поставщика к дискриминации покупателя (заказчика), которое проявляется в побуждении конкурентом покупателя (заказчика) поставщика, непосредственно или через посредника, к предоставлению определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком) без достаточных на то оснований.

4.  Склонение к бойкоту хозяйствующего субъекта рассматривается как побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных связей с этим хозяйствующим субъектом.

5.  Склонение хозяйствующего субъекта к разрыву договора с конкурентом, выражающееся в совершении с корыстными целями или в интересах третьих лиц побуждения хозяйствующего субъекта (предпринимателя) — участника договора к неисполнению или ненадлежащему исполнению договорных обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения хозяйствующему субъекту (предпринимателю) — участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или прочих преимуществ.

6.  Подкуп работника поставщика, который заключается в предоставлении или предложении ему конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником поставщика служебных обязанностей, которые следуют из заключенного или связаны с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком). При этом к работнику поставщика приравнивается и другое лицо, которое в соответствии со своими полномочиями принимает решения от имени поставщика о поставке товара, выполнении работ, предоставлении услуг, влияет на принятие такого решения или каким-либо образом связано с ним.

7.  Подкуп работника покупателя (заказчика), состоящий в предоставлении или предложении ему конкурентом постав­щика, непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя (заказчика) служебных обязанностей, которые следуют из заключенного или связаны с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком.

8. Достижение неправомерных преимуществ в конкурен­ции — это получение таких преимуществ относительно иного хозяйствующего субъекта путем нарушения действующего законодательства, что подтверждено решением государственного органа, наделенного властной компетенцией (АМКУ и его территориальных отделений).

Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции может быть выражено также в незаконном сборе, использовании. разглашении и склонении к разглашению информации составляющей коммерческую тайну.

В данном случае речь идет о проявлениях недобросовестной конкуренции относительно коммерческой тайны как особого объекта исключительных прав субъектов хозяйствования.                        

В соответствии со статьей 505 ГК Украины коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее со­ставляющих частей неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с чем имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных мер по сохранению ее секретности, предпринятых лицом, законно контролирующим эту информацию. Это информация технического, организационного, коммерческого, производственного и прочего характера, за исключением тех сведений, которые в соответствии с законом не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Таким образом, в отношении информации, являющейся коммер­ческой тайной, применимы четыре характерных признака:

а)  это информация, которая имеет действительную или потен­циальную коммерческую ценность;

б)  эта информация неизвестна третьим лицам и к ней нет сво­бодного доступа;

в)  по отношению к этой информации ее владелец принимает меры по обеспечению ее конфиденциальности;

г)  это сведения, которые по законодательству Украины могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Следует иметь в виду, что Постановлением Кабинета Министром Украины № 611 от 09.08.93 г. «О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны» установлено, что коммерческой тайной не являются:

—  учредительные документы, документы, позволяющие заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и ее отдельными видами;

 — информация по установленным формам государственной отчетности;

—  данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты на­логов и прочих обязательных платежей;

— сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям (должностям), о наличии свободных рабочих мест;

— сведения об уплате налогов и обязательных платежей;

— информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, которая причиняет вред здоровью, а также прочих нарушениях законодательства Украины и размерах причи­ненных при этом убытков;

— документы о платежеспособности;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и прочих организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

—  сведения, которые подлежат огласке по законодательству Украины (например, о создании и ликвидации субъекта хо­зяйствования).