3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
Государственная регистрация субъектов хозяйствования проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица — предпринимателя (ч.2 ст. 58 ХК Украины и ст.5 Закона «О государственной регистрации ...»). Государственный регистратор назначается на должность и освобождается от должности городским головой города областного значения или председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по согласованию со специальным органом по вопросам государственной регистрации. Государственный регистратор имеет соответствующее удостоверение и собственную печать (ч. 2 и ч. 4 ст. 6 указанного Закона).
Для государственной регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица подаются следующие обязательные документы:
а) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;
б) регистрационная карточка установленного образца;
в) документ об уплате сбора за государственную регистрацию. При регистрации отельных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования требуется предоставить дополнительные документы.
Так, в случаях, установленных законом, необходимо решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица. Такие решения органы регистрации могут потребовать при создании дочерних и коллективных предприятий, производственных кооперативов и потребительских обществ.
Для регистрации субъектов хозяйствования — юридических лиц, в отношении которых законом установлены требования по формированию уставного капитала до регистрации юридического лица (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью, государственное коммерческое предприятие, коммунальное унитарное предприятие), необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий внесение учредителями вкладов в определенном размере (например, для АО и ООО).
Решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание или реорганизацию субъектов хозяйствования требуется в случаях, когда количественные характеристики возникающей концентрации требуют разрешения согласно Закону «О защите экономической конкуренции».
При создании открытых акционерных обществ должен также представляться отчет о результатах подписки на акции, удостоверенный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ч. 3 ст. 58 ХК Украины и ст. 24 названного Закона).
При регистрации юридического лица, учредителем которого является иностранное юридическое лицо, предоставляется легализованная выписка из соответствующего торгового, банковского или судебного реестра иностранного государства о регистрации такого учредителя за рубежом.
Для регистрации фермерского хозяйства дополнительно предоставляется копия документа о праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения.
Новеллой Закона «О государственной регистрации...» является институт предварительного резервирования наименования юридического лица. Отныне учредители будущего юридического лица и праве за плату зарегистрировать на срок до двух месяцев (а для открытых АО — до девяти месяцев) будущее наименование юридического лица. Предварительное резервирование наименования не является обязательным, но позволяет учредителям юридического лица избежать неблагоприятных последствий возможного отказа в государственной регистрации юридического лица по причине наличия в Едином реестре тождественного наименования другого юридического лица. Для резервирования наименования не требуется громоздких и дорогостоящих процедур (оформления учредительных документов и т.п.), предусмотренных для регистрации юридического лица. Достаточно заявления и документа, подтверждающего внесение установленного сбора.
Регистрационные процедуры в отношении граждан, имеющих намерение осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подвержены специальному регулированию. Такие граждане подают (лично или по почте) регистрационную карточку установленного образца, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации, копию справки о присвоении идентификационного номера плательщика налогов и документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию (ч.4 ст. 58 ХК Украины). В отличие от ранее действовавшего законодательства Закон «О государственной регистрации ...» не предусматривает предоставления фотографий мри государственной регистрации гражданина-предпринимателя. Тем самым подтверждено, что идентификация гражданина-предпринимателя должна происходить на основании выданного ему свидетельства и паспорта.
Государственному регистратору запрещено требовать документы для регистрации юридического лица или гражданина-предпринимателя, не предусмотренные прямо законодательными актами Украины. Документы, которые подаются государственному регистратору, должны быть изложены на государственном языке. Регистрационная карточка заполняется машинописью либо от руки печатными буквами. Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение и др.) юридического лица должны содержать
сведения, предусмотренные законом. Учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним, должны быть составлены письменно, прошиты, пронумерованы и подписаны учредителями (участниками), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Подписи учредителей (участников) должны быть нотариально удостоверены (ч. 1-3 и 5 ст.8 названного Закона).
За проведение государственной регистрации взимается регистрационный сбор в размере 170 грн. — для юридических лиц и 34 грн. — для граждан (ч.1 ст.10 Закона «О государственной регистрации...»).
Собственники (учредители) или уполномоченные им органы несут ответственность за соответствие требованиям законодательства и достоверность документов, подаваемых для государственной регистрации (ч.5 ст.58 ХК Украины).
Государственная регистрация субъектов хозяйствования — юридических лиц осуществляется в срок не более 3-х рабочих дней, а граждан — предпринимателей — не более 2-х рабочих дней со дня подачи необходимых документов. После государственной регистрации соответствующий орган обязан в течение следующего рабочего дня выдать субъекту хозяйствования свидетельство о его государственной регистрации (ст.ст. 25 и 43 Закона «О государственной регистрации...»).
На печатях и штампах субъекта хозяйствования должен указываться идентификационный код (номер), по которому этот субъект включен в государственный реестр (ч. 7 ст. 58 ХК Украины).
Обращает на себя внимание, что Закон «О государственной регистрации... » предусматривает создание Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в котором учитываются сведения о юридических лицах и гражданах-предпринимателях. Сведения эти формируются путем внесения различного рода записей: 1) о проведении регистрации соответствующего лица; 2) о регистрации прекращения юридического лица; 3) о прекращении предпринимательской деятельности гражданина; 4) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; 5) об обособленных подразделениях юридического лица; 6) об отсутствии юридического лица по его местонахождению и прочих.
В то же время данный реестр не отменяет Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) и Единый государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей. Два последних реестра являются основанием для внесения в свидетельство о государственной регистрации кодов юридических лиц и номеров граждан — предпринимателей. Данное взаимодействие реестров является громоздким и, вероятнее всего, в ближайшем времени встанет вопрос о целесообразности их унификации.
Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов субъект хозяйствования или его уполномоченное лицо предоставляет соответствующему органу внутренних дел свидетельство о государственной регистрации, утвержденные собственником (учредителями) образцы таких печатей и штампов (2 экземпляра) и документ об уплате за выдачу вышеуказанного разрешения.
В соответствии с ч. 8 ст. 58 ХК Украины свидетельство о государственной регистрации субъекта хозяйствования и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счетов и учреждениях банков. Свидетельство о государственной регистрации необходимо лицу во многих других, по сути, бесчисленных случаях, начиная от процедур лицензирования хозяйственной деятельности и заканчивая оформлением карточки учета субъекта ВЭД в таможенных органах.
Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствования, о внесении изменений в них подлежат опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядовий кур'єр» и/или официальном печатном издании органа государственной власти либо органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение 10-ти дней с момента проведения государственной регистрации субъекта хозяйствования (ч. 10 ст. 58 ХК Украины).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона «О государственной регистрации ...» законом могут быть установлены особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональ-Ш.1Х союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов), бирж, а также иных учреждений и организаций. Например, государственная регистрация банков осуществляется Национальным банком Украины в соответствии с требованиями Никона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года. Кроме вышеуказанных учреждений и организаций специальные правила государственной регистрации устанавливаются для средств массовой информации, учреждений высшего образования, здравоохранения, страховой деятельности и т.д.
Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации субъекта хозяйствования согласно ст.ст. 27, 44 Закона «О государственной регистрации ...» являются:
а) для юридического лица:
— несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других документах, представленных для проведения государственной регистрации юридического лица;
— отсутствие в учредительных документах сведений, требуемых законом, а также несоблюдение требований ч. 3 ст. 8 Закона Украины «О государственной регистрации ...» (например,
учредительные документы хозяйственного общества не содержат сведений о составе его органов управления);
— нарушение порядка создания юридического лица, который установлен законом (например, наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом относительно лиц, которые указаны как должностные лица органа управления юридического лица);
— несоответствие сведений об учредителях либо участниках юридического лица сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре;
— наличие ограничений относительно совершения учредителями или участниками юридического лица либо уполномоченными ими лицами юридических действий (например, если юридическое лицо — учредитель находится в стадии ликвидации);
— наличие в Едином государственном реестре наименования, тождественного наименованию юридического лица, которое имеет намерение зарегистрироваться;
— использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо производных от этих наименований либо исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины);
б) для физического лица:
— несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других документах, поданных для проведения государственной регистрации;
— наличие ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, установленных законом, относительно физического лица, которое имеет намерение стать предпринимателем;
— наличие в Едином государственном реестре записи о том, что заявитель уже является предпринимателем.
Отказ в проведении государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности (юридических лиц и физических лиц — предпринимателей) по иным основаниям не допускается (ч. 11 ст. 58 ХК Украины, ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 44 названного Закона).
Отказ в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть активным, то есть сопровождаться прямым уведомлением заявителя, либо пассивным, что подтверждается фактом отсутствия государственной регистрации в установленный срок. При наличии оснований пассивный или активный отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке (ч. 12 ст. 58 ХК Украины).
Институт отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования следует отличать от института оставления документов заявителя без рассмотрения, предусмотренного ч. 11 ст. 24, ч. 5 ст. 42 и другими
нормами Закона «О государственной регистрации ...». Оставление документов заявителей без рассмотрения производится по внешним признакам ненадлежащности поданных документов (документы представлены в ненадлежащее место регистрации, документы представлены не в полном объеме, документы оставлены не на государственном языке, не прошиты и т.п.). Отказ и государственной регистрации основан на проверке содержания поданных документов на предмет соответствия закону.
Закон прямо не предусматривает возможности судебного обжалования неправомерных действий государственного регистратора но оставлению документов заявителя без рассмотрения. Однако право на такое обжалование вытекает из ч. 2 ст. 53 Закона «О государственной регистрации...» как право на обжалование действий или бездействия государственного регистратора.
Изменения регистрационных данных о субъекте хозяйствования также требуют государственной регистрации.
В процессе деятельности зарегистрированного субъекта хозяйствования нередко требуется изменить регистрационные данные о нем.
При этом следует различать: 1) внесение изменений в сведения и юридическом лице (ст. 19 Закона), 2) государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица (ст.ст. 29-31 Закона) и 3) внесение изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе (ст.ст. 45 Закона).
Внесение изменений в сведения о юридическом лице отличается от процедуры регистрации тем, что для ее осуществления не требуются какие-либо иные документы, кроме новой регистрационной карточки. Такими сведениями может быть, например, изменение ФИО руководителя юридического лица.
Государственная регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется с предоставлением подтверждающих документов. Необходимость такой регистрации возникает тогда, когда сведения о юридическом лице влекут внесение изменений в его учредительные документы. Например, это происходит при изменении организационно-правовой формы, формы собственности или наименования юридического лица, при изменении размера уставного капитала (фонда), состава учредителей юридического лица.
В отличие от ранее действующего законодательства Закон «О государственной регистрации ...» не делает различий между перерегистрацией и государственной регистрацией изменений в учредительных документах юридического лица. Органы юридического лица для проведения таких изменений должны представить государственному регистратору новую регистрационную карточку, документы, подтверждающие
внесение изменений в учредительные документы юридического лица, оригинал учредительных документов и документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора.
В отдельных случаях Закон «О государственной регистрации...» требует предоставления дополнительных документов. Например, при внесении изменений в учредительные документы, связанных с изменением наименования или местонахождения юридического лица, должен быть предоставлен оригинал свидетельства о государственной регистрации. Взамен этого свидетельства после процедуры регистрации выдается новое свидетельство, содержащее уточненные данные о юридическом лице.
Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе необходима в двух случаях — при изменении его имени (фамилии, отчества) либо при изменении его местожительства. Такая регистрация схожа с процедурами государственной регистрации гражданина-предпринимателя и требует предоставления заявителем новой регистрационной карточки, «старого» свидетельства и документа об уплате регистрационного сбора. Внесение изменений в сведения о гражданине-предпринимателе в упрощенном режиме (путем предоставления одной лишь новой регистрационной карточки) законом не предусматривается.
Субъекты хозяйствования — юридические лица имеют право открывать филиалы (отделения), представительства, которые по юридической природе не обладают статусом юридического лица.
Открытие указанных подразделений не требует их регистрации. Субъект хозяйствования лишь уведомляет об их открытии регистрирующий орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку (ч. 15 ст. 58 ХК и ст. 28 Закона «О государственной регистрации ...»).
Юридическое лицо должно внести в регистрационную карточку точные данные о созданном обособленном подразделении, в том числе: информацию о решении создать обособленное подразделение, идентификационный код обособленного подразделения (соответствующую справку выдают органы статистики); его полное наименование и местонахождение, другие данные, требуемые ст. 28 вышеуказанного Закона.
В отличие от структурных подразделений отечественных субъектов хозяйствования представительства и филиалы иностранных компаний подлежат аккредитации на территории Украины (ст. 4 Закона «О государственной регистрации ...»). Сегодня соответствующие процедуры находятся в ведении Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
- 1.2. Предмет хозяйственно-правового регулирования
- 1.3. Метод правового регулирования, принципы и иные системообразующие элементы предпринимательского права
- Тема 2. Источники правовой регуляции предпринимательства
- 2.1. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права
- 2.2. Общая характеристика иных актов хозяйственного (предпринимательского) законодательства Украины
- 2.4. Деловые обычаи как источник хозяйственного права
- 2.5. Нормативный договор как источник хозяйственного права
- 2.6. Судебная практика как источник хозяйственного права
- Глава 3 . Субъекты предпринимательской деятельности
- 3.1. Понятие легализации предпринимательской деятнльности.
- 3.2. Понятие государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
- 3.4. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
- Тема 4 Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности
- 4.1. Правовой статус граждан-предпринимателей
- 4.2. Учредительные документы субъектов хозяйствования
- 4.3. Государственные и коммунальные унитарные предприятия. Казенные предприятия
- 4.4. Кооператив как предприятие коллективной Собственности
- 4.5. Сущность и соотношение различных видов хозяйственных обществ
- 4.6. Правовой статус акционерного общества
- 4.7. Правовой статус обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 4.8. Правовой статус полного и коммандитного обществ
- 4.9. Объединения предприятий
- Тема 5. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 5.1. Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования
- 5.2. Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования
- Права интеллектуальной собственности
- 5.3. Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования
- 5.4. Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования
- Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики
- Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности
- Методы и формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность
- Тема 7 Лицензирование хозяйственной деятельности
- Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности
- Тема 8. Стандартизация и сертификация в предпринимательстве
- Разновидности стандартов.
- Сертификация продукции.
- Международные и национальные органы стандартизации и сертификации их основные функции.
- Тема 9. Правовое регулирование цен и ценообразование
- 9.1. Цена как экономическая категория
- 9.2. Цена как правовая категория
- 9.3. Виды цен и их классификация
- 9.4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования
- 9.5. Контроль за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования
- Тема 10. Правовое регулирование биржевой деятельности
- 1. Товарные биржи
- 3. Виды биржевых сделок
- 3. Правила биржевой торговли
- Тема 11. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Понятие ценных бумаг и их виды
- Облигации
- Инвестиционные сертификаты
- Сберегательные (депозитные) сертификаты
- Вексель
- Участники рынка ценных бумаг
- Тема 12 Правовые основы обеспечения экономической конкуренции в предпринимательстве
- Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции
- Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
- Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
- Антиконкурентные согласованные действия
- Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
- Понятие и проявления недобросовестной Конкуренции
- Тема 13. Договора в сфере предпринимательства Понятие хозяйственного обязательства
- 13.2. Классификация хозяйственных обязательств
- 15.3. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
- 15.4. Хозяйственные договоры
- Тема. 14 Правовое регулирование расчетных отношений
- 14.1. Понятие расчетных правоотношений
- 14.2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета
- 14.3. Правовое регулирование наличных расчетов
- 14.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Понятие, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Государственное регулирование вэд.
- 2 Группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира
- 3 Группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят в 1 и 2 группы валют)1.
- Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
- Понятие и содержание внешнеэкономического договора (контракта).
- Регистрация внешнеэкономических договоров
- Правила инкотермс.
- Тема 16. Правовая регуляция инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиции
- Инвестиционная деятельность
- Участники инвестиционной деятельности.
- Понятие, виды и формы осуществления иностранных инвестиций
- Инвестиционный договор
- Особенности правового режима инвестиций на отдельных территориях, свободных экономических зонах, технологических парках.
- Тема 17. Валютная регуляция в предпринимательстве Понятие валюты и валютных операций
- Организация валютного регулирования
- Валютный контроль
- Тема 18. Правовая регуляция банкротства субъектов предпринимательства
- Понятие неплатежеспособности и банкротства
- Порядок признания банкротом субъекта предпринимательской деятельности
- 2.1. Распоряжения имуществом должника
- 2.2. Санация
- 2.3. Ликвидация должника
- 2.4. Мировое соглашение
- Особенности банкротства отдельных категорий субъектов пидприемнициькои деятельности
- Тема 19. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- Тема 20. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования Понятия и основания ответственности в предпринимательском праве
- Имущественная ответственность в предпринимательском праве
- Административно-хозяйственные санкции