logo
предпринимательское право конспект лекций шайха

3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования

Государственная регистрация субъектов хозяйствования прово­дится государственным регистратором исключительно в исполнитель­ном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица — предпринима­теля (ч.2 ст. 58 ХК Украины и ст.5 Закона «О государственной реги­страции ...»). Государственный регистратор назначается на должность и освобождается от должности городским головой города областного значения или председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по согласованию со специальным органом по вопросам государственной регистрации. Государственный регистратор имеет соответствующее удостоверение и собственную печать (ч. 2 и ч. 4 ст. 6 указанного Закона).

Для государственной регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица подаются следующие обязательные докумен­ты:

а) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

б) регистрационная карточка установленного образца;

в) документ об уплате сбора за государственную регистрацию. При регистрации отельных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования требуется предоставить дополнитель­ные документы.

Так, в случаях, установленных законом, необходимо решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица. Такие решения органы регистрации могут потребовать при создании дочерних и коллек­тивных предприятий, производственных кооперативов и потреби­тельских обществ.

Для регистрации субъектов хозяйствования — юридических лиц, в отношении которых законом установлены требования по формиро­ванию уставного капитала до регистрации юридического лица (ак­ционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью, государственное коммерческое предприятие, коммунальное унитарное предприятие), необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий внесение учредителями вкладов в определенном размере (например, для АО и ООО).

Решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание или реорганизацию субъектов хозяйствования требуется в случаях, когда количественные характеристики возникающей концентрации требуют разрешения согласно Закону «О защите экономической конкуренции».

При создании открытых акционерных обществ должен также представляться отчет о результатах подписки на акции, удостове­ренный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо­вому рынку (ч. 3 ст. 58 ХК Украины и ст. 24 названного Закона).

При регистрации юридического лица, учредителем которого яв­ляется иностранное юридическое лицо, предоставляется легализованная выписка из соответствующего торгового, банковского или судебного реестра иностранного государства о регистрации такого учредителя за рубежом.

Для регистрации фермерского хозяйства дополнительно предо­ставляется копия документа о праве на земельный участок сельско­хозяйственного назначения.

Новеллой Закона «О государственной регистрации...» является институт предварительного резервирования наименования юри­дического лица. Отныне учредители будущего юридического лица и праве за плату зарегистрировать на срок до двух месяцев (а для открытых АО — до девяти месяцев) будущее наименование юриди­ческого лица. Предварительное резервирование наименования не является обязательным, но позволяет учредителям юридического лица избежать неблагоприятных последствий возможного отказа в государственной регистрации юридического лица по причине на­личия в Едином реестре тождественного наименования другого юридического лица. Для резервирования наименования не требу­ется громоздких и дорогостоящих процедур (оформления учреди­тельных документов и т.п.), предусмотренных для регистрации юридического лица. Достаточно заявления и документа, подтверж­дающего внесение установленного сбора.

Регистрационные процедуры в отношении граждан, имеющих намерение осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подвержены специальному регули­рованию. Такие граждане подают (лично или по почте) регистра­ционную карточку установленного образца, которая одновремен­но является заявлением о государственной регистрации, копию справки о присвоении идентификационного номера плательщика налогов и документ, удостоверяющий внесение платы за государ­ственную регистрацию (ч.4 ст. 58 ХК Украины). В отличие от ранее действовавшего законодательства Закон «О государственной ре­гистрации ...» не предусматривает предоставления фотографий мри государственной регистрации гражданина-предпринимателя. Тем самым подтверждено, что идентификация гражданина-пред­принимателя должна происходить на основании выданного ему свидетельства и паспорта.

Государственному регистратору запрещено требовать документы для регистрации юридического лица или гражданина-предпринимателя, не предусмотренные прямо законодательными актами Украины. Документы, которые подаются государственному реги­стратору, должны быть изложены на государственном языке. Регистрационная карточка заполняется машинописью либо от руки печатными буквами. Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение и др.) юридического лица должны содержать

сведения, предусмотренные законом. Учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним, должны быть состав­лены письменно, прошиты, пронумерованы и подписаны учредите­лями (участниками), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Подписи учредителей (участников) должны быть но­тариально удостоверены (ч. 1-3 и 5 ст.8 названного Закона).

За проведение государственной регистрации взимается реги­страционный сбор в размере 170 грн. — для юридических лиц и 34 грн. — для граждан (ч.1 ст.10 Закона «О государственной ре­гистрации...»).

Собственники (учредители) или уполномоченные им органы не­сут ответственность за соответствие требованиям законодательства и достоверность документов, подаваемых для государственной ре­гистрации (ч.5 ст.58 ХК Украины).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования — юридических лиц осуществляется в срок не более 3-х рабочих дней, а граждан — предпринимателей — не более 2-х рабочих дней со дня подачи необходимых документов. После государственной регистра­ции соответствующий орган обязан в течение следующего рабочего дня выдать субъекту хозяйствования свидетельство о его государ­ственной регистрации (ст.ст. 25 и 43 Закона «О государственной регистрации...»).

На печатях и штампах субъекта хозяйствования должен указы­ваться идентификационный код (номер), по которому этот субъект включен в государственный реестр (ч. 7 ст. 58 ХК Украины).

Обращает на себя внимание, что Закон «О государственной реги­страции... » предусматривает создание Единого государственного рее­стра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в котором учитываются сведения о юридических лицах и гражданах-предпринимателях. Сведения эти формируются путем внесения раз­личного рода записей: 1) о проведении регистрации соответствующего лица; 2) о регистрации прекращения юридического лица; 3) о пре­кращении предпринимательской деятельности гражданина; 4) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; 5) об обособленных подразделениях юридического лица; 6) об отсут­ствии юридического лица по его местонахождению и прочих.

В то же время данный реестр не отменяет Единый государствен­ный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) и Единый государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей. Два последних реестра являются основанием для внесения в свидетельство о государствен­ной регистрации кодов юридических лиц и номеров граждан — пред­принимателей. Данное взаимодействие реестров является громозд­ким и, вероятнее всего, в ближайшем времени встанет вопрос о целесообразности их унификации.

Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов субъект хозяйствования или его уполномоченное лицо предоставляет соответствующему органу внутренних дел свидетельство о государственной регистрации, утвержденные собственником (учре­дителями) образцы таких печатей и штампов (2 экземпляра) и до­кумент об уплате за выдачу вышеуказанного разрешения.

В соответствии с ч. 8 ст. 58 ХК Украины свидетельство о государственной регистрации субъекта хозяйствования и копия доку­мента, подтверждающего взятие его на учет в органах государствен­ной налоговой службы, являются основанием для открытия счетов и учреждениях банков. Свидетельство о государственной регистра­ции необходимо лицу во многих других, по сути, бесчисленных случаях, начиная от процедур лицензирования хозяйственной деятельности и заканчивая оформлением карточки учета субъекта ВЭД в таможенных органах.

Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствования, о внесении изменений в них подлежат опубликованию реги­стрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядовий кур'єр» и/или официальном печатном издании органа государ­ственной власти либо органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение 10-ти дней с момента проведения государственной регистрации субъекта хозяйствования (ч. 10 ст. 58 ХК Украины).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона «О государственной регистра­ции ...» законом могут быть установлены особенности государствен­ной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональ-Ш.1Х союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов), бирж, а также иных учреждений и организаций. Например, государственная регистрация банков осуществляется Национальным банком Украины в соответствии с требованиями Никона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года. Кроме вышеуказанных учреждений и организаций специальные правила государственной регистрации устанавлива­ются для средств массовой информации, учреждений высшего образования, здравоохранения, страховой деятельности и т.д.

Основаниями для отказа в проведении государственной реги­страции субъекта хозяйствования согласно ст.ст. 27, 44 Закона  «О государственной регистрации ...» являются:

а) для юридического лица:

—  несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других докумен­тах, представленных для проведения государственной реги­страции юридического лица;

—  отсутствие в учредительных документах сведений, требуемых законом, а также несоблюдение требований ч. 3 ст. 8 Закона Украины «О государственной регистрации ...» (например,

учредительные документы хозяйственного общества не со­держат сведений о составе его органов управления);

—  нарушение порядка создания юридического лица, который установлен законом (например, наличие ограничений на за­нятие соответствующих должностей, установленных законом относительно лиц, которые указаны как должностные лица органа управления юридического лица);

—  несоответствие сведений об учредителях либо участниках юридического лица сведениям, содержащимся в Едином го­сударственном реестре;

—  наличие ограничений относительно совершения учредителями или участниками юридического лица либо уполномоченными ими лицами юридических действий (например, если юридиче­ское лицо — учредитель находится в стадии ликвидации);

—  наличие в Едином государственном реестре наименования, тождественного наименованию юридического лица, которое имеет намерение зарегистрироваться;

—  использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо производ­ных от этих наименований либо исторического государствен­ного наименования, перечень которых устанавливается Ка­бинетом Министров Украины);

б) для физического лица:

—  несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других докумен­тах, поданных для проведения государственной регистрации;

—  наличие ограничений на занятие предпринимательской дея­тельностью, установленных законом, относительно физическо­го лица, которое имеет намерение стать предпринимателем;

—  наличие в Едином государственном реестре записи о том, что заявитель уже является предпринимателем.

Отказ в проведении государственной регистрации субъекта хозяй­ственной деятельности (юридических лиц и физических лиц — пред­принимателей) по иным основаниям не допускается (ч. 11 ст. 58 ХК Украины, ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 44 названного Закона).

Отказ в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть активным, то есть сопровождаться прямым уведомле­нием заявителя, либо пассивным, что подтверждается фактом отсутствия государственной регистрации в установленный срок. При наличии оснований пассивный или активный отказ в государ­ственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке (ч. 12 ст. 58 ХК Украины).

Институт отказа в государственной регистрации субъекта хо­зяйствования следует отличать от института оставления документов заявителя без рассмотрения, предусмотренного ч. 11 ст. 24, ч. 5 ст. 42 и другими

нормами Закона «О государственной регистрации ...». Оставление документов заявителей без рассмотрения производится по внешним признакам ненадлежащности поданных документов (документы представлены в ненадлежащее место регистрации, документы представлены не в полном объеме, докумен­ты оставлены не на государственном языке, не прошиты и т.п.). Отказ и государственной регистрации основан на проверке содержания поданных документов на предмет соответствия закону.

Закон прямо не предусматривает возможности судебного обжалования неправомерных действий государственного регистратора но оставлению документов заявителя без рассмотрения. Однако право на такое обжалование вытекает из ч. 2 ст. 53 Закона «О госу­дарственной регистрации...» как право на обжалование действий или бездействия государственного регистратора.

Изменения регистрационных данных о субъекте хозяйствования также требуют государственной регистрации.

В процессе деятельности зарегистрированного субъекта хозяйствования нередко требуется изменить регистрационные данные о нем.

При этом следует различать: 1) внесение изменений в сведения и юридическом лице (ст. 19 Закона), 2) государственную регистра­цию изменений в учредительные документы юридического лица (ст.ст. 29-31 Закона) и 3) внесение изменений в сведения о физиче­ском лице — предпринимателе (ст.ст. 45 Закона).

Внесение изменений в сведения о юридическом лице отличается от процедуры регистрации тем, что для ее осуществления не требуются какие-либо иные документы, кроме новой регистрационной карточки. Такими сведениями может быть, например, из­менение ФИО руководителя юридического лица.

Государственная регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется с предоставлени­ем подтверждающих документов. Необходимость такой регистрации возникает тогда, когда сведения о юридическом лице влекут внесе­ние изменений в его учредительные документы. Например, это происходит при изменении организационно-правовой формы, фор­мы собственности или наименования юридического лица, при из­менении размера уставного капитала (фонда), состава учредителей юридического лица.

В отличие от ранее действующего законодательства Закон «О государственной регистрации ...» не делает различий между перерегистрацией и государственной регистрацией изменений в учредительных документах юридического лица. Органы юридического лица для проведения таких изменений должны представить государственному регистратору новую регистрационную карточку, документы, подтверждающие

 внесение изменений в учредительные документы юридического лица, оригинал учредительных документов и доку­мент, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

В отдельных случаях Закон «О государственной регистрации...» требует предоставления дополнительных документов. Например, при внесении изменений в учредительные документы, связанных с изменением наименования или местонахождения юридического лица, должен быть предоставлен оригинал свидетельства о государ­ственной регистрации. Взамен этого свидетельства после процедуры регистрации выдается новое свидетельство, содержащее уточненные данные о юридическом лице.

Государственная регистрация изменений в сведения о физи­ческом лице — предпринимателе необходима в двух случаях — при изменении его имени (фамилии, отчества) либо при изменении его местожительства. Такая регистрация схожа с процедурами го­сударственной регистрации гражданина-предпринимателя и тре­бует предоставления заявителем новой регистрационной карточки, «старого» свидетельства и документа об уплате регистрационного сбора. Внесение изменений в сведения о гражданине-предпринима­теле в упрощенном режиме (путем предоставления одной лишь новой регистрационной карточки) законом не предусматривается.

Субъекты хозяйствования — юридические лица имеют право открывать филиалы (отделения), представительства, которые по юридической природе не обладают статусом юридического лица.

Открытие указанных подразделений не требует их регистрации. Субъект хозяйствования лишь уведомляет об их открытии реги­стрирующий орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку (ч. 15 ст. 58 ХК и ст. 28 Закона «О государственной регистрации ...»).

Юридическое лицо должно внести в регистрационную карточку точные данные о созданном обособленном подразделении, в том числе: информацию о решении создать обособленное подразделение, идентификационный код обособленного подразделения (соответ­ствующую справку выдают органы статистики); его полное наи­менование и местонахождение, другие данные, требуемые ст. 28 вышеуказанного Закона.

В отличие от структурных подразделений отечественных субъ­ектов хозяйствования представительства и филиалы иностранных компаний подлежат аккредитации на территории Украины (ст. 4 Закона «О государственной регистрации ...»). Сегодня соответству­ющие процедуры находятся в ведении Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.